"Познавательное развитие"
рабочая программа (подготовительная группа)
Образовательная область "Познавательное развитие"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 232.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 96 г. Иркутск
Принято Утверждаю
Педагогический совет Заведующий МБДОУ д/с №96
МБДОУ д/с №96
________________/ Е. А Куприянова г. Иркутск Приказ № ____ от «____»_______2025г.
Протокол №____
«____»______________2025г.
Программа
Образовательная область
«Познавательное развитие»
(подготовительная группа)
Автор- составитель:
воспитатель гр №3 «Калинка»
Смертина В.Б
Иркутск, 2025г.
Содержание программы
I | Целевой раздел программы (обязательная часть) | |
1.1. | Пояснительная записка | |
1.1.1 | Цели и задачи реализации программы | |
1.1.2 | Особенности развития детей целевой группы. | |
1.1.3 | Формы работы | |
1.2 | Требования к содержанию рабочей Программы | |
1.2.1 | Планируемые результаты освоения программы и система оценки индивидуального развития детей | |
II | Содержательный раздел программы (обязательная часть) | |
2.1. | Содержание образовательной деятельности. | |
2.1.1 | Перспективное календарно-тематическое планирование образовательной деятельности | |
2.1.2 | Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. | |
III | Организационный раздел | |
3.1 | Организация предметно-развивающей среды | |
3.2 | Методическое обеспечение образовательной области «речевое развитие» | |
3.3 | Диагностика детей подготовительной группы по разделу программы "Познавательное развитие" (Приложение) |
1.1 Пояснительная записка
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Настоящая программа разработана на основе примерной образовательной программы дошкольного образования “Детство” коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства Р.Г.П.У. имени А.И. Герцена под руководством Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, А.Г. Гогоберидзе и переработанной в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 года регистрационный № 30384) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приказом Министерства образования РФ от 04.12.2013 № 100-1241 «О введении ФГОС ДО в образовательных организациях РФ».
- Цель и задачи реализации программы
Цель программы: Развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей.
Программа раскрывает задачи и содержание работы по познавательному развитию дошкольников с учетом возрастных особенностей детей от 6 до 7лет.
Задачи образовательной деятельности :
1. Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно-исследовательской деятельности, поддерживать проявления индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность детских интересов.
2. Совершенствовать познавательные умения: замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения, с опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать объекты действительности, применять результаты познания в разных видах детской деятельности.
3. Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и доказывать свои предположения, представлять совместные результаты познания.
4. Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нем.
5. Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей.
6. Способствовать развитию уверенности детей в себе, осознания роста своих достижений, чувства собственного достоинства.
7. Развивать самоконтроль и ответственность за свои действия и поступки.
8. Обогащать представления о родном городе и стране, развивать гражданско-патриотические чувства.
9. Формировать представления о многообразии стран и народов мира, некоторых национальных особенностях людей.
10. Развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности.
11. Развивать толерантность по отношению к людям разных национальностей.
Формирование элементарных математических представлений
Цель: Интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.
Развивающие задачи ФЭМП:
- Формировать представление о числе
- Формировать геометрические представления
- Формировать представление о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях)
- Развивать сенсорные возможности
- Формировать навыки выражения количества через число (формирование навыков счета и измерения различных величин
- Развивать логическое мышление (формирование представлений о порядке и закономерности, об операциях классификации и сериации, знакомство с элементами логики высказываний) навыков счета и измерения различных величин
Принципы организации работы по развитию элементарных математических представлений
- Формирование математических представлений на основе перцептивных (ручных) действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления
- Использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»
- Возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Развивающие задачи: развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др).
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Принципы исследовательского обучения
- ориентации на познавательные интересы детей (исследование — процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае на потребности в познании);
- опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации;
- сочетания репродуктивных и продуктивных методов обучения (психология усвоения свидетельствует о том, что легко и непроизвольно усваивается тот материал, который включен в активную работу мышления);
- формирования представлений об исследовании как стиле жизни.
Пути создания проблемных ситуаций, личностно значимых для ребенка:
- преднамеренное столкновение жизненных представлений детей с научными фактами, объяснить которые они не могут- не хватает знаний, жизненного опыта;
- преднамеренное побуждение детей к решению новых задач старыми способами;
- побуждение детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения (противоречие — ядро проблемной ситуации — в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки в процессе диалога
Методические приемы:
- подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- предложение детям рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;
- постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения;
- постановка проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения и т.д.)
