мастер-класс фольклор
материал (старшая группа)

Козик Валентина Александровна

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на моем мастер классе.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

- Какие средства можно использовать в детском саду, чтобы развить социально-коммуникативные навыки детей?

В процессе образовательной деятельности с детьми я пришла к выводу, что большую роль в этом могут сыграть (малые формы фольклора).

– Что такое пословица? Пословица – это краткое мудрое изречение имеющая поучительный смысл (например; кто не работает, тот не ест; тише едишь дальше будешь и т. д.)

- Что же относится к малым формам фольклора? (поговорки, пословицы, потешки, сказки, скороговорки, загадки и т. д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_folklor.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему : «Формирование социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников через малые формы фольклора (пословицы).

Воспитатель: Козик Валентина Александровна.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать вас на моем мастер классе.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

- Какие средства можно использовать в детском саду, чтобы развить социально-коммуникативные навыки детей?

В процессе образовательной деятельности с детьми я пришла к выводу, что большую роль в этом могут сыграть (малые формы фольклора).

– Что такое пословица? Пословица – это краткое мудрое изречение имеющая поучительный смысл (например; кто не работает, тот не ест; тише едишь дальше будешь и т. д.)

- Что же относится к малым формам фольклора(поговорки, пословицы, потешки, сказки, скороговорки, загадки и т. д.)

С помощью пословиц можно выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение.

Пословицы отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно.

- Как вы думаете, чему учат пословицы?

- Пословицы учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию, быть честным, в них осуждается лень, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие.

В своей работе я использую следующие этапы ознакомления детей с пословицами:

* Знакомство с понятием, что такое пословица.

*Внимательно прочитать с детьми пословицу

* Выяснить лексическое значение непонятных и устаревших слов и подобрать слово, используемое в настоящее время.

*Выяснить смысл пословицы в целом, о чем она и чему она учит.

*Определите, к какой тематической группе ее можно отнести

* Вместе с детьми подумать, к какой житейской ситуации ее можно отнести или подобрать сказку, подходящую под эту пословицу.

Сегодня я предлагаю Вам, уважаемые коллеги, некоторые приёмы, которые использую в работе по ознакомлению и закреплению пословиц, и которые, может быть, будете и Вы использовать в своей работе.

А чтобы нам было интереснее работать, попрошу Вас побыть детьми старшего дошкольного возраста и приглашаю поиграть в игру «Подбери картинку к пословице».

Конечно, Ваш жизненный опыт, багаж знаний остаётся с Вами, на него и будем опираться.

Посмотрите, сколько разных картинок у нас на мольбертах. Давайте рассмотрим их. Это иллюстрации к знакомым сказкам. А сейчас я буду называть пословицу, а Вы отберёте те картинки, которые, по вашему мнению, соответствуют по содержанию, смыслу данной пословицы и объясните, почему сделали именно этот выбор.

- Труд кормит, а лень портит («Морозко»«Колосок»)

- Нет друга ищи, а нашел береги («Гена и чебурашка»)

-Не делай добра - не получишь зла («Заюшкина избушка»)

-Злом отвечать на зло -плохо («Лиса и журавль»)

-Терпенье и труд - все перетрут («Репка»)

– На вкус и цвет товарища нет («Матроскин и шарик»)

Молодцы!

Подбор картинок постоянно можно обновлять, так как пословиц огромное количество и тема эта неиссякаема.

А сейчас игровое упражнение «Раскодируй пословицу»

Рассмотрите мнемотаблицу, нужно расшифровать пословицу, назвать ее и рассказать о ней. Давайте одну мнемотаблицу разберем вместе.

Молодцы!

Еще вашему вниманию представлю дидактическую игру:

«Пословица на планшете».

Интересно использовать математический планшет в работе по развитию речи. Я перенесла на схему пословицы.

Задачи:

Знакомство и закрепление пословиц.

Развитие мелкой моторики и графо-моторной функции.

Развитие познавательных функций.

Ход игры:

1. Детям читаю пословицу

2. Находят картинку к пословице

3. Находят схему к пословице

4. Выкладывают рисунок к пословице на планшете

5. Придумывают свой рисунок к пословице

(карточки с рисунками пословиц, карточки со схемами для составления рисунков)

Сейчас мы с вами изобразим пословицу по схеме на математическом планшете, работая в парах, один участник изображает начало пословицы, а второй заканчивает ее.

А теперь я каждой паре покажу картинку, на которой изображена пословица, попробуйте ее изобразить без схемы- подсказки на математическом планшете. А мы ее попытаемся отгадать, назвать и рассказать о пословице.

Следует заметить, что на начальном этапе работы с детьми надо использовать наиболее простые, доступные их пониманию пословицы. – И так, попробуем отгадать первую пословицу. («Куда иголочка, туда и ниточка»«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»)

– Молодцы!

И в заключении, предлагаю вам уважаемые коллеги украсить шариками-смайликами нашу елочку настроения.

1-обозначает«Если за день ничему не научился - зря прожил день» т. е. (Было интересно).

2- «Учась, узнаешь, как мало ты знаешь», т. е. (Я научился и буду использовать).

3- «Тяжела ты шапка Мономаха», т. е. (было трудно, вы сомневаетесь, затрудняетесь).

4- «Есть чем похвалиться, кто хорошо умеет трудиться», т. е. (за хорошую работу я скажу спасибо).

- Молодцы! «Была бы охота – заладится, всякая работа»«Где хотенье – там и уменье».

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс «Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста »

Мастер - класс "Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно - гигиенических навыков  у детей раннего возраста"...

Мастер-класс для родителей по теме: "Развитие физической активности детей младшего дошкольного возраста и привитие культурно-гигиенических навыков с использованием русского фольклора"

Данный мастер-класс предназначен для родителей с целью их педагогического просвещения. Показать родителям важность развития физической активности ребенка и привития культурно-гигиенических навыков, на...

Мастер класс "Дразнилки как элемент детского фольклора Карелии"

Что делать, если ребенка дразнят в детском саду или на улице? Как помочь ему избежать слез и организовать правильное отношение к себе?...

Мастер-класс "Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм....

Мастер - класс "Путешествие в страну Фольклорию" с презентацией

Задачи: Обобщить и систематизировать знания  по устному народному творчеству;Побуждать интерес к народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к фольклору;Развивать все виды народного творч...

«Формирование музыкально-эстетического восприятия дошкольников с помощью народного фольклора». Презентация мастер-класса музыкального развлечения «Чудесный сундучок»

С помощью исполнения песни или мелодии любого народа, ребенок учится канителенному голосоведению. Так же происходит правильное формирование интонационного исполнения. Имеется заключение о том, что нар...