Познавательное развитие
план-конспект занятия
В данном разделе представлен материал, разработанный мной для реализации познавательного развития детей дошкольного возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.31 КБ | |
| 16.64 КБ | |
| 26.67 КБ | |
| 20.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм описания эксперимента (опыта)
- Название «плавающее яйцо»
- Вид: демонстрационный
- Цель (которую ставит воспитатель): изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
- Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи для детей при помощи создания проблемной ситуации – подробное описание, наводящих вопросов): Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми: насыпать в воду соль
- Проверка гипотез (ход эксперимента – подробное описание, необходимое оборудование); соль, вода и яйцо
- Подведение итогов, вывод; В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет.
- Фиксация результатов; графический
этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Название эксперимента «плавающее яйцо» | ||
Вид | Классификация/вид Демонстрационный | |
Цель | изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение. | |
Проблемная ситуация | Описание Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? | Нет, в речке пресная вода Да |
Выдвижение предположений | Наводящие вопросы Давайте насыплем соль в стакан с водой что будет? Яйцо потонет или нет? А если мы ничего туда не насыплем? Яйцо всплывет или нет? | Вода станет соленой Нет, яйцо всплывет Вода останется пресной Нет, яйцо потонет |
Проверка гипотез | Описывается ход эксперимента Берем стакан с водой, сыплем соль- получается соленая вода. Кладем яйцо и оно не тонет Берем другой стакан с водой и ничего туда не сыплем и кладем туда яйцо и оно начинает тонуть | Ребята берут соль и насыпают в воду и кладут яйцо Ребята берут воду ничего не сыплют кладут яйцо |
Подведение итогов, вывод | В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать | Ребята соглашаются с этим выводом |
Фиксация результатов | Способ графический | |
2.опыт «из чего состоит соль»
Цель: дать представление о соли
3 опыт «соль хрустит»
Цель: узнать свойства соли
4 опыт « соль растворяется в воде»
Цель: узнать свойства соли
5 опыт «действие соли на растение»
Цель выявить губит ли растение соль или нет
6 опыт « тонет, не тонет»
Цель : Продемонстрировать, что солёная вода плотнее пресной воды.
7 опыт «снежная ветка сосны»
Цель : выявить станет ли ветка серебристой, как после мороза или нет
Предварительный просмотр:
Сценарий развлечения «Праздник бабочек»
Старшая группа
Цель: Привлечь внимание детей к многообразию и красоте бабочек.
Задачи:
1. Создать благоприятные условия для творческого развития детей в соответствии с их способностями и индивидуальными особенностями.
2. Расширить представления детей о бабочке в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства, подвижных играх.
3. Способствовать физическому развитию детей дошкольного возраста, формировать стремление активно участвовать в развлечении, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми.
4. Создавать радостное настроение у детей.
Предварительная работа: просмотр слайдов с изображением бабочек; разучивание стихов; прослушивание пьесы Э. Грига «Бабочка»; чтение сказок «Как появилась первая бабочка», «Фея бабочек», «Сказка о том, как жук, гусеница и муравьишка помогли бабочке»; подборка загадок.
Воспитатель: Над цветочками порхает,
Кто красавицу не знает?
Ее крылья расписные,
Ее танцы заводные.
Только очень беззащитна,
Совершенно безобидна.
Не спеши ее пугать,
Слабых надо защищать.
Ребята! Я думаю, вы уже поняли, какой красавице посвящен наш праздник? Правильно! Наш праздник посвящен Бабочке! Ребята, а каких бабочек знаете вы?
Дети называют виды бабочек: махаон, капустница, крапивница, бархатница, павлиний глаз, белянка, адмирал…
Воспитатель: Ребята, бабочки – красота природы. Их много вокруг. Окраска бабочек разная. Это радует наши глаза. И мы должны с вами всё это беречь, сохранять, и ценить. И ни в коем случае не уничтожать. Беречь и любоваться тем, что нас окружает.
