Народное творчество в духовно-нравственном воспитании
проект

Богачева Светлана Павловна

Из поколения в поколение передается багаж народной мудрости русского народа. Интерес и внимание к народному творчеству, русскому искусству, в том числе музыкальному, в последнее время все более возрастает в нашей стране. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnoe_tvorchestvo_v_duhovno-nravstvennom.vospit.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Использование народного творчества

в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

 Актуальность

Из поколения в поколение передается багаж народной мудрости русского народа. Интерес и внимание к народному творчеству, русскому искусству, в том числе музыкальному, в последнее время все более возрастает в нашей стране. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.

Поэтому, основная задача нам видится в том, чтобы, как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к русской народной культуре и русским традициям. Сделать так, чтобы и они, в свою очередь, передали эту любовь своим детям.

Именно поэтому стала актуальным разработка проекта «Использование народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников».

 

Проблема

Проанализировав результаты работы с воспитанниками, мы пришли к выводу, что у детей недостаточный багаж знаний народного творчестваДля решения этой задачи и будет продолжаться работа с ребятами, педагогами и родителями по «вплетению» народного творчества, фольклора в жизнь ребенка.

Предметом данной проектной деятельности является путь приобщения дошкольников к народной культуре.

Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству посредством прикладного искусства, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
  2. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
  3. Формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования.
  4. Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.
  5. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
  6. Развивать воображение, творческие и актерские способности.
  7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности; создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знакомство с  истоками народного творчества.

Тип проекта:

По продолжительности: длительный.

По доминирующей линии: практико–ориентированный.

По содержанию: социально-педагогический.

Участники проекта: дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, логопед, воспитатели

Этапы реализации проекта

I. Организационно-подготовительный

  • Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
  • Определение цели и задач проекта;
  • Подбор литературы, пособий, атрибутов;
  • Обсуждение с педагогами вопросов, связанных с реализацией проекта.

II. Основной

  • Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
  • Совместная деятельность
  • Самостоятельная деятельность детей.

III. Заключительный

  • Обобщение результатов работы;
  • Анализ деятельности.

Материально- технические ресурсы:

  • Музыкальный зал для занятий с детьми, русская изба, группа для прикладного творчества
  • музыкальные инструменты: бубен, трещотка и.т.д.;
  • проектор
  • экран
  • технические средства обучения: ноутбук, видео- и аудиоаппаратура, 
  • наборы СD - дисков, микрофоны и др.;
  • зал для проведения праздников, детская спортивная площадка на улице
  • национальные костюмы.

3. Методическое обеспечение:

  • дидактический и раздаточный материал;
  • пособия по народному творчеству;
  • комплект методической и теоретической литературы;
  • Разработанные сценарии игр и праздников. 
  • Картотека игр
  • Литература
  • Интернет ресурсы

Ожидаемые результаты:

Интерес и желание детей заниматься народным прикладным творчеством, музыкальным фольклором:

У детей будут сформированы навыки актёрского мастерства, коммуникативные способности;

Педагоги получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Сделают вхождение в мир фольклора для ребёнка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми.

План мероприятий

Этап

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организационно

подготовительный

Беседа, анкетирование детей

Мониторинг творческих способностей

Наблюдения

Сентябрь

Музыкальный

Руководитель,логопед,

воспитатели

Основной

Консультация для воспитателей «Фольклор в жизни детей дошкольного возраста»

Октябрь

Музыкальный

руководитель

Конкурс знатоков народной музыки

Ноябрь

Музыкальный

руководитель

Народная мозаика. Лоскутковое одеяло- мастеркласс

Декабрь

Воспитатели

Культурно-досуговое мероприятие

Рождество

Январь

Музыкальный

руководитель,логопед,

воспитатели

Семинар- практикум для родителей

«Знакомство с детским фольклором».

Февраль

Музыкальный

руководитель

Круглый стол с участием родителей

«Идет матушка Весна.Сороки»

Март

Музыкальный

Руководитель,логопед,

воспитатели

«Мастер-класс» для родителей

«По изготовлению кукол оберегов»

Апрель

Воспитатель

«Красная горка» Развлечение.

Мониторинг творческих способностей детей

Май

Музыкальный

руководитель,логопед,

воспитатель

Культурно- досуговое мероприятие

 «Троица», «День семьи»

Июнь

Музыкальный

руководитель

воспитатель

План мероприятий с детьми

Название

 мероприятия

Форма

проведения

Предварительная

 работа

Материал

Направление

«Зимние святки»

Развлечение

Беседа с детьми о святочных праздниках, обычаях.

Знакомить детей с Рождественскими песнями и колядками.

Музыкальные инструменты

Социально-личностное развитие

«Рождество»

Праздник

1 занятие:

Рассказ музыкального руководителя  о рождественских песнях и колядках.

2 занятие:

Рассказ об обычаях на святки рядиться, чтобы изменить свою внешность.

Пение колядок

Проведение русских народных игр.

3 занятие

Рассказ о новогодних песнях

«Овсенях», о гаданиях под новый год с пением.

Презентация Иллюстрации с изображением ряженных

Художественно-эстетическое развитие

«Пришла Коляда-отворяй ворота!»

Развлечение

Беседа о празднике Масленице, о традициях, обрядах,

обычаях.

Разучивание поговорок, прибауток,

закличек, песен-потешек.

Разыгрывание сценок колядования.

