Познавательное развитие
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Галиакбарова Вероника Ильдаровна

В данном разделе представлен материал, разработанный мной для реализации познавательного развития детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл эксперименты150.76 КБ
Файл виртуальная экскурсия "Кит"22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм описания эксперимента (опыта) с песком

  1. Название «Песчаный конус»
  2. Вид: демонстрационный
  3. Цель (которую ставит воспитатель): показать детям, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.
  4. Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи для детей при помощи создания проблемной ситуации – подробное описание, наводящих вопросов): Если взять горсть сухого песка и медленно высыпать ее струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплыв» - движение песка, похожее на течение. Почему же так происходит?
  5. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми:  в сухом песке между песчинками находятся воздух
  6. Проверка гипотез (ход эксперимента – подробное описание, необходимое оборудование);

Дети и воспитатель проводят эксперимент: берут горсть сухого песка и медленно высыпают ее струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Затем смотрят, что происходит дальше и воспитатель предлагает внимательно рассмотреть песок. Из чего он состоит? Скреплены ли частицы песка друг с другом? Какого цвета песок?

  1. Подведение итогов, вывод: итак ребята, что вы увидели? Из нашего эксперимента можно сделать следующий вывод: слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.
  2. Фиксация результатов: запись в журнал результата эксперимента

hello_html_674fb20.jpg   hello_html_m723a8ae0.jpg                       hello_html_77fc9c2e.jpg   

hello_html_2b6d1f8a.jpg

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Название эксперимента «Свойства мокрого песка»

Вид

Классификация/вид

Цель

Показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания.

Проблемная ситуация

Воспитатель ставит для детей проблемную ситуацию:

1.Если насыпать небольшими струйками сухой песок на поднос, то слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. Это происходит хорошо. Если так же насыпать мокрый песок на поднос то этого не получается!

2. Если лепить куличики при помощи формочек  из сухого и мокрого песка то, куличики получатся только из мокрого песка, а из сухого нет.

Дети слушают воспитателя

Выдвижение предположений

Воспитатель задает вопросы:

1.Почему слои сухого песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга, а слои мокрого песка не могут?

2.Почему мокрый песок сохраняет форму, а сухой нет?

Дети обдумывают вопросы заданные воспитателем

Проверка гипотез

Воспитатель проводит эксперимент

Насыпаем небольшими струйками сухой песок на поднос. Это получается очень хорошо.  Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. Попробуем так же насыпать мокрый песок на второй поднос. Не получается!

Воспитатель помогает с помощью наводящих вопросов догадаться, что в сухом песке между песчинками – воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться так же свободно, как в сухом песке.

Пробуем лепить куличики при помощи формочек  из сухого и мокрого песка. Очевидно, что это получается только из мокрого песка.  Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму. 

Дети высказывают разные версии, проводят эксперимент вместе с воспитателем

Подведение итогов, вывод

Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что в  мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух.

Дети слушают воспитателя, запоминая свойства песка

Фиксация результатов



Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного занятия виртуальная экскурсия

ФИО участника: Галиакбарова Вероника Ильдаровна

№ участника:

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Тема  занятия: «Кит – житель мирового океана»

Цель:             закрепление знаний о жителях мирового океана посредством проведения         виртуальной экскурсий и включением экспериментальной деятельности.

Задачи занятия:

Образовательные: - Продолжать знакомить детей с морскими млекопитающими - Китах: их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями  питания, поведения

Воспитательные: - воспитывать желание познавать окружающий мир

Развивающие:  развивать связную речь в умении отвечать на поставленные вопросы;

- развивать творческие способности, активность

Речевая: острое рыло

Дополнительные задачи по экспериментированию:

формировать представления детей о способах очищения воды;

Закреплять умение работать с лабораторным оборудованием, соблюдать необходимые правила поведения, фиксировать свои наблюдения;

Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу и желание прийти на помощь в ходе проведения эксперимента

Пространственно-временной ресурс: групповое помещение, 25 минут, 30 минут

Программно-методическое обеспечение: ДОУ: Федеральные государственные требования Развитие дошкольника «Игры с водой и в воде»

Подготовительная работа:монтаж видео контента для виртуальной экскурсии, разработка раздаточного материала для детей, беседа с детьми «Рифы и их обитатели»,  рассматривание иллюстраций из серии «Мировой океан».

Материалы и оборудование: вода, марля, стаканчики, ноутбук, видео-фрагмент, листочек для фиксации результатов

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Методы, формы, приемы

Планируемый результат

1.

Организационно-мотивационный этап

Сформировать интерес у детей к теме занятия

Кто не хочет скучать –

Все бегите к нам играть!

От души мы порезвимся,

Вместе все повеселимся!

Проявляют интерес

Словесный метод: Художественное слово

У детей сформирован интерес к занятию

2.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

2.1

Этапы постановки проблемы

Создать проблемную ситуацию, сформулировать проблему в доступной для детей форме

Ребята, сегодня я получила такое послание. (звук кита на телефон)

Как вы думаете, кто его послал?

 Как вы думаете, где он может жить?

Я предлагаю вам отправиться в морское путешествие и узнать много интересных фактов о Ките.

