Конспекты занятий
план-конспект занятия
Серия конспектов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.28 КБ | |
| 44.23 КБ | |
| 91 КБ | |
| 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект воспитателя первой квалификационной категории
МБДОУ г. Иркутска детского сада № 97
Панфилова Марина Юрьевна
по познавательно-исследовательской деятельности
с использованием технологии Коротковой Н.А. «Путешествие по «реке времени»
с детьми старшей группы на тему:
«История появления одежды»
Возрастная группа: Старший возраст дети 5-6 лет.
Культурная практика: Познавательно – исследовательская деятельность (окружающий мир)
Культурно – смысловой контекст: Наполнение панно «История развития моего города» иллюстрированным материалом по исторической тематике для анализа, сравнения и выстраивания временных рядов
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Цель: формирование познавательных интересов в процессе ознакомления с историей появления одежды в познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи образовательные
Образовательные задачи: Систематизировать знания детей о историей появления и развития одежды истории в процессе выстраивания хронологической последовательности исторического времени (древность, старина, настоящее время)
Развивающие задачи: Развитие познавательной мотивации умения выстраивать связи между событиями и делать простейшие выводы и выражать их в речи.
Воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативы.
Способствовать развитию интереса к истории возникновения одежды.
Предварительная работа: чтение сказки Д. Биссета «Путешествие дядюшки Тик-Так», чтение рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», просмотр мультфильма Союзмультфильм «Ситцевая улица», составление коллекции тканей.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая.
Предметно пространственная окружающая среда: презентация «История появления одежды», панно «Река времени» с наклеенными метками, набор картинок одежды разных времен для сравнения и выстраивания временных рядов 6x8, юбка из соломы, меха, лейка с водой; набор лоскутков тканей (10х10 см) на каждого ребенка: драп, бязь, ситец, шёлк; лупа, ножницы, ёмкость для воды, пипетки; морковь, свекла, терка, марля, две емкости для сока, белые салфетки из хлопчатобумажной ткани, емкости с морковным и свекольным соком, влажные салфетки, перчатки, фартуки, тарелочки, всё по количеству детей.
Образовательная технология: Технология Коротковой Н.А. «Путешествие по «реке времени».
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание образовательной деятельности | Планируемый результат |
Вводная часть Психогимнастика «Круг радости». I. Обсуждение реального события Создание проблемной ситуации II. Постановка целей исследования | Психогимнастика «Круг радости». - Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. Сегодня вы пришли на занятие такие веселые. Каждый улыбается своим друзьям, и я приглашаю вас в наш круг радости. Давайте возьмемся за руки и громко поприветствуем друг друга: Как хорошо на свете жить! (руки в стороны и вверх) Как хорошо уметь дружить! (руки соединяются в приветствие) Как хорошо, что есть друзья! (берутся за руки друг с другом и раскачивают их) Как хорошо, что есть и Я! (прижимают руки к себе). Сегодня день у нас особый, Я познакомлю вас друзья. С предметом, без которого, Прожить на свете нам нельзя. - Дети, хотите узнать, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Тогда отгадайте загадку: Загадка про одежду: Везде ты видишь вещи эти, Ведь в них удобно и тепло, Эти вещи надо знать, В них хорошо играть и спать. Гулять и летом и в мороз, И даже в холод спрятать нос. Они о многом могут рассказать: Кто их надел, куда пошёл? Для ног, для рук, для головы, Они важны и хороши. (Одежда) | Организация и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность |
- Как Вы считаете, одежда всегда была такой разнообразной, красивой и удобной? - Какие виды одежды вы знаете? - А вы хотите узнать, когда возникла первая одежда? Какой она была в разные времена? А как мы можем узнать о истории появления и развития одежды? - Конечно, можно найти эти ответы в интернете, в библиотеке, спросить у родителей. А еще можно найти ответы на наши вопросы, отправившись в путешествие в далекое прошлое, в древние времена. Как мы будем искать ответы на эти вопросы? Посмотрим, что у нас есть. Воспитатель разворачивает панно «река времени» - Это река времени. Это настоящее – наше время, здесь помещаются изображения нашей современной одежды. Это прошлое - старина, здесь мы можем видеть, как менялась одежда в средние века. Это древность, здесь мы можем увидеть практически полное отсутствие какой-либо одежды у людей. Воспитатель объясняет метки - остановки на панно «река времени» - Ну что, ребята, вы готовы отправиться в далекое прошлое и узнать, как появилась первая одежда? - Как вы думаете, на каком транспортном средстве будет удобнее всего путешествовать по «реке времени»? - Отлично! Занимайте места на нашем судне. Заклинание: Река времени нас подхвати, в древность всех перенеси! Располагаются у экрана. | Постановка и принятие детьми целей Проявление готовности к совместной деятельности | |