(Под музыку появляется Бабочка)
Бабочка: Здравствуйте, дети! Я пролетала мимо и услышала, что кто-то весело смеется и мне так захотелось посмотреть, что вы тут делаете и чему радуетесь.
Дети читают стихи:
1 ребенок:
Летают бантики живые.
Как много их среди цветов!
Они воздушные такие,
Как чудо из приятных снов.
Пока под солнышком их стая,
В лучах танцует золотых,
Цветы, головками качая,
Мечтают все примерить их…
2 ребенок:
Бабочка, влетев в окошко,
Села на мою ладошку.
Я стою, не шелохнусь.
Я спугнуть ее боюсь.
Маленький кусочек лета,
В бархат тоненький одетый,
Аккуратно, осторожно,
Я тебя поглажу, можно?
3 ребенок:
Бабочка, давай дружить,
Веселей с друзьями жить!
Есть в саду у нас цветы,
Полетай над ними ты.
Если дождь пойдет над садом,
Волноваться зря не надо,
Ни о чем не беспокойся,
Под моей панамой скройся!
Бабочка:
Спасибо, ребята! Очень мне понравились ваши стихи!
А теперь послушайте мои загадки!
На полянке я живу,
С насекомыми дружу!
Отгадать вам надо детки,
Про кого вам расскажу!
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила.
А зовут ее. (Пчела)
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие-большие глаза.
Называют ее. (Стрекоза)
Заберется на пенек
И зажжет свой огонек.
Светит нам ночной порой,
Чтоб мы путь нашли домой. (Светлячок)
Я — мохнатый червячок,
Полосатый бочок.
Скоро бабочкою стану,
Закружусь я над поляной. (Гусеница)
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он. (Кузнечик)
Он строитель настоящий,
Деловитый, работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей)
Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
На спине кружочки —
Черненькие точки. (Божья коровка)
Хоть я мал, да удал,
Очень многих покусал.
Песню звонкую пою,
Ночью спать вам не даю. (Комар)
Бабочка:
Молодцы, ребята!
Пришло время поиграть!
Игра «Собери цветок»
Две команды из предложенных им разноцветных лепестков собирают цветок. Побеждает та команда, у которой в цветке присутствуют все цвета.
Эстафета «Помоги собрать нектар»
Две команды переносят нектар (мячики) из корзины в корзину.
Игра «Берегись пчелки»
Под музыку дети «гуляют» по полянке, как только музыка заканчивается, вылетает пчелка и старается поймать «ужалить» играющих. Дети прячутся в домики «обручи».
Бабочка:
Молодцы, ребята!
В народе есть такая примета: «если над человеком порхают бабочки – это к добрым вестям и счастью». Так пусть над вами всегда порхают бабочки! И все будут счастливы.
Весело мне с вами было, но пора лететь домой! Давайте завершим наш праздник веселым танцем (дети танцуют под музыку).
Предварительный просмотр:
Технологическая карта ОД по познавательному развитию
Студенки: Говорухиной Алины Рашитовны , 45 группа
Образовательные области: «Познавательное развитие», «речевое развитие», «социально-коммуникативное развитие».
Тема занятия: «В гостях у щуки».
Возрастная группа : Старшая
Цель: формирование представлений об объекте животного мира – щука: особенности, место обитания, образ жизни, питание, потребности (вода, питание), - в процессе виртуальной экскурсии и включением экспериментальной деятельности с водой.
Задачи занятия:
Обучающие: расширять представления об объекте живой природы щука: её особенностях, среде обитания и образе жизни, её потребностях посредством виртуальной экскурсии «В гостях у щуки».
Развивающие: совершенствовать умения анализировать, выделять признаки объекта живой природы щука (место обитания, питание) в ходе беседы по содержанию виртуальной экскурсии «В гостях у щуки».
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам; умение видеть красоту и своеобразие окружающей природы.
Речевая: активизировать словарь на основе углубленных знаний об окружающем мире (вода, её свойства, значение; щука); развивать умение поддерживать беседу: задавать вопросы и отвечать на них; поощрять попытки высказывать свою точку зрения: согласие или несогласие с ответами на вопросы по теме виртуальной экскурсии и включением экспериментальной деятельности с водой.
