Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия на основе русских народных традиций, знакомство с «Масленицей»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 3 г. БЛАГОВЕЩЕНСКА «НАДЕЖДА», КОРПУС № 4
конспект занятия с детьми
старшего дошкольного возраста на тему:
« Как на масляной неделе »
познавательное развитие
Дудченко Оксана Анатольевна воспитатель
Оборудование:
Презентация, частушки, наигрыш «Частушки», текст и музыка песни «Ой, блины», иллюстрации: баранки из соленого теста, хохломская посуда, сувениры; мелодия «Звуки ярмарки».
Цели:
- изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.
- познакомить детей с русским народным праздником «Масленица».
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования Масленицы, какое значение имело чучело Масленицы и блины. развивать интерес к народным потешкам и закличкам.
- выяснить, как называют дни масляной недели и что принято делать в каждый из этих дней;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к традициям своего народа.
- развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.
- воспитывать бережное отношение к художественному наследию русского народа
Познавательные:
- знать традиции и обычаи праздника Масленица, названия масленичных дней;
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Рассматривание иллюстраций, книг, чтение пословиц, поговорок, отгадывание загадок, беседа с детьми, разучивание песен, закличек, работа с родителями (пекут блины, изготовление кукол «Масленички» )
МАТЕРИАЛ:
Обучающая презентация «Масленица».
Демонстрационный:
Иллюстрации по теме «Масленица», иллюстрации с изображением народных гуляний, репродукции картин художников - И. Суриков «Взятие снежного городка», Н. Кустодиев «Масленица», С. Михеев «Госпожа -честная Масленица»
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ
Дети сидят на ковре в начале деятельности, в процессе перемещаются по группе и сидят за столом.
Ход занятия
I. Вводная часть
Добрый день, гости дорогие,
Жданные, званые и желанные.
Здравствуйте, девчонки!
Здравствуйте, мальчишки!
Мои любимые, смешные шалунишки!
Гостей давно я жду-поджидаю,
Масленицу без вас не начинаю!
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Готовы ли начать?
Друг на друга посмотрели
Улыбнулись, тихо сели.
I. Основная часть
Рассказ педагога. Демонстрация презентации.
- Ребята, а какое сейчас время года?
- А вы помните, какие праздники бывают зимой? Назовите их. (Новый год, Рождество, Святки, Старый Новый год, День святого Валентина, 23 февраля – День защитников Отечества).
- Посмотрите, сколько праздников бывает зимой! А знаете ли вы, какой праздник мы отмечаем весной? Могу дать вам маленькую подсказку, послушайте мои загадки -
Праздник русский и раздольный,
Вкусный, сытый и довольный,
Со сметаной, маслицем –
Что за праздник?
(Масленица)
Этот праздник знаешь ты,
На него печем блины.
Зиму прочь им прогоняем,
Весну красную встречаем.
Масленица
Так о чем мы поговорим сегодня на занятии? (о Масленице)
- Правильно, именно так. Масленица - самый веселый, любимый
- как вы думаете, чему посвящен этот праздник? (Проводам зимы)
- Что вы можете рассказать нам об этом празднике?
«Масленица-это… Это праздник какого времени года? (Весна)
Масленица – самый радостный и светлый праздник, пришедший к нам из языческой Руси, настоящие проводы Зимы. Само название праздника «Масленица» произошло от того, что в этот день ели много масленой пищи.
Что на Масленицу всегда пекут? (Блины)
Правильно, блины - Блин похож на солнышко, которое ждут после долгой зимы. Это настоящий символ масленицы.
Что сжигают на масленицу?
Чучело из соломы — это символ уходящей зимы, который в конце праздника сжигали.
На масленицу устраивают уличные гуляния, катание на лошадях
- празднуют с кем? (с семьей, родственниками)
- А как вы думаете, почему мы назвали наше занятие «Как на масляной неделе…»? (Потому что праздник длится целую неделю, семь дней)
- Масленица – это семейные встречи, застолья, игры, гуляния. Песни и заклички.
- Русский народ любит этот праздник и с удовольствием отмечает его каждый год. Но все эти традиции пришли из глубины веков.
(Давным-давно это был языческий праздник поклонения славянскому богу весеннего солнца Яриле. Древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело, и стар, и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней. А кто придумывал все эти игры, обряды, хороводы и песни? (Народ)
- Как эти песни дошли до нашего времени? (Они передавались из уст в уста,
- Ребята, вы сказали, что этот праздник длится целую неделю. А вы знаете, что все дни масляной недели имеют свое название и значение?
- Какой день стоит во главе недели? (Понедельник)
- Давайте узнаем, в чем же особенность понедельника во время масляной недели.
1 ребенок ( 1 слайд)
Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК...
Наступает «ВСТРЕЧА».
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.
- Еще в понедельник наряжали чучело Масленицы, катали по всей деревне или городу, а потом устанавливали на самом видном месте ожидать воскресенья, чтобы потом его сжечь. Считалось, что вместе с сожженным чучелом люди избавляются от всех невзгод и напастей, которые сопровождали их в прошлом. Пепел развеивался по полям, чтобы дать жизнь новому урожаю, который должен был принести возрождение жизненных сил.
- Интересно, а что же происходило во вторник? Ребята, расскажите нам, пожалуйста.
2 ребенок (2 слайд)
«ЗАИГРЫШ» беспечный – ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!
- Но не только блинами наедаются, а еще поют веселые песни, водят хороводы, играют в игры.
- Русский народ издавна славился любовью к играм. А уж не поиграть в такой веселый праздник никак нельзя. А в какие игры играют на Масленицу? (Ответы детей)
- Люди катались с гор, устраивали кулачные бои и бои мешками, играли в жмурки, перетягивали канат, состязались в ловкости. Давайте и мы с вами поиграем да повеселимся..
«У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей, семь сыновей,
Все без бровей (закрываем брови ладошками).
С такими глазами (здесь и далее Маланья смешно изображает глаза, огромные уши, длинный нос и т.д., а все игроки за ней повторяют эти движения),