Ознакомление с предметным окружением.
Развивающие задачи: ознакомление с предметным миром (название, функция, название, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.
Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.
Ознакомление с социальным миром.
Развивающие задачи: ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любови к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земле как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Ознакомление с миром природы.
Развивающие задачи: ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
- Особенности развития детей целевой группы.
В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. К 6-ти годам дети легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти предметов разных по величине. Однако дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. 5-6 лет - это возраст творческого воображения. Дети самостоятельно могут сочинить оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменять детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (2,4,6 сгибов); из природного материала.
Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребенок нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся все более длительными и активными. Дети самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных симпатий. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о совей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств).
Возрастная характеристика, контингента детей 7 лет
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особы интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.
- Формы работы
Основные формы взаимодействия педагога с детьми, способствующие познавательному развитию:
— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
— использование дидактических игр;
— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Реализация программных задач осуществляется в процессе, как повседневного общения с детьми, так и в процессе образовательной деятельности, фронтально и подгруппами, а также индивидуально.
- Требования к содержанию рабочей Программы
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию проводится длительностью до 25 минут 2 раз в неделю, 72 раз в год.
Учебный план по дисциплине познавательное развитие:
№ | Организованная образовательная деятельность | Деятельность, где данная тема является основной |
1. | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
- Планируемые результаты освоения программы и система оценки индивидуального развития детей.
Достижения ребенка (Что нас радует)
● Ребенок отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями.
● Организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами.
● Проявляет интерес к предметам окружающего мира, символам, знакам, моделям, пытается устанавливать различные взаимосвязи; владеет системой эталонов, осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных — сходство.
● Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их проявления, изменения во времени.
● Проявляет познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к жизни людей в родной стране. Задает вопросы о прошлом и настоящем жизни страны.
● Рассказывает о себе, некоторых чертах характера, интересах, увлечениях, личных предпочтениях и планах на будущее.
● Проявляет интерес к социальным явлениям, к жизни людей в разных странах и многообразию народов мира.
● Знает название своего города и страны, ее государственные символы, имя действующего президента, некоторые достопримечательности города и страны.
● Имеет некоторые представления о жизни людей в прошлом и настоящем, об истории города, страны.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей :
● Снижена познавательная активность, познавательный интерес не проявляется. ● Кругозор ограничен, представления бедны и примитивны.
● Свойственна речевая пассивность в процессе обследования и экспериментирования.
● Ребенок имеет скудный объем представлений о себе, своих близких, с неохотой отвечает на вопросы о них.
● Социальные представления о социальном мире, жизни людей и о себе ограничены, поверхностны.
● Ребенок не проявляет интереса к настоящему и прошлому жизни родной страны, не стремится рассуждать на эти темы.
● Имеет крайне ограниченные социальные представления о мире, других странах, жизни разных народов.
2.1 Содержание образовательной деятельности.
Развитие сенсорной культуры:
Различение и называние всех цветов спектра и ахроматических цветов; 5—7 дополнительных тонов цвета, оттенков цвета, освоение умения смешивать цвета для получения нужного тона и оттенка.
Различение и называние геометрических фигур (ромб, трапеция, призма, пирамида, куб и др.), выделение структуры плоских и объемных геометрических фигур. Освоение классификации фигур по внешним структурным признакам (треугольные, пятиугольные и т. п.). Понимание взаимосвязи (с помощью воспитателя) между плоскими и объемными геометрическими фигурами.
Сравнение нескольких предметов по 4—6 основаниям с выделением сходства и отличия. Понимание особенностей свойств материалов (разные виды бумаги, картона, тканей, резины, пластмассы, дерева, металла), осознанный выбор их для продуктивной деятельности.
Формирование первичных представлений о себе, других людях:
Люди (взрослые и дети). Понимание разнообразия социальных и профессиональных ролей людей. Освоение правил и норм общения и взаимодействия с детьми и взрослыми в различных ситуациях.
Понимание ожиданий взрослых относительно детей — их поведения, знаний, действий, личных качеств, обучения в школе.
