«РОБОТ ТЯГУН ПОМОГАЕТ КОМАНДЕ «ПИКТОМИР» ЗАШИФРОВАТЬ ПРОГРАММУ С ПОМОЩЬЮ ЗНАКА-ПОВТОРИТЕЛЯ»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ТЕМА 24. «РОБОТ ТЯГУН ПОМОГАЕТ КОМАНДЕ «ПИКТОМИР» ЗАШИФРОВАТЬ ПРОГРАММУ С ПОМОЩЬЮ ЗНАКА-ПОВТОРИТЕЛЯ».
Задачи:
1) закрепить у детей понимание о нескольких вариантах записи решения одной программы; способе шифрования длинной программы с помощью знака-повторителя;
2) закрепить у детей алгоритм работы с лентой-программой при составлении программы для управления Роботом в клубе ПиктоМир;
3) закрепить у детей понимание способа определения количества повторяющихся «кусков» программы, используя ленту-программу;
4) упражнять детей в заполнении шаблона программы используя знак-повторитель и запуске составленной программы по управлению роботом Тягуном в среде ПиктоМир.
Логика образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Приложение |
Организационно - мотивационный | Приветствует детей в клубе «ПиктоМир». Обращает внимание на задание для Команды «ПиктоМир». | Рассматривают карточки, проявляют заинтересованность, включаются в деятельность. | Приложение 2.19.3 |
Актуализация имеющегося опыта (проверка усвоенных знаний, введение нового) | Обращает внимание на карточки «Лабиринт для Робота» (приложение 2.19.3, б) прикрепленные на карточке «Склад №1», просит напомнить, какое задание получила Команда «ПиктоМир». Задает вопросы, уточняет, сколько программ уже составлено, сколько осталось составить, какие роботы среды ПиктоМир им помогали. | Вспоминают, что жители королевства ЛунЛу попросили составить программы для их Роботов. Роботы должны доставить и расставить контейнеры с подарками в комнатах на складах замка королевы Лунлу. Отвечают на вопросы: «Сколько программ для управления Роботами команде «ПиктоМир» нужно составить на складе №1?» (4) «Сколько программ по управлению Роботом первого склада королевства ЛунЛу уже составлено?» (три) «Сколько еще нужно составить?» (одну) «Какой робот среды ПиктоМир Вам помог составить первую и вторую программу?» (Двигун) «Какой робот среды ПиктоМир Вам помог составить третью программу?» (Тягун) | Приложение 2.19.4, 2.19.3 б) |
Обращает внимание, что на магнитной доске, прикреплены карточки со знаками-обозначениями: «Исходное положение бочки» - 2 шт., «Место, куда нужно задвинуть бочку» - 2 шт., «Начальное положение Робота» - 1 шт., фишка-магнитик «Робот» - 1 шт., фишка магнитик «Груз», пустая лента-программа из 10 клеток, нарисована схема «Лабиринт для Робота» без знаков-обозначений. Прикрепляет карточку «Лабиринт для Робота» №4 склада №1, просит напомнить, как в клубе ПиктоМир, с помощью этого набора можно составить программу для Робота.
