Конспект занятия
план-конспект занятия (средняя группа)

Ковалёва Ольга Викторовна

Конспект занятия " День славянской письменности и культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_slavyanskoy_pismennosti_i_kultury.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект в средней группе на тему: «День славянской письменности и культуры»

Цель: Рассказать детям о появлении русской письменности; формировать интерес к русской народной культуре, показать ее взаимосвязь со славянской культурой.

Задачи:

  1. Познакомить детей с создателями славянской азбуки – Кириллом и Мефодием и историей ее создания.
  2. Воспитывать интерес к истории, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
  3. Развивать память, внимание, умение выражать свои мысли; формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

Оборудование: игрушка Медвежонок, азбука ,картинки с изображением святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, первых славянских грамот (алфавита), листы бумаги с изображением букв, цветные карандаши.

Ход занятия:

( в начале занятия звучит песня «Алфавит» на слова Б. Заходера)

Воспитатель вместе с детьми:

Из глубокого колодца (руки буквой «О»)

Солнце медленно встает (руки поднимаем над головой)

Свет его на нас прольется (Руки вытянуты перед собой ладошками вверх)

Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)

Новый день оно начнет (руки вниз широко)

Воспитатель: «Ребята, посмотрите кто сегодня пришел к нам в гости! (показывает Медвежонка и азбуку). Давайте, поздороваемся с нашим гостем! Ой, Медвежонок , а что же ты с собой принес?»

Медвежонок: (показывает азбуку) «Мне подарили один очень интересный предмет, но я не знаю, что это такое… Ребята, а вы знаете что это? (ответы детей). А для чего она нужна? (дети учат по ней буквы, учатся читать)

Воспитатель: «А все буквы вместе называются? (Алфавит). Чебурашка, не расстраивайся, сегодня мы с ребятами расскажем тебе, что такое азбука, для чего она нужна и как она появилась! Правда, ребята?» (Ответы детей)

Медвежонок: «Ура! Спасибо вам большое! Мне это очень интересно!»

Воспитатель:

Алфавит – наш лучший друг, знают все на свете!

Букв есть множество вокруг, учат их все дети!

Книжку чтобы прочитать, азбуку должны все знать!

Воспитатель: «Ребята, зачем нам нужны буквы? (Мы можем общаться друг с другом на расстоянии, писать письма, узнавать много нового из книг, учебников, журналов). А как появились буквы? Сейчас я вам расскажу о том, как в нашей с вами жизни появилась письменность.

- Давным-давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали… Они были очень трудолюбивые и занимались многими делами. Но писать и читать книг они не умели. Они обменивались между собой информацией с помощью рисунков. В те времена жили два брата праповедника – Кирилл и Мефодий. Младший брат Кирилл решил написать книги, но не простые, а такие, чтобы их могли понимать и другие люди. Это и сделали братья. Они придумали алфавит, только в первом алфавите букв было 44 (показывает картинки). Ребята, кто-нибудь знает сколько букв в нашем с вами современном алфавите? (33). Первые славянские азбуки назывались «Глаголица» и «Кириллица». Название азбуки «Глаголица» произошло от слова «Глагол», т.е. речь. А «Кириллица» – в честь ее создателя – Кирилла. Позже эта азбука стала основой для русского алфавита. Вот так благодаря двум братьям – Кириллу и Мефодию, у нас появилась азбука, а в дальнейшем люди стали изготавливать различные книги, учебники, журналы и т.д.

Хорошая книга – мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу, я тебя берегу,

Без книги хорошей я жить не могу!

(Воспитатель): «Ребята, давайте мы с вами немного разомнемся!»

Физминутка:

Буква к букве – будет слово!

(бьем ладошки друг об друга)

Слово к слову – речь готова!

(разводим руками)

И напевна и стройна

(руками изображаем волны)

Музыкой звучит она

(разводим руками)

Так восславим буквы эти!

(руки поднимаем вверх)

Пусть они приходят к детям!

(изображаем ходьбу)

И пусть будет знаменит

(разводим руками в стороны)

Наш славянский алфавит

(поднимаем вверх указательный палец)

Воспитатель: «Молодцы, ребята! А сейчас давайте покажем нашему гостю Медвежоноку, какие мы умные, и грамотные – умеем отгадывать наши любимые загадки! Но загадки у нас сегодня не простые, а посвященные теме нашего сегодняшнего занятия – Русской письменности! Вот у меня чудесный мешочек, а в нем ответы на загадки.

Загадки:

  1. Хоть не шляпа – а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком! (Книга)


  1. Черные, кривые,

От рожденья все немые

Станут в ряд, сейчас заговорят! (Буквы)

  1. Первая книжка для малышей,

Учит – мучит, а научит – радует! (Азбука)


  1. Черный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом пройдет, там заметку найдет. (Карандаш)

 

  1. На странице букваря 33 богатыря,

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей! (Алфавит)


Медвежонок: «Ребята, какие вы молодцы! Так много знаете! Как хорошо, что я к вам зашел, благодаря вам я узнал много нового и интересного!»

Дидактическая игра «Укрась букву»

Воспитатель: «Рябятки, а давайте мы с вами сейчас сядем за столики на свои места и сделаем для нашего гостя Медвежонка подарки! (на столах разложены листочки с изображением букв и цветные карандаши). Нам нужно украсить наши буквы, чтобы они стали яркими и красивыми! Тогда Медвежонку, будет интересней их изучать!»

Медвежонок: «Ребята, спасибо вам большое! Вы большие молодцы!

(Медвежонок благодарит детей, прощается и уходит)

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами познакомились с историей создания русской письменности. Кто создал первый алфавит? (Кирилл и Мефодий). Правильно, ребята! Появлению письменности и книг на Руси мы обязаны двум братьям – Кириллу и Мефодию, они составили азбуку, благодаря которой люди стали грамотными!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...