Образовательная деятельность " Зима"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Садыкова Галина Ивановна

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы

Тема: «Зима»

Цель: Закрепить знания о характерных признаках зимы, пополнять словарный запас детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zima.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

       Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы

Тема: «Зима»

Цель: Закрепить знания о характерных признаках зимы, пополнять словарный запас детей.

Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять в подборе однокоренных слов; упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласовывать их в роде, числе, падеже; упражнять в составлении предложений по опорным картинкам; развивать логическое мышление, внимание, память; активизировать словарь по теме; воспитывать умение слушать других, не перебивая; работать и играть в коллективе.

Форма проведения: фронтальная

Продолжительность:30 минут

Участники: дети, педагог

Возраст обучающихся: 6-7лет

Материал: экран, флешка с записью, карточки для составления предложений, игра «Логические цепочки», макеты деревьев, схема для развития логического мышления, снежинки.

Методические приёмы: загадывание загадок, прослушивание музыкальных произведений, рассказ воспитателя, рассматривание картинок и составление предложений детьми, игры «Логические цепочки», «Закончи предложение», «Снежок», упражнение на релаксацию, сюрпризный момент – появление сказочного персонажа -  Снеговик.

Структура занятия:

10 минут

Основной

Дидактические игры, прослушивание музыкальных произведений и т.д

15 минут

Заключительный

Рефлексия: вопросы воспитателя.

5 минут

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

Дети: Это зима. Слайд 1

Воспитатель: Правильно, молодцы!

Сегодня мы с вами поговорим о зиме.

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. Я угадала?  

Дети: Да!

Воспитатель: А я люблю их рассказывать. Хотите, я помогу вам сегодня попасть в одну чудесную зимнюю сказку.

Дети: Хотим.

Воспитатель: Я буду рассказывать сказку, а помогать мне будет музыка. Вы же закроете глаза и будете внимательно слушать музыку и мой голос. (дети ложатся на пол, где постелено голубое покрывало)

Звучит музыка, дети слушают музыкальный фрагмент с закрытыми глазами.

Воспитатель: Слышите? Чуть поскрипывая снежком, величаво и не спеша, идет по лесу сама Волшебница Зима. Слайд 2 Вот она взмахивает волшебной палочкой и дарит кустам и деревьям пышные снежные шубы, вплетает в их ветви искрящиеся снежинки. Теперь она зовет нас в свою сказку, обещая чудо, и мы, подчиняясь ее власти, спешим ей навстречу и замираем от радости!

Зима-кружевница весь лес нарядила!

Музыка стихает. Воспитатель предлагает детям открыть глаза и сесть.

Воспитатель: Вы сумели увидеть зимнюю сказку?

Дети: Да.

Воспитатель: Какую зиму вы представили? Слайд 3

Дети: Снежную, холодную, суровую, морозную, ветреную, лютую, студеную...

Воспитатель: Про что говорят: ударили, бушует, замерзли, метут, хрустит, блестит?

(Ответы детей)

Про что можно сказать:

Слайд 4

Морозный… (день, вечер, узор...)

Слайд 5

Снежная... (погода, зима, буря, королева, долина, горка…)

Слайд 6

Холодное… (утро, солнце, небо, мороженое...)

Слайд 7

Ледяные... (горки, реки, озера, сосульки, фигуры...)

Воспитатель: какую холодную зиму вы описали, что даже холодно стало, давайте погреемся.  (Дети встают, проводится игра)

Руки в кулачки сожмем

И немножко подождем.

 На ладошки мы подуем,

Все снежинки мы с них сдуем.

Каждый пальчик мы возьмем,

Сильно на него нажмем.

Каждый пальчик мы возьмем,

Сильно на него нажмем.

Мы ладошки растираем

И лицо обогреваем.

Растираем лобик тоже,

Теплым стать ему поможем.

Щечки надуваются.

Губки улыбаются.

 (Дети выполняют соответствующие движения)

Воспитатель: Согрелись? Тогда давайте поговорим об изменениях в природе зимой.

А вспоминать и рассказывать мы будем с помощью картинок-символов.

Слайд 8

Солнце светит, но не греет.

Слайд 9

Зимой небо может быть ясным и пасмурным.

Слайд 10

Деревья стоят голые, их ветки покрыты снегом.

Слайд 11

День короткий, а ночь длинная.

Слайд 12

Зимой идет пушистый снег.

Слайд 13

Люди тепло одеваются.

Вы очень хорошо описали природные изменения зимой, составили хорошие предложения.

Воспитатель: А теперь отгадайте загадку

Белые звездочки с неба упали,

Мне на ладошку легли и пропали.

Дети: Это снежинки. Слайд 14

Воспитатель: Мы с вами сейчас тоже превратимся в снежинки, сказав волшебные слова:

Вокруг себя повернись

И в снежинку превратись.

Полетели снежинки над полями, над лесами, над высокими домами….

Дети повторяют слова и изображают полет снежинок, передвигаясь по группе под соответствующую музыку.

Вот мы с вами очутились в зимней сказке, а вон там вдали я вижу волшебную полянку. Но чтобы до нее добраться, нужно проложить к ней тропинку.

Игра «Логические цепочки»

Игру начинает воспитатель. Она укрепляет на Мольберте картинку с изображением новогодней елки.

