Перспективно-тематический план пальчиковых игр 2 младшая группа
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Пальчиковые игр можно использовать как физминутки на занятиях, в свободной , совместной  деятельности воспитателя и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx53.78 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективно-тематический план пальчиковых игр

2 младшая группа

на 2021-2022 уч.год

1 квартал

Месяц

Неделя

1

2

3

4

Сентябрь

«Дружат в нашей группе».

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальце

«Я рисую лето”

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальце

ЛЕТО”

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальце

«Моя семья»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«Семья»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«Дома дружная семья» Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Будем пальчики сгибать «

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«Кто приехал»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«Транспорт»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«Машины»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«Транспорт-2»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«Машины-2»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Октябрь

«Листопад».

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«Поздняя осень»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«Фрукты»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика «Ягоды»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

«Фрукты»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Ноябрь

 «Семья»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«На заправке»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

« Белочка»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«Дикие животные»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 «Животные жарких стран»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«Животные Севера»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«Это я».

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«Помощник»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

2 квартал

месяц

Неделя

1

2

3

4

Декабрь

«Стул»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

«Транспорт»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Новогодний праздник»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

«Зимние забавы»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Январь

Новогодние каникулы

«Зимние забавы»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«Ёлочка»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Февраль

«Новогодние игрушки»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Что зимой мы любим делать?»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

«Снегири»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«Наша армия»

 Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«Снежинки»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

3 квартал

Месяц

Неделя

1

2

3

4

Март

«Цветочек для мамочки»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 «Мамин праздник»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

«Большая стирка»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«Радуются взрослые и дети»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Апрель

«К нам весна пришла»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«Жаворонок»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

«Собака»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

«Повстречались».

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

.

Май

«Колокольчики»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

«Что делать после дождика?»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«Насекомые»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

«Бабочка»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

4 квартал

Месяц

Неделя

1

2

3

4

Июньиюнь

«Юла»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 «Яблоки».

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 «Компот»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 «Сливы»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Июль

 «Капустка»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

  «Репка»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

«Домашние птицы»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 «Петушок»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Август

«Повстречались»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 «Кот на печку пошёл»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 «Собака»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 «Есть у каждого свой дом»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Картотека

пальчиковых игр, направленных на развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук у детей второй младшей группы.

Наша армия

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота –

Рота за ротой!

Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.

«Дружат в нашей группе».

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 Дружат в нашей группе

пальцы обеих рук соединяются в замок

Девочки и мальчики

Мы с тобой подружим

ритмическое касание пальцев обеих руках начиная с мизинца

Маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять

поочередное касание пальцев на обеих рук

Начинай считать опять:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать.

руки опустить вниз, встряхнуть кистями

«Я рисую лето”

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я рисую лето:   (Рисуют пальчиком по столу)
Красной краской –
Солнце,   (
Рисуют в воздухе «солнце»)
На газонах розы,   (
Сжимают и разжимают пальцы)
На лугах покосы,
Синей краской – небо   (
Рисуют в воздухе «облака»)
И ручей певучей.   (На столе рисуют пальцем «ручей»)

в рук.

ЛЕТО”

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вот за что люблю я лето?  

(Загибаются пальцы по одному на каждый счет)
Раз - Лето солнышком согрето.
Два – в лесу растет трава.
Три – ромашки – посмотри!
А четыре – это лес,
Полный сказок и чудес.
Пять – купались мы опять.
Шесть – пора грибов поесть.
Семь – малины я поем.
Восемь – сено мы покосим.
Девять – бабушка идет,
Землянику нам несет.
Десять – все вокруг в листву одето.
Вот за что люблю я лето!

«Моя семья»

Цель: развитие мелкой моторики рук, речи, интереса к фольклорным произведениям, внимательности, способности сосредотачиваться; воспитание добрых взаимоотношений между детьми, взрослым и ребенком.

• Игра заключается в произнесении потешки:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья.

С одновременным показом на пальцах правой или левой руки (сначала рука сжата в кулачок, с произнесением каждой строки потешки ребенок разжимает по одному пальчику, начиная с большого; произнося последнюю строчку потешки ребенок хлопает в ладоши)

• Сделать эту игру более эмоциональной помогает специальная перчатка, каждый палец которой - куколка (дедушка, бабушка, папа, мама, ребенок)

Возьмите ручку ребенка и прижимайте его пальцы к ладошке по одному, начиная с большого:

Вот дедушка.

Вот бабушка.

Вот папочка.

Вот мамочка.

Вот деточка моя.

А вот и вся семья!