Освоение общечеловеческих норм поведения — везде дети уважают старших, любят своих родителей, опекают малышей, оберегают все живое, защищают слабых.
Освоение представлений ребенка о себе — своих имени, отчестве, фамилии, национальности, возрасте, дате рождения, адресе проживания. Освоение представлений о своей семье: имя, отчество, профессии родителей и ближайших родственников, памятные события, традиции семьи. Овладение представлениями об особенностях своего организма, которые необходимо учитывать в повседневной жизни.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира:
Освоение представлений о родном городе — его гербе, названии улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях Понимание назначения общественных учреждений, разных видов транспорта. Овладение представлениями о местах труда и отдыха людей в городе, об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской жизни.
Освоение представлений о родной стране — ее государственных символах, президенте, столице и крупных городах, особенностях природы. Проявление интереса к ярким фактам из истории и культуры страны и общества, некоторым выдающимся людям России. Освоение стихотворений, песен, традиций разных народов России, народных промыслов. Проявление желания участвовать в праздновании государственных праздников и социальных акциях страны и города.
Освоение представлений о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира — элементарных представлений о многообразии стран и народов мира; особенностях их внешнего вида (расовой принадлежности), национальной одежды, типичных занятиях. Осознание, что все люди стремятся к миру, хотят сделать свою страну богатой, красивой, охраняют природу, чтят своих предков. Освоение некоторых национальных мелодий, песен, сказок, танцев народов мира. Осознание необходимости проявлять толерантность по отношению к людям разных национальностей.
Ребенок открывает мир природы :
Наблюдение как способ познания многообразия природного мира на Земле (растений, грибов, животных, природы родного края и разных климатических зон), выделение особенностей их внешнего вида и жизнедеятельности, индивидуальное своеобразие и неповторимость. Представления о небесных телах и светилах.
Самостоятельное (индивидуальное и в коллективе со сверстниками) экспериментирование по выявлению свойств и качеств объектов и материалов неживой природы (свет, камни, песок, глина, земля, воздух, вода и т. п.) с использованием разных способов проверки предположений, формулирование результатов.
Сравнение объектов и явлений природы по множеству признаков сходства и отличия, их классификация.
Выявление благоприятного и неблагоприятного состояния растений (завял, пожелтел и т. п.), подбор соответствующих способов помощи.
Развитие представлений о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях (в условиях жаркого климата, в условиях пустыни, холодного климата).
Установление цикличности сезонных изменений в природе (цикл года как последовательная смена времен года).
Представления о росте, развитии и размножении животных и растений как признаков живого. Последовательность стадий роста и развития, его цикличность на конкретных примерах.
Обобщение представлений о живой природе (растения, животные, человек) на основе существенных признаков (двигаются, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, чувствуют).
Накопление представлений о городе как сообществе растений, животных и человека, о планете Земля и околоземном пространстве. Понимание, что Земля — общий дом для всех растений, животных, людей.
Освоение особенностей поведения в природе культурного человека (человек знает и выполняет правила поведения, направленные на сохранение природных объектов и собственного здоровья), о природоохранной деятельности человека (он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья, создает заповедники).
Раскрытие многообразия ценностей природы для жизни человека и удовлетворения его разнообразных потребностей (эстетическая ценность, практическая, оздоровительная, познавательная, этическая). Элементарное понимание самоценности природы (растения и животные живут не для человека, каждое живое существо имеет право на жизнь).
Высказывание предположений о причинах природных явлений, рассуждения о красоте природы, обмен догадки о значении природы для человека, составление творческих рассказов, сказок на экологические темы.
Осознанное применение правил взаимодействия с растениями и животными при осуществлении различной деятельности.
Первые шаги в математику:
Исследуем и экспериментируем Освоение умения характеризовать объект, явление, событие с количественной, пространственно-временнîй точек зрения, замечать сходства и различия форм и величин, использовать знаки, схемы, условные обозначения, как общепринятые, так и предложенные детьми.
Проявление особого интереса к цифрам как знакам чисел, к их написанию, использованию в разных видах практической деятельности. Освоение состава чисел в пределах первого десятка.
Освоение умения составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.
Проявление умений практически устанавливать связи и зависимости, простые закономерности преобразования, изменения (в т. ч. причинно-следственные в рядах и столбцах); решение логических задач.
Проявление умения предвидеть конечный результат предполагаемых изменений и выражать последовательность действий в виде алгоритма.