В: Я вам предлагаю проложить необычную тропинку, каждый шаг соединяется между собой с помощью логической связи. А показывать нашу тропинку и шаги мы будем на мольберте. Первой я ставлю на мольберт картинку с изображением новогодней елки, потому что Новый год - главный праздник зимы и на этот праздник мы все наряжаем елочку. Здесь, на столе, разложены другие картинки. Вы должны подумать, какую картинку можно поставить рядом c елкой, чтобы логично объяснить их соседство. Вот, например, я поставлю рядом c елкой картинку c изображением еловых шишек, потому что шишки растут на елке. Пожалуйста, продолжите эту цепочку. Каждый должен выбрать хотя бы одну картинку, включить ее в цепочку и объяснить свой выбор.

Воспитатель: Вот мы и на полянке. Посмотрите, кругом деревья, укрытые снегом и лес, выглядит так сказочно, так красиво. (Садятся на пеньки)

Что зима сделала с лесом? Слайд 15

Дети: заколдовала, запорошила, заморозила…….

Воспитатель: Давайте попробуем подобрать красочные слова для описания леса. Какой стоит лес?

Дети: Лес стоит заколдованный, сказочный, заснеженный, задумчивый, сонный…….

Какой снег в лесу? (Ответы детей)

(Как выглядят деревья зимой? ((Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Много красивых слов подобрали.

Ой, ребята, посмотрите, на дереве какой-то листочек   висит. Давайте подойдём поближе. (Дети с воспитателем подходят к дереву, на котором висит листочек).

Воспитатель: Да ведь это загадка! Посмотрите внимательно, подумайте и скажите, чего не хватает в пустой клетке?

 Дети: Снеговик

Воспитатель: Правильно, Снеговик! Вы хотите, чтобы он появился?

Дети: Да! Хотим!

Воспитатель: Мы с вами в сказке, поэтому возможно все! Но сначала нужно сказать волшебные слова:

Один, два, три,

Снеговик приди!

(Появляется Снеговик, плачет)

Воспитатель: Ребята, а Снеговик плачет. Давайте спросим у нее, что же случилось?

Снеговик: Был сильный ветер и раздул весь снег с деревьев, деревья могут замерзнуть.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Снеговику, ведь мы же в сказке и здесь возможно все. От какого слова получилось имя Снеговик?

(Ответы детей)

Воспитатель: От слова «Снег». От этого слова произошло и много других слов. Я вам буду читать стихотворение, а вы - добавлять слова, связанные со словом снег. Каждым «снежным» словом мы будем укрывать елочку.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю... (снег).

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые… (снежинки).

На поселки, на лужок

Выпал беленький… (снежок.)

Вот веселье для ребят –

Все сильнее... (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в… (снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился …(снеговик)

Рядом снежная фигурка

Эта девочка - ... (снегурка).

На снегу-то, посмотри. -

С красной грудкой… (снегири).

Давайте вспомним, какими «снежными» словами мы укрывали ёлочку. Но чтобы ей было теплее, укроем еще и снежинками.  (Дети повторяют слова и укрывают елочку снежинками.)

Снеговик: Ребята, а вы любите зиму.

Дети: Да!

Снеговик: За что вы её любите?

Дети: Зимой можно играть в снежки, кататься на санках, зимой очень красиво….

Снеговик: Я вам предлагаю поиграть в игру «Снежная кутерьма».

Будет играть весёлая музыка, как только музыка перестала играть вам нужно найти пару и примёрзнуть тем местом, которым я скажу.

Снеговик: Молодцы!

Воспитатель: Ребята, давайте еще подарим зиме пословицы и поговорки.

Зима не лето: в шубку одета.

Шубка зимой не шутка.

В зимний холод всякий молод.

Мороз не велик да, стоять не велит.

Много снега – много хлеба.

Береги нос в большой мороз.

Чем крепче зима, тем скорее весна.

Солнце летом греет, зимой морозит.

Зимой сквозь слезы улыбается.

Снеговик:- Спасибо вам ребята, что помогли мне укрыть деревья снегом. За это я даю вам вот такие подарки. А сам побегу в лес.

- До свидания ребята….

Воспитатель: И нам пора возвращаться из зимней сказки в детский сад.

Вокруг себя повернись,

В детский садик возвратись.

 - Понравилось путешествие?

- О каком времени года мы говорили?

- Что нового и интересного узнали?

Используемые материалы:

  1. Журнал «Ребенок в детском саду» -  2006 г,  № 3
  2. Газета «Дошкольное образование» - 2006г , № 24



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Зимующие птицы"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе на тему «Зимующие птицы».Образовательные области: «Коммуникация», «Ознакомление с окружающим»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Зимующие птицы»

Материал предназначен для детей 3-4 лет;формирует представление детей о птицах....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности: "Зимующие птицы"

Знакомство с зимующими птицами, загадки о зимующих птицах. Пальчиковая гимнастика "Кормушка", физминутка "Снегири". Стихотворение О.Высоцкой "Мастерица зима", стихотворение А.Яшина "Покормите птиц зим...

Конспект организованной образовательной деятельности: «Зимующие птицы» / Старшая группа/ c презентацией

Цель: Обогатить и расширить знания детей о птицах. Создать наибольший интерес к данной теме....

Непосредственно экологическая образовательная деятельность "Зимующие птицы нашей области"

Закладывать основы экологического воспитания,расширять кругозор детей о природе родного края,о зимующиж птицах....