| Рассматривают карточки, отвечают на вопросы, вспоминают: «Что мы можем узнать, рассмотрев карточку «Лабиринт для Робота»?» (для какого Робот среды ПиктоМир нужно составить программу, какое задание должен выполнить Робот, сколько ковриков нужно, чтобы собрать игровое поле) «Какой Робот среды ПиктоМир поможет нам составить программу к этому заданию?» Высказывают предположение. «Груз нужно задвинуть или выдвинуть?» (выдвинуть) «Какой Робот клуба ПиктоМир может справиться с данной задачей?» (Тягун). «Для чего нам нужны знаки-обозначения «Исходное положение ящика», «Место, куда нужно задвинуть ящик», «Начальное положение Робота»?» (чтобы обозначить на схеме лабиринта, откуда начинает движение Робот, где находятся грузы и куда их нужно передвинуть) «Как нам может пригодиться лента-программа для составления программы в шаблоне программы с повторителем?» (в ленту-программу можно записать команды для управления Роботом, потом выделить повторяющиеся команды, и зашифровать программу с помощью знака-повторителя, если есть повторяющиеся «куски»). | Приложение 2.19.4 №4, 2.23.1, 2.21.2 (б), 1.10.3 1.23.1 2.4.2 | |
Предлагает записать программу для управления Тягуном на ленте-программе, проведя Робота по лабиринту, нарисованному на магнитной доске, и узнать есть ли повторяющиеся «куски» программы, которые можно будет зашифровать с помощью знака-повторителя. | Заполняют нарисованные на магнитной доске лабиринт знаками-обозначениями ориентируясь на карточку «Лабиринтом для Робота» №4 (приложение 2.19.4) | Приложение 2.19.4 №4 | |
Организует игровую ситуацию «Заполни ленту-программу нужными командами для управления роботом Тягуном». Напоминает детям, что Тягун, так же, как и Двигун, может перемещаться как с грузом, так и без него. Но чтобы начать тащить груз, Тягун должен повернуться к грузу спиной и получить команду «тащить». Напоминает, как можно зарисовать команду «тащить» в ленте-программе. | Отвечают на вопросы: «Какие команды-приказы понимает и умеет выполнять Тягун?» («вперед», «налево», «направо», «тащить») «Какую команду должен получить Тягун, чтобы сдвинуть груз?» («тащить») Вспоминают, что Тягун по команде «вперед» перемещается на одну клетку вперед без груза, а по команде «тащить» - он «прихватывает» груз и тащит его за собой на одну клетку вперед. Чтобы выполнить команду «тащить», груз обязательно должен находиться за спиной Тягуна в соседней клетке. | ||
Предлагает детям присесть за столы, принять на себя роль программиста и рассмотреть свои ленты-программы, в которых в первой клетке уже записана команда «налево». Напоминает, что при составлении программы нужно обращать внимание на условие, которые есть в задании для Робота. В данном задании первая команда для Тягуна в программе должна быть «налево». | Присаживаются за столы, рассматривают ленты-программы. Отвечают на вопросы: «Лента-программа пустая или частично заполнена?» «Если лента-программа или шаблон программы частично заполнен, то нужно ли обращать внимание при составлении программы, какие команды и в какой клетке игрового поля или платформы Робот должен выполнить?» (да) | ||
Выставляет нужные грузы в клетки лабиринта, убирая карточки со знаками-обозначениями «Исходное положение бочки». Прикрепляет на клетку старт фишку-магнитик «Робот». Передвигает фишку-магнитик «Робот» и «Груз», выполняя команду за командой, которые отдают дети. Если команда не выполнима, отвечает: «Команда не выполнима. Прекращаю работу». | Отдают команду за командой педагогу-Роботу, зарисовывая нужную команду в ленту-программу последовательно одну за другой, учитывая, что первая команда в ленте-программе - «налево» Вспоминают, как заполняется лента-программа: одна клетка – одна команда. | Приложение 2.21.2 (б) | |
Примечание. Решений в данном задании может быть несколько. Разворачивая Тягуна к грузу спиной, дети могут использовать как две команды «налево», так и две команды «направо». Педагог целенаправленно дает возможность детям, при заполнении ленты-программы, использовать разные набор команд во время разворота робота перед грузом. | В ленте-программе детей появляется один из вариантов программы: «налево», «вперед», «направо», «направо» (или «налево», «налево»), «тащить», «налево», «вперед», «налево», «налево» (или «направо», «направо»), «тащить». «налево», «вперед», «налево», «налево» (или «направо», «направо»), «тащить», «налево», «вперед», «направо», «направо» (или «налево», «налево»), «тащить». | ||