С этими словами обхватите кулачок ребенка.

• «Наш малыш»

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик- мамочка,

Этот пальчик - наш малыш

• «Имена»

И у бабушки есть,

И у дедушки есть,

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у сына есть,

И у дочки есть,

Чтобы его узнать —

Надо вслух назвать. (Побудить детей назвать имена родных)

«Семья»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Этот пальчик – дедушка.

(показать большой палец)

Этот пальчик – бабушка.

(показать указательный)

Этот пальчик – папочка.

(средний палец)

Этот пальчик – мамочка.

(безымянный палец)

А этот пальчик – Я!

(показать мизинец)

Вместе – дружная семья!

(показать всю ладошку).

Дома дружная семья:

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Это – мама, пригибать пальцы начиная с безымянного,

Это – я, затем мизинец,

Это - Бабушка моя, указательный,

Это – папа средний и

Это – дед. Большой

И у нас разлада нет.

«Будем пальчики сгибать «

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Будем пальчики сгибать- Сжимать и разжимать пальчики. Будем транспорт называть: Машина, вертолёт, Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца. Трамвай, автобус, самолёт. Пять пальцев мы в кулак зажали, Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого. Пять видов транспорта назвал

КТО ПРИЕХАЛ?

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Кто приехал? Мы, мы, мы! Мама, мама, это ты? Да, да, да! Папа, папа, это ты? Да, да, да! Братец, братец, это ты? или: Ах, сестричка, это ты? Да, да, да! (ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев) (теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопает три раза) (хлопает кончиками больших пальцев) (хлопает кончиками указательных пальцев (хлопает кончиками больших пальцев) Дедушка, а это ты? или: Бабушка, а это ты? Да, да, да! Все мы вместе, да, да, да! (хлопает кончиками средних пальцев) (хлопает кончиками больших пальцев) (хлопает кончиками безымянных пальцев) (хлопает кончиками больших пальцев) (хлопает кончиками мизинцев) (хлопает в ладоши)

Транспорт

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Автобус, троллейбус, машина, трамвай – О них ты на улице не забывай. В морях – корабли, ледоколы, суда, Они очень редко заходят сюда. (Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)

Машины 

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.) По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.) По дороге не беги, (Погрозили пальцем.) Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

 Транспорт-2. 

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Будем пальчики сгибать – (Загибаем пальцы начиная с мизинца) Будем транспорт называть: Автомобиль и вертолёт, Трамвай, метро и самолёт. Все пальцы мы в кулак зажали, Все виды транспорта назвали. («Встряхиваем» ладонями)

Машины-2. 

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Все машины по порядку Подъезжают на заправку: (Обеими руками «крутят руль» перед собой). Бензовоз, мусоровоз, С молоком молоковоз, С хлебом свежим хлебовоз. И тяжелый лесовоз. (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).

 «Осенью».

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Ветры яблони качают.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Листья с веток облетают.

Кисти рук расслаблены, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями

Поздняя осень

Солнышко греет уже еле-еле;

Перелетные птицы на юг улетели;

Голы деревья, пустынны поля,

Первым снежком принакрылась земля.

Поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каждую примету).

Река покрывается льдом в ноябре –

Руки сжимают в «замок».

Поздняя осень стоит на дворе.

Разводят руками перед собой.

 Пальчиковая гимнастика «Ягоды»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить

каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с

него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной

ладошкой.)

Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках

«убегают» как можно дальше.)

«Листопад».

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят:

Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый,

Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый,

Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый,

Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый.

Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад

То-то радость для ребят!

Хлопки в ладоши.

Пальчиковая гимнастика «Ягоды»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить

каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с

него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной

ладошкой.)

Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках

«убегают» как можно дальше.)

 «Фрукты»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

 Жёлтый-жёлтый наш лимон,  

(Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он.

(Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим 

(Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей.

(Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)

На заправке

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:

Обеими руками «крутят руль» перед собой.

Бензовоз, мусоровоз,

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз

И тяжелый лесовоз.

Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки.

«Это я».

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

«Семья»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

 

«Помощник»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Посуду моет наш Антошка,

Моет вилку, чашку, ложку,

Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран.

Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.

Белочка

Прыгает по веточкам

Невеличка-белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой.

 

Кто спит зимой?

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ежик и барсук.

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Только заиньке не спится –

Убегает от лисицы.

Показывают большой палец, вращая им.

Мелькает он среди кустов,

Напетлял – и был таков!

Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот.

