Методический тренинг на тему: «Музыкальные игры и ритмические движения в режиме дошкольной образовательной организации»
методическая разработка

Беклемищева Наталья Викторовна

Музыкально – ритмические движения — это особый вид деятельности, который развивает внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность и эмоциональность, способность к импровизации в движении под музыку.  Движение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъёмом, поэтому благотворно влияет на физическое развитие   и здоровье детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx25.15 КБ
PDF icon metodicheskiy_trening_1.pdf1.37 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Излучинское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Методический тренинг на тему:

 «Музыкальные игры и ритмические движения в режиме дошкольной образовательной организации»

Составила: Беклемищева Н.В.

Излучинск 2022г.

Современное общество выдвигает все больше требований к образованию ребенка-дошкольника, это приводит к тому что снижается двигательная активность детей. Потому как, вместо активных прогулок на свежем воздухе или занятий спортом, дети все чаще проводят время за письменным столом, у телефона, телевизора, с планшетом в руках.

Возраст от 3 до 7 лет, самый важный период для формирования личности ребёнка, где закладываются прочные основы здоровья. Наша задача укреплять здоровье детей, обеспечить нормальную жизнедеятельность растущего организма.

Реализовать эту задачу позволяют музыкально – ритмические движения.

Музыкально – ритмические движения — это особый вид деятельности, который развивает внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность и эмоциональность, способность к импровизации в движении под музыку.  Движение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъёмом, поэтому благотворно влияет на физическое развитие   и здоровье детей.  Известно, что здоровый ребёнок лучше приспосабливается к смене условий, лучше воспринимает предъявляемые ему требования, поэтому следует используя «музыку и движение», как могучее средство воспитания и развития ребёнка.  Наша цель- воплощать в жизнь оздоровительные функции движений под музыку и не только.

Так же у детей остается все меньше времени на игры – ведущую деятельность для дошкольника. Именно в игре ребёнок развивается, у него формируются те качества личности, от которых в последствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности.

Умело подобранные упражнения, пляски, игры воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представления о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы.

 Каждое музыкально-ритмическое задание ребенку нужно понять, осмыслить, запомнить правила игры, быть внимательным, собранным, точно выполнять указания взрослого. Следовательно, эта деятельность развивает память, вырабатывает устойчивость произвольного внимания, совершенствует творческую активность.

Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребенка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств.

А теперь, давайте посмотрим, какие игры можно использовать в различных возрастных группах. (ВКЛЮЧАЕТСЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

1. Музыка пронизывает повседневную жизнь малыша. Ласковая песенка при умывании («Водичка-водичка, умой наше личико» или «В руки мыло мы возьмем и водичкою польем, моем быстро, быстро, быстро, моем чисто, чисто, чисто»), нежная колыбельная, приуроченная к укладыванию в кроватку, помогают ребенку с проблемами установить связь между действием и пением, облегчают ему усвоение правил режима. В период бодрствования исполнение различных по содержанию песенок может сочетаться с показом игрушки, про которую поет взрослый, с действиями с ней под пение («птичка летает», «зайка прыгает»).

Приобщение к пению в этом возрасте достигается путем произношения взрослым звукоподражаний, слов с различной интонационной, динамической окрашенностью (громче, тише) в сочетании с мимикой и пантомимикой (грозим пальчиком, покачиваем головой). Играя с ребенком под собственное пение, взрослый вызывает подражание.

Ребенок начал ходить, а взрослый привлекает ребенка, активизирует двигательные проявления малыша под вокальные и инструментальные мелодии («Зашагали ножки, топ-топ-топ» или «Пляшут, пляшут наши ручки»). И вот, ребенок пошел в детский сад, где мы начинаем использоваться несложные песенки, в которых описываются действия с игрушкой («Наши погремушки», «Платочки» и др.). Сочетание текста и движения формирует двигательную активность малыша, при этом важен положительный эмоциональный отклик малыша на ритмические движения.