Дополнительные задачи по экспериментированию:
1. Развивать умение использовать приемы экспериментирования (опыты) для познания объектов неживой (вода) природы, её свойств и качеств.
2. Формировать желание исследовать и экспериментировать с объектами неживой природы (вода) и предметами (крахмал, яйцо, бумага).
3. Совершенствовать умение фиксировать полученные результаты в таблицу «Чудесная вода».
Планируемые результаты:
1. Ребенок знает об объекте животного мира (щука), её особенностях, месте обитания, образе жизни, питании, потребности; о потребностях объектов животного мира; объекты неживой природы (вода); об объектах неживой природы, как среде обитания животных и растений (вода); этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
2. Ребёнок умеет анализировать, выделять признаки объекта живой природы щука (место обитания, питание); видеть красоту и своеобразие окружающей природы; высказывать свою точку зрения; использовать приемы экспериментирования (опыты) для познания объектов неживой природы; фиксировать полученные результаты в таблице; использовать исследовательские действия; делать логические выводы; задавать вопросы, правильно отвечать на вопросы педагога и детей.
3. Ребенок проявляет доброжелательное отношение к сверстникам; любовь к природе; заинтересованность в объектах живой и неживой природы; желание защитить и сохранить живую природу.
Пространственно-временной ресурс: групповое помещение, 25 минут.
Программно-методическое обеспечение:
1. Федеральная образовательная программа. – Москва : ТЦ Сфера, 2023.
2. Опыты и эксперименты. Что умеет вода? Для детей 7-8 лет. – Учитель, 2022.
3. Модель Н. А. Химия в ванной. Исследовательская деятельность детей. – Москва : ТЦ Сфера, 2017.
Подготовительная работа: монтаж видео-контента для виртуальной экскурсии, разработка раздаточного материала для детей, беседа с детьми на тему «Рыбы родного края», рассматривание иллюстраций из серии «Рыбы», свободное экспериментирование с водой.
Материалы и оборудование: ЭСО (звук, видео-контент), изображение щуки, таблица «Чудесная вода», палочка для зрительной гимнастики с изображением щуки, стаканы прозрачные, яйцо, бумага, моющее средство для посуды, вода, масло, соль, раствор лимонной кислоты, крахмал, фиолетовый лес, листочки, скатерть, телевизор.
Содержание:
№ | Этапы занятия | Задачи этапа | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей | Методы, формы, приемы | Планируемый результат |
1 | Организационно-мотивационный этап | Сформировать интерес к теме занятия. | Зазывалка. Сюрпризный момент. В дверь кто-то постучал, открываем, а за дверью – посылка. Воспитатель спрашивает у детей, что, по их мнению, в коробке и предлагает им это узнать. - Но вот проблема, коробка – не открывается, а на коробке – загадка, что же с этим делать? Попробуем ее отгадать. Хищная, пятнистая Ловкая и быстрая Если зазевался, К ней на зуб попался! Может даже цапнуть руку. Угадали? Рыба… (щука) - Верно, это же щука! Ребята, а что вы знаете о щуках? Какие они бывают? - Как считаете, о чем сегодня мы будем говорить? Вы такие умницы, о щуке (показываю картинку). | Воспитанники собираются около воспитателя. Воспитанники берут посылку. Воспитанники отгадывают загадку. Воспитанники отвечают на вопросы воспитателя. | Сюрпризный момент. Словесный: беседа, вопросы, худ. слово (зазывалка, загадка). Наглядный: картинка большой белой акулы. | Воспитанники заинтересованы в теме занятия. |
2 | Основная часть | |||||
