Конспект интегрированного открытого музыкального занятия по теме «Образ зимы в музыке поэзии и живописи» в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

 Бунина Елена Викторовна

       Представленное занятие вносит в воспитание детей нравственно-духовное развитие, а взаимодействия педагога и детей прививает эстетический вкус и творческую инициативу. Интегрированное занятие «Образ зимы в музыке, живописи и поэзии» актуально и направлено на развитие у детей воображения, мыслительного процесса духовно-эмоциональной сферы, в области художественно-эстетического воспитания дошкольников, через изобразительное искусство, музыку и поэзию.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Курманаевский детский сад №1 "Теремок" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников" с. Курманаевка Курманаевского района Оренбургской области

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие» (музыка) по теме:

«Образ зимы в музыке поэзии и живописи»

Подготовила: Бунина Елена Викторовна,

музыкальный руководитель

с. Курманаевка 2023

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе     по теме «Образ зимы в музыке поэзии и живописи»

Цель: Приобщение детей к разным видам искусства, через художественные образы и средства выразительности музыки, поэзии, живописи.  

Задачи:-формировать певческие навыки дошкольников;

-Совершенствовать умение играть в оркестре;

-Закреплять знания детей о композиторах-    классиков, художниках,поэтах;          -Закреплять представления детей о  средствах музыкальной и художественной выразительности;

-Развивать творческие способности детей;

-Развивать  умение детей соотносить по настроению музыкальные, художественные и поэтические образы;

-Развивать образную речь детей;

-Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальные, поэтические и художественные образы;

-Воспитывать художественно-эстетический вкус дошкольников;

-Воспитывать любовь к родной природе;

Виды деятельности: Музыкальная, познавательная ,игровая.

Интеграция образовательных областей: художественное творчество, музыка, художественная литература, познание, коммуникация.

 Методы и приемы: Наглядный,словесный,проблемный,практический.

Участники: дети подготовительной  группы,  музыкальный руководитель;

Предварительная работа:

- слушание 1,2ч П.И.Чайковский симфоническая сюита «Зимние грезы»

- знакомство и разучивание распевки «Зимние забавы»

- разучивание песни «Зимушка-хрустальная», музыка и слова Л. А. Фрида;

- разучивание стихов о зиме,А.С. Пушкин, Ф .И. Тютчев;

- разучивание музыкально-ритмической игры «Снеговик»

- рассматривание репродукции картин  «Зимний лес» И. Шишкин,»  «Метель» А. Васнецов;

Оборудование:

- снежинка-письмо;

- набор музыкальных инструментов;

-репродукции картин «Зимний лес» И. Шишкин» «Метель» А.Васнецов;

- музыкальный центр, фортепиано,магнитная доска, наглядные пособия;

-декорация зимнего леса, ёлочка со снежинками; 

Музыкальный материал:

- Песня «Зимушка-хрустальная», Музыка и слова Л. А. Вахрушевой

- П.И. Чайковский ,симфоническая сюита « Зимние грезы»,1,2ч;

- Попевка «Зимние забавы», музыка и слова М. Картушиной

- Музыкально-ритмическая игра «Снеговик», Музыка и слова Л. А. Герчик;

Литература:

- «Система музыкально-развивающей  работы в детском саду» О. Н. Арсеневская. Издательство «Учитель», Волгоград, 2011г.

- «Играем и поем в детском саду» М. Ю. Картушина. Москва. Издательство «Скрипторий 2003», 2010 г.

- «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. А. Ветлугина.

Ход:

Вводная часть.

Дети заходят под музыку в зал.

 Музыкальный руководитель:

Здравствуй солнце золотое, здравствуй небо голубое,

Здравствуйте мои друзья, всех вас рада видеть я.

Ребята, к нам залетела снежинка. Не простая снежинка, а с загадкой.  Послушайте  ее:

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла...( зима)

  Музыкальный руководитель:

 Зимой природа необыкновенно красива! Все вокруг белеет и искрится. Деревья наряжаются в пушистые белоснежные одежды, все вокруг покрыто белым покрывалом, а на стеклах зима рисует причудливые узоры: 

Скажите, а вам нравится зима? А какая бывает зима? Ответы детей; Ребята а вы хотите побывать в зимнем лесу?

Тогда предлагаю оправиться в путь, в царство Волшебницы Зимы.

Динамическое упражнение.

По дорожке, по дорожке

Скачут, скачут наши ножки

Подскоки.

