"Сказкотерапия, как средство всестороннего развития дошкольников"
методическая разработка (подготовительная группа)

Усольцева Людмила Васильевна

Актуальность: психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия. Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей героев сказки проводится после прочтения сказки. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает свои собственные психологические трудности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

 г. Иркутска детский сад № 97

               

                                                                       

Тема:

 «Сказкотерапия, как средство всестороннего развития дошкольников».

Подготовила воспитатель

Первая квалификационная категория

Усольцева Людмила Васильевна

Иркутск 2023 г.

Личные данные

Я, Усольцева Людмила Васильевна, работаю в разновозрастной группе с детьми с ТНР «Ромашка»

Образование – высшее.

Педагогический стаж 7 лет

Стаж работы в МБДОУ – 7 лет

Стаж работы в занимаемой должности -7 лет

Квалификационная категория – первая

Предполагаемый срок темы самообразования : 2021-2026 г.

«По-моему, цель сказочника заключается в том,                                                                                                                                                              чтобы какою угодно ценою воспитывать в ребенке человечность                                                                                                    —  эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями,                                                                                                     радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою».

К.И. Чуковский

Актуальность: психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия. Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей героев сказки проводится после прочтения сказки. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает свои собственные психологические трудности.

Нормативно-правовые документы:

- Приказ  Минобрнауки России от 17.10.2013 г № 1155 « Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» ( зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384);

 - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»;

- Приказ № 373 от 31 июля 2020 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

- Распоряжение Минпросвещения РФ № Р-75 от 6 августа 2020 г.;

- Указ о национальных целях развития России до 2030 года.;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.

Цель: создание условий для активизации в ребенке творческого начала, раскрытия глубин собственного внутреннего мира, развития его самосознания посредством применения метода сказкотерапии.

Задачи:

 •        создать необходимые условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления;

•        помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;

•        содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их речевого развития;

•        содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи;

•        снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;

•        воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Раздел плана

1 ЭТАП Информационно - аналитический

Сентябрь

- обмен опытом (наработки, методические пособия)

- знакомство и изучение практических методов использования различных сказок в дошкольном обучении и воспитании;

- изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования;

- изучение материалов на интернет-ресурсах.

Консультация: «Воспитание сказкой»

Раздел плана

2 ЭТАП Разработка программно — методического обеспечения образовательного процесса

Октябрь

Дидактическая игра «Узнай сказку»

Сказка: «Как лисенок детский сад пропустил» - прививаем ребенку ходить в детский сад.

Сказка: «Кнопочка и монстры» - избавляем ребенка от страха темноты и воображаемых монстров.

Сказка: «Большой пальчик и озорной Ротик» - избавляем от привычки брать пальцы в рот.

Сбор книжных иллюстраций.

Изучение работы педагогов (через публикации, сайты).

Изготовление демонстрационного материала, атрибутов связанных со сказкотерапией.

Консультация: «Читайте ребенку правильные сказки»

Ноябрь

Сказка: «Почему нельзя обманывать» - помогаем ребенку понять, что обманывать не только плохо, но и опасно.

Сказка: «Вежливый Клест»- воспитывать в ребенке желание быть вежливым.

Сказка: «Каждый красив по-своему» - помогаем ребенку устранить чувство неполноценности.

Обмен опытом.

Изучение литературы по данной теме.

1.        Алексеенко, В. В. Играем в сказку : воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет / В. Алексеенко, Я. Лощинина. - Москва, 2008. - 220 с.

2.        Вачков, И. В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. - 2-е изд. - Москва, 2003. - 143 с.

3.        Вачков, И. В. Сказкотерапия : развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. - Москва, 2001. - 143 с.

4.        Гнездилов, В."Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004

5.        Грабенко, Т. М. Зачем читать детям сказки. Колобок. Ружье и сердце / Т. М. Грабенко. - Санкт-Петербург, 2006. - 63 с. - (Технологии Института сказотерапии) (Серия "Мастерская Татьяны Грабенко").

Консультация: «Какие сказки читать ребенку на ночь»

Декабрь

Терапевтические сказки: «Смелый Гномик», «Мышонок и темнота», «Сережа и Звезда» - направленность: - боязнь темноты, повышенная тревожность, ночные кошмары, общая боязливость. Ключевая фраза: «Мне страшно!»

Консультация: «Что такое терапевтическая сказка»

Изучение проблемы данной темы в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Выставка семейных рисунков: «Моя любимая сказка» - привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции.

Январь

Терапевтические сказки: «Зубки», «Зубастик».

Проблема – нежелание чистить зубы.

Терапевтический эффект – позитивный настрой на действия по личной гигиене, учить дошкольников чистить зубы.

Информация: «Предметно-развивающая среда по художественной литературе»

Изучение литературы через интернет ресурсы:

Ссылки на ресурсы Интернет:

•        Баюшки. Ру – Все про сон ребенка[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bayushki.ru/category/1/6/83. ¬- Основано на версии, датир.: март, 31, 2011.

•        Институт психотерапии и клинической психологии[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.php?part=articles&p=75. ¬- Основано на версии, датир.: март, 31, 2011.

