Программа по познавательному развитию "Мир сенсорики" для детей ранннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Васильева Татьяна Сергеевна

Цель реализации программы: Создание условий для обогащения непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. 

Задачи реализации программы:

  • Дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6- 7 цветов спектра, 5 геометрических фигур, 3 градации величины.
  • Формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения).
  • Закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства.
  • Научить правильно, понимать слова: «форма», «цвет», «такой же», «величина» (учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p.4.docx688.12 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1.

Целевой раздел:

3

1.1

Пояснительная записка.

3

1.2

Цель и задачи реализации  программы.

4

1.3

Возрастные особенности развития детей раннего возраста

4

1.4

Планируемые результаты освоения программы

5

1.5.

Диагностика сенсорного развития детей раннего возраста

5

2.

Содержательный раздел:

7

2.1

Образовательная область «Познавательное развитие»

7

2.2

Описание вариативных форм, способов и методов реализации программы

7

2.3

Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми 2-3 лет 

8

2.4

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников  

12

3.

Организационный раздел

13

3.1

Учебный план

13

3.2.

Традиционные события и праздники

13

3.3

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Методическое обеспечение программы

14

 

Список используемых источников

15

 

Приложение

16

 

         

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

1. 1. Пояснительная записка  

Программа дополнительного образования «Мир сенсорики» разработана в соответствии с Образовательной программой дошкольного образования МАДОУ "Детский сад № 100" спроектирована на основе ФГОС дошкольного образования, ФОП ДО и с учетом Федеральной образовательной программы дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847), особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Содержание воспитательно образовательного процесса для детей определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования в соответствии возрастных особенностей детей раннего возраста, парциальной программы и авторскими программами участников образовательного процесса.

В программе выделена закономерность, поэтапного формирования соответствующих навыков сенсорного развития детей раннего возраста на основе использования системы упражнений и игр. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное управление заключается в различении классификации. Размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах – всему этому, необходимо научить ребенка. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается ребенком только через сенсорную гимнастику. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Наш детский сад вознаграждает это стремление интересными занятиями, которые помогают каждому ребенку проявить и раскрыть свои способности, узнать много нового, а также быстрее развиваться и расти здоровым.  Для этого в детском саду организована работа кружков.

Для организации кружковой работы созданы все необходимые условия, предметно-развивающая среда, разработан учебно-тематический план. Работа по дополнительному образованию рационально сочетается с выполнением программных задач.  

Доминирующая область программы: познавательное развитие.

Программа реализуется в интеграции таких образовательных областей как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в познавательно исследовательской деятельности детей раннего возраста.

1.2. Цели и задачи программы

Цель реализации программы: Создание условий для обогащения непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности.  

Задачи реализации программы

  • Дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных разновидностей каждого свойства: 6- 7 цветов спектра, 5 геометрических фигур, 3 градации величины.
  • Формировать познавательную активность детей при проведении непосредственной обучающей деятельности (игры, дидактические упражнения, эксперименты, игровые задания и поручения).
  • Закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства.
  • Научить правильно, понимать слова: «форма», «цвет», «такой же», «величина» (учить воспринимать ее только в сравнении с другой величиной).

1.3. Возрастные особенности развития детей раннего возраста

Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.  

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движений руки, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление.  

Для детей третьего года жизни характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, а с другой стороны, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе. На третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связанно с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.). В связи с этим необходимо создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре, удалённости предметов и явлений как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни. При этом важно, чтобы представления о сенсорных свойствах и качествах предметов были не только широкими, но и систематизированными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа на тему "Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста"

Познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями:·        Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 наз...

Методическая разработка раздела образовательной программы «Познание» на тему: «Развитие познавательной активности у детей раннего возраста через ознакомление с природой»

Этот материал был мною использованидля сдачи на первую квалификационную категорию. В презентации отображена работа по стимулированию познавательной активности детей раннего возраста через ознакомление...

Программа развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр

Пояснительная записка.Большинство игр, представленных программой тематической направленности, можно включать в обучающие занятия с детьми. Например, игру «Найди пару», «Запомни свое место», «Найди пут...

Программа по самообразованию "Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование" на 2016-2017 уч.год

Содержание исследовательской деятельности, перспективное планирование, картотека игр-экспериментов...

Программа по дополнительной образовательной услуге познавательной направленности для детей дошкольного возраста 6 - 7 лет «Математика и логика»

Программа «Математика и логика» создана для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника». Програм...

Программа по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Мы - исследователи» на 2020-2023 учебный год от 4 до 7 лет

   Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей ср...