КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
методическая разработка

Сухомлина Наталья Леонидовна

Воспитание гармонически развитой личности; постижение мира через музыкальные образы; развитие музыкально-эстетических представлений и художественно-творческих способностей детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_opyt.docx34.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26»

КАРТА

ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«Самостоятельная музыкальная деятельность»

                                                             Музыкальный руководитель

Высшая квалификационная работа

                                                              Сухомлина Наталья Леонидовна

1.Общие сведения:

Наименование педагогического опыта

 «Самостоятельная музыкальная деятельность в ДОУ»

Тип и вид представляемого образовательного учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26»

Автор - разработчик педагогического опыта

Музыкальный руководитель, с высшей квалификационной категорией

Сухомлина Наталья Леонидовна

Стаж работы в должности

45 лет

Период формирования и функционирования педагогического опыта

Самостоятельная музыкальная деятельность одна из главных форм в процессе образования и воспитания дошкольников, рассчитан на детей дошкольного возраста с первой младшей группы.

Период реализации опыта 5 лет.

2.Содержательные параметры:

Актуальность педагогического опыта

Цель: воспитание гармонически развитой личности; постижение мира через музыкальные образы; развитие музыкально-эстетических представлений и художественно-творческих способностей детей.

ЗАДАЧИ:

1. Развивать интерес к музыкальному искусству, значение которого является важным показателем духовной культуры человека;

2. Углублять представления детей об изобразительных возможностей музыки;

3. Развивать эстетические чувства детей;

4. Расширять представления детей о возможностях музыки;

5. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду играми, пособиями, музыкальными инструментами, влияющими на развитие музыкальных способностей детей;

6. Развивать музыкальные способности: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память музыкально-слуховые представления.

Предполагаемый результат:

-положительная динамика в развитии интереса к музыкальной деятельности;

-развитие музыкальных способностей;

- развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

- развитие чувства ритма, звуковысотного, тембрового, динамического слуха, способность к музыкальному творчеству, музыкальному мышлению, музыкальной памяти;

-развитие у детей личностных качеств: самостоятельность, инициативность, креативность;

-вовлечение родителей в педагогический процесс;

-совместная работа музыкального руководителя, воспитателя и родителей, дает возможность активного творческого самовыражения во всех видах детской деятельности.

Цель, преследуемая автором

Актуальность:

Новые федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, у ребёнка должны быть развиты творческие способности, т е. он должен обладать:

развитым воображением;

инициативностью;

самостоятельностью;

любознательностью.

Поэтому музыкальный руководитель может помочь развить у каждого ребёнка необходимые качества, без которых, дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

В самостоятельной музыкальной деятельности, дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают лёгкие мелодии на металлофоне, исполняют не сложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерт», «спектакль», «театр». Детское музицирование характеризуется тем, что ребёнок должен сам ориентироваться в музыке: сыграть, спеть, станцевать, что-то воспроизвести или сочинить. Источником детского музицирования является, прежде всего музыкальные занятия. Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную музыкальную деятельность.

Музыкальный руководитель открывает ребёнку дверь в мир музыки, учит его правильно воспринимать язык музыкальных образов, вызывает и поддерживает интерес к музыкальному искусству. Ребёнок должен, прежде всего выразить своё отношение к близким людям, окружающей действительности с помощью музыки. Взрослые обязаны поддержать ребёнка, создать ему условия для творчества. Уже на занятиях музыкальный руководитель приучает ребят к самостоятельности, предлагая спеть песенку, придумать как пляшут трусливые зайцы, косолапый медведь и т.д. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность выполнять свою задачу качественно и ответственно. Музыкальный руководитель принимает активное участие в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей, обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, помогает повысить качество пения, танца, игры на музыкальных инструментах. Совместно с воспитателем планирует работу, организовывает в группе зону, где детям можно будет музицировать. Так, лишь в совместной работе кроется причина успехов детей.

У музыкального руководителя формируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

  • умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
  • овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста (самостоятельная музыкальная деятельность);
  • умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике;
  • пополнение   копилки профессиональных достижений.

Содержательная форма представления педагогического опыта

1 этап

1. Составление библиографии по теме самообразования.

2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросе интеллектуального развития детей.

3. Составление плана работы с детьми и родителям.

4.Подготовка практического материала: наглядные  пособия, настольные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, альбомы, оформление уголка по музыкальному воспитанию

2 этап  

1.Внедрение в работу подготовленного материала.

- Практическое применение наработанных материалов с детьми дошкольного возраста.

- Фотоотчеты о проделанных мероприятиях.

- Конспекты НОД.

- Промежуточная диагностика детей

по данной теме.

- Проведение мероприятий с родителями, согласно плана работы.

- Консультации для родителей по данным теме.