2.1 | Этапы постановки проблемы | Создать проблемную ситуацию, сформулировать проблему в доступной для детей форме. Развивать умение объединяться со сверстниками для достижения общего результата после экспериментирования | (звонит телефон). – Ого, кто же нам звонит, вам интересно, ребята? Н: Здравствуйте, ребята, это я, ваш друг Незнайка! Ой как по вам соскучился, да столько у меня всего приключилось, пока мы с вами не виделись! - Что же произошло, Незнайка? Н: У меня такое произошло: я купался в море и решил задержать под водой дыхание, задерживал-задерживал, смотрю, а рядом щука! Она плыла так быстро-быстро и даже не тонула, а я так не умею. Ребята, вы знаете, почему щука плавает так быстро в воде и даже не тонет? - Вот это да, Незнайка! Мы обязательно обо всем узнаем, позвоним тебе и расскажем, попрощаемся с Незнайкой. - Вот это ситуация произошла у Незнайки. О чем нам рассказал Незнайка? Как считаете, почему щука плавает быстро и не тонет? Из-за чего так происходит? Подойдем к фиолетовому лесу. - Те, кто считаете, что вода влияет на то, как быстро щука может плавать и не тонуть, прикрепите свои листики на фиолетовое дерево, а если считаете, что вода никакой роли не играет для щуки, то прикрепите свои листочки на красное дерево. - Вам интересно узнать, кто оказался прав? Тогда присядем на стулья, спинки прямо. | Воспитанники слушают Незнайку. Воспитанники отвечают на вопросы. Воспитанники подходят к фиолетовому лесу. Воспитанники отмечают на фиолетовом лесе свое мнение. | Словесный: вопросы, беседа, указания. Наглядный: фиолетовый лес. Практический: прикрепление к деревьям фиолетового леса листьев.
| Воспитанники понимают и принимают поставленную проблемную ситуацию. Психологическая готовность воспитанников к предстоящей познавательно-исследовательской деятельности: виртуальная экскурсия, опыты с водой, привлечение произвольного внимания к предстоящим виртуальной экскурсии и опытам с водой. |
2.2 | Этап ознакомления с материалом | Расширить представление у детей о щуке: месте обитания, продолжительности жизни, внешнем виде, питании. Cовершенствовать умения анализировать, выделять признаки объекта живой природы щука (место обитания, питание) в ходе беседы по содержанию виртуальной экскурсии «В гостях у щуки». | - А сейчас мы с вами, ребята, окажемся в самом неожиданном месте. Как считаете, куда мы отправимся? Мы с вами попутешествуем под воду. Как думаете, кого мы там увидим? Но чтобы отправиться в путешествие, нужно закрыть глаза, а когда я досчитаю до трех, открыть их, договорились? - Вот мы с вами и под водой! Смотрим внимательно, ведь путешествуем мы под водой и нужно быть осторожными, и наблюдаем за щукой. Включается видео. - Щуку рыбаки прозвали речным волком. Туловище рыбы вытянутое, стреловидной формы, покрыто мелкой чешуёй. Окраска чешуи рыбы может быть серовато-зеленой, серой с желтизной или серо-коричневой. Голова щуки длинная, на нижней челюсти есть много острых зубов разной величины. За такое строение челюсти щуку прозвали «речной акулой». У щуки есть жабры, с помощь которых она может дышать в воде, спинные и брюшные плавники, хвост, которые помогают ей плавать в воде и не тонуть. Щука - на редкость прожорливая и неразборчивая в еде хищница. Она питается разнообразными видами рыб, раками, лягушками, мышами, крысами. Взрослые щуки могут утащить под воду утёнка. Но еще одно прозвище есть у щуки -речной санитар. Ведь в первую очередь щука нападает на больных рыб и тем самым очищает водоемы, не дает распространиться болезням. Щуки могут достигать 1,8 м в длину, то есть они могут быть с ростом взрослого человека, и до 50 кг веса. Продолжительность жизни отдельных особей может доходить до 30 лет. Зрелой щука становится на четвертом-пятом году жизни. Щука рыба всем известна, Всем приелась очень тесно. Ее мясо для диеты Вкусно всем, вкусней конфеты. Щука распространена в пресных водах Евразии, центральной России, севера России и Северной Америки. Живёт обычно в прибрежной зоне, в водных зарослях, в непроточных или слабопроточных водах. Может также встречаться и в опреснённых частях морей Щуки водятся в реках, прудах и озерах. Им нравятся чистые спокойные водоемы с песчаным или галечным дном, в которых буйно разрослись травы. Обычно щука проводит всю жизнь в одном облюбованном ею местечке. А живут щуки очень долго, порой достигая