Закончив прохождение маршрута Роботом-фишкой по лабиринту, просит детей подойти со своими лентами-программами к магнитной доске. Обращает внимание на «Шаблон программы с повторителем» (6 клеток). Просит определить в своих лентах-программах, есть ли повторяющиеся команды в программе, и сколько таких «кусков» в программе, чтобы заполнить шаблон программы с повторителем. Задает наводящие вопросы. | Подходят к магнитной доске, пытаются определить и называют повторяющиеся в программе команды. Отвечают на наводящие вопросы: «Сколько повторяющихся команд должно быть, чтобы мы могли заполнить шаблон программы с повторителем?» Вместе с педагогом считают клетки в шаблоне программы с повторителем: «пять». «Есть ли повторяющиеся «куски» из 5 команд в составленной нами программе, которые мы могли бы занести в этот шаблон программы с повторителем?» Обнаруживают, что повторяющихся «кусков» команд в программе нет. | ||
Выслушав ответы детей, акцентирует внимание, несмотря на то, что Тягун по составленной Вами программе выполнил задание, мы не можем занести ее в существующий шаблон программы с повторителем, так как у нас нет «кусков» программы из 5 повторяющихся команд. | Слушают педагога. Вспоминают, чтобы заполнить шаблон программы с повторителем, важно, чтобы «куски» программы из определенного количества команд повторялись. | ||
Просит детей продиктовать по порядку все команды из программы, записанной на бумажную ленту. Выкладывает пиктограммы команд в две строки по пять пиктограмм под шаблоном программы с повторителем. Обращает внимание детей, что в первый и второй ряд пиктограмм командами отличается только двумя наборами команд (третей - четвертой, восьмой – девятой). Это команды отдавались для того чтобы развернуть Тягуна спиной к грузу. | Наблюдают за педагогом. Узнают, что при составлении программы с повторителем, при развороте Тягуна спиной к грузу, если таких грузов больше одного, нужно для поворота Тягуна использовать один и тот же набор команд: либо разворачивать Тягуна у каждого груза всегда через левую сторону, отдавая две команды «налево», либо через правую сторону, отдавая две команды «направо». | ||
Уточняет у детей, как при составлении данной программы будем разворачивать Тягуна у бочек через правую или левую сторону. | Дети принимают решение, какой набор команд два раза «налево» или два раза «направо» Тягун должен будет выполнить, разворачиваясь у каждой бочки. | ||
Заменяет пару магнитных карточек с пиктограммами команд в составленной в две строки программе на магнитной доске, в соответствии с решением детей. Уточняя сколько «кусков» повторяющихся команд у них теперь получилось. Просит их назвать, заполняет нужными пиктограммами команд шаблон программы с повторителем. | Определяют повторяющиеся «куски» из пяти команд, называют их. | ||
Уточняет, какой знак-повторитель нужно вставить в блок перед 5 пиктограммами команд. (знак-повторитель «2»). Прикрепляет знак-повторитель «2» в шаблон программы с повторителем. | Отвечают на вопрос: «Сколько синих точек должно быть в кружочке пиктограммы знака-повторителя, чтобы зашифровать составленную программу, записать ее не с помощью 10 пиктограмм команд, а используя только 5 пиктограмм с командами?» (две) | ||
Основная часть (бескомпьютер-ные игры на плоскости, игровые упражнения, работа на планшете и т.п.) | Предлагает присесть за столы. Акцентирует внимание детей, что, нужно обращать внимание на условие составления программы для Робота. Задает уточняющие вопросы. | Загружают Игру 2.24.2. Заполняют шаблон с повторителем с помощью Копилки выполненных команд. Отвечают на уточняющие вопросы: «Шаблон программы пуст или частично заполнен?» (частично заполнен) «Какую первую команду вы должны отправить в Копилку выполненных команд?» («налево») | |
Напоминает, что, если нужно будет зашифровать длинную программу с помощью знака-повторителя, важно помнить, что разворачивать Робота, они должны каждый раз в одну и тоже сторону: либо всегда через лево, либо через право. Контролирует, помогает детям. | Проводят Тягуна по маршруту, отправляя команду за командой в Копилку выполненных команд. Переносят цифру «10» из табло Копилки в первую клетку шаблона программы в два касания. | ||
