Конспект НОД в подготовительной группе
план-конспект занятия

Дунаева Светлана Александровна

Образовательная область «Познавательное развитие» (ФЭМП) Тема: «Часы. История часов» Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов. Задачи: 1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека. 2. Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления. 3. Воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками. Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие Материалы оборудование: Для воспитателя: презентация «Часы»; макет часов с движущимися стрелками, цифры от 1 до 12,миниларчик,коврограф,разные видов часов Для детей: макеты часов с движущимися стрелками. Активация словаря:время,будильник,секундомер,песочные часы,водяные часы,механические,кварцевые,электронные.                                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chasy._istoriya_chasov.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе

Образовательная область «Познавательное развитие» (ФЭМП)

Тема: «Часы. История часов»

Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.

Задачи:

1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека.

2. Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления.

3. Воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие

Материалы оборудование:

Для воспитателя: презентация «Часы»; макет часов с движущимися стрелками, цифры от 1 до 12,миниларчик,коврограф,разные видов часов

Для детей: макеты часов с движущимися стрелками.                                            

Активация словаря:время,будильник,секундомер,песочные часы,водяные часы,механические,кварцевые,электронные.                                                

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем,

Лучи солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

Посмотрите на ваши лица, они сияют от радости и теплоты, я надеюсь, что это настроение у нас сохранится в течение всего дня.
Ребята,посмотрите на миниларчик . что вы тут видите?Чего же тут не хватает?.(солнца).Правильно.А когда появляется солнце на небе?(утром).А как мы определяем ,что наступило утро?(ответы детей).Что наступило утро мы можем определить по часам

- Ребята, вы любите путешествовать? (Да)

-Мы сегодня с вами отправимся в необычную страну, Страну «Времени». Как вы думаете на чём можно до неё добраться? (называют варианты, в том числе и машину времени).И там нас ждет очень много интересного.

- Отправляемся, встали в круг, положили руки друг другу на плечи, закрыли глаза.

- Вот мы и добрались.

II. Основная часть.

Отгадайте загадку: 

На руке и на стене,

И на башне в вышине,

Ходят, ходят ровным ходом

От восхода до захода. 

(Часы)

- Все так думают? Верно - это часы. Просмотр презентации «Часики». Беседа об увиденном.Человек, который их делает и ремонтирует, называется часовой мастер или часовщик. Место, где собирают часы – часовой завод, мастерская по ремонту – часовая мастерская. Ребята, как вы думаете, часы существовали всегда? Кто-нибудь знает, как люди узнавали время раньше, когда не было часов? (ответы детей).А давайте мы с вами отправимся в музей часов и все увидим своими глазами. Дети и воспитатель проходят в  мини-музей часов. Воспитатель рассказывает об истории возникновения часов.

-Давным - давно, когда не было часов, люди узнавали время по солнцу. Солнце взошло – пора вставать; темнеет – пора заканчивать работу, готовиться ко сну. Но однажды люди заметили, что тени от всех предметов двигаются по кругу; становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе и придумали часы: вкопали столб в землю, начертили круг вокруг столба и разделили на равные части. Каждая часть равнялась 1 часу. Назвали такие часы – солнечные. Но пользоваться ими человек не всегда мог.

- А как вы думаете, почему? (Дети рассуждают: если нужно узнать время, всегда придется к ним бегать, в пасмурную погоду не определишь время)

- Да, такими часами люди пользовались не долго, а изобрели водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду. На сосуде черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Как вы думаете, удобны ли такие часы? (Нет, воду нужно было постоянно доливать)

- Не случайно с тех пор говорят «Сколько воды утекло! »

С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок он есть один

И бог, и царь и господин.

И придумали песочные часы. Они состоят из двух конусов соединенных вместе, внутри – песок. Такие часы рассчитаны на определенный промежуток времени: 3, 5, 10 ,20 минут. Часы переворачивают и счет продолжается. Пользуются ли теперь песочными часами? Где и кто? Правильно песочные часы можно встретить в больницах, санаториях. По этим часам люди получают лечебные процедуры. А в лабораториях биологи и химики ими пользуются во время проведения опытов.

- Но все эти часы не совсем точные и ими неудобно пользоваться тогда люди изобрели механические часы, затем электрические, электронные, кварцевые. Послушайте сказку о часовых.

В стареньких часах-ходиках жили-были две сестрички и брат.

Самую маленькую сестричку звали Cекунда. Она была тоненькая, худенькая всегда быстро прыгала на одной ножке и считала. Ее рыженькие косички смешно торчали в разные стороны. Раз — и Секунда уже прыгнула на новое место, раз — и она снова успела прыгнуть. Очень уважали и ценили Секунду все спортсмены. Они всегда брали с собой на тренировки специальный прибор — секундомер и старались опередить Секунду. Но это было нелегко — уж очень она быстро прыгала. Раз — и секунда уже на новом месте!