столетнего возраста! Весною щуки мечут икру, откладывая до пятидесяти тысяч икринок на стебли водорослей и на прибрежную траву. - А вот и приплыла к нам щука, чтобы поиграть. Поиграем с щукой? Отворачиваемся от экрана и смотрим на щуку. Дети смотрят на картинку щуки, педагог перемещает щуку в заданном направлении, сопровождая словами: «Посмотрели вверх-вниз, влево-вправо, по кругу, восьмерка». - Вот и поиграли мы с щукой, а теперь ей пора возвращаться в свой водоем. | Воспитанники отправляются в «путешествие» под воду. Воспитанники смотрят виртуальную экскурсию. Воспитанники слушают о щуке: ее внешнем виде, питании, месте обитания, продолжительности жизни. Воспитанники слушают стихотворение о щуке. Воспитанники играют с щукой (зрительная гимнастика). | Словесный: беседа, вопросы, объяснения, указания, худ. слово (стихотворение о щуке), рассказ о щуке. Наглядный: картинка щуки, виртуальная экскурсия по теме «В гостях у щуки». Практический: наблюдение за объектом: щука. | Ребенок проявляет стремление к общению со сверстниками в процессе познавательной деятельности, осуществляет обмен информацией, охотно сотрудничает со взрослыми не только в совместной деятельности, но и в свободной самостоятельной деятельности; высокая активность и любознательность. |
2.3 | Этап практического решения проблемы | Расширить и актуализировать представления детей о щуке, ее способности плавать в жидкостях разной плотности; воде: ее свойствах, плотности, текучести, растворимости. Формировать умение находить самостоятельное решение проблемы о влиянии плотности воды на щуку. Продолжать формировать умение использовать приемы экспериментирования (опыты) для познания объектов неживой природы - вода и её свойств; развивать восприятие, внимание, наблюдательность, способность анализировать результаты опыта с водой в процессе экспериментирования. | - Ребята, а как называется рыба, за которой м сегодня наблюдали? Верно, она называется щука, а какие прозвища щуки вы запомнили? Вы теперь столько знаете о щуке! Но как же выглядит щука? - Щука очень интересно выглядит, как думаете, помогает ли ей это маскироваться под водой? А за счет чего? Своей чешуи, умницы. Щуки живут очень долго, до 20-ти лет, иногда и до 30, почти как люди. Для рыб это очень долго. - Ребята, высокая плотность и малая вязкость воды (определяемые количеством растворенных в ней солей и температурой) играют большую роль в жизни рыб. С этими факторами связаны, с одной стороны, сопротивление воды движущемуся телу, а, следовательно, и скорость его передвижения, а с другой давление массы воды на организм, все это влияет на жизнь и способность щуки передвигаться. - Сейчас мы с вами проведем эксперимент, чтобы узнать, как же вода влияет на способность щуки плавать. Эксперимент «Тонет ли щука?» - Ребята, как вы думаете, тонет ли щука? А почему? Почему же щука не тонет? А может ли щука тонуть? Проверим это? А как мы можем проверить это? - У нас есть вот такая щука (игрушка, внутри нее легкий шарик). Рассмотрим ее, какая она? Верно! А еще есть тазик с водой, как мы проверим, может ли щука тонуть? Вы такие молодцы, попробуем опустить щуку в воду. - А вот есть второй таз с водой и еще одна щука. Что мы с ней сделаем? Опустим ее в другой тазик. - Понаблюдаем за щуками. Что происходит с щуками? Одна из щук не тонет, когда вторая у нас утонула. Как считаете, почему одна щука утонула, а вторая нет? Это происходит из-за того, что у щуки есть плавательный пузырь, который помогает щуке не тонуть в воде, и она спокойно в ней плавает. А что же с щукой, которая утонула? В ней нет плавательного пузыря, поэтому она не смогла плавать в воде. - Что мы можем сказать? Что помогает не тонуть щуке? А почему она тонет? Физ. минутка «Как приятно в речке плавать». - Как приятно в речке плавать! (плавательные движения руками). Речка лентой впереди (потягивания – руки вперед). Берег слева (повороты туловищем