Основная часть III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала | Просмотр презентации Много, много лет назад у людей не было одежды. Первые люди, которые бегали за мамонтами, делали это преимущественное в голом виде, прикрывая себе лишь некоторые части тела. В основном в жаркую погоду одеждой служили большие листья растений, папоротников, а в холодную погоду одеждой служила шкура животных, наматываемая на область ягодиц. Древнюю одежду не сшивали, а набрасывали на тело, скрепляя узлом. Потом появились костяные иголки, и шкуры стали кроить и сшивать (нитками служили жилы животных и волокна растений). Одежда стала удобней, но по-прежнему оставалась очень грубой. Эксперимент - Давайте проверим сами, удобно ли это было носить. Я приглашаю вас в нашу лабораторию. - Ребята, как вы думаете, какой из этих предметов похож на одежду древних людей? (юбка из соломы, меха) - Кто хочет попробовать примерить эту «одежду»? - Эта одежда была красивая? - А удобно ли ее носить? Почему? - Как вы считаете, она была прочной? Что с ней станет, если человек попадет под дождь? - Давайте проверим наше предположение. (Один из детей поливает юбку из соломы, из меха водой из лейки.) - Ребята, посмотрите на юбку из соломы. Что с ней стало? А потрогайте мех, что с ним стало? - Скажите, похожа ли древняя одежда на современную? Почему? - Предлагаю отправиться в старину, когда жили наши прапрапрабабушки и прапрапрадедушки и посмотреть, какую же одежду носили они. Может кто-то из Вас знает, какую одежду носили люди в старину? Занимайте места на нашем судне. Заклинание: Река времени нас подхвати, в старину всех перенеси! Шло время и люди стали думать, из чего еще можно сделать одежду. Постепенно с началом плетения, прядения и ткачества - шкуры сменились тканями. Для тканей использовали волокна растений и шерсть домашних животных. Вот теперь уже можно было говорить о красоте одежды: ведь ткань можно красить (или, наоборот, отбеливать), она может быть очень толстой, грубой и очень тонкой. Одежда простых людей была в Древней Руси весьма незамысловатой: мужчины носили «портки» – штаны из грубого полотна – и длинные рубахи такого же качества. Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились. Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны. Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук. В холодную зимнюю погоду носили шубы. Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы. Вывод: Из каких частей состоит мужской костюм? (Рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба) Женщины одевались в рубахи и платья бесхитростного покроя, с течением времени постепенно усложняя и совершенствуя свой гардероб. Древнейшим элементом женской одежды была понёва, поясная одежда замужних женщин, которую носили поверх рубахи. Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан. Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. - Как образовалось это слово? (Душу греет). Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело было… - Как бы вы называли такую одежду? (Телогрея). Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. Женщины никогда раньше не носили брюк или штанов. Они носили длинные и широкие («колоколо-подобные») сарафаны, юбки, платья. Эксперимент - А теперь давайте поэкспериментируем с тканями. Приглашаю вас в лабораторию. Здесь мы не только побеседуем о тканях, но и рассмотрим их и проведем с ними опыты. Воспитатель обращает внимание детей на ткани и просит назвать их. - Чем ткани отличаются друг от друга? Давайте проверим их отличия опытным путем. Изучаем свойства ткани. Опыт 1. «Выявление свойств натуральных тканей» Цель: познакомить с различными видами тканей; формировать умение сравнивать качества и свойства тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. Материалы и оборудование: образцы ткани квадратной формы, (драп, бязь, ситец, сатин, шёлк, лён, лупа, ножницы, ёмкость для воды, пипетки. Описание. Воспитатель предлагает рассмотреть несколько образцов ткани, потрогать, помять. - Опишите льняную ткань. (Лёгкая, тонкая, гладкая). Что шьют из льняных тканей? (Скатерти, полотенца, постельное бельё) - Рассмотрите хлопчатобумажную ткань - ситец и сравните её с льняной тканью. Чем они отличаются? (Ситец легче, тоньше, чем льняная ткань) - Что шьют из хлопчатобумажной ткани? (Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты) - Чем же похожи и чем отличаются лён и хлопок? Похожи тем, что их выращивают из семян и у растений есть волокна, из которых прядут или ткут ткани. Отличаются тем, что ткань изо льна грубая и холодная, а их хлопка - мягкая и теплая. - Рассмотрите образец драпа. Какой он на ощупь? (Толстый, мягкий) - Что можно сшить из драпа? (Тёплую юбку, пальто, куртку) - Рассмотрите образец шёлка. Какой он? (Блестящий, гладкий) - Положите перед собой хлопок, драп и лён, шёлк. Намочите эти ткани. Что случилось с тканями? Вывод: ткани бывают разные – гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные; из ткани шьют одежду. Мы узнали, какая ткань бывает. Опыт 2. «Окраска тканей» Демонстрационный материал: Морковь, свекла, терка, марля, две емкости для сока. Раздаточный материал: Белые салфетки из хлопчатобумажной ткани, емкости с морковным и свекольным соком, влажные салфетки, перчатки, фартуки, тарелочки, всё по количеству детей. - Дети, попробуем ответить на такой вопрос: а как же получалась одежда такая яркая и красочная. Чем окрашивали ткань, и нитки люди, когда не было специальных красок, которые продаются в магазине. - Вам приходилось пачкать одежду ягодами, свеклой или морковью? Легко ли