- Папки передвижки.

- Опыты и экспериментирование.  

3 этап  

- Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы.

-  Выступление на РМО с опытом работы.

- Размещение информации по данной теме на сайте.

-  Самоанализ педагогической деятельности.

-  Обобщение и распространение педагогического опыта.

Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев.

Инновационная направленность (новизна) опыта состоит в активном использовании новых технологий, тематических акции совместно с информационно – компьютерными технологиями.

Чтобы достигнуть определенного результата в работе используются новейшие технологии. Причем такие, которые не казались бы детям скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием и любовью к музыке.  

Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу самостоятельной музыкальной деятельности.  Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу самостоятельного творчества. Основные теории, использованные для создания условий для самостоятельного творчества педагогического опыта.

«Таланты создавать нельзя, но можно создать почву, на которой они успешно произрастают»

                                                                         Г.Негауз.

Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у детей интеллектуального потенциала.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период: знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказывается особенно прочным и служит основой дальнейшего развития личности.

Своеобразие опыта заключается в комплексном и системном подходе к проектной деятельности пронизывающем все виды деятельности дошкольников начиная с младшего возраста.

В самостоятельной музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста придерживаюсь важнейших педагогических принципов:

•        Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе всего обучения дети выступают активными исследователями окружающего мира и явлений вместе с педагогом, а не просто перенимают чей-то опыт.

•        Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала на различную тему.

•        Принцип наглядности – широкое представление соответствующего изучаемому материалу наглядного и учебного материала: иллюстрации, презентации, дидактические игры, фотографии и т. д.

•        Принцип последовательности, который предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.

•        Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

В работе по самостоятельной музыкальной деятельности использую разнообразные методы и приемы с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.). В своей работе использую наиболее интересные и результативные формы работы – обыгрывание песен, игра на шумовых инструментах, придумывание простейших песенок, танцев, рисуем «музыку» (знакомые музыкальные произведения) это всё, побуждает детей детей к творчеству (игровой, песенной, танцевальной и др.).

Методы, способствующие развитию и обогащению знаний и умений каждого ребенка:

  • Занятия с детьми.
  • Формирование основ музыкальной культуры.
  • Ознакомление с элементарными музыкальными понятиями и жанрами.
  • Слушание музыки.
  • Пение.
  • Музыкально- ритмическая деятельность.
  • Игра на музыкальных инструментах.
  • Музыкально-игровая деятельность.
  • Праздники и развлечения.
  • Беседы о национальной культуре, о песнях и танцах южного Урала.
  • Разучивание песен и стихов, пословиц, поговорок, обыгрывание песен, музыкальная театрализация сказок.
  • Привлечение детей к участию в конкурсах, концертах.
  • Обогащение и стимулирование детского творчества.
  1. 3.Результативные параметры:

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов.

Анализ результативности.

  •  Конкурс художественного чтения В ДОУ «Индивидуальное чтение». (Участник)
  • Районный конкурс чтецов «Ваше слово» инсценировка и чтение басен И.А.Крылова. ( Лауреат 1 степени)
  • Муниципальный конкурс «Задорные семьяне», в рамках проекта «Время детское: детские сады, где воспитывают патриотов». (Лауреат 3 степени)
  • Муниципальный конкурс хоровой коллектив: «Поющие друзья» конкурс вокального творчества в рамках проекта «Время детское, сады, где воспитывают патриотов». (Лауреат 3 степени)
  • Районный конкурс  «Саткинская Княжна» (18г.)
  • Районный конкурс «На балу у Золушки» (Лауреат 2 степени 19г.)
  • Районный конкурс «На балу у Золушки» (Лауреат 3 степени 20 г.)
  • Районный конкурс на балу у Золушки» (Лауреат 3 степени 21 г.)
  • Районный конкурс оркестров 22 г.

Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах).

1)Интерактивная игра «Музыкальные загадки» (Отзыв от 18.04.18г.)

     -Развивать знания детей о музыкальных терминах

2) Открытое интегрированное занятие в старшей группе «Здравствуй Зимушка зима» (Отзыв от17. 02.18г.)

- Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе посредством музыки.

3) Открытое интегрированное занятие для подготовительной группы «Моя Родина Урал» (Отзыв от 22. 03. 18 г)

-Прививать любовь к Родине, её культуре, любовь и гордость за Уральский край.

4) Открытое интегрированное занятие (музыка –математика) для средней группы «Пропавшие цифры» (Отзыв от 12 03 19.г.)

-Развивать у детей музыкальные, интеллектуальные, и математические способности посредством музыкальной деятельности.

5) Мастер-класс для родителей «Как развивать креативность у дошкольников в музыкальной деятельности дома» (Отзыв от 16 .04. 19г.)

-Творить и играть вместе с детьми- в качестве рядового участника процесса.

