«Технология музейной педагогики в ДОУ».
консультация

Камалова Лола Сухбатуллоевна

Музейная педагогика – отрасль музееведения, сформировавшаяся в научную дисциплину и особый образовательный ресурс на стыке музееведения, педагогики и психологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_.muzeynaya_pedag._1.docx33.27 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 «ГОРОД ДЕТСТВА»

_________________________________________________________________

Адрес: 142718, Московская область, Ленинский городской округ, рабочий посёлок Дрожжино, улица Южная, дом 11, корпус 1, 8(498)917-69-34, 8(498)917-69-35

 

Доклад

для воспитателей

 «Технология музейной педагогики в ДОУ».

Подготовила:

      Камалова Л.С.

                                                             2022г.

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………с.3
  2. Понятие «Музейной педагогики» ………………………………..............с.3-6
  3. Организация мини-музея в ДОУ…………………………………….........с.6-8
  4. Заключение…………………………………………………………………с.8-9
  5. Список литературы…………………………………………………………с.10

Введение

XXI век ворвался в нашу жизнь бурными социально-экономическими переменами. Меняя облик современного мира, они не обошли и культуру, значимость которой трудно переоценить в формировании таких ценностей как личное достоинство, развитие творческих способностей. Культура – это не только массив доставшегося нам исторического наследия: музеи, библиотеки, архитектурные памятники, - но и все относящиеся к культуре события, участниками которых мы являемся. Механизмом сбережения достижений культуры являются музеи. Введение музея в образовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно меняющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований. Утверждение, что музеи способствуют формированию творческой личности, подчеркивает и то, что именно в музейной среде сочетаются внешний, отраженный в памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний мир человека, который тесно связан с этнокультурными традициями и художественных образов реконструировать и переживать ту или иную эпоху.

Музейная педагогика – отрасль музееведения, сформировавшаяся в научную дисциплину и особый образовательный ресурс на стыке музееведения, педагогики и психологии.

Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Понятие «Музейная педагогика»

Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии. 

Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня: каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;  воспитатель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;  посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;  следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;  отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка; итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации. Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Можно сказать, чем раньше и легче мы начнем приобщать детей к сфере культуры и высокого искусства, тем естественнее и органичнее в них будет вырабатываться «инстинкт культуры».

Что влияет на создание мини – музеев в ДОУ? - распад связи времен: разные поколения не просто не находят общего языка – они пребывают в состоянии конфронтации. Нравственные и культурные ценности одного поколения не находят понимания друг с другом. - дошкольные учреждения посещают дети разных национальностей; - наступление массовой культуры сводит на нет истинные ценности: на смену им приходят мимолетные, ложные, которые мешают формированию вкуса подрастающего поколения.

На первый план выдвигаются задачи помочь ребенку увидеть «музей» вокруг себя, т. е раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Особое внимание уделяется эстетическим, психологическим, социальным и культурологическим аспектам развития ребенка, а в частности: формированию художественных предпочтений; формированию навыков общения с музейной средой, развитию речи на основе знакомства с музейными экспонатами; формированию визуальной культуры; формированию навыков познавательной деятельности; развитию творческих способностей путем овладения навыками материально-художественной деятельности.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

Задачи: Формирование познавательных   способностей и познавательной деятельности; развитие речи, расширение активного словаря; воспитание культуры поведения.

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

  • учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
  •  формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
  •  формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
  •  развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
  •  вызывать уважение к другим культурам;
  • развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Методы, используемые в музейной педагогике многообразны, и подходят для детей всех возрастных групп, это такие методы как:

  • погружение в прошлое,
  • манипулирование с музейными предметами,
  • вопросно-ответный метод,
  • сюжетно-ролевая игра с переодеванием,
  • обыгрывание ситуаций,
  • мини-спектакли,
  • смена интерьеров,
  • экскурсия по выставке,
  • демонстрация экспонатов,
  • эвристическая беседа и так далее.

Правила музейной педагогики:

Правило первое: Серьезная, целенаправленная подготовка к посещению музея, закрепление полученных знаний и впечатлений.

Правило второе: Четкое осознание конечной задачи своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Организация мини-музея в ДОУ

Виды оформления мини-музея:

Горизонтальное размещение экспонатов на одной плоскости;

Вертикальное расположение экспонатов (на полочках, стеллаже);

На стендах (можно использовать для легких экспонатов, которые могут крепиться к стенду).

Формы работы в мине-музее: беседы с детьми, экскурсии для детей и родителей; 

самостоятельное рассматривание экспонатов; мастер-класс по изготовлению экспонатов; работа творческой группы по пополнению мини-музея экспонатами.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как: родительские собрания; консультации индивидуальная работа.

2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий: оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм; наличие детской мебели для проведения игр, занятий; соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

Экскурсионная работа в мини-музее

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

  •   выявление творческих способностей детей;
  •   расширение представлений о содержании музейной   культуры;
  •  развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
  •  создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:

  •  У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
  •  Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
  •  У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Заключение

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом. Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей. В последнее десятилетие в развивающей среде детских садов появились новые элементы: комнаты, залы, музеи, изостудии и так далее, то есть обогащается развивающая среда.

По определению С.Л. Новоселовой, термин «развивающая среда» – это система материальных объектов, окружающих ребёнка, и воздействующих на его духовное и физическое развитие.

У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений — музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.

Творчески мыслящий воспитатель всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру.

Музейная педагогика служит комплексному развитию, воспитанию гражданственности и духовности дошкольников. На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.

Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей. И эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики.

Список литературы

  1. Виниченко В. Ребенок в пространстве музея. /В.Виниченко //Дошкольное воспитание. - 2003 г. - №5 — с. 38-41.
  2. Дошкольник. Образование. Инновации. Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях Ульяновской области в 2008-2009 учебном году. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2008.
  3. Пантелеева Л.В. Музей и дети. - М.: Дом «Карапуз», 2000.
  4. Распахни окно в мир прекрасного. Вып 6. Музейная педагогика в образовательном процессе дошкольного учреждения. Методическое пособие. - Ульяновск: Издательство «корпорация технологий продвижения». 2007.
  5. Рыжова Н.А., Логинова Н.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. - М.: Линка-Пресс, 2008.
  6. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. - М.: Высш.шк., 2004.
  7. Табарданова Т.Б., Аредакова Н.А. Музейная педагогика и школьный музей. Учебно-методическое пособие. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2009.
  8. Тихонова А.Ю., Лиллипео О.В., Краснова Е.Л. Взаимодействие образовательного учреждения и музея. Методические рекомендации. -Ульяновск: ИПК ПРО, 2006.
  9. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников. / Т.Чумалова //Дошкольное воспитание. - 2007 г. - №10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "История посуды" с использованием технологии музейная педагогика

Конспект непосредственной образовательной   по  ознакомлению с окружающим             для детей 5-6 летс использованием...

Технология музейной педагогики

Технология музейной педагогики...

Особенности использования технологии музейная педагогика в работе со старшими дошкольниками

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. И это не случайно.Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной...

Технология музейной педагогики

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём  включения её в многообразную деятельность музея....

Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)...

Внедрение в образовательный процесс инновационной технологии «Музейная педагогика» посредством реализации долгосрочного проекта «Создание мини-музея « Народная игрушка»

Музейная педагогика, как одна из инновационных технологий, становится все более востребованной в практике  духовно-нравственного, гражданско-патриотического,историко-краеведческого воспитания лич...