потом убрать эти пятна? - Если эти пятна так трудно убираются, может этими продуктами можно покрасить ткань и нитки? - Но как это сделать? Подвести детей к тому, что первоначально нужно натереть овощи на терке, после отжать, чтобы получился сок. Ягоды растолочь и тоже отжать сок. Замачивая в соке ткань и нити их можно окрасить. Воспитатель предлагает одному из мастеров продемонстрировать, как из овощей получить сок. Дети, перед тем как приступить к работе надевают фартуки и перчатки. Готовый сок раздается детям на столы. Дети погружают ткань или нитки в сок для окраски. - Но чтобы ткань окрасилась лучше нам нужно немного подождать. Вытрите перчатки влажными салфетками. Пока мы ждем, я предлагаю вам поиграть. Физминутка. «Платье» Это платье для Наташки- Красные горошки. А на платье два кармашка, Спрячем в них ладошки. Это тапки для Антошки, Чтобы в них не мерзли ножки. Топ-топ-топотушки. Что за тапки! Как игрушки! Движения имитируются согласно тексту. Дети достают образцы на разносы. - Внимательно рассмотрите свои образцы. Окрасилась ткань? У всех получился одинаковый цвет? Оттенок? Почему? Вот так при помощи природных красителей мастера окрашивали ткань и нитки. - Мы узнали много интересного, но пришла пора вернуться в современный мир и проверить, как изменилась одежда. Занимайте свои места на судне. Заклинание: Река времени нас подхвати, в современность всех перенеси! - А, вот так выглядит современная одежда. Человек придумал огромное количество красивой и удобной одежды, которую мы с вами носим. - Ребята, посмотрите друг на друга, мы сейчас одеваемся так же как в старину? Какую одежду мы надеваем? (платья, футболки, юбки…) | Обогащение знаний в процессе проведения опытов; Проявление интереса к истории появления одежды Дети самостоятельно знакомятся со свойствами тканей
|
IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени» V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования | Река начинается в далёком, далёком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прапрапрабабушки и прапрапрадедушки, в настоящее время, где живём мы с вами. - Интересно, а как заполните вы «реку времени»? У меня здесь очень много картинок, все они могут разместиться на «реке времени». Возьмите каждый по одной картинке и разделитесь на три группы (древность, старина, наше время). В соответствии с изображением каждый из группы выбирает из определенного набора картинки, относящиеся к этому временному отрезку. Дети выбирают картинки, обсуждают выбор. - У кого изображения одежды с древности? Поместите эти картинки рядом с подсказкой-меткой. А у кого картинки с изображением одежды с старины? А у кого картинки с изображением нашего времени? Картинки крепятся на двусторонний скотч. - Давайте посмотрим, правильно ли мы расположили картинки. | Умение подбирать виды одежды на карточках, соответствующие «реке времени»; Умение делать логические выводы; Умение следовать правилам |
Заключительная часть Подведение итогов VI.Вывешивание таблицы на стене группового помещения | - Ребята понравилось вам путешествие? А что было самым интересным? А самым трудным? Что вас удивило? - Об истории, какой вещи вам хотелось бы узнать в следующий раз? Воспитатель вместе с детьми решает, где лучше разместить в группе панно «река времени» | Умение оценивать результат своей деятельности; Умение выражать чувства; Умение делать выводы; Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность. |
VII. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности | - У вас есть еще одно место на «реке времени», и оно не заполнено – будущее. -Ребята, я предлагаю подумать и нарисовать свою одежду будущего и рассказать нам о ней в следующий раз. Воспитатель предлагает использовать различные материалы (бумагу для рисования, карандаши, фломастеры краски и т.д.) по желанию детей. | Самостоятельная изобразительная деятельность детей. Размещение работ на панно «река времени» |
Список литературы:
Дыбина О.В Путешествие в прошлое одежды. «Что было до …» с. 75
Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М.:Издательство «ЛИНКАПРЕСС», 2012. — 208 с.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
воспитателя первой квалификационной категории
МБДОУ г. Иркутска детского сада № 97
Панфилова Марина Юрьевна
по познавательно-исследовательской деятельности
с использованием технологии Коротковой Н.А. «Путешествие по «реке времени»
Тема: «История жилищ человека»
Возрастная группа: старшая 5- 6 лет.
Культурная практика: Познавательно – исследовательская деятельность (окружающий мир)
Культурно – смысловой контекст: Наполнение панно «История жилища человека» иллюстрированным материалом по исторической тематике для анализа, сравнения и выстраивания временных рядов
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Цель: Создание условий для расширения и обогащения знаний детей в процессе знакомства с историей жилищ человека.
Образовательные задачи: систематизировать знания детей об истории жилища человека в процессе выстраивания хронологической последовательности исторического времени (древность, старина, наше время).
Развивающие задачи: развитие познавательной мотивации умения выстраивать связи между событиями и делать простейшие выводы и выражать их в речи.
Воспитательные задачи: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативы. Способствовать развитию интереса к истории жилища человека.