2.1.1 Перспективное календарно-тематическое планирование образовательной деятельности
Месяц | Сроки реализации, неделя | Тематический блок | Задачи детской деятельности и цели тем |
сентябрь | 1 | День знаний. Наш детский сад. Тема: Беседа «Наш детский сад | Обобщить знания детей о празднике День Знаний |
2 | День Байкала НОД «Озеро Байкал — жемчужина Сибири» | Цель:Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал. Задачи: • Закрепить знания детей об озере Байкал, о многообразии рыбного богатства; • Развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, диалоговую речь; мелкую моторику рук; расширять словарный запас; • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. | |
3 | Овощи НОД «Овощи» | 1.Расширить знания детей об овощах, познакомить с новыми овощами, 2.Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»; 3.Учить различать овощи по внешнему виду, называть их; | |
4 | Фрукты ФЭМП «Фрукты» | Цель- совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры, независимо от их размера. Задачи воспитания-создать атмосферу доброжелательности и общности, гармонизировать внутреннее состояние ребенка. Учить выполнять действия в группах. | |
октябрь | 1 | Ягоды Беседа «Лесные и садовые ягоды | Закрепить обобщающие понятия «Ягоды». Цель: продолжать знакомить с разнообразием ягод (садовые, лесные). Учить рассказывать о их пользе для человека. |
2 | Грибы НОД «Грибы» | Задачи: научить различать съедобные и несъедобные грибы, познакомить с особенностями внешнего вида и роста грибов; составить правила сбора грибов; активизировать словарь: грибница, пластинки. | |
3 | Хлеб Проектно – исследовательская деятельность Тема «Хлеб – всему голова». | Задачи проекта: 1.Закрепить представления о том, что хлеб нужен каждому человеку. 2. систематизировать знания о труде взрослых (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба). 3. Закрепить знания детей о том, что хлеб ценный продукт, без которого не могут обходиться люди. 4.Ввести в словарь и активизировать в речи слова: хлебороб, комбайн, сеялка, пекарня, мельница, элеватор, хлебозавод, торба, борона, каравай, щедрая, жатва. 5.Формировать познавательную деятельность. | |
4 | Деревья НОД «Мудрые деревья» | Цель: Обобщить представление детей о приспособленности деревьев к изменению сезона. Задачи: Закрепить знания о причине смены листьями окраски осенью и механизме наступления листопада. Продолжать учить детей проводить несложные опыты, логически мыслить, делать выводы, понимать язык символов. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, существующие в природе. Воспитывать бережное отношение к природе, понимание ее значения в жизни человека. | |
5 | Осень НОД «Осень-золотая» | Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”. Задачи: • уточнить и расширить знания детей об осенней поре года; • активизировать словарь детей по теме занятия; • совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы; • сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период. • развивать познавательный интерес детей, их внимание и память; • развивать интерес к выполнению заданий. | |
Ноябрь | 1 | Посуда Формирование целостной картины мира «Посуда» | Цель: расширять запас слов у детей по теме «Посуда Задачи: 1.знакомить с классификацией предметов посуды. 2.развивать мышление, ловкость, память. 3.воспитывать уверенность, инициативность. |
2 | Человек. Части тела Дидактическая игра «Части тела» | Цель: формирование у детей представления о частях тела человека. Задачи: 1.учить называть и находить у себя определённые части тела; 2.уточнить представление о том, для чего человеку глаза, уши, руки, ноги и т. д. ; 3.активизировать речь детей, расширить словарь по данной теме; 4.воспитывать уважительное и бережное отношение к собственному телу; 5. развивать познавательную активность дошкольников. | |
3 | Продукты питания НОД « Продукты всякие нужны, продукты всякие важны» | познакомить детей с видами продуктов питания; развивать познавательный интерес; обогащать словарный запас; воспитывать любовь к профессиям взрослых. | |
4 | Игрушки Тема: «Веселые игры и игрушки» | способствовать формированию игровой культуры детей, родителей, педагогов. - развивать игровые умения детей, интерес к народным играм и игрушкам, дать представление о народной игрушке, народных промыслах и народных играх; - учить вести игровой диалог сообразно роли, взаимодействовать в игре в соответствии с сюжетом, договариваться, следовать игровым правилам, - осуществить социальное развитие детей в игре; -воспитывать бережное отношение к игрушкам. | |