налево) Берег справа (повороты туловищем направо). Чтобы плыть ещё быстрее, Надо нам грести быстрей. Мы работаем руками, Кто угонится за нами? (плавательные движения руками, топот ногами). А теперь пора нам, братцы, На песочке поваляться. Мы из речки вылезаем, И на травке отдыхаем (ходьба на месте). - Вы так хорошо постарались, я уверена, что теперь вы сможете рассказать Незнайке обо всем, что ему интересно! Здесь у нас таблица «Чудесная вода», взглянем, какой был эксперимент? Все ли у нас получилось? Что произошло с щуками? А почему щука не тонула в воде? Ставим галочку, если у нас получилось провести эксперимент. Обсуждение: получилось ли провести эксперимент, что произошло по итогу эксперимента, почему так произошло, как это может повлиять на щуку. - Вы столько всего узнали о щуке и ее месте обитания, а сейчас подойдем к нашему фиолетовому лесу. - Помните ли вы наши гипотезы? Верно, фиолетовое дерево – вода влияет на возможность щуки не тонуть, прикрепите свои листики на фиолетовое дерево, красное дерево – щука не тонет по другой причине. Как думаете, кто же оказался прав? На какое дерево мы прикрепим листики? Верно, на красное. Как вода влияет на щуку, ее способность быстро плавать? Что же влияет на способность щуки не тонуть? Как плавательный пузырь ей помогает? | Воспитанники отвечают на вопросы. Воспитанники слушают воспитателя. Воспитанники проводят эксперимент «Плавающее яйцо». Воспитанники экспериментируют «Бумажная крышка». Воспитанники экспериментируют «Несмешиваемая жидкость». Воспитанники экспериментируют «Неньютоновская жидкость». Воспитанники выполняют физ. минутку «Как приятно в речке плавать». Воспитанники подводят итоги на листочке с экспериментами. Воспитанники обсуждают прошедшие эксперименты: удались они или нет. Воспитанники подходят к фиолетовому лесу. Воспитанники выясняют, какая гипотеза оказалась верной.
| Практический: предварительная подготовка оборудования, обращение к имеющемуся опыту; экспериментирование. Словесный: беседа, вопросы, указания, объяснения. Наглядный: эксперимент, показ педагога. | Умение формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезы при вопросах педагога по теме опыта (вода); Умение делать выводы после проведения опыта, опровергая или доказывая гипотезу; Умение доказывать и защищать свои идеи, выдвигая предположения до/после опыта. Умение самостоятельно действовать на этапах исследования: набрать воду, растворить жидкость в воде, размешать, разместить оборудование. Ребенок активно познает и называет свойства и качества объектов, предметов, неживой (вода) и живой природы (щука), обследовательские действия. |
2.4 | Заключительный этап | Подвести итоги деятельности, обобщение полученного опыта. Развивать умение объединяться со сверстниками для экспериментирования с объектами неживой природы (вода), согласовывать действия, оценивать полученный результат в процессе виртуальной экскурсии и проведения опытов с водой. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам; умение видеть красоту и своеобразие окружающей природы. | - Взгляните, ребята, что у меня в руке? Это – водоросли, каждый может взять себе по одной и ответить на вопрос, который написан на его водоросли. - Катя, возникли ли у тебя затруднения? Что не получилось? - Миша, что у тебя вышло лучше всего? - Агния, что ты узнала о щуке? - Дима, а сколько живет щука? - Маша, где же живет наша щука? - Инна, что ты можешь сказать о щуке и ее способности плавать в воде? Как вода влияет на щуку? - Вы большие молодцы, отлично постарались. У Миши хорошо получалось экспериментировать, а Катя отлично отвечала на вопросы. Инна очень помогала с экспериментами, Женя внимательно смотрел виртуальную экскурсию. Вы все меня очень порадовали, вам понравилось узнавать больше о щуке? А о ком бы хотели узнать еще? - Я уверена, что в следующий раз мы еще узнаем и о других рыбах. Мы обязательно напишем письмо Незнайке