Предметно -пространственная развивающая среда: телевизор, демонстрационный материал, раздаточный материал, компьютерная презентация «История жилищ человека», панно «Река времени»
Образовательная технология: Технология Коротковой Н.А. «Путешествие по «реке времени»
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
I. Обсуждение реального события | -Ребята, посмотрите в окно, что вы видите? Перед окнами нашей группы красуются пятиэтажные дома. Ребята, а в каких дома живете вы? Сколько этажей в вашем дома? У вас деревянные или кирпичные дома? Дом нужен всем, но самое большое разнообразие домов у человека. Еще в древности люди занимались строительством. | Ведет диалог с детьми. Эмоционально вовлекает детей в обсуждение. Комментирует высказывания. | Дети свободно располагаются в группе. Заинтересованные дети присоединяются и вступают в диалог с воспитателем. Высказывают свои предположения. | Организация и настрой детей на познавательную деятельность |
II. Постановка целей исследования | -Ребята, как вы думаете, в древнем мире, какие дома были, кто их строил? Хотите узнать? -А что мы можем сделать, чтобы узнать о истории жилищ человека? -Я предлагаю вам отправиться в прошлое (древние времена) по «реке времени». Кто хочет отправиться вместе со мной, и узнать историю жилищ человека? | Педагог создает проблемную ситуацию. Инициирует общее обсуждение. Побуждает к постановке цели исследования. | Озвучивают знание и жизненный опыт. Дети добровольно присоединяются к деятельности. | Проявление интереса и готовности к предстоящей деятельности. Формулирование цели деятельности. |
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного материала, работа со слайдами | -А вот и река времени. Мы живем в современном времени, посмотрите какие у нас многоэтажные дома и современная техника. А вот на реке времени старина, тогда жили ваши прабабушки в избах, а еще раньше, в древности у людей не было домов, они жили в пещерах. -Ребята, чтобы очутиться в далёкой древности, на чем можно отправиться по реке времени? (дети перечисляют транспортные средства) -Да, ребята, мы можем отправиться на корабле. А как мы можем назвать наш корабль? -А теперь вперед, чтобы наш корабль поплыл, нужно сказать волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В древности мы побываем. Много нового узнаем» -Посмотрите, вот наша первая остановка. Спустить, якорь! -Интересно, что мы узнаем здесь? - Ребята, посмотрите, мы с вами очутились в древности. - История жилищ человека уходит далеко в прошлое. Это первое жилище человека. Кто знает, как оно называется? (Пещера). Когда-то очень давно не было ни одного дома, чтобы укрыться от жары люди стали искать убежище в пещерах. Первым жилищем была пещера, строить там ничего было не нужно разве, что выгнать из неё поселившегося ранее соплеменников. Позже появились шалаши из веток и костей мамонтов. Строительным материалом служили дерево, земля, камень, а иногда и кости заваленных мамонтов А сверху на них делали покрытие из шкур. Воспитатель демонстрирует на слайде изображение пещер -Ребята, а как вы думаете, удобно ли было жить в пещерах? Давайте потрогаем камень, который я для вас приготовила. Какой камень на ощупь? Вся пещера состояла из камней. Удобно ли было стоять на такой поверхности? А спать? А почему? Как вы думаете, была ли пещера прочным жилищем для человека? Почему? В шалаше было ли удобно первобытным людям? Прочны ли было такое жилище? А давайте проверим? У меня есть макет шалаша. Из чего был сделан шалаш? Как вы думаете был ли шалаш прочным жилищем? Ребята, а если вдруг начнётся сильный, порывистый ветер, сможет ли такой дом устоять и защитить людей, живущих в нём? Давайте проверим, подуем на шалаш. Что с ним произошло? Правильно, он весь развалился. А сможет ли такой шалаш уберечь людей от сильного дождя? Проверим? Польём водичкой наш шалаш. Что произошло? А удобно ли было жить в шалаше холодной снежной зимой? Молодцы ребята, вы были правы. -Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило? -Ну что, хотите узнать, что же было потом? Тогда отправляемся дальше. - Ну а сейчас, все на борт, продолжим наше путешествие. (Шум волны, дети выполняют покачивания). И снова повторяем, наши волшебные слова: «Путешествие нас ждет, река времени несет. В старине мы побываем. Много нового узнаем» - И вот наша вторая остановка. Мы с вами очутились в старине. - Вот ребята, шли года. Как только у человека появился деревянный дом – появилась профессия строитель. Люди осваивали профессию плотник. На Руси плотник, был как строитель. Основой деревянного дома был сруб. Сруб – это скреплённые между собой четырехугольник бревна. Древесина была доступным материалом. Ребята, а как вы думаете, поему древесина была доступным материалом на Руси? Правильно. Строить начинали ранней весной, заканчивали осенью. Чтобы дом был теплый, плотники между бревнами закладывали мох. Крыши были двухскатные. (изображение двухскатных крыш). В качестве кровельного материала сначала выбирали солому. Как вы думаете, прочная ли была крыша из соломы? Почему? Когда люди поняли, что соломенная крыша не прочная, они стали делать крышу из дерева. Дом строили топорами. Воспитатель демонстрирует на слайде изображение сруба, деревянных домов Ребята, давайте потрогаем деревяшку. Какая она? Как вы думаете, были ли такие дома удобными? А были ли они прочным? Почему? Да эти дома были удобными, день и по сей день в деревнях люди живут в деревянных домах. Так же они были прочными, деревянные дома могли защитить людей от ветра и непогоды. Деревянные дома, если древесина у них обработана специальным раствором, могут простоять много лет. Только теперь их и строят немного по-другому и различных удобств в них побольше. -Ну, что вы готовы продолжить наше путешествие? Все на борт! Отдать швартовый! «Путешествие нас ждет, река времени несет. В современном мире мы побываем. Много нового узнаем» -Вижу берег! Подплываем! Опустить якорь! -Вот наша следующая остановка. Как вы считаете, где мы очутились? -Правильно, мы с вами находимся в нашем времени, здесь нам все знакомо. -Ребята, а какие дома у нас сейчас? Опишите их. - Сегодня, чтобы построить жилой дом, требуется привлечение специальных механизмов и большого количества людей самых разных строительных профессий. А какие строительные профессии знаете вы? Строитель должен многое знать и многое уметь. Вы хотите узнать, как и какими специалистами строится дом?
