Комплекс загадок для детей дошкольного возраста с нарушением зрения
методическая разработка (старшая группа)

Карпова Марина Васильевна

 В литературной энциклопедии загадка это - «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего». Развивая логическое мышление, загадка стремилась через свое поэтическое «окошечко» познакомить человека с окружающим миром, привлечь внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые невидимы для глаз. Загадка – это игра. Игра в узнавание, в отгадывание, в разоблачение того, что скрыто, это дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Она заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Загадка — это упражнение в рассуждении, в умении доказывать, развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания.

Комплекс загадок и ситалок является авторским произведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki.docx16.08 КБ

Предварительный просмотр:

Дефекты в сфере чувственного познания отражаются в той или иной степени на развитии мыслительных процессов. У детей с нарушением зрения наблюдаются трудности при выполнении сравнений, анализа, синтеза, обобщения, страдает содержание понятий. Однако это не может остановить или исказить до неузнаваемости общий ход развития мышления, так как основные физические, пространственные и временные свойства и отношения движущейся материи с достаточной полнотой отражаются сохранными анализаторными системами, направляя и организуя восприятие, расширяя и уточняя круг представлений, формируя на их основе полноценные понятия. Одним из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка выступает загадка.

 В литературной энциклопедии загадка это - «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего». Развивая логическое мышление, загадка стремилась через свое поэтическое «окошечко» познакомить человека с окружающим миром, привлечь внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые невидимы для глаз. Загадка – это игра. Игра в узнавание, в отгадывание, в разоблачение того, что скрыто, это дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Она заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Загадка — это упражнение в рассуждении, в умении доказывать, развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания.

Существуют следующие типы загадок: загадки-описания (признаков, свойств, действий и т.п.), загадки-сравнения, отрицания, противопоставления, загадки-вопросы, загадки-рифмовки, загадки-обманки, загадки-задачи, графические (ребусы, иллюзии и др.),загадки-сюжеты, загадки смешанного вида.

Необходимыми условиями для предъявления той или иной загадки в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями зрения является: предварительное рассматривание предмета, объекта, обследование его, с участием сохранных анализаторов, практические действия с этим предметом или моделью, или с картинкой, изображающей данный предмет, признаков этого предмета или явления, сравнение и сопоставление его с однородными предметами, нахождения     сходных     отличительных    

признаков, как   у однородных, так и неоднородных предметов, а также формирование навыков речи-доказательства.

 Для детей с нарушением зрения наиболее доступными являютс : загадки-описания качеств, свойств, действий,  основанные на перечислении признаков предмета, явления это  величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначений, связанные как с перцептивной сферой, основанной на активизации сохранных анализаторов и речи, так и с усвоенными образами памяти.                              

Загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов или явлений (их качеств, свойств, действий, назначения); на сравнении предметов или явлений по ряду признаков.

Загадки-метафоры, в которых дети находят скрытый смысл, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга

Графические загадки - это загадки-схемы, изображения, представленные в разных модальностях:

неполные, частично перекрываемые, перечёркнутые,

сдвоенные, строенные (в условиях пересечения контуров), зашумлённые.

Загадки составлены по лексическим темам, что способствует общему психическому развитию и интересу к познанию, могут включаться в вводную часть занятия (для введения в тему и целеполагания); в основную часть занятия, как обучающую, так и закрепляющую ,в заключительную часть занятия для формулировки выводов, умозаключений.

Фрукты

Красный, желтый и зеленый,

Круглый, сочный и моченый,

Кушаем его весь год,

Этот фрукт в саду растет,

Из него пирог пекут,

Дети, как его зовут.

                                                (яблоко)

Овальный, сочный,

Кислый он,

Называется…

                                                (лимон)

Ярок, сочен, ароматен,

И на вкус очень приятен.

                                                (апельсин)

Овощи

От микробов нас спасает,

Его кушают и знают.

Он зеленый над землей,

И в салат идет сырой,

Под землей он желтеет,

В шубе теплой долго зреет.

                                                                 (лук)

Бордовая и сладкая,

Круглая и гладкая,

Под землей она вся зреет,

Борщом вкусным вас согреет

                                                 (свекла)

Он на кухне командир,

Носит разный он мундир,

Варим, жарим и едим,

В блюдах он необходим.

                                               (картофель)

Ягоды

На болото мы пойдем,

Эту ягоду найдем,

Кислую и красную.,

Кушать не опасную.

При болезнях помогает,

Взрослым детям жар снимает.

                                                (клюква)

Бывает черная, красная, белая,

Кислая, хоть и спелая,

Варенье, жиле, компот,

Заготовим мы на год.

                                            (смородина)

В саду растут на грядке,

Красные ребятки.

Очень ароматные,

Сочные и сладкие.

Мы с корзинками пойдем,

Всех ребяток соберем.

                                                 (клубника)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения через "Экопластику"

Метод Экопластики дает детям дошкольного возраста возможность максимально реализовать игровые интересы и желания. У детей появляется возможность  создавать забавные игрушки, фигурки, скульптуры, ...

«Продуктивная деятельность, как средство коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения».

Как использовать различные виды продуктивной деятельности для коррекции зрения дошкольников в специализированном д/саду....

Организация работы воспитателя по развитию устной речи у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях специализированной группы дошкольного образовательного учреждения

Данная методическая рекомендация адресована воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста  с нарушением зрения и имеющим нарушения устной речи....

Проблемы развития ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения (дети с амблиопией и косоглазием)

Аннотация: статья посвящена проблеме развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Положительный эффект достигается посредством игр, направленных на закрепление навыков, полученн...

Комплекс считалок для детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Нарушение зрения отрицательно влияет на овладение детьми движениями, ориентировкой в пространстве, что приводит к гиподинамии и сказывается на общем физическом развитии детей и состоянии здоровья.Наря...