•        Институт сказкотерапии (г. Санкт-Петербург)[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cka3ka-pro.ru/index.html. - Основано на версии, датир.: март, 31, 2011.

Создание книжного уголка – привлечь родителей к созданию книжного уголка.

Февраль

Сказка: «Как Андрюша гостей встречал» - если ребенок стесняется.

Беседы на тему: «Как влияет сказка на эмоциональный настрой ребенка»

Изучение литературы по данной теме.

1.        Грабенко, Т. М. Зачем читать детям сказки. Колобок. Ружье и сердце / Т. М. Грабенко. - Санкт-Петербург, 2006. - 63 с. - (Технологии Института сказотерапии) (Серия "Мастерская Татьяны Грабенко").

2.        Доронова, Т. "Что за прелесть эти сказки! " / Татьяна Доронова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2010. - N 3. - С. 5-7.

3.        Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.

Акция: «Подари детям книгу»

Март

Сказка «Про Непослушку» - если ребенок не слушается

Советы педагогам: «Какие сказки читать детям»

Изучение литературы по данной теме.

1.        Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург, 2006. - 171 с. - (Технологии института сказкотерапии).

2.        Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург, 2006. - 317 с. - (Мастерская психологии и психотерапии).

Подготовка буклетов: «Роль сказок в развитии ребенка»

Апрель

Составляем сказку сами.

Оформление буклетов: «Сказкотерапия – лечение сказкой»

Изучение литературы через интернет ресурсы:

•        Сказки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://skazka.ural.ru/. ¬- Основано на версии, датир.: март, 31, 2011.

•        Сказки. Сетевая библиотека[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.skazki.org.ru/. ¬- Основано на версии, датир.: март, 31, 2011.

Подготовка буклетов: «Сказка – это важно»; «Сказка в гости идет»

Раздел плана

3 ЭТАП Заключительный. Обобщение опыта работы.

Май

Открытое занятие: «В гостях у сказки»

Презентация на тему самообразования

Подготовка мультимедийной презентации для педагогов: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников»

Фотоотчет по самообразованию

Выход темы:

    Ожидаемые результаты для детей:

•        дети знают признаки, по которым мы узнаем сказку, какие бывают сказки;

•        знают сказки народов;

•        выразительно передают содержание сказок, замечают характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях;

•        умеют передавать в рисунке эпизоды знакомых сказок.

•        развитие речи детей и ее основных функций;

•        совершенствование навыков коммуникации;

•        закрепление представления об окружающем мире;

•         развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения; желания экспериментировать.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

•        повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;

•        повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе сказкотерапии для дшкольников.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

•        буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей;

•        картотека терапевтических сказок для дошкольников;

•        презентация  «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников»;

•        буклет для воспитателей «Сказкотерапия - лечение сказкой»;

•        личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях;

•        размещение фотоотчетов и методических разработок по  накопленному опыту на сайтах  www.nsportal.ru. (мини-сайт)

           

 

  Список литературы:

 1.        Алексеенко, В. В. Играем в сказку : воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет / В. Алексеенко, Я. Лощинина. - Москва, 2008. - 220 с.

2.        Вачков, И. В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. - 2-е изд. - Москва, 2003. - 143 с.

3.        Вачков, И. В. Сказкотерапия : развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. - Москва, 2001. - 143 с.

4.        Гнездилов, В."Авторская сказкотерапия", СПб.: Речь, 2004

5.        Грабенко, Т. М. Зачем читать детям сказки. Колобок. Ружье и сердце / Т. М. Грабенко. - Санкт-Петербург, 2006. - 63 с. - (Технологии Института сказотерапии) (Серия "Мастерская Татьяны Грабенко").

6.        Доронова, Т. "Что за прелесть эти сказки! " / Татьяна Доронова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2010. - N 3. - С. 5-7.

7.        Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.

8.        Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Игры в сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. - Санкт-Петербург, 2008. - 208 с. - (Технологии института сказкотерапии).

9.        Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург, 2006. - 171 с. - (Технологии института сказкотерапии).

10.        Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург, 2006. - 317 с. - (Мастерская психологии и психотерапии).

Ссылки на ресурсы Интернет:

•        Баюшки. Ру – Все про сон ребенка[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bayushki.ru/category/1/6/83. ¬- Основано на версии, датир.: март, 31, 2011.

•        Институт психотерапии и клинической психологии[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.php?part=articles&p=75. ¬- Основано на версии, датир.: март, 31, 2011.

•        Институт сказкотерапии (г. Санкт-Петербург)[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cka3ka-pro.ru/index.html. - Основано на версии, датир.: март, 31, 2011.

•        Книжная Поисковая Система eBdb (electronic books data base) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ebdb.ru/Category.aspx?catId=1092361. ¬- Основано на версии, датир.: март, 31, 2011.

•        Стишенок, И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост / И. В. Стишенок[Электронный ресурс]. – 2006. - Режим доступа: http://mirknig.com/knigi/nauka_ucheba/1181145881-skazka-v-treninge-korrekcija-razvitie.html. ¬- Основано на версии, датир.: март, 31, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказкотерапия как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Актуальность«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение...

Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные,...

Самообразование ТЕМА: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников»

Активизация в ребенке творческого начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания....

Самообразование «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников»

Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное,...