и расскажем ему все-все о щуке, согласны? - А пока Незнайка прислал нам фотографии щуки, но они – черно-белые, раскрасим их? | Воспитанники отвечают на вопросы. Воспитанники слушают воспитателя. Воспитанники вытягивают водоросли. Воспитанники подводят итоги по занятию. Воспитанники проводят рефлексию. Воспитанники получают от Незнайки раскраски. | Словесный: беседа, указания, объяснения, вопросы, рефлексия. Наглядный: раскраски щуки. | Осознание себя как участника познавательного процесса через беседу об опытах с водой; что понравилось больше всего или что не вышло. Имеет представления о некоторых представителях живой природы (щука), его особенностях, свойствах воды. Интересуется природой, экспериментирует, положительно относится ко всем живым существам. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта интегрированного занятия по познавательному развитию для детей 5-6 лет
Тема занятия: «Кит – житель мирового океана»
Возрастная группа: старшая
Цель занятия: закрепление знаний о жителях мирового океана посредством проведения виртуальной экскурсий и включением экспериментальной деятельности.
Задачи занятия:
Образовательные: продолжать знакомить детей с морскими млекопитающими - Китах: их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения.
Развивающие: развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение ко всем живым существам, и желание познавать окружающий мир.
Дополнительные задачи:
1.формировать представления детей о способах очищения воды;
2.Закреплять умение работать с лабораторным оборудованием, соблюдать необходимые правила поведения, фиксировать свои наблюдения;
3.Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу и желание прийти на помощь в ходе проведения эксперимента
Словарная работа: Обогащение словаря (Китовый ус)
Планируемый результат занятия:
1.Ребенок познакомился морскими млекопитающими - Китах: их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения.
2. Ребенок проявляет интерес самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.
3.Ребенок проявляет положительное отношение ко всем живым существам, и желание познавать окружающий мир.
Подготовительная работа: монтаж видео контента для виртуальной экскурсии, разработка раздаточного материала для детей, беседа с детьми «Рифы и их обитатели», рассматривание иллюстраций из серии «Мировой океан».
Материалы и оборудование: вода, крупа, марля, стаканчики, ноутбук, видеофрагмент, листочек для фиксации результатов
Содержание:
Этапы | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
Организационно – мотивационный этап | Сформировать интерес у детей к теме занятия | Сбор детей для предстоящей деятельности Зазывалка Сюрпризный момент (звук кита на телефон, письмо от океанологов) | Словесный метод: Художественное слово Наглядный: письмо от океанологов | Проявляют интерес к предстоящей деятельности | У детей сформирован интерес к занятию |
Основной этап | |||||
Этап постановки проблемы | Создать проблемную ситуацию, сформулировать проблему в доступной для детей форме | Проблемная ситуация: позвонили океанологи и сообщили, что вода в океане стала грязной, а в океане живет много рыб и млекопитающих, но особенно от этого плохо стало китам. Океанологи просят помощи у детей и рассказать, как можно очистить воду
| Словесный метод: речь воспитателя, | Слушают воспитателя. | Проблемная ситуация создана в доступной для детей форме |