Далее привлечь внимание малыша к музыкально звучащей игрушке можно, обыграв приход «зайчика» (бибабо) с погремушкой, или другого персонажа с колокольчиком, который рассказывает сказку. Активизировать деятельность малыша с музыкальной игрушкой можно в игре «Музыкальные прятки», в которой ребенок ищет источник звука. Речь, соединенная с движением и вплетенная в предметную деятельность, формирует моторные навыки и обеспечивает развитие языковой способности. Использование слухового аппарата в таких играх помогает ребенку приобщаться к звучащему миру.

«ГДЕ МОИ ДЕТКИ?»

 Игра для детей младшего дошкольного возраста.

 Потребуются четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, просто птица; на маленьких – утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

 Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке. Воспитатель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): „Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!“

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь»

Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: „Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!“ Ребята, у которых на карточках изображены цыплята, поют. Затем Гусята „отвечают“ После, воспитатель дает возможность детям побыть «мамами-птицами».

Дети с музыкальным руководителем и воспитателем

произносят: «Ку-ка-ре-ку».
Муз.рук.
: — А теперь послушайте песенку про петушка.
Музыкальный руководитель исполняет
РНП «Петушок»
в обработке М. Красева.

1. Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Деткам спать не даёшь.
Муз.рук.
: — Петушок по двору гуляет,
Громко песни распевает:
 «Ку-ка-ре-ку!» (повтор с детьми «Ку- ка-ре-ку!»
К нему куры прибежали, (показ иллюстрации) Куры крыльями махали, Куры зерна собирали, Клювом по земле стучали.

Вот так: показ как клюют курочки и цыплята.

— Повторяйте со мной движения.

Дети с воспитателем повторяют движения.

2. Дети 4-5 лет могут различать контрастную музыку, воспроизводить образные движения и несложный сюжет под музыку, согласовывая движения с ее характером, могут более уверенно держаться и ориентироваться в окружающем пространстве. У них возрастают общая подвижность, двигательная активность, умение самостоятельно определять жанры: колыбельная, плясовая, марш — и выполнять соответствующие движения, согласовывая их с яркими средствами музыкальной выразительности: характером, темпом, динамикой, регистром.

Обучая движениям, воспитатель углубляет знания и представления детей об окружающем. Так, например, в упражнениях, в играх дети своими движениями передают повадки различных зверей (хитрая лиса, трусливый заяц, злой волк и др.), в хороводах про весну и березку передают светлое, радостное чувство от наблюдений, полученных на прогулке в весенний день. В этом возрасте закладываются основы всех видов ходьбы, бега, прыжков.

Примером может служить «Игра с бубном» под музыку (М. Красев «Полька»).
Описание игры
Дети становятся в круг. Один ребенок с бубном в руках стоит в середине круга.
Первая часть игры — ребенок бьет в бубен. Дети танцуют на месте, кто как хочет. 
Вторая часть — дети, закрыв глаза, присаживаются на корточки, ребенок с бубном тихонько выходит из круга, проходит позади сидящих детей и бесшумно кладет бубен за спиной одного из них. С последним аккордом дети, не оборачиваясь, ищут бубен руками за своей спиной. Тот, у кого оказался бубен, идет в круг.
Третья часть — ребенок, получивший бубен, танцует, остальные дети хлопают в ладоши.

 В хороводах и играх под пение воспитатель учит детей передавать в движении характер мелодии и содержание текста песни — хороводные игры под песни «Васька-кот» (музыка Г. Лобачева), «Ворон» (русская народная мелодия), и др.

«Ленивые танцы», включить!!!

3. На шестом году жизни ребенок физически крепнет, становится более подвижным, успешно овладевает основными движениями. У него хорошая координация в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Дети 5-6 лет способны осмыслить указания педагога и, опираясь на имеющийся опыт, без показа, выполнить некоторые музыкально-ритмические задания.

Приоритетным направлением в работе с детьми старшей группы является усвоение и усложнение танцевальных движений.

Танцевальные движения используются в парных танцах, национальных плясках, иногда в играх и упражнениях с предметами.

"Летчики на аэродром" или   «Золотые ворота»

выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота», остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.

Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!

На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота». Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.