Декабрь | 1 | Одежда Познавательное развитие: Приобщение к социокультурным ценностям. Тема: «Одежда» | Цель: Расширение и уточнение представлений детей об одежде. Формировать детей отчётливое, дифференцированное представление о различных видах одежды, их назначении и применении, о свойствах и качествах различных материалов. Развивать мыслительные операции, мелкую моторику рук, зрительное восприятие. Возбудить интерес к профессиям, связанным с пошивом одежды, воспитывать отзывчивость, положительное отношение к занятиям. |
2 | Обувь. Головные уборы Тема: Рассказ Н. Носова «Живая шляпа Тема: Рассказ Н. Носова «Живая шляпа Тема: Шляпы, шляпки… | Познакомить детей с обобщающим понятием «Головные уборы». Показать функциональное назначение головных уборов; Дать представление, что головные уборы подбираются в зависимости от погодных условий: Формировать элементарные представления о головных уборах: их можно шить,вязать, купить; есть праздничные, форменные и повседневные, а также для сна, для спорта, дома и др. Прививать навыки бережного отношения к головным уборам, воспитывать эстетический вкус. | |
3 | Зима. Зимующие птицы Тема: «Зима. Зимующие птицы» | Цель: продолжение знакомства детей с зимой как временем года. Формирование первичного исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с водой и льдом. Расширение и обогащение знаний детей об особенностях зимней природы, особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой. Обогащение представлений детей о зимующих и перелетных птицах, об их особенностях. | |
4 | Новый год. Новогодние традиции Тема недели: Новый год у ворот | Цели: продолжать знакомить с традициями празднования Нового года в России и других странах. Дать понятие «народная традиция», познакомить с правилами безопасности в новогодние праздники. Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении, воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности, закладывать основы праздничной культуры. Вызвать стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. | |
Январь | 1 | Зимние забавы Тема: Зима. Зимние забавы | Цель: продолжать наблюдения за дальнейшим уменьшением продолжительности дня, морозами, снегопадами, замерзанием водоемов, уточнять представления детей о зимних забавах. |
2 | Дикие животные Тема: дикие животные и их жилища. | Цель: обогащение словаря и расширение знаний по теме: «Дикие животные и их жилища» | |
3 | Домашние животные Тема: Помощники человека | Цель: расширять кругозор детей; формировать заботливое отношение к домашним животным, закрепить знания об их назначении и пользе для человека. | |
4 | Домашние птицы Тема: Дидактическая игра «Птицы» | Цель: закрепить умение детей объединять различные виды птиц в группы, уметь классифицировать. Формировать умение называть группы обобщающими словами –домашние, дикие, водоплавающие, зимующие, перелетные. Развивать внимание, память, мышление, речь. | |
Февраль | 1 | Мебель Познавательно-исследовательская деятельность. Тема: «Мебель в нашем доме» | Расширять и систематизировать представления детей о предметах мебели и их назначении. Учить различать и называть детали мебели. Закрепить обобщающее понятие «мебель». Познакомить с профессией столяра. |
2 | Профессии. Инструменты Тема: Составление рассказа из личного опыта на тему «Профессия моих родителей». | Закреплять с детьми название профессий, их значение для людей, закреплять знания дошкольников о видах труда, о различных профессиях, учить различать профессию по описанию, показу предметов, используя стихи, загадки. Цель: конкретизировать знания детей о профессиях. | |
3 | Наша Армия. Наши защитники. Тема: «Защитники Отечества» | Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине. Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. | |
4 | Животные Севера Познавательная деятельность: «Животные Севера» | Расширение представления детей о животных Арктики и Антарктики Продолжать знакомить детей с животными Севера, дать представления об образе жизни этих животных. | |