- А из чего сейчас построены наши дома? Из каким материалов? Как вы думаете наши дома прочные? Удобные? Почему? А красивые ли они? Что делает человек, для того чтобы украсить свой дом? Правильно, наши дома сейчас очень прочные, они могут защитить на от любой непогоды, так же они комфортные для нас. - Ребята, интересный путь мы с вами проложили? - Давайте вспомним, где мы были? -Ну, а теперь пора возвращаться, нужно поторопиться. (Воспитатель предлагает во время плавания поиграть в игру «Море волнуется раз») | Разворачивает ленту. Показывает метки – символы обозначающие время. Вовлекает детей в совместное планирование. Способа передвижения. Актуализирует цель деятельности. Рассматривает вместе с детьми, макета. Предоставляет возможность высказать версии детям. Педагог организует обследовательскую деятельность детей Мотивирует детей к размышлению Делится информацией. Предлагает детям сделать вывод. Использует технические средства Поддерживает познавательный интерес Использует наглядные средства Использует наглядные средства Побуждает детей к высказыванием.
Предлагает рассмотреть. Вовлекает в экспериментальную деятельность. Проявляет уважение к детским высказыванием. Активизируют высказывания детей. Поощряет детей. Комментирует высказывания | Рассуждают о том, что видят на экране, аргументируют свои высказывания.
Делятся впечатлениями, договариваются друг с другом, принимают совместное решение. Предлагает способ действия. Дети рассматривают, обследуют. Сравнивают, делают вывод с помощью педагога. Воспринимают рассказ педагога. Высказывают своё мнение Участвуют в диалоге. Слушают Выражают собственные мысли. Наблюдают за преобразованием. Выражают собственные чувства. | Проявление интереса к истории куклы. Умение делать логические выводы; Обогащение словарного запаса по теме. |
IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени». | (Шум волны, педагог замечает бутылку) Что за бутылка у нас на пути? Заглянем в неё? (в бутылке лежат картинки жилищ домов и материалов из которых строили дома разных периодов.) Педагог предлагает детям объединиться в пары. - Чтобы нам не запутаться, я предлагаю выбрать себе пару. Кто разложит картинки с изображением домов человека и материалом из которых их строили древних времен, старины, современного мира? - Давайте, эти все картинки разложим на реке времени. Приклеим все картинки на ту остановку времени, где они возникли. Давайте теперь поменяемся и проверим, все ли картинки вы правильно приклеили. | Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, последовательность; постановка проблемы; способствует групповой работе детей во время выполнения задания. | Дети сортируют предметы на реке времени. | Умение взаимодействовать в группах, выполнять действие строго в соответствии с поставленной задачей. |
V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования. | Какая река времени у нас получились! Как вы думаете, с помощью чего лучше всего получается строить дома? Почему? (рассуждения детей). Посмотрите на таблицу. Как вы считаете, какое жилище человека самое удобное, прочное и красивое? В каком доме вы бы хотели жить? -Сейчас с помощью этой таблицы мы выясним чье предположение было верным. --Напротив каждого жилища человека мы будем отмечать есть ли такое качество. (удобство, прочность, красота). Если вы согласны с утверждение, то мы на таблицу крепим зелёный кружок, а если вы не согласны, красный кружок. -Пещеры, они красивые? Каким Кружочком отметим? -Они прочные? Удобные? -Шалаши, они красивые? Каким кружком отметим? Они прочные? Удобные? -Деревянные дома, они красивые? Они прочные? Почему? Удобные? Почему ты так думаешь? Каким кружком отметим? -Итак, давайте посмотрим на таблицу, лучшим домом будет тот, у которого больше зеленых кружков. (анализ таблицы). | Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свою работу. Мотивирует детей поделиться на группы. Даёт поручение, ставит задачу. Наблюдает за самостоятельной работой детей | Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства. | Умение оценивать результат своей деятельности; Умение делать выводы; . |
VI и VII этапы Показ ленты времени в группе. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности | Самостоятельная деятельность (Рассматривают домов будущего на реке времени) Ребята, а вы хотели бы побыть архитекторами, придумать и нарисовать дома будущего? | Воспитатель наблюдает за самостоятельной деятельностью детей. Привлекает детей к рассматриванию ленты времени по истории возникновения куклы. | Выставляют на всеобщее обозрение свои работы | Выполнение задания в соответствии с приобретенным опытом |
Открытость | Как мне понравилось с вами путешествовать! - Вы были отличными матросами. Кому бы вы хотели показать реку времени? Ребята, что вы узнали за время нашего путешествия? Что для вас было самым интересным? Кому бы вы хотели рассказать о своем путешествии? - В будущем, я предлагаю в нашей группе создать выставку ваших рисунков на тему «Дом будущего» | Инициирует общее обсуждения. Комментирует высказывания.
| Делают вывод о том, что они хотели узнать, и что узнали. |
|
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ТЕХНОЛОГИИ « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «РЕКЕ ВРЕМЕНИ»
воспитателя первой квалификационной категории
МБДОУ г. Иркутска детского сада № 97
Панфилова Марина Юрьевна
Тема: «История создания автомобиля»
Возрастная группа: подготовительная
Культурная практика: Познавательно-исследовательская деятельность (окружающий мир).
Культурно – смысловой контекст: Наполнение панно «История развития моего города» иллюстрированным материалом по исторической тематике для анализа, сравнения и выстраивания временных рядов
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Форма организации: подгрупповая
Цель: формирование у детей представления об истории появления автомобиля и развития автомобилестроения.