4. В 6-7 лет ребенок уже способен петь гораздо более сложные по мелодическим и ритмическим особенностям песни, владеет разнообразным по тематике репертуаром. В этот период у детей качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения- ещё более координированными, увеличивается объём внимания и памяти, совершенствуется речь. У ребенка продолжает формироваться осанка, движения становятся более свободными и выразительными, а в сюжетных играх, танцах— более осмысленными и управляемыми, более слаженными и уверенными. Пользуясь движением, ребенок в состоянии творчески проявить себя, быстрее ориентироваться в поисковой деятельности. Дети этого возраста имеют достаточный запас игровых и танцевальных умений, для них характерно большое желание участвовать в играх, танцах, упражнениях, этюдах. Однако, при физических нагрузках необходимо учитывать группу здоровья каждого ребенка.

«ЦВЕТЫ»

Число игроков и возраст не ограничены, а вот песни можно петь только про цветы и растения. Игроки собираются в кружок, выбирается ведущий. Он называет растение, а участники игры должны вспомнить одну или несколько песен, где оно упоминается. Исполнять можно как всю песню, так и одну строчку, где упомянуто данное растение. Ведущий должен загадывать только те растения, которые есть в песнях. Например, песен про можжевельник или огурцы еще не придумано, но зато про розы или хризантемы их достаточно, есть даже строчка про картошку. Если ведущий загадал распространенное в песнях растение, то заменит его тот, кто первым вспомнит и исполнит песню.

«МЫ УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПЕТЬ»

       Для детей дошкольной подготовительной группы.

Дети идут с песней друг за другом по кругу. Каждый держит перед собой плакатик с изображением какого-либо слога.

Звучит музыка, и ребята начинают петь:

Мы учимся читать и петь!

Мы учимся читать и петь!

Мы учимся читать и петь!

Буква с буквой встали рядом —

Прочитать их вместе надо

И пропеть, пропеть, пропеть!

Как только закончится звучание музыки, ребята должны разбежаться в разные стороны и приступить к поиску пары своему слогу, чтобы получилось слово. Дети, у которых получилось слово, идут парами по кругу и поют песню. А кто не успел найти пару своему слогу, отходит в сторону и хлопает в ладоши, приветствуя победителей.

«НАМ ВСЕМ ВЕСЕЛО ЖИВЕТСЯ»

Как мы видим, музыкальные игры и ритмические движения можно использовать на занятиях, в любых режимных моментах дошкольной образовательной организации, а также досугах и на прогулках, т.к. игры и танцы приучают детей к коллективным действиям, способствуют их объединению, воспитывают чувство коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения, а также чувство справедливости.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«CИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

В докладе представлена система методической работы старшего воспитателя по формированию мотивации к самообразованию педагогов ДОУ...

Методическая разработка на тему: «Музыкальная игра как один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста.»

Методическая разработка для воспитателей и музыкальных руководителей о музыкальных играх....

Методическая разработка: "Использование возможностей практико-ориентированного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации"

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практич...

Методическая разработка. Инструменты анализа и планирования деятельности в практике работы руководителя дошкольной образовательной организации.

Методическая разработка посвяшена использованию в практике работы руководителя таких инструментов как SWOT-анализ и модель McKinsey 7S....

Методические материалы из опыта моей профессиональной деятельности во взаимодействии с воспитанниками дошкольной образовательной организации.

В данном разделе предложены варианты методических  разработок организованной образовательной деятельности и сценарии проведения совместной деятельнсти с воспитанниками ДОО,...

«Развитие музыкально-ритмических движений у воспитанников дошкольной образовательной организации»

Музыкальное воспитание начинается со знакомства с музыкальными произведениями. В процессе прослушивания музыкальных произведений дети познают музыку разного характера (веселая, грустная, медленная, бы...

Методические рекомендации по введению термина «функциональная грамотность» в календарные планы педагогов дошкольной образовательной организации

Рекомендации предназначены педагогам дошкольного образования для оказания методической помощи по вопросу введения термина «функциональная грамотность» в календарные планы...