Этап ознакомления с материалом | Расширить и актуализировать представления детей о ките, как морском млекопитающем Формировать умения отвечать на вопросы воспитателя | Воспитатель предлагает детям отравится в путешествие по океану. Ребята а на чем мы можем отравится в путешествие? На подводной лодке (Дети идут по кругу за воспитаем и садятся на свои места) Правила просмотра виртуальной экскурсии (спину держим ровно, ноги вместе) Виртуальная экскурсия «Кит» Зрительная гимнастика. Кит плывёт как большой пароход. (Широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль.) Влево плывёт, вправо плывёт (Движения глазами влево – вправо.) А потом…как нырнёт! (Закрыть глаза и зажмурить их.) | Словесный: рассказ о ките, худ. слово к зрительной гимнастике, правила поведения во время виртуальной экскурсии. Наглядный: виртуальная экскурсия Практический: выполнение зрительной гимнастики | Внимательно слушают и просматривают экскурсию, Выполняют зрительную гимнастику. | У детей расширены представления о ките |
Этап практического решения проблемы | Формировать умение находить самостоятельное решение проблемы сделать фильтр лля волы . Продолжать формировать умение использовать приемы экспериментирования (опыты) для познания объектов неживой природы - вода и её свойств; развивать восприятие, внимание, наблюдательность, способность анализировать результаты опыта с водой в процессе экспериментирования. | Беседа по виртуальной экскурсии Кого мы видели в океане?? Какого цвета шкура кита? Как вы думаете, почему киты плавают даже в холодной воде? Как вы думаете, почему киты внесены в красную книгу? Ребята, я считаю, что кит не сможет жить в грязной воде, а вы как думаете? А что нужно сделать, чтобы вода не была грязной? А с помощью чего мы можем с вами очистить воду? Совершенно, верно, сейчас мы с вами проведем эксперимент очищения воды Что вы видите на столах? Прежде чем приступить к работе, вспомним правила в ходе эксперимента: 1.необходимо надеть спецодежду 2.аккуратно пользоваться емкостью с водой 3.поддерживать порядок на рабочем месте, вытирать воду, если пролили 4.после окончания работы, привести рабочее место в порядок Проводят эксперимент на очищение воды Ребята, вы устали? Давайте разомнемся Физминутка Море очень широко (разводят руки в стороны) Море очень глубоко (приседают, коснувшись руками пола) Рыбки там, живут друзья, (движение рыбка) Воду пить совсем – нельзя (грозят пальцем) Мы с вами провели эксперимент, давайте зафиксируем наши результаты на листочке | Словесный метод: вопросы, текст физминутки, правила поведения при проведении эксперимента, Наглядный метод: показ упражнений Практический метод: участие эксперименте, проведение физминутки, фиксация результатов эксперимента | Участвуют в беседе Отвечают на вопросы. Вспоминают правила поведения в ходе проведения эксперимента. Приводят эксперимент по отмщению воды. Фиксируют результаты вместе с воспитателем Принимают участие в физминутки | Дети проводят эксперимент по отмщению воды, фиксируя данные знают правила поведения при проведении эксперимента. Учувствуют в физ.минутке |
Заключительный этап | Подвести итоги деятельности, обобщение полученного опыта | Нам пора возвращаться в нашу группу. Садимся в подводную лодку и возвращаемся. Скажите, что мы сегодня делали? Что вам больше всего понравилось? Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз? Я хочу поблагодарить Машу за соблюдение всех правил поведения во время эксперимента и подарить тебе вот такой жетон. У Кати были некоторые замечания в работе с водой, но я думаю, что в следующий раз она будет внимательнее. Ребята я уверенна, что в следящий раз мы узнаем с вами и о других жителях океана. Ребята посмотрите нам океанологи прислали фотографии китов, но они черно-белые, раскрасим их? | Подводят итоги, определяют причины успехов и неудач, отвечают на вопросы. Получают раскраски от океанологов. | Словесный: беседа, указания, объяснения, вопросы, рефлексия. Наглядный: раскраски-Киты, жетоны | Подводят итоги, определяют причины успехов и неудач, отвечают на вопросы, раскрашивают раскраску. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)
Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию (интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие . «
Мероприятие с использованием палочек Кюизенера, направленное на развитие логического мышления и математических способностей детей 6-7 лет....