Животные жарких стран

За мамой слонихой шагает слоненок,

За крокодилихой – крокодиленок,

За львицей шагает маленький львенок,

За верблюдицей бежит верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый зебренок.

За кем же торопится каждый ребенок?

Поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с больших.

 

Животные Севера

Тепы-тяпы, тепы-тяпы,

Это ласты, а не лапы.

У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

Ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают по коленям или по столу

Дикие животные

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок,

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

Вращают большим пальцем.

 

«Мебель»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

 На кроватке мы поспали,       

  (Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали. 

(Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели 

(Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели. 

(Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

«Стул»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь – вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе)

 

«Транспорт»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

По шоссе идут машины, 

     (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины. 

(Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги,

 (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би».

 (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

 «Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

«Новогодний праздник»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

- Здравствуй, Дедушка Мороз!

(Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс?

(Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки,

(Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки.

(Вертим кистями.)

«Зима»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Снег ложится на дома, 

(Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши. 

(Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима, 

(Палец к губам. «Идём»)

Мы её не слышим…

(Рука за ухом.)

«Зимние забавы»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

        Что зимой мы любим делать?     

(Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

 

«Ёлочка»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Перед нами ёлочка.

Пальцы переплетены, большие подняты вверх.

Шишечки, иголочки,

Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.

Шарики, фонарики,

Ладошки держать «ковшиком».

Зайки и свечки,

«Зайчики» - указательные пальцы.

Звёзды, человечки.

Ладошка в виде звезды, «человечки» - походить пальчиками

 

«Новогодние игрушки»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Праздник приближается,

(поднимают руки вверх и, опуская вниз,)

Ёлка наряжается.

(разводят в стороны.)

Мы развесили игрушки:

(хлопки ладошками.)

Бусы, шарики, хлопушки.

(сжимают и разжимают пальчики.)

А здесь фонарики висят,

(ручки вверху - «фонарики».)

Блеском радуют ребят.

 

«Новогодние игрушки»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Праздник приближается,

(поднимают руки вверх и, опуская вниз,)

Ёлка наряжается.

(разводят в стороны.)

Мы развесили игрушки:

(хлопки ладошками.)

Бусы, шарики, хлопушки.

(сжимают и разжимают пальчики.)

А здесь фонарики висят,

(ручки вверху - «фонарики».)

Блеском радуют ребят.

 

«Что зимой мы любим делать?»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Что зимой мы любим делать? 

   (поочерёдно соединяют большой  палец с остальными.)

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

«Снегири»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Вот на ветках, посмотри,

Четыре хлопка руками.

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки.

Изображают «крылышки»

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Повороты головой.

Улетать хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

Вращательные движения кистями рук.

 

« Снежинки»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.

Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).

Вдруг из тучи над землёй

Полетел снежинок рой.

Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

Ветер дунул, загудел –

Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел.

Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится,

Может быть подружится.

Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

«Цветочек для мамочки»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.

Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается,

Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается!

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

Мимика, жесты.

«Мамин праздник»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Мамочка хорошая,

(Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая!

(Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю,

(Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю!

(Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

 

«Большая стирка»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

С мамой мы белье стирали,

Ребенок трет один кулачок о другой.

В речке вместе полоскали. 

Ребенок водит раскрытыми ладонями вправо-влево, имитируя полоскание белья.

Выжали, повесили 

Ребенок сжимает и разжимает кулачки, имитируя развешивание белья.

– То-то стало весело! 

Ребенок выполняет круговые движения кистями рук, ладони вверх, пальцы разведены в стороны.

 

«Радуются взрослые и дети»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

Кто ещё радуется солнышку?

Радуется дедушка,

Радуется бабушка,

Радуется мамочка,

Радуется папочка,

Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.

 

«К нам весна пришла»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 

К нам весна пришла,

Цветы красивые принесла!

Ручки протягивают вперёд «с букетом».

В палисадник мы пошли

И венок себе сплели!

Пальчики двигаются, будто плетут венок.

 

    

«Жаворонок»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 Птичка, птичка, прилетай!

Весну-красну зазывай!

Птичка крылышками машет,

Веселит детишек наших!

Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка.

«Собака»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 У собаки острый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)

«Повстречались».

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».

Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го»

Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!

 

«Колокольчики»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 В прятки пальчики играют

Сжимать и разжимать пальцы рук.

И головки убирают,

Открывать и закрывать глаза.

Словно синие цветки,

Распускают лепестки

Сводить и разводить пальцы «веером».

Наверху качаются,

Низко наклоняются.

Качание и наклоны кистей вправо-влево.

Колокольчик голубой

Поклонился, повернулся

К нам с тобой.