Загадки.

Проведение русских народных игр «Прялица»

Рассказ о святочных гаданиях

Костюмы ряженых

Шумовые и музыкальные инструменты.

Позновательно-речевое развитие.

Масленица

Русский  праздник.

Рассказ музыкального руководителя о Масленице.

Проведение русских народных игр.

«Горшки» и «Гори, гори ясно»

Костюмы ряженых

Шумовые и музыкальные инструменты.

Физическое развитие.

Знакомство детей с масленичными песнями.

«Посиделки»

Знакомство с песнями, которые пели в эти дни.

Проведение русской народной игры « Горелки»

Костюмы ряженых

Шумовые и музыкальные инструменты.

Позновательно-речевое развитие.

«Алексей- потоки с гор»

Развлечение

Рассказ о народном празднике.

Проведение русских народных игр «Кораблики», «Родничок»

Иллюстрации

Обручи.

Ленточки голубые

Физическое развитие.

Вербное воскресенье.

Развлечение

Посещение «избы» ,рассказ Хозяюшки о празднике Вербного воскресенья и вербе, обычаях, приметах.

Проведение русских народных игр:

Верба -вербочка,

«Заря –заряница»

Исполнение русских народных песен.

Веточки вербы

Народные костюмы.

Художественно-эстетическое развитие

Пасха.

Праздник.

1 занятие:

Рассказ музыкального руководителя о праздновании Пасхи,

Проведении русских народных игр:

«Верба-вербочка», «Солнышко-вёдрышко», «Салочки»,»Займи место»

Знакомство с пасхальными песнями.

2 занятие:

Рассказ  об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия о праздновании последнего дня пасхальной недели-Красной горки.

3 занятие:

Разучивание пасхальных песен, поговорок,

Раскрашивание Пасхальных яиц.

Проведение русских народных игр с яйцами

Костюмы

Музыкальные инструменты

Макет горки

Пасхальные яйца.

Социально-личностное развитие

Троица.

День семьи.

Летний праздник.

Рассказ педагога о праздновании Троицы, об обрядах «Завивания» берёзки,

«кумлениях»

Проведение русских народных игр «Венок» , «В кресты» и др., хоровода «Во поле берёза стояла» и др.

Рассказ о семье в древнерусские времена. Исполнение песен о семье, игры- заигрыши, «Рисуем свою буду

щую семью»

Демонстрацион

ный материал.

Изготовление детьми ромашек (апликация)

Позновательно-речевое развитие.

Социально-личностное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Ресурсное обеспечение проекта

1.Нормативно – правовой ресурс

  • согласование проекта с администрацией детского сада;
  • утверждение проекта с администрацией детского сада;
  • утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов

2. Материально- технический ресурс

  • приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания  специальной среды  в музыкальном зале, в группе, на участке для прогулок

3. Информационный ресурс:

  • подбор методической и познавательной литературы по теме;

«Календарные обрядовые праздники для дошкольников» Н.В.Пугачева,Н.А.Есаулова, Н.Н.Потапова .Учебное пособие. Москва 2007.

Программа « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д Маханёва.

Программа « Школа этнической социализации» Л.В Суровяк, Новосибирск 2014.

Система работы по формированию культуры здорового образа жизни

«Наша традиция -Быть здоровыми!»  Жуковин И.Ю.,Карепова Т.Г.

Сбор информации по теме проекта из интернета и периодических изданий.

Список литературы

1. Бундарина Т.А Знакомство детей с русским народным творчеством С.Петербург,1998\

2. Боронина,Е.Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду.‒ М.:, ‒Владос,1999

3.Ветлугина Н.А.Музыкальное развитие ребёнка М.Просвещение,1988

4.Дзержинская,И.Л.,Музыкальное воспитание старших дошкольников: Пособие для воспитателя и музыкальных руководителей детского сада(из опыта работы)-М.:Просвещение,1985-160с.,нот

5.Дошкольная педагогика,5 - издание, С. Л. Козлова, Т. А. Куликова, Москва, Академия 2004

6.Закон РФ Об образовании

7.Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М.,2006

8.Картушина.М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников.  

9.Калинина Р.Р.Программа творческо-эстетического развития ребёнка. С.-Петербург, 2002

10.Калинина Т.В.Новые информационные технологии в дошкольном детстве .Журнал  Управление ДОУ. 2008

11 .Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание.

12.Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

13.Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. Новосибирск. Просвещение.

14.Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание .

15. Старикова К.Л.У истоков народной мудрости. Екатеренбург. Отделение педагогического общества .

16.Старикова К.Л.Народные обряды и обрядовая поэзия.Екатеренбург. Отделение педагогического общества .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние народного творчества на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста.

Влияние народного творчества на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста....

Влияние устного народного творчества на духовно-нравственное развитие дошкольников

Презентация предназначена для педаогов дошкольных образовательных учреждений, работающих по проблеме духовно-нравственного воспитания. Обоснованы актуальность проблемы, обусловленная требованиями ФГОС...

Педагогический проект «Устное народное творчество в духовно-нравственном воспитании детей младшего и среднего дошкольного возраста»

 В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствует духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается во...

Сообщение по самообразованию на тему " «Влияние устного народного творчества на духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста »

Способствовать формированию духовно – нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к народным культурам через устное народное творчество, фольклор. Освоить методику использов...