Март | 1 | Дом. Семья Проект «Моя семья» | Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самым близким и родным людям – маме, папе, уважение к бабушке, дедушке. |
2 | Международный женский день Тема: Моя мама лучше всех!!! | Воспитание чувства уважения и любви к самому близкому человеку – маме; формировать представление о профессиях мам, Международном женском дне – 8 марта. | |
3 | Транспорт Познавательная беседа: “Из истории развития транспорта” | Дать первоначальные представления об истории развития транспорта и правил дорожного движения. | |
4 | Весна Тема: «Весна, весна на улице…» | обобщить знания детей о весне как времени года, характерных признаках весны, связи между явлениями живой и неживой природы (солнце светит ярко, бывают дожди; земля прогревается солнцем, тает снег, сосульки; появляются почки на деревьях, кустах; прилетают птицы, начинают вить гнёзда и пр.); - развивать интерес к явлениям живой и неживой природы, наблюдательность; - развивать связную речь и словесно – логическое мышление; - формировать умение рассуждать, развивать творческое воображение | |
Апрель | 1 | Перелетные птицы Ситуативный разговор «Беседа о птицах» | рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие) ; научить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки; способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.. Д/и «Один-много»: образование множественного числа имени существительного (ворона-вороны и т. п.) |
2 | Космос
| формировать представления о космических достижениях, первых космонавтах: развивать любознательность , умение анализировать полученную информацию; расширять и уточнять словарный запас детей; формировать гр. пр. речь. | |
3 | Рыбы Тема:«Рыбы» | Цель:Обобщить и систематизировать знания детей о рыбах. Формировать умения проводить опытническую деятельность. Упражнять в дифференциации речных и морских рыб Воспитывать бережное отношение к рыбам, заботливое отношение ко всему живому. | |
4 | Цветы Беседа, Тема: «Полевые цветы» | познакомить детей с полевыми цветами, в чем их особенность, вызвать интерес к миру цветов, желание оберегать их. | |
Май | 1 | День победы Проект «День победы-как он был от нас далек..» | Цель проекта: воспитание у детей патриотизма, чувство гордости за подвиг народа в Великой Отечественной войне. Задачи: 1.Обобщать и расширять знания детей об истории Великой Отечественной войны. 2.Обобщать и расширять знания о героях войны и о подвигах юных героев, о боевой технике. 3.Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги. 4.Продолжать развивать творческие способности в рамках реализации проекта. |
2 | Насекомые Тема: Беседа по теме «Насекомые» | Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения; воспитывать бережное отношение к живому; развивать эмоциональную отзывчивость; формировать навыки исследовательской деятельности. Цель:познакомить с названиями насекомых, упражнять в употреблении существительных множественного числа. | |
3 | Бытовая техника Беседа «Наши помощники на кухне» | продолжать расширять и углублять представления детей о бытовых приборах. | |
4 | Лето Тема: Здравствуй, лето! | дать детям элементарные знания и представления о международном празднике «День защиты детей» |
2.1.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Тематические недели и итоговые мероприятия на первый триместр:
№ | Месяц | Неделя | Тема недели | Организация Доминантного дня | Итоговое мероприятие (форма) |
1 | Сентябрь | 1 | Детский сад | четверг | Экскурсия по детскому саду. |
2 | День Байкала | пятница | Викторина « Что мы знаем о Байкале» | ||
3 | Овощи | четверг | Хороводная игра с элементами пения. | ||
4 | Фрукты | пятница | Изобразительная деятельность «Фруктовый сад» |
№ | Месяц | Неделя | Тема недели | Организация Доминантного дня | Итоговое мероприятие (форма) |
2 | Октябрь | 1 | Ягоды | Четверг | Дидактическаяигра «Узнай по описанию» |
2 | Грибы | Пятница | Викторина «Съедобное-несъедобное» | ||
3 | Хлеб | Четверг | Изобразительная деятельность «Хлебобулочные изделия» | ||
4 | Деревья | Пятница | Непосредставенно-образовательная деятельность «Путешествие в лес» | ||
5 | Осень | пятница | Макет «Осенний лес» Утренник, посвященный празднику осени. |
№ | Месяц | Неделя | Тема недели | Организация Доминантного дня | Итоговое мероприятие (форма) |
3 | Ноябрь | 1 | Посуда. Бытовая техника. | Четверг | Разучивание новой пальчиковой гимнастики «Посуда» |