После заполнения шаблона программы, просит запустить программу непрерывно с помощью кнопки «зеленая стрелка», намеренно не напоминает, вставили ли дети нужный знак-повторитель в блок программы. (заранее на планшетах выставлена низкая скорость выполнения программы). Обращает внимание, как меняют цвет пиктограмма команды и точки внутри знака-повторителя. | Запускают программу, нажимают на кнопку «зеленая стрелка» на панели с кнопками управления процессом выполнения программы компьютером, проверяют - верно ли составлена программа. Наблюдают, как меняют цвет пиктограмма команды, когда Робот выполняет соответствующее действие, и как синяя точка становится оранжевой, когда выполняется один из кусков повторяющихся команд в программе. Слышат фанфары, робот успешно выполнил задание. | ||
Уточняет, у всех ли Тягун выполнил задание по составленной детьми программе. Напоминает детям, допустившим ошибку при заполнении шаблона, как ее исправить. Предлагает либо самостоятельно обнаружить ошибку в составленной ими программе (проверить наличие нужного знака-повторителя, последовательность пиктограмм команд в шаблоне программы с помощью кнопки «синяя стрелка»), либо обратить внимание на заполненный ранее шаблон программы с повторителем на магнитной доске. | Дети, у которых на экране появляется «Уровень не пройден. Печальный робот», ищут и исправляют допущенную ошибку с помощью кнопки «синяя стрелка», вспоминая порядок выполнения действий для обнаружения неверной команды в составленной программе в среде ПиктоМир. Проверяют, верно ли вставлен в блок программы знак-повторитель. | ||
Когда все дети выполняли задание 2 игры 2.24, обращает внимание, что у всех появилось изображение «Улыбающийся Робот и Звездочка», значит, программа зашифрована верно. И жители королевства ЛунЛу получили вторую программу для своего Робота. | Дети, которые быстро и внимательно выполнили задание 2, выполняют дополнительно задания 1,3,4 игры 2.24, используя Копилку, пока остальные не закончат выполнение и проверку 2-го задания. | ||
Упражнения на расслабления, зрительная гимнастика | Предлагает перед тем, как наклеить на карту достижений очередную звездочку восстановить силы и снять напряжение с глаз и мышц тела, так как работали с планшетами. Проводит зрительную гимнастику. | Повторяют движения за педагогом. | Приложение 1.1.6 |
Рефлексия | Приглашает всех подойти к магнитной доске, уточняет у детей, что сегодня они узнали, кому начали помогать, что уже сделали, что еще нужно будет сделать. Напоминает, что, используя бумажную ленту-программу, можно посчитать количество повторяющихся команд в программе. Обращает внимание, что дети составили еще одну программу для робота королевства ЛунЛу, значит все могут получить по одной «Звездочке» для карты-достижений. | Отвечают на вопросы: «С помощью какого знака в среде ПиктоМир можно зашифровать длинную программу, записать ее короче? (знака-повторителя) «Что важно помнить, когда составляем программу с повторителем для робота Тягуна?» (что разворачивать Робота у каждого груза нужно всегда в одну и туже сторону, либо отдавая две команды «налево», либо две команды «направо») | |
Раздает карты-достижения и наклейку «Звездочка». | Наклеивают 16-ую «Звездочку» на карту-достижений. | Приложение 1.29.8.а 2.1.3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«КОМАНДА «ПИКТОМИР» ВМЕСТЕ С РОБОТОМ ВЕРТУНОМ ПОМОГАЕТ УСТРАНИТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ МЕТЕОРИТНОГО ДОЖДЯ В КОРОЛЕВСТВЕ ЛУНЛУ».
Конспект занятия 12...

«КОМАНДА «ПИКТОМИР» ПОМОГАЕТ РОБОТАМ КОРОЛЕВСТВА ЛУНЛУ ДОСТАВИТЬ ПОДАРКИ В ЗАМОК КОРОЛЕВЫ».
Конспект занятия 19...

«ДВИГУН ПОМОГАЕТ КОМАНДЕ «ПИКТОМИР» ЗАШИФРОВАТЬ ПРОГРАММУ С ПОМОЩЬЮ ЗНАКА-ПОВТОРИТЕЛЯ»
Конспект занятия 22...

«РОБОТ ТЯГУН ПОМОГАЕТ СОСТАВИТЬ НЕСКОЛЬКО ПРОГРАММ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РОБОТОМ КОМНАТЫ №3 СКЛАДА №2 КОРОЛЕВСТВА ЛУНЛУ»
Конспект занятия 27...

«РОБОТ ТЯГУН И ДВИГУН ПОМОГАЮТ С ДОСТАВКОЙ ГРУЗОВ НА КОРАБЛЬ «ЗВЕЗДНАЯ БАБОЧКА»
Конспект занятия 29...