6) Открытое занятие для подготовительной группы «Творчество Д.Б. Кабалевского»  (Отзыв от 10.11. 19г)

-Воспитывать любовь к музыке, с помощью синтеза искусств и различных видов художественной деятельности.

.7) Районное методическое обьединение музыкальных руководителей. Опыт работы на тему «Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно-эстетическое развитие дошкольников». Презентация «Особенности художественно-эстетического развития детей» (Протокол № 3 от 25. 04. 19 г.)

- Развивать чувство меры в отношении детей к какому либо виду творческой деятельности.

8) Открытое занятие для детей  раннего возраста «Вот чему мы научились» (Отзыв от 27.05.19. г.)

- Развивать музыкальные способности, умение детей правильно общаться друг с другом.

9) Открытое занятие по самостоятельной музыкальной деятельности для подготовительной группы «Снежная песня Зимы» » (Отзыв  от 19.02.2020.г)

- Развивать творчество и фантазию в импровизациях, развивать звуковысотный и ритмический слух..

10) Районное методическое объединение музыкальных руководителей.  Опыт работы на тему: «Музыка –воображение-фантазия». Презентация «Музыкальная деятельность в детском саду» (Протокол № 3 от 20.03.2020г.)

- Поощрять инициативу детей, отмечать эстетическую правильность их деятельности.

11) Музыкальный квест для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Музыкалию» (От 18. 11 20г)

-Развивать творческое мышление, совершенствовать умения и навыки, полученные на музыкальных занятиях.

12) Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию «Мороженое» от 12.02 20г

12) Открытое экологическое занятие для средней группы «Музыка природы» (Отзыв от 24. 04.21г)

-Развивать в детях эмоциональную отзывчивость на музыку, воображение. Расширять представления детей о воде, как необходимом условии для жизни людей, животных и растений.

 13) Открытое интегрированное занятие в старшей группе «Россия Родина моя» (Отзыв от4. 04. 22г).

-Воспитывать любовь и уважение к родине. Приобщать дошкольников к традициям русской народной культуре, расширять знания о национальных традициях, быте русского народа.

Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях.

-Консультация для родителей: «Музыка, как средство здоровье сбережения»», «Музыка начинается в семье».

-Картотека  пальчиковых игр по темам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

-Картотека: «Детские композиторы».

-Конспект игры КВН.

-Картотека музыкально-дидактических игр.

-Конспект открытого занятия: «Моя  Родина Урал»».

-Картотека игр «Игры наших бабушек и дедушек.

-Картотека «Артикуляционная гимнастика для детей».»

-Презентации «Музыкальные инструменты»»,

-Презентации «Где живут ноты»»,

-Консультация для родителей: «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка»,

-Картотека  «Распевки».

-Картотека  «Народные игры для детей»

-Консультация для родителей: «Влияние музыкального творчества на психо-эмоциональное состояние ребёнка».

-Картотека «Игры по театрализации».

-Алгоритм работы музыкального руководителя с детьми по ОВЗ.

-Образовательный проект: «Весёлые ложкари».

-Консультация для родителей: «Терапевтический эффект музыки».

-Коррекционная работа с детьми ОВЗ.

-План работы с детьми ОВЗ на год

-Памятка для родителей: «Взаимосвязь логопеда и семьи»

-Памятка для родителей.

- Консультация для родителей: «Задержка речевого развития»

-Буклет: «10 заповедей для родителей»

-Конспект открытого занятия: «Россия Родина моя»

-Презентации «Народные праздники».

-Проект: «Зимушка – Зима»

-Проект: «Природа – наш дом»

-Конспект НОД: «Музыка природы»

-Квест – игра: «Путешествие в страну Музыкалия»»

-Консультации для родителей: «Воспитание души ребёнка», «Какую музыку должны слушать дети», «Значение ритмики», «Музыка как средство развития коммуникативных способностей и коррекции поведения дошкольников», «Музыкально-дидактические игры, как средство развития самостоятельной музыкальной деятельности», «Дети и музыка»», «Развиваем музыкальную культуру детей».

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта инновационного педагогического опыта "Методы и приёмы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника"

Теоретическую основу педагогического проекта составили  методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных...

Карта инновационного педагогического опыта воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Сказка» города Покачи Смаранди Матрёны Дмитриевны.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре....

Информационная карта инновационного педагогического опыта

Информационная карта инновационного педагогического опыта представляет собой описание  системы работы и  является инструментом структурирования педагогического опыта...

Карта инновационного педагогического опыта

Практико-ориентированный проект по математическому развитию детей дошкольного возраста посредством логических игр и упражнений, долгосрочный, общественно-полезный, рассчитан на детей старшего дошкольн...

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40» дошкольное отделение  «Сорочата»...