Не сутультесь, грудь вперед.

Замечательный народ!Выравнивание осанки.

А сейчас протопчем мы  

Тропинку  очень узкую.Дробный шаг.

А теперь легко бежим, за носочками следим.Бег.

Вот по снегу мы шагаем и колени поднимаем.

Основная часть.

Музыкальный руководитель:Вот мы и на снежной полянке.Сегодня мы с вами поговорим о зиме. Какое это чудесное время года! Зимой природа так красива! Давайте мы присядем, отдохнем и послушаем отрывокиз первой  части - Симфонической сюиты «Зимние грезы» П.И. Чайковского.

Звучит отрывок  из 3ч. произведения  «Зимние грезы» П.И .Чайковского.

Какой характер музыки передает это произведение?Дети: взволнованный, метельный, вьюжный, быстрый, стремительный, беспокойный…

Ребята что вы представили под эту музыку?

А кто ее исполняет? Дети:симфонический оркестр.

Музыкальный руководитель : А какие инструменты вы слышите?

Дети:скрипки.

Музыкальный руководитель: сейчас мы  послушаем  2 ю часть из этого произведения «Зимние Грезы» П. И. Чайковкого.

Звучит отрывок  из 2ч. произведения  «Зимние грезы» П.И .Чайковского.

Музыкальный руководитель: О чём рассказывает нам музыка? Какой ухарактер музыки во 2 ч? Дети: спокойный, таинственный, сказочный.

Музыкальный руководитель: Зима бывает разная :вьюжная и метельная, тихая  и морозная ,и если сравнить эти произведения можно сказать  что композитор передал разные образы зимы в своей музыке.

Музыкальный руководитель: Ребятадавайтепосмотрим как описывали зиму в своих картинах художники. Кто является создателем этих картин?Какие чувства у вас вызывает эта картина? (Ответы детей). Эта картина создает ощущение волшебства, спокойствия, тишины, неподвижности.

 Какими красками пользуется художник.

Ответы детей (белые, голубые, серые, чистые,розовые,золотые)

Музыкальный руководитель: немало песен о зиме написано поэтами и композиторами. Ребята вспомним нашу зимнюю  распевку и  споем зимнюю песенку.
Исполняется попевка
 «Зимние забавы», музыка и слова М. Картушиной

Я на горку поднимусь Поступенное движение мелодии вверх;

И на саночках скачусь. Движение мелодии вниз,

Прохлопывание ритма, движение с динамикой  тихо-громко;

Исполняют песню «Зимушка хрустальная».

Музыкальный руководитель:

Художники написали много картин о зиме,композиторы в музыке а  поэты воспевают волшебницу – зиму в стихах. А вот как описал зиму великий русский поэт А. С. Пушкин:

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл,  – и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась;

Клоками повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Музыкальный руководитель:Послушайте, какими замечательными словами о зиме говорит русский поэт: Федор Иванович Тютчев:

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он околдован,

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы любите зимние забавы? Ответы детей. Давайте позабавимся игрой «Снеговик»

Проводится игра «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок            Хлопки

Кати по снегу свой снежок -                 Показать руками, как лепим снежок.

Он превратится в толстый ком             Сомкнуть и округлить кисти рук

И станет ком снеговиком.                     Обвести рук. в воздухе две окружности

Его улыбка так светла!                         Руки к губам, показать глаза,шляпу,

Два глаза… шляпа…нос…метла…      нос, метлу.

Но солнце припечет слегка -                руками нарисовать солнце.

Увы! – и нет снеговика.                         Развести руками.

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте с помощью  музыкальных инструментов  исполним «Зимнюю фантазию», постараемся передать в музыке образ зимушки-зимы.

Музыкальный оркестр:исполнение П.И. Чайковский «Зимняя фантазия»

Заключительная часть. Анализ и самоанализ деятельности детей.

Сегодня на занятии мы с вами попытались разобраться в том, какая же она, зима? И выяснили, что она очень разная. Характер зимы композиторы, поэты и художники создают по-разному. Так с помощью чего  создают образ зимы композиторы ? ответ– музыки, А поэты?ответ–  стихами, поэтическим словом,А как художники изображают зиму? ответ – красками в своих картинах.  Какими словами описывали зиму поэты? Ответы детей(чародейкою,околдован, снежной бахромой, волшебница, волнистыми коврами, блеснул мороз, проказница)

 Музыкальный руководитель. Понравилось вам путешествие. Если вам было интересно, если вы узнали что-то новое для себя возьмите на подносе белую снежинку и украсьте нашу елочку, а если кому то было грустно,или кто испытывал трудности то возьмите голубую снежинку. Ребята посмотрите какая красивая у нас получилась елочка настоящая - Зимняя красавица –это значит что всем наше путешествие понравилось .

