Конспект занятия "Лимон и его свойства"
опыты и эксперименты (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад Ручеек №3 р. п. Варнавино
Конспект занятия
по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Лимон и его свойства».
Автор разработки: Воспитатель
Першина Нина Евгеньевна
Варнавино
2025год
Цель: Создание условий для развития у детей познавательных представлений о лимоне через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
-Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах лимона;
- упражнять в словарном описании характерных признаков лимона, расширять словарный запас;
- побуждать детей к практическому применению знаний о лимоне в повседневной жизни.
Развивающие:
- формировать умения получать сведения о свойствах лимона экспериментальным путём;
- развивать навыки восприятия, словесно-логической памяти, мышления, воображения;
- развивать в процессе экспериментирования познавательную активность;
- развивать умение делать правильные выводы, суждения.
Воспитательные:
- воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире;
- воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, в парах, умение договариваться.
На занятии применяются следующие технологии:
- Информационно-коммуникационные технологии: (презентация) (интерактивная доска);
- Квест-технология: (организация опытно-экспериментальной деятельности в виде игры);
- Здоровьесберегающие.
Методы, используемые в работе с детьми:
Методы организации и осуществления познавательной деятельности дошкольников:
- Метод наглядной передачи информации
- Метод словесной передачи информации
Методы стимулирования и мотивации:
- Эмоциональные;
- Социальные;
- Игровые.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о лимоне. Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Узнай по описанию», Собери пазл «Лимон и Яблоко», просмотр мультфильма «Фиксики» (беседы после просмотра).
Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, проектор, шапочки и халаты на каждого ребенка, лимоны (очищенный, в кожуре), лимонный сок, пластмассовые стаканчики, влажные салфетки, коробки, емкость с водой, ложечки, пипетка, ватные палочки, белые листы бумаги
1. «Приветствие»
(Дети входят в группу)
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения.
2. Вводно - организационный этап (2 мин).
-Ребятки, я приглашаю вас в лабораторию, где мы с вами узнаем что –то новое, интересное и проведем опыты с одним предметом
- Что такое лаборатория? (ответы детей) Показ слайда 1
- Правильно, это место делают опыты с различными предметами.
- Люди которые работают в лаборатории называются Лаборантами
Я предлагаю вам одеть халаты и шапочки. Потому, что в лаборатории должна соблюдаться чистота. Слайд 2
3. Мотивационно- побудительный этап (6 мин).
Давайте определим сначала на ощупь с каким предметом мы сегодня будем проводить эксперимент. Перед вами стоят коробочки, опустите руки в коробку, покатайте, потрогайте и определите, что за предмет там находится. Скажите, что вы почувствовали? Какой он? (он шершавый, твердый, овальный) (Достаем и смотрим на лимон).
- Как вы думаете, пахнет лимон? (Ответы) (разрезаем, и даем понюхать) (Ответы детей)
Определим теперь на вкус. Возьмите в руки по ложечке и я вам капну на ложечку маленькую капельку сока. Что можете сказать про вкус? (он кислый)
- Итак, ребята, с чем мы будем работать? (ответы детей)
- Это ЛИМОН (3 слайд). Посмотрите на экран.
- Давайте повторим, что мы узнали о лимоне.
- Что вы можете сказать про лимон? (Он желтого цвета, шершавый, овальной формы, кислый, имеет запах).
4. Восприятие и усвоение новых знаний (15 мин ).
- Ребята, а вы знаете, где растет лимон (ответы детей).
2 слайд
- Лимон – это фрукт, который растет на лимонном дереве. 3 слайд
- Это дерево не растет в нашей стране, потому что оно боится морозов. Лимонное дерево растет только там, где тепло.
- Посмотрите на экран. Лимон относится к цитрусовым растениям. Еще к цитрусовым растениям относятся - апельсин, мандарин.
-Итак, давайте узнаем, какие еще свойства есть у лимона. Пойдемте к столу.
Опыт №1.
Перед вами на столе лежат лимоны (1-очищенный, 2 – в кожуре) и емкости, с водой.
- Возьмите в руки очищенный.
-А теперь положим очищенный лимон в емкость с водой.
-Что произошло? (лимон утонул)
-Что же будет, если в воду положить неочищенный лимон? (Мнения детей)
-Проверим.
-Что произошло?
-В чем же секрет? (секрет в кожуре)
-Рассмотрим лимон внимательнее. Что вы видите? (в кожуре ямочки)
-Правильно, в кожуре лимона есть множество пузырьков с воздухом. Именно пузырьки с воздухом держат лимон на плаву.
Опыт 2
«Ребята, вы любите рисовать? Я предлагаю вам рисовать исчезающей краской ,и рисовать мы будем не кисточками.
Ребята, чем же мы будем рисовать? (предположения детей) .
Что для этого у нас есть (лимонный сок и ватные палочки). Можем мы этим рисовать? (ответы детей)
Опыт: Дети обмакивают ватные палочки в сок лимона и рисуют на листке рисунок.
Воспитатель: Пока ваши рисунки сохнут, мы немножко отдохнем.
Физкультминутка с ученым
Воспитатель: Посмотрите, на листочках не видно ваших рисунков, но вы не расстраивайтесь, мы же с вами рисовали исчезающей краской. Мы сейчас приготовим волшебную жидкость, которая невидимое делает видимым.
Опыт (продолжение): в стакан с водой добавить йод и закрасить весь лист этим раствором. Дети выполняют задание, рисунок появляется.)
Воспитатель: Ребята, ну не чудо ли это?
Вывод: Йод вступает в реакцию с крахмалом находящимся в бумаге и окрашивает ее в светло – фиолетовый цвет. А те места, на которых был сок, остаются белыми.
Сравнение:
Давайте, теперь сравним Лимон и яблоко. Про лимон мы много чего узнали. Возьмите в руки яблоко. И скажите мне какое оно? (гладкое, круглое, твердое)
Теперь давайте попробуем яблоко на вкус. Возьмите дольку яблока и откусите от нее. Какое яблоко? (сладкое)
Давайте определим если у яблока запах или нет. Возьмите в руки яблоко и понюхайте его.
И так лимон и яблоко это два полезных фрукта которые нам не обходимы для здоровья.
Заключительный этап (1мин)
- Ребятки, вам было интересно занятие, если понравилось то поднимите зеленый кружочек, если нет то красный кружок.
- Итак, что нового мы узнали про лимон?
- Что можно сказать про вкус и запах? (кислый, с запахом)
- Что можно сказать о форме и цвете лимона? (шершавый, овальный желтый).
За проведение опытов вы награждаетесь дипломами юного лаборанта и сладким призом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект "Нефть и ее свойства"
Совместная исследовательская деятельность детей и воспитателя....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Конспект занятия «Знакомство со свойствами песка» (СРЕДНЯЯ ГРУППА)
Конспект данного занятия предназначен для детей 4-5 лет для ознакомления со свойствами песка. Занятие может проводиться как в группе, так и на участке детского сада....

Конспект комплексного занятия. Тема: Свойства воды.
Конспект комплексного занятия в средней группе детей с ОНР в ГБОУ№ 865 компенсирующего вида. Тема: Свойства воды....
Конспект занятия по экологии "Свойства аоздуха"
Занятие по экологии на тему "Свойства воздуха" для старшей группы...
Конспект занятия по экологии "Свойства бумаги"
Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе "Свойства бумаги"...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Свойства воды"
В соответствии с ФГТ....

