Занятие опытно-экспериментальное для подготовительной группы на тему: «Пчёлы и мёд»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Тема: «Пчёлы и мёд»
Цель: Закрепить знания о насекомых и пользе мёда.
Задачи: Познакомить детей с миром природы; пчеловодством; рассказать о важности в жизни человека и природы пчёл и мёда; воспитывать любознательность, любовь к природе, уважение к труду в целом.
Использование технологий: ИКТ, здоровье сберегающие, игровые.
Материалы: фото с изображением пчёл, улей, баночка с мёдом, пчёлы из картона, соты из картона и настоящие.
Для опыта: глубокая тарелка, вода, мёд.
Занятие: Ребята, сегодняшняя тема занятия очень важная и интересная! А. про кого сегодня мы с вами поговорим, отгадайте из загадки:
- Не птица. а с крыльями. Над цветком летает медок собирает.
- Хоть они и жалят больно, их работой мы довольны! (Пчёлы)
Молодцы! А теперь прослушайте Притчу 6:7:
« Пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива! Какую почётную работу она производит; её труды употребляют во здравие цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почётна»
Так какая же главная польза от Пчёл, ребята?
Главная польза - это опыление цветов! А. как же проходит этот процесс?
Вы знаете ребята, что Пчела умеет различать цвета?! Поэтому она выбирает самый красивый с ярким ароматом. Пчёлы садясь на него, на свои лапки собирают пыльцу и переносит её на следующий цветок. Так происходит опыление и только из опылённого цветка образуется завязь, а от завязи плод( ягоды, фрукты, овощи)
Ребята, когда мы с вами говорим о Пчёлах. То имеем в виду Медоносную пчелу (показать изображение пчелы). Пчелиная семья состоит из самок-пчёл, а пчёлы-самцы или трутни , составляют 10 %. В общей сложности пчелиный улей состоит из 40 000 пчёл. В каждом улье есть одна пчелиная Матка. Она сама решает кого создать- Трутня (самца) или Пчелу ( самку). Матка откладывает яйцо в соты. Когда вылупляется личинка, Матка подкармливает её маточным молочком. И вот ребята, личинка подросла и пчела-работник запечатывает её в сотах воском, и там внутри происходит чудо: личинка становится куколкой. Если 8 дней она росла, то рождается Матка. Если 12 дней, то рабочие самки, а если 15 дней- трутни.
Пчелиная семья: У каждого свои обязанности. Матка больше все пчёл на 20 мм., также она живёт дольше всех от 5 до 8 лет. Только она может откладывать яйца и является матерью всех пчёл. В день она может откладывать до 2000 яиц. Матка питается только маточным молочком. Трутень- размер до 16 мм., живёт от нескольких недель до полугода.
Рабочая пчела- бесплодные пчёлы самки. Размер до 15 мм. Работают всю жизнь. Их два вида: Летние –рожаются с весны до лета и живут 40 дней и Зимние- рождаются с августа по октябрь и живут от 6 до 8 месяцев. Их обязанности: содержать улей в чистоте, выращивать потомство ( от Матки), заготовка корма для всех пчёл, т.е. вылет, сбор нектара, пыльцы , охрана и защита улья и запасов от злоумышленников, а также уход за Маткой зимой. В холоде поддерживать улей в тепле.
Одна пчелиная семья может за один день опылить до 10 миллионов цветов.
Физ. минутка: Дидактическая игра: « Подбери название к мёду». Дети , по выбору, надевают маски пчёл, а Воспитатель показывает картинки с медоносными растениями ( клевер, гречка, липа, подсолнух…), а ребята , кто догадался, называют слово( речка-гречишный мёд) и «летят к цветку его опылять».
Прослушайте стихотворение:
Если к вам болезнь пришла тело жаром пышет,
Врач по имени Пчела , всем рецепт пропишет:
Поскорей от гриппа вы мёд примите липовый!
Ну и грусть тоска пройдёт вам поможет майский мёд!
И цветочный и гречишный, натуральный мёд, отличный!
Да, ребята, Мёд – удивительное природное лакомство. Мёд широко используется в медицине, косметологии. У пчёл на задних лапках есть «корзиночки» , куда пчела складывает пыльцу. А нектар пчела переносит в «сумочке», которая находится на брюшке пчелы. Чтобы из нектара получился Мёд, должно пройти 4 недели ( месяц). Пчела удаляет из нектара лишнюю воду, добавляет фермент, специальные органические кислоты и затем Мёд созревает в восковых ячейках-сотах, которые Пчела плотно закрывает крышечкой из воска.
Воск- пластичное вещество, выделяется медоносной пчелой из специальных желез.
Враги пчёл: птицы: стрижи, воробьи; осоеды(насекомое) нападают на гнёзда и поедают личинки; пчелиные волки, богомол; ящерицы…
Пчела- родственник осам и муравьям. Наука о пчёлах называется- Аппология. Научная классификация: Царство: животные; Тип: членистоногие; Класс: насекомое; Отряд: перепончатокрылые.
Интересные факты о пчёлах:
- Пчёлы, как и люди различают цвета. Поэтому Пчеловоды ( Ребята, кто такие пчеловоды?) раскрашиваю Ульи в разные цвета, чтобы Пчела узнавала «свой дом».
- Во время полёта пчела за секунду взмахивает крыльями 200 раз.
-Чтобы получить килограмм Мёда Пчеле нужно «обработать» 10.000 цветов.
-Пчелиная семья состоит от10.000 до 50.000 особей.
-Скорость пчелы налегке ( без пыльцы) 60 км., а с припасами- 25 км.
-За год пчелиная семья собирает около 50 кг цветочной пыльцы.
Опыт: В глубокую тарелку кладём ложку Мёда и наливаем немного воды и держа тарелку в руке, крутим тарелку по часовой стрелке, если Мёд натуральный, то на дне тарелки мы увидим Соты. Это генетическая память Мёда.
Значение пчёл:
Обычно говорят, что все красивые и ароматные растения размножаются насекомыми, а невзрачные-Ветром. Природе-ветру нужны Пчёлы, чтобы собрать пыльцу с тех растений, с которых он не смог.
Пчела играет важную роль в производстве продуктов питания. 75 % урожая сельскохозяйственных культур обеспечивается Пчёлами. Они помогают поддерживать экологию. Без Пчёл нет растений, без растений нет семян, без семян-меньше мелких организмов, без них меньше птиц, без птиц много вредителей… Также опылители-это бабочки, жуки, мухи…
Но количество Пчёл сокращается: мало пастбищ для полётов, люди травят от вредителей поля, огороды. А это яд…
Рефлексия: Ребята, мы сегодня с вами провели очень важное занятие и узнали много интересного о таких незаменимых насекомых для нашей планеты, как Пчела! Будем беречь природу!
Воспитатель первой квалифицированной категории:
Есенбекова Юлия Валентиновна



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: "Волшебница-вода"
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: "Волшебница-вода"...

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме "Свойства и состояния воды".
Занятие уточняет и расширяет представления детей о свойствах и состояниях воды, льда, фильтровании разными способами....

Опытно - экспериментальная деятельность в подготовительной группе на тему "Волшебница Вода"
Развиваю познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды....
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме «Чудесные свойства воды»
Формировать представления детей о значении и свойствах воды в жизни человека....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе по теме «Школа волшебства»
Опытно-экспериментальная деятельность....

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: «Почему небо голубое?»
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: «Почему небо голубое?»Цель:сформировать представление детей о рассеивании света...

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: «Сладкие опыты»
Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значении в жизни человека. Упражнять дете...