Круговые движения кистями.

Колокольчики-цветы

Очень вежливы, а ты?

Повороты кистями вправо-влево, ладони сверху опустить на стол.

«Что делать после дождика?»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 Что делать после дождика?

Соединяем по очереди все пальцы с большими.

По лужицам скакать!

Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы рук с большими.

Кораблики пускать!

Рисуем обеими руками восьмёрку.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы с большими.

На радуге кататься!

Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу.

Что делать после дождика?

Соединяем все пальцы с большими.

Да просто улыбаться!

Улыбаемся.

 

«Насекомые»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем:

Сжимать и разжимать кулачки.

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом.

Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Вращать мизинцем.

Прячьтесь!

Спрятать руки за спину.

«Бабочка»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке.

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».

 

 «Юла»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я юлу кручу, верчу,

И тебя я научу.

Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.

 «Яблоки».

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Большой пальчик яблоки трясёт.

Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.

Второй их собирает.

Разгибаем указательный палец.

Третий их домой несёт.

Разгибаем средний палец

Четвёртый высыпает.

Разгибаем безымянный.

Самый маленький – шалун.

Разгибаем мизинец

Всё, всё, всё съедает.

 

 «Компот».

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 Будем мы варить компот,

Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,

Загибают пальчики начиная с большого.

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот.

Опять «варят» и «помешивают».

Угостим честной народ.

Развести руки в стороны.

 

«Сливы»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 Кисти сжаты в кулак.

Большой пальчик сливы трясёт.

Разгибаем большой палец.

Второй их собирает.

Разгибаем указательный палец.

Третий их домой несёт.

Разгибаем средний палец.

Четвёртый высыпает.

Разгибаем безымянный.

Самый маленький – «шалун»

Всё, всё съедает.

Разгибаем мизинец.

 «Капустка»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 Мы капустку рубим-рубим,

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трём-трём,

Мы капустку жмём-жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.

  «Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой

Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Из земли большую репку:

Вот пришла бы наша внучка,

Помогла б собачка Жучка.

Где же кошка, мышка – крошка?

Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка.

 «Домашние птицы»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.

У каждой мамы малыши,

Все красивы хороши!

Показать все пальчики, «играя» ими.

  «Петушок»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

 Наш красивый петушок

Обе руки сжаты  в кулачки.

Кверху поднял гребешок.

Разжать ладони.

Крылышками машет.

Кистями помахать в воздухе.

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюёт.

Указательными пальцами постучать по столу.

Пёстрых курочек зовёт.

Кистями рук сделать манящие движения.

«Повстречались».

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук

На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».

Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го»

Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога!

 

«Кот на печку пошёл»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук 

Кот на печку пошёл,

Пальчики «шагают».

Горшок каши нашёл.

«Горшок из ладошек».

На печи калачи,

Ладошки «лепят калачи»

Как огонь горячи.

Подуть на ладошки.

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

Погрозить пальчиком.

  «Собака»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук

У собаки острый носик,

Есть и шейка,

Есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)

  «Есть у каждого свой дом»

Цели: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук

Дети загибают  на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, травы

        Хатки делают бобры.        

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло уютно в нём.

Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем

машинку».)

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)

Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

Использованная литература

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей труппе детского сада. —М.; Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского са-да.-М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Гербова В. В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.; Мозаика-Синтез. 2005-2010.

Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников,— М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Наглядно-дидактические пособия

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет: Наглядно-дидактическое пособие.—М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 3-4 лет: Наглядно-дидактическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

Гербова В. В. Правильно или неправильно. Для занятий с детьми 2-4 лет: Наг-лядно-дидактическое пособие.-М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-4 лет: Раздаточный материал. —М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное тематическое планирование в 1-ой младшей группе Формирование целостной картины мира

Перспективное тематическое планирование в 1-ой младшей группе Формирование целостной картины мира,  материал для педагогов...

Перспективное тематическое планирование в 1-ой младшей группе "Речевое развитие"

Перспективное тематическое планирование  по развитию речи...

Перспективное тематическое планирование в 1-ой младшей группе "Рисование"

Перспективное тематическое планирование по рисованию...

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» вторая младшая группа

Цель:    Формировать у детей младшего дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей ...

Перспективно-тематическое планирование в 1-ой младшей группе. Конструирование.

Перспективно-тематическое планирование в 1-ой младшей группе. Конструирование....

Перспективно-тематическое планирование в 1-ой младшей группе. ЛЕПКА.

Перспективно-тематическое планирование в 1-ой младшей группе. ЛЕПКА....