Ее сестра Минута была поспокойнее. Секунда  60 раз успевала прыгнуть на одной ножке, пока Минута делала шаг. Она так не торопилась. Но деловые люди города очень следили за ее шагами и старались за каждый ее шаг успеть что-то сделать. Минута не спешила, и все-таки она шла достаточно быстро.

Их старший брат Час был уже солидным человеком. Минута делала 60 шагов, прежде чем он делал один. А уж сколько раз успевала Секунда прыгнуть на одной ножке за это время! Час не суетился по пустякам. Но люди говорили, что и он, с их точки зрения, слишком быстро ходит. Через каждые 24 шага Час объявлял о наступлении нового дня.

Ну а семь братцев — дней недели — вам хорошо знакомы. Кто из них сегодня дежурит? Некоторые часы для забывчивых людей показывают и день недели, и даже месяц, и год. Но мы-то не забываем, какой у нас месяц и год?

Так что на наших часах мы видим только, как прыгает неугомонная Секундочка, шагает Минута и важно выступает Час. Как сделает шаг, так часы бьют. Вот такая история, друзья.

Показываю детям все на часах. Объясняю где должна стоять часовая стрелка и минутная (например 6 часов).

-Давайте познакомимся с часами.

Рассматривание часов

  • Этот круг называется – циферблат движущиеся стрелки указывают на цифры – так мы узнаём, сколько времени в данный момент. Стрелки у часов разные: одна длиннее, другая короче. Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты. Короткая ходит по кругу очень медленно. Она показывает часы. Минута - небольшой промежуток времени, а час – большой. Когда минутная стрелка проходит весь круг по циферблату, значит прошёл час, когда длинная стрелка на цифре 12, а короткая, например на 6 – это значит, что сейчас ровно 6 часов. Давайте поиграем. «Покажи правильно время на часах»

Читаю  детям шуточное стихотворение:

Кот Антипка жил у нас,

 Он вставал с лежанки в час,

В два на кухне ел сосиски,

В три – сметану ел из миски

Он в четыре умывался,

В пять по коврику катался,

В шесть тащил сельдей из кадки,

В семь играл с мышами в прятки,

В восемь – хитро щурил глазки,

В девять – ел и слушал сказки,

В девять – шел к лежанке спать,

Потому что в час вставать.

       Предложите детям показать на часах стрелки так, чтобы они показывали время в соответствии с текстом стихотворения и рисунками.

       «В три сметану ел из миски». (Три часа)

       «В шесть тащил сельдей из кадки». (Шесть часов)

       «В семь играл с мышами  в прятки». (Семь часов.)

       «В восемь хитро щурил глазки». (Восемь часов.)

 

Вопросы.

  • Сколько времени было на часах, когда кот ел сметану?
  • Сколько времени было на часах, когда кот играл с мышами в прятки? (Семь часов.)
  • Сколько времени было на часах, когда кот тащил сельдей из кадки? (Шесть часов.)

Физминутка.

Игра “Ходят стрелочки по кругу”

На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12 по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова.

Мы часы - наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга,

(дети ходят по кругу, взявшись за руки)

Стрелки, стрелки не спешите

Вы нам время подскажите.

(дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой по заданию воспитателя ,например: 6 часов –кто из детей оказался возле стрелок 12 и 6 должен сесть) .

Игра повторяется 2-3 раза.

III. Самостоятельная работа.

-А сейчас мы отправляемся в лабораторию. Воспитатель с детьми проходят в лабораторию ,где стоят водные, песочные, огненные ,солнечные часы.Там ребята узнают как работают эти виды часов. Как называются часы ,которые показывали время с помощью солнца? С помощью воды? С помощью огня? С помощью песка?

-Скажите, как называются часы, которые:

Висят на стене - … (настенные)

Стоят на полу –… (напольные)

Стоят на столе –… (настольные)

На руке –… (наручные)

Лежат в кармане –… (карманные)

-Чем отличаются часы друг от друга? (Формой, величиной, цветом, местом расположения, разными по длине стрелками.)

-Чем похожи? (На всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.)

-Вот и время прошло незаметно и нам пора возвращаться назад в группу.

-Занимаем места в «машине времени»,«возвращаемся» в группу.

IV.Итоговая часть

- Ребята, вам понравилась путешествие? Что нового вы сегодня узнали? Скажите, как бы мы жили, если бы не было часов? (Дети рассуждают).

-Кому было интересно в Стране Времени - поднимите руки, а кому было трудно - присядьте. Мне очень понравилось как вы сегодня путешествовали, правильно отвечали на вопросы ,выполняли задания. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область – познавательное развитие. Занятие-прогулка в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес»

Конспект требует хорошей подготовки. Но я считаю что нужно вносить какое-то разнообразие в занятия с дошкольниками. Результат будет положительным....

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...