Задачи:
Образовательные задачи:
Рассмотреть предпосылки возникновения автомобиля, его изменения за время существования;
Развивающие задачи:
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера. Развивать активную речь детей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать понимание того, что трудом людей создано богатство окружающего мира. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения творческой задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Предметно -пространственная развивающая средства: демонстрационный материал, наборы иллюстраций по истории транспорта. Компьютерная презентация, звуковые эффекты, загадки о транспорте, мультимедийный проектор, презентация, коробка с машиной, таблица пяти экранка «системный оператор» (ТРИЗ, методическое пособие «Река времени»).
Ход деятельности:
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
I. Обсуждение реального события | Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся и улыбнемся. - У вас хорошее настроение? Вы готовы к новым открытиям и исследованиям? Ответы детей - Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что лежит в этой коробке. Я загадаю вам об этом загадку. А ленточкой она завязана, потому что отгадка у моей загадки быстрая, шустрая, умчится быстрее ветра, и не догонишь её. Послушайте загадку: Чтоб тебя я повёз, Мне не нужен овёс. Накорми меня бензином, На копытца дай резину. И тогда, поднявши пыль, Побежит (автомобиль). | Педагог приветствует детей. Ведет диалог с детьми Воспитатель показывает детям коробку, крепко перевязанную ленточкой. Дети с воспитателем стоят у мольберта. Загадывает загадку | Дети свободно располагаются в группе. Заинтересованные дети присоединяются Отвечают на вопросы педагога Отгадывают загадку | Организация и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность |
II. Постановка целей исследования | - Верно, это машина – верный друг и помощник человека. Сегодня на дорогах можно увидеть различные марки автомобилей. Какие марки автомобилей вы знаете? Ответы детей -Плохо было бы человеку без машин. Для чего нужна машина? (ездить, быстро передвигаться, перевозить грузы, путешествовать и др.) А в далёком прошлом не было автомобилей, человек не знал что это такое. Как же появился автомобиль? (Предположения детей.) Сегодня мы с вами будем учёными исследователями и узнаем, как появился автомобиль. | Педагог создает проблемную ситуацию | Озвучивают знаниевый опыт; выстраивают полный ответ. | Обогащение словаря по теме «Транспорт» Проявление готовности к совместной деятельности; Проявление интереса к предстоящей деятельности. |
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала | Работа с пятиэкранкой -А поможет нам в этом вот этот лифт (показывает пятиэкранку) . -Но на лифте можно ездить только вверх и вниз, а здесь – ещё и в стороны. Давайте покатаем на этом лифте автомобиль (помещает в середину изображение автомобиля) ; если поехать вниз, узнаешь части, из которых состоишь; если вверх – места, где можешь быть; если назад – узнаешь прошлое, вперед – будущее. Сначала поедем вверх. Где чаще всего мы можем встретить автомобиль? (на улице, на дороге) (вывешивает картинку с изображением улицы города) - Какие правила должен знать пешеход? (Ответы детей) - А теперь пора двигаться вниз по волшебному лифту. Из каких частей состоит автомобиль? (Ответы детей) Игра «Назови часть целого» Путешествие в прошлое - Наш волшебный лифт поехал влево, это значит, что пора отправиться в прошлое автомобиля. -Как в прошлом передвигался человек? (Пешком, верхом на лошади) -Ребята, закройте глаза, сейчас мы перенесемся из настоящего в прошлое, когда человек ещё не придумал автомобиль. (Звук машины времени) Рассказ воспитателя о предпосылках создания автомобиля и об изобретении первых автомобилей. Слайд 1, 2, 3. Мы оказались с вами в глубокой древности. Скажите, вы знаете, как жил первобытный человек? (Ответы детей) Давным-давно в древности первобытный человек жил в пещере, носил шкуру животных вместо одежды, жарил еду на костре и охотился на диких зверей, транспортом ему служили собственные ноги. Человеку приходилось догонять животных во время охоты, а иногда и убегать от хищников. Трудно было ему соревноваться с животными в беге. Слайд 4. Шли годы. Древний человек думал, как же ему облегчить себе жизнь? И однажды он приручил дикую лошадь, и она стала для человека другом и помощником. С помощью лошади человек охотился, пахал землю, перевозил грузы, она стала для него первым транспортом. Слайд 5. Человеку очень хотелось передвигаться быстрее, и как вы думаете, что он придумал? КОЛЕСО - великое изобретение, которое изменило жизнь людей. Слайд 6. Люди стали делать повозки на колёсах. В них стали запрягать лошадей, быков. Появился первый транспорт на колёсах. Прошло много лет, но весь современный наземный транспорт передвигается с помощью колес. Сможет ли машина двигаться без колёс? Физкультминутка с обручем. Обруч имеет такую же форму как колесо, может катиться. Предлагаю вам посоревноваться. Вы должны пробежать до кубика и вернуться, катая обруч. - Молодцы ребята, продолжим наше путешествие. Слайд 7, 8. Долгие годы лошадь оставалась самым распространённым видом транспорта. Лошадей запрягали в телеги, в сани. Знатные люди ездили в каретах. В кареты запрягали не одну, а несколько лошадей. Слайд 9. Очень любили на Руси кататься на тройке лошадей, запряжённой в сани или повозку. Под дугой подвешивали колокольчик и слышно далеко, да и ехать веселей. Слайд10. Шли годы, людям хотелось, чтобы перемещаться можно было удобнее, быстрее, на дальние расстояния. Человек хотел облегчить жизнь и себе, и бедной лошади, которая тянула повозку с тяжёлым грузом и в жару, и в мороз. Он думал: как сделать, чтобы тележка поехала сама? И вот наступило время создания автомобиля. Слайд11. Первые автомобили были похожи на кареты или повозки, поэтому их так и прозвали – «безлошадные повозки». Что же приводит в