Музыкальный руководитель. Пора нам, ребята, возвращаться в детский сад. Под музыку дети выходят из зала.

Самоанализ:

Музыкально-образовательная деятельность музыкального руководителя Буниной  Елены Викторовны была проведена в форме интегрированного занятияпо теме «Образ зимы в музыке поэзии и живописи»

Занятие было проведено у детей подготовительной группы «А». Занятие проходило в музыкальном зале, оформленном по тематике.

Цель: Приобщение детей к разным видам искусства, через художественные образы и средства выразительности музыки, поэзии, живописи.

Задачи:

-формировать певческие навыки дошкольников;

-совершенствовать умение играть в оркестре;

-закреплять знания детей о композиторах-классиках, художниках, поэтах;

-закреплять представления детей о  средствах музыкальной и художественной выразительности;

-развивать творческие способности детей;

-развивать умение детей соотносить по настроению музыкальные, художественные и поэтические образы;

-развивать образную речь детей;

-вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальные, поэтические и художественные образы;

-развивать художественно-эстетический вкус дошкольников;

-воспитывать любовь к родной природе;

Музыкальное занятие состояло из трех взаимосвязанных частей: организационной, основной,и заключительной ( оценочный этап).

Организационная часть - направила на мотивацию детей. Вначале занятия зачитала приветственную попевку, которая настроила детей на позитивный лад, что способствовало установлению доброжелательного психологического климата на занятии. Затем я предложила послушать загадку о зиме. Состоялась беседа о том какая зима? Что зимой происходит с природой? Чтобы заинтересовать детей предложила им отправиться в царство зимушки- зимы.

В основной части занятия. дети слушали классическую музыку, рассматривали репродукции картин русских художников,определяли характер произведений ,сравнивали, читали стихи, пели песни,играли н музыкальных инструментах. Ребята были заинтересованы и активны, охотно делились своими знаниями, откликались на музыкальные, поэтические и художественные образы.

III часть – заключительная, где был подведен итог занятия с помощью ответов детей на вопрос. С помощью чего создавали образы зимы композиторы, художники и поэты.

Занятие основано на интеграции образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое.

Свое настроение о путешествии дети выразили, украсив снежинками елочку.

Содержание занятия соответствует поставленной цели и задачам, которые были реализованы в полном объеме. Перед проведением занятия проведена предварительная работа. Занятие было составлено с учётом возрастных особенностей детей и проходило в форме путешествия. Эта игровая ситуация используется для поддержания интереса детей на протяжении всего занятия и более успешного решения поставленных задач. Характер взаимодействия детей и педагога – доверительный, доброжелательный.

Интегрированное занятие «Образ зимы в музыке, живописи и поэзии» актуально и направлено на развитие духовно-эмоциональной сфере чувств в области художественно-эстетического воспитания дошкольников, через изобразительное искусство, музыку и поэзию. Поставленные цели и задачи занятия, были успешно реализованы и достигнуты.

Актуальность: В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о

нравственности, духовно-эстетическом воспитании детей. Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, живопись, музыка, поэзия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Цикл занятий "Зима в музыке, поэзии и живописи"

В данной презентации обазначена актуальность проблемы, указаны цели и задачи. способствующие достижению поставленной цели. Разработаны  предварительная работа и занятия....

Конспект интегрированного логопедического занятия по лексической теме "Зимующие птицы" в сочетании с конструированием. Старшая логопедическая группа.

Интегрированное занятие, сочетающее в себе логопедическое занятие на словообразование, словоизменение и формирование фразовой речи и конструирования, на основе лексической темы "Зимующие птицы&qu...

Открытое музыкальное занятие с применением Орф-подхода -«Элементарное музицирование в ДОУ» в подготовительной группе.

Игровое творческое развитие личностного потенциала ребенка, его природной музыкальности, развитие способности к творческому самовыражению....

Конспект интегрированного открытого музыкального занятия «Музыкальная мозаика весны»

ель занятия. Расширять представления о весне и её признаках. Совершенствовать навыки звукоизвлечения, связывая их с необходимой выразительностью. Развивать умение владеть голосовым аппаратом, соз...