2 | Человек. Части тела. | Пятница | Непосредственно-образовательная деятельсть «Человек. Части тела» | ||
3 | Продукты питания. | Четверг | Организация ярмарки «Осенние дары» | ||
4 | Неделя игры. Игрушки. | Пятница | Изобразительная деятельность «Моя любимая игрушка» |
Второй триместр
Формы работы | Декабрь | Январь | Февраль | |||
Совместная диагностика и корректирующий контроль | Коррекция и развитие устной речи. | Расширение представлений об окружающем мире, развитие высших психических функций. | Обсуждение достижений детей за весенний период. | |||
Совместные формы интегрированной образовательной деятельности | ||||||
Дата, время | Мероприятие | Дата, время | Мероприятие | Дата, время | Мероприятие | |
Непосредствнное образовательная деятельность. | Проведение интегрированных занятий. | Разработка оценки результативности. | ||||
Содержание работы с родителями воспитанников | Дата, время | Мероприятие | Дата, время | Мероприятие | Дата, время | Мероприятие |
Родительское собрание. Тема по плану сада. | Консультации для родителей | Экскурсия | ||||
Тематические недели и доминантные дни на второй триместр
№ | Месяц | Неделя | Тема недели | Организация Доминантного дня | Итоговое мероприятие (форма) |
4 | Декабрь | 1 | Одежда | четверг | Викторина на тему «Мода-дама капризная» |
2 | Обувь. Головные уборы | пятница | Изобразительная деятельность « Головной убор» | ||
3 | Зима. Зимующие птицы | четверг | Составленние макета на тему «Зима» | ||
4 | Новый год | По плану музыкального руководителя. | Утренник, посвященный Новому году. |
№ | Месяц | Неделя | Тема недели | Организация Доминантного дня | Итоговое мероприятие (форма) |
5 | Январь | 1 | Зимние забавы | Четверг | Развлечение на прогулке «Зимние забавы» |
2 | Дикие животные | Пятница | Изобразительная деятельность «Детеныши диких животных» | ||
3 | Домашние животные | Четверг | Конструктивная деятельность «Домашние животные» | ||
4 | Домашние птицы | Пятница | Разучивание новой пальчиковой игры «Птички» |
№ | Месяц | Неделя | Тема недели | Организация Доминантного дня | Итоговое мероприятие (форма) |
6 | Февраль | 1 | Мебель | четверг | Составление рассказа-описания «Опиши свою комнату» |
2 | Профессии. Инструменты | пятница | Составление рассказов о профессиях своих родителей. | ||
3 | Наша Армия | По плану руководителя физкультуры. | Спортивное мероприятие «А ну-ка мальчики» | ||
4 | Животные Севера | четверг | Изобразительная деятельность «Животные Севера» |
Третий триместр
Формы работы | Март | Апрель | Май | |||
Совместная диагностика и корректирующий контроль | Работа над автоматизацией звуков в слогах, словах и предложениях. | Анализ эффективности проведенного логопедического сопровожения | Результат итоговой логопедической диагностики. | |||
Совместные формы интегрированной образовательной деятельности | ||||||
Дата, время | Мероприятие | Дата, время | Мероприятие | Дата, время | Мероприятие | |
Составление рассказов. Чтение художественной литературы. Разучивание стихов, пословиц, поговорок. | Открытые занятия, консультации. | Консультации и семинары. Итоговый пед.совет | ||||
Содержание работы с родителями воспитанников | Дата, время | Мероприятие | Дата, время | Мероприятие | Дата, время | Мероприятие |
Родительское собрание по теме детского сада. | Подготовка к утреннику «Прощание с детским садом» | Консультации для родителей. | ||||
Тематические недели и доминантные дни на третий триместр
№ | Месяц | Неделя | Тема недели | Организация Доминантного дня | Итоговое мероприятие (форма) |
7 | Март | 1 | Дом. Семья | Четверг | Составление газеты «Устами младенца» |
2 | Город | Пятница | Прсмотр видеофильма «Достопримечательности нашего города» | ||
3 | Транспорт | Четверг | Конструктивная деятельность «Водный, земной, воздушный транспорт» | ||
4 | Весна | Пятница | Составление макета на тему «Весна» |
№ | Месяц | Неделя | Тема недели | Организация Доминантного дня | Итоговое мероприятие (форма) |
8 | Апрель | 1 | Перелетные птицы | Четверг | Непосредственно-образовательная деятельность «Перелетные птицы» |
2 | Космос | Пятница | Конструктивная деятельность «Ракеты» | ||
3 | Животные жарких стран | Четверг | Просмотр и обсуждение презентации «Животные жарких стран» | ||
4 | Рыбы | Пятница | Изобразительная деятельность «Подