Материал по представлению опыта работы
методическая разработка

Зуева Юлия Николаевна

"Развитие познавательного интереса через знакомство детей с народными традициями"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малышок»

Опыт работы в подготовительной группе№2 «Акварельки»

(представлен на методическом объединении педагогов

 детского сада «Малышок»)

Тема: «Развитие познавательного интереса через знакомство детей с народными традициями»

Воспитатель I категории: Ю.Н. Зуева

р.п. Чик

2021 год

       

        Народные традиции являются важнейшим фактором, обеспечивающим развитие познавательного интереса. Они же создают особую психологическую ауру, которая позволяет самоутвердиться растущему человеку. Это происходит в процессе усвоения, присвоения образцов деятельности и поведения,  заложенных в народной культуре, традициях и обычаях, детьми младшего школьного возраста, когда растущий человек открыт к восприятию социальных образцов.

        Национальная культура — незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Оно дает возможность ребенку позитивно относиться к природе, семье, Родине, развивает такие духовные ценности, как бережное отношение к земле – матери, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках.

Основная задача - формирование познавательного отношения к своей семье, селу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

        Для решения поставленной задачи я использую разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе всё методическое разнообразие работы с дошкольниками, я считаю занятия, беседы, дидактические игры, подвижные игры, народные игры, индивидуальную работу с детьми, так как, именно они позволяют интегрировать различные виды детской деятельности.

Основные методы и приёмы народных игр в воспитании познавательного интереса детей:

Игровые методы:      Игры – забавы и развлечения

                                    Обрядно – сезонные

                                    Игры – соревнования

                                    Инсценировки

                                    Воображаемые ситуации

Приёмы:

                                    Создание игровых ситуаций,

                                    Сюрпризность, эмоциональность,

                                    Внезапность и исчезновение,

                                    Интригующие ситуации

Словесные методы:

                                   Чтение и рассказывание стихов

                                   Разговор, беседа

                                   Рассматривание картинок, фото

                                   Инсценировка

                                   Разучивание потешек, считалок, песен

Приёмы:                    Использование художественного слова (потешки, стихи)

                                   Объяснение назначения предмета, многократное        

                                   повторение слов, пояснение, вопросы

         По мере освоения детьми материала, уголок пополняю и обновляю новым материалом. Оформляю альбомы, дидактические игры «Русские – народные игры», «Национальные костюмы», «Игры на липучках», развивающие альбомы и другие. Подобрана литература и иллюстрации о жизни и традициях русского народа.  В познавательной деятельности знакомлю с географическим местонахождением России, особенностями природы, климата, этнографическими и культурными особенностями народов, проживающих на территории России. Подобраны иллюстрации, презентации и фотографии, которые знакомят детей с растительным и животным миром нашей страны. Обращая внимание ребенка на живописные пейзажи, на животный и растительный мир, воспитываю в детях любовь к природе родного края, желание оберегать и охранять его, патриотические чувства и нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

        Использование наглядного материала о жизни и труде народа помогает развивать у детей логическое мышление, познавательный интерес, внимание, память, умение анализировать. Детям предлагаю иллюстрации к сказкам, куклы в национальных костюмах, народные игрушки «Дымковская», «Хохлома», «Гжель» и другие.

        Для изучения национальной народной одежды в группе имеются дидактические игры, так же сделанные и своими руками. Играя с куклами, дети знакомятся с национальными костюмами или их деталями (русский сарафан, рубаха и т. д.), в играх со строительным материалом — с особенностями постройки русской избы. Продуктивная деятельность направлена на знакомство и обучение дошкольников традиционным национальным видам искусства: лепка животных и птиц, рисование, роспись деревянных и глиняных изделий и т.д. Знакомлю детей с национальными украшениями, национальной вышивкой. Оформляю альбомы и собираю материал по знакомству с декоративно-прикладным искусством русского народа.

       Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей в своей работе я использую беседы. Создала картотеку бесед по различным темам. Беседа является основной формой речевого общения ребенка со взрослыми и своими сверстниками. Беседу я использую, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы детей.

        На всех возрастных этапах в своей работе использую иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делает рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют развивать у детей внимание, память и речь. Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь.

        На занятиях по развитию речи использую устное народное творчество: сказки, легенды, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными. Сочетание рассказов, бесед, устного народного творчества позволяет решать в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей возникает устойчивый интерес, они учатся устанавливать простейшие связи между трудом и бытом народа. Дети называют птиц и животных, приобретают навыки поведения в природе через народные обычаи.

        Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий я использую дидактические игры. Дидактические игры предоставляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возрастает интерес к культуре и традициям народа.

        Интерес к народным традициям обогащает детей мудростью народа, формирует активную личность, развивает коммуникативные способности личности; содействует возникновению положительных эмоций, которые делают жизнь ребенка яркой и эмоционально насыщенной; несет с собой побудительную силу деятельности, которая при наличии интереса становится более активной, разносторонней, творческой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающей технологии "ольфогимнастика" в работе с детьми старшего возраста. Воспитатель 1й квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна

В нашем детском саду с внедрением новых федеральных государственных требований очень большая нагрузка возлагается на здоровье детей. Моя задача в группе: сохранить и укрепить здоровье и  зр...

Представление опыта работы по теме самообразования «Система деятельности экспериментирования в формировании математических представлений у дошкольников».

Актуальность выбранной мною темы продиктована характеристикой самого системно-деятельностного подхода – это такой подход к организации воспитательно-образовательного процесса, который обесп...

представление опыта работы «Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий»

Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование кейс-технологий. Знакомство с кейс-технологией. Виды кейс-технологий. Использование кейс-технологии в...

Представление опыта работы по теме: Нетрадиционные подходы при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционных подходов по формированию элементарныи математических представлений...

Представление опыта работы по теме "Приобщение к чтению детей раннего возраста через увлекательное знакомство со сказкой" в рамках городского семинара-практикума "Взрослые заботы о детском чтении: трансляция опыта и поиск свежих идей".

Работа в группе с детьми1,5-2 лет (а у меня детки именно такого возраста) сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего – это, конечно же, ранний возраст воспитанников. Когда я только начи...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...