движение автомобиль? (двигатель, мотор) Первый автомобиль с паровым двигателем. Котёл с водой поставили на повозку, пар приводил в движение автомобиль. Слайд 12. Первый автомобиль с бензиновым двигателем Слайд 13, 14. Генри Форд - первый человек, создавший доступный для всех жителей планеты автомобиль( 1908 г) . Слайд 15, 16. -Машин на дорогах становилось всё больше и больше, не стало на улицах лошадей с повозками. Началось время автомобилей. Игра «Найти сходства и отличия» Воспитатель показывает две картинки с лошадью, запряжённой в тележку, и автомобиль. Что общего? В чем отличие? - Ребята понравилось вам путешествие в прошлое? Пора возвращаться в наше время. Закройте глаза, мы возвращаемся. Звук машины времени. Слайд17, 18. -Ребята, мы с вами вернулись в наше время. - В настоящее время по дорогам ездят разнообразные модели автомобилей, с каждым годом появляются новые и новые: спокойные и надежные машины, удобные и скоростные, с хорошей проходимостью и безопасные. В современных машинах есть навигаторы, (спросить детей, что ещё есть в современных машинах) подушки безопасности, кондиционеры и многое другое. Человек чувствует себя уютно в своём автомобиле, он может ездить на далёкие расстояния, без особого труда, давит на педаль, немного поворачивает руль, и автомобиль едет сам. Автомобиль это великое изобретение человека, но всё ли так хорошо? Игра «Хорошо-плохо» Ребята, а сейчас поиграем в игру «Хорошо-плохо». В любом предмете есть хорошее и плохое. Автомобиль – это хорошо, почему? (Хорошо: автомобиль используют для передвижения людей, перевозки груза, он быстро может довезти в нужное место, в нём тепло, уютно.) Автомобиль – это плохо. Почему? (Плохо: автомобиль загрязняет воздух выхлопными газами при сгорании топлива, попадает в аварии, надо заправлять бензином, а он дорогой, пробки бывают.) Человек постоянно хочет сделать автомобиль всё лучше и лучше. Путешествие в будущее -Наш лифт поехал вправо, нам пора поговорить о будущем автомобиля. Ребята, каким вы представляете автомобиль будущего? Давайте пофантазируем. (Ответы детей. Воспитатель размещает фото автомобиля будущего.) Слайды 19-26. Уже сегодня учёные, изобретатели, дизайнеры работают над машинами будущего. Они разрабатывают автомобили, работающие на солнечных батареях, от электричества и не загрязняют воздух; автомобили амфибии, которые могут ездить по дорогам и плавать по воде, во время плавания колёса убираются и автомобиль превращается в катер; летающие автомобили уже стали не из мира фантастики, их тоже разрабатывают и представляют на выставках, они проходят первые испытания. Пройдёт немного времени, и мир автомобилей изменится. Без автомобиля мы не можем себе представить жизнь, ведь теперь он - друг и помощник человека. Игра «Пазлы» Составить из частей автомобиль будущего. | Вводит элемент новизны; использует наглядно информационные средства; вовлекает в слушание; стимулирует интерес детей; рассказывает | Слушают; узнают разновидности автомобилей и выстраивают последовательность | Обогащение знаниевого опыта; Проявление интереса к истории создания автомобиля
|
IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени» | Игра «Река времени» -Вы очень много узнали об истории создания автомобиля, предлагаю вам заключительную игру «Река времени». -Возьмите по одной картинке и расположите на макете «Реки времени» что было сначала, что потом. (Дети выполняют задание.) Вот так человек на протяжении всего времени пришёл к созданию автомобиля, и сейчас продолжает делать его всё лучше. | Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, их последовательность; постановка проблемы; способствует групповой работе детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность ; наблюдает за детьми во время выполнения задания. | Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; наблюдают за преобразованием предмета; выражают собственное суждение; осваивают последовательность размещения средств связи на «реке времени»; практикуются в осуществлении выбора | Умение подбирать автомобили и транспорт на карточках, соответствующие «реке времени»; Умение делать логические выводы; Умение следовать правилам |
V.Вывешивание таблицы на стене группового помещения | - Ребята понравилось вам путешествие? - Что нового интересного вы узнали? - Как появился автомобиль? - Что же люди изобрели, чтобы исполнить свою сказочную мечту о чудо-машинах? (сначала колесо, потом двигатель, его поставили на повозку, и появился автомобиль). -Ребята, я предлагаю дома подумать и нарисовать свой автомобиль будущего и рассказать нам о нём в следующий раз. | Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение «реку времени». | Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик. | Умение оценивать результат своей деятельности; Умение выражать чувства; Умение делать выводы; Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность. |
VI. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности | - У меня еще есть картинки, с которыми вы можете поиграть в группе со своими ребятами. | Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникающие проблемы | Выражают эмоции посредством речи, мимики, жестов. | Выполнение задания в соответствии приобретенного опыта |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
организованной образовательной деятельности
в старшей группе «Колокольчик»
по технологии Н.А. Коротковой «Река времени»
Тема: «Путешествие в прошлое посуды»
Культурная практика: Познавательно – исследовательская деятельность (окружающий мир)
Культурно – смысловой контекст: Наполнение панно «Путешествие в прошлое посуды» иллюстрированным материалом по исторической тематике для анализа, сравнения и выстраивания временных рядов.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Цель: создание условий для расширения и обогащения знаний детей к появлению посуды в жизни людей в процессе знакомства с историей возникновения посуды в познавательной деятельности.