На чем мы можем туда отправиться? (варианты детей) 

Давайте отправимся на подводной лодке.

Давайте встанем друг за другом. (вкл. музыку, идем по кругу)

Словесный метод: речь воспитателя, вопросы, сюрпризный момент

Проблемная ситуация создана в доступной для детей форме

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Расширить представления у детей о ките

Вот мы с вами и оказались на дне морском.

Ребята, на морском дне живет много много различных обитателей и они любят, когда их гости соблюдают тишину, не кричат, не прыгают, и не ломают их рифы.

Итак, присаживайтесь и слушайте внимательно

Спину держим ровно, ноги вместе

Слушают воспитателя, вспоминают правила поведения на морском дне и соблюдают их

Словесный метод: речь воспитателя, правила поведения в гостях (на морском дне)

У детей расширены представления о ките

2.3

Этап практического решения проблемы

Расширить и актуализировать представления детей о ките, как морском млекопитающем

Формировать умения отвечать на вопросы воспитателя

Кит - морское млекопитающее

Название своё синий кит получил благодаря своей шкуре – она у него серого цвета, с голубым отливом и покрытая серыми мраморными пятнами по всей длине. 

Синий кит - самое большое животное на Земле.

У синего кита вытянутое, стройное тело, большая голова, острое рыло.

Когда кит обедает, в его раскрытую пасть с огромной скоростью заливается вода вперемешку с мелкой рыбой и рачками. Затем кит закрывает рот и выталкивает воду языком через китовый ус. Китовый ус – это щетинки, которые свисают с неба кита и служат ему фильтром. Вода уходит, а рачки остаются во рту.

Киты плавают даже в холодной воде, так как под шкурой у них толстый слой жира.

Синий кит внесен в Международную Красную книгу и охота на них запрещена.

Наши глазки устали, давайте проведем гимнастику.

Зрительная гимнастика.

Кит плывёт как большой пароход.

(Широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль.)

Влево плывёт, вправо плывёт

(Движения глазами влево – вправо.)

А потом…как нырнёт!

(Закрыть глаза и зажмурить их.)

Сейчас я проверю, как вы внимательно слушали о синем ките.

Вопросы: 

Кого мы видели на морском дне?

Какого цвета шкура кита?

Как вы думаете, почему киты плавают даже в холодной воде?

В видео говорилось, что у кита «острое рыло», как вы понимаете слово рыло? (Вытянутая вперёд передняя часть головы у некоторых животных)

Как вы думаете, почему киты внесены в красную книгу?

Ребята, я считаю, что кит не сможет жить в грязной воде, а вы как думаете?

А что нужно сделать, чтобы вода не была грязной?

А с помощью чего мы можем с вами очистить воду?

Совершенно верно, сейчас мы с вами проведем эксперимент очищения воды

Что вы видите на столах?

Прежде чем приступить к работе, вспомним правила в ходе эксперимента:

1.необходимо надеть спецодежду

2.аккуратно пользоваться емкостью с водой

3.поддерживать порядок на рабочем месте, вытирать воду, если пролили

4.после окончания работы, привести рабочее место в порядок

Проводят эксперимент на очищение воды

Ребята, вы устали?

Давайте разомнемся

Физминутка

Море очень широко (разводят руки в стороны)

Море очень глубоко (приседают, коснувшись руками пола)

Рыбки там, живут друзья, (движение рыбка)

Воду пить совсем – нельзя (грозят пальцем)

Мы с вами провели эксперимент, давайте зафиксируем наши результаты на листочке

Ребята, какой можно сделать по этому эксперименту? Что мы с вами делали? С помощью чего очищали воду?

Таким образом, мы очистили воду для кита, чтобы он мог свободно плавать и никакой мусор ему не мешал

Внимательно слушают и просматривают экскурсию, отвечают на вопросы, принимают участие в физминутке, вспоминают правила поведения в ходе проведения эксперимента, фиксируют результаты вместе с воспитателем

Словесный метод: речь, вопросы воспитателя, физминутка, правила поведения при проведении эксперимента, рассказ о ките

Наглядный метод: демонстрация экскурсии, показ упражнений

Практический метод: участие в экскурсии, в эксперименте, проведение физминутки, фиксация результатов эксперимента

Дети имеют представления о ките, как о морском млекопитающем, умеют отвечать на вопросы воспитателя, принимают участие в экскурсии и эксперименте, знают правила поведения при проведении эксперимента

2.4.

Заключительный этап

Подвести итоги деятельности, обобщение полученного опыта

Нам пора возвращаться в нашу группу.

Садимся в подводную лодку и возвращаемся.

Скажите, что мы сегодня делали?

Что вам больше всего понравилось?

Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?

Я хочу поблагодарить Машу за соблюдение всех правил поведения во время эксперимента и подарить тебе вот такой жетон.

У Кати были некоторые замечания в работе с водой, но я думаю, что в следующий раз она будет внимательнее. Я подарю тебе вот такую наклейку.

Подводят итоги, определяют причины успехов и неудач, отвечают на вопросы

Словесный метод: подведение итого, индивидуальная оценка

Практический метод: награждение детей

Итоги подведены, полученный опыт обобщен, дети награждены


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...