С такими ушами, с такими носами,
С такими усами, с такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели, целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так… (ведущий делает движение, а все его повторяют)»
Кто лучше всех повторил движение – то становится Маланьей в следующей игре.
- Наигрались мы с вами. Спасибо вторнику – «Заигрышу».
Наступает среда. Что же она нам приготовила?
3 ребенок (3 слайд)
Тут СРЕДА подходит – «ЛАКОМКОЙ» зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удаётся.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
- А вы любите блины есть? Кто знает, как пекут блины?
- На Руси каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов, и держала его в секрете. Кто не знает, тот песни запевает. Какая главная в Среду- Лакомку песня? (про блины)
- Правильно, давайте споем (текст на слайде 4).
- Но сначала нам нужно разобрать эту песню: она состоит из трёх куплетов, в котором есть повторяющаяся часть. Найдите её.
- Хорошо, молодцы. Давайте послушаем её. (слушаем)
«Ой, блины» под музыку.
Текст: Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
- Молодцы, ребята! Продолжим наше знакомство.
Среда Лакомка подходит к концу. Приближается четверг.
4 ребенок ( 4 слайд)
Ну, а что же с четвергом,
А в ЧЕТВЕРГ – раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек – суженых своих.
5 Слайд
В этот день возили чучело зимы, устраивали соревнования в силе и ловкости. Строили ледяные крепости, устраивали кулачные бои.
Давайте с вами тоже посоревнуемся в ловкости.
Физкультминутка « Золотые блины»
Тесто мы сейчас замесим (хлопаем в ладоши)
Для блиночков золотых,
Чтобы солнышко здесь встретить (разводим в стороны руки)
И гостей всех угостить.
Мы муку сейчас просеем, (движение в соответствии с текстом)
Сито мы скорей возьмем;
Яйца, масло мы добавим
И все быстро мы взобьем. («миксер» руками)
Вы блиночки выпекайтесь, (кружимся)
Быть румяными старайтесь.
Чтоб весна скорей пришла (хлопаем в ладоши)
И друзей всех собрала.
- Весело народу на ярмарке. Не успели оглянуться, а пятница тут как тут.
- Говорят, в этот день кое-кто из гостей был на особом счету. Кто же это?
5 ребенок (5 слайд)
ПЯТНИЦА настала – «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
- Зятья – это ваши папы, а теща – мамина мама. Зятья, в этот день, шутя, говорили: «Где блины, там и мы».
- Вот и выходные к нам пожаловали! Что же принято в субботу делать?
Воспитатель:
А суббота – день семейный,
Зовется «золовкины посиделки»
В этот день невеста родных в гости принимает,
А золовкам всем подарки дарит!
6 ребенок 6 слайд)
Близится СУББОТА – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
- Да только сначала из снега фигуры лепят, крепости строят, играют, а после игр опять идут в гости на блины. Золовка – это сестра мужа.
- Какой день заканчивает неделю? (Воскресенье)
7 ребенок (7 слайд)
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в «ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ».
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...
В этот день на Руси все от мала до велика с самого утра шли в храм и при встрече с родными просили друг у друга прощение, «Прости, сыми с меня вину!» или «Прости, если что неладного между нами вышло», «Прости меня, грешного, на Великий пост!». Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, им доставленные. Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном. После отправлялись на ярмарку.
После веселых игр, песен и плясок, чучело Масленицы снова возили по городу, а потом сжигали, как символ Зимы, которая заканчивалась, и наступлением Весны
- Вот и подошла масляная неделя к концу. Мы сегодня поиграли, песни да частушки попели, на ярмарке побывали, повеселились.
- Давайте еще раз вспомним названия всех дней масляной недели? (Понедельник - «Встреча», вторник – «Заигрыш», среда – «Лакомка», четверг – «Перелом», пятница – «Тещины вечорки», суббота – «Золовкины посиделки», воскресение – «Прощеное воскресение»)
III.Заключительная часть
- Молодцы ребята! И загадки отгадали, и игры поиграли, и много нового узнали. Понравилось вам наше занятие ? Что нового вы сегодня узнали о Масленице? Что интересного вы запомнили?
Пришла пора нам попрощаться
Я, до свиданья, говорю
За добрый смех и за участие
Всех от души благодарю.
До свидания ребята, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями по формированию фонематического восприятия.
У детей 5-7 лет с речевыми нарушениями часто отмечается несформированность фонематического восприятия. Раннее выявление отставания в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста являетс...

План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы с использование метода анималотерапии «Кошкины истории»
План-конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию и коррекции коммуникативной сферы методом анималотерапии "Кошкины истории", цель: развитие и коррекция навыков общения в детско...

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием Лего-конструктора
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием конструктора ЛЕГО. Детям любого возраста нравится строить....

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Мой веселый звонкий мяч"
Занятие с использованием словенского оборудования ENSIKO, СОСТАВЛЕНО С СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЕМ ФГТ...
«Где живет вода?» Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Материал нацелен на знакомство детей со свойствами воды, на необходимость бережного ее использования, привития навыка экологически грамотного поведения в быту....
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (группа ОНР) "Прекрасная щедрая осень"
Представлен конспект занятия для детей с общим недоразвитием речи. В нем дан материал на закрепление знаний об овощах и фруктах, об осенних явлениях в природе, задания по согласованию прилагател...
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому и нравственному воспитанию "Знакомство с символикой России"
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с разными видами российских флагов : Знамя Победы, Андреевский флаг, штандарт Президента Российской Федерации....