Задачи:
Систематизировать знания детей о истории возникновения тарелки через игру «Путешествие по «реке времени». Расширять знания о различных видах тарелок, материалах, из которых изготовлены.
Развивать познавательный интерес к прошлому, мыслительную активность, речевую деятельность детей через коммуникативные формы общения; развивать готовность к совместной деятельности и сотрудничеству в решении поставленных задач.
Воспитывать любознательность, эмоциональную отзывчивость, уважение к историческому прошлому. Воспитывать понимание того, что трудом людей создано богатство окружающего мира.
Предварительная работа: чтение: «Федорино горе» К.Чуковский, заучивание загадок о посуде, придумывание загадок, рассматривание тарелок.
Предметно пространственная окружающая среда: мультимедийный проектор, презентация к занятию, музыкальное сопровождение, предметные картинки, коробка, тарелки.
Образовательная технология: Технология Коротковой Н.А. «Путешествие по «реке времени»
Сотрудничество с родителями: рисунки к альбому «История посуды», подбор тарелок из архивов семьи.
Организационная структура занятия
Этапы деятельности Длительность | Деятельность воспитателя. Содержание. | Деятельность детей. | Предполагаемый результат | ||
Мотивационный | Приглашение к деятельности. На столе большая шкатулка (коробка) с красивыми тарелками. - Чтобы узнать, что в шкатулке, отгадайте загадку: Если б не было её, было б кушать тяжело. Некуда и суп налить и котлетку положить.
| Познавательная | Рассматривают шкатулку. Отгадывают, объясняют. | ||
Организационно-поисковый | Акцентные вопросы: -Какие тарелки? Для чего они предназначены? Какая тарелка вам понравилась? Почему? Игровое упражнение «Найди сходства и различия». - Чтобы было, если бы исчезли тарелки? - Всегда ли тарелки были такими красивыми? Приглашение отправиться в «Путешествие по нашей «реке времени» и узнать, какими тарелки были раньше. - Что означают островки на «реке времени»? Как они называются? Предложение сформулировать проблему, задачу или чем будем заниматься? Воспитатель формулирует задачу для детей. - Сегодня мы опять будем исследователями и отправимся в путешествие на «лодках времени». Звучит музыка с шумом моря, воды. - Первая остановка, остров «Древние времена», или «Древность». 1 слайд: Картинка жилья древнего человека. 2 слайд: Древние люди едят руками у костра. Дидактическая игра «Найди картинку». Работа у панно «река времени». - Занимайте места в «лодках», продолжаем путешествие. Звучит музыка. - Следующий остров «Старина». 3 слайд: Старинная изба, люди за столом. Вопросы для беседы: - Какая посуда на столе? Какие тарелки? Из чего они сделаны? 4 слайд: Тарелки из металла, дерева, глины… (с номерами у картинки). Д/игра «Найди картинку». Звучит музыка. - Наше путешествие продолжается. Занимайте места в «лодках». - Последняя остановка, остров «Наше время». 5 слайд: Современная кухня. На столе красивая посуда. - Как изменилась посуда? Какими стали тарелки? Д/игра «Найди картинку». Предлагает рассмотреть рисунки родителей из альбома «История посуды», выбрать рисунки с тарелками и поместить их на панно «река времени» на соответствующий остров. | Познавательная Коммуникативная Игровая Познавательная Коммуникативная Познавательная Двигательная Познавательная Двигательная Музыкальная Игровая Познавательная Двигательная Музыкальная Познавательная Коммуникативная Игровая Познавательная Коммуникативная Познавательная | Рассматривают тарелки, называют виды, их назначение, отмечают их красоту. Называют признаки сходства и различия. Фантазируют, предполагают. Дети у панно, показывают и называют, так как уже знакомы с «рекой времени». Дети рассуждают, приходят к выводу, что отправятся в прошлое, узнать какими были тарелки в старину. Дети на стульчиках, имитируют движение на лодке. Рассматривают, обсуждают. Выбирают карточки с изображениями древней посуды, тарелок. Карточки наклеивают на панно, островок «Древность». Имитация движения. Рассматривают, отвечают на вопросы. Называют номер картинки и материал, из которого сделаны. Выбирают подходящие карточки и помещают на панно. Имитация движения. Рассматривают, называют тарелки по видам, отвечают на вопросы. Выбранные карточки закрепляют на панно, островок «Наше время». Дети выполняют задание, размещают рисунки на панно. | ||
Рефлексия | - Понравилось ли вам путешествие? Что узнали о тарелках? Предлагает украсить тарелку техникой деку паж. | Коммуникативная Изобразительная | Дети делятся впечатлениями. Дети наклеивают приготовленные цветы из салфеток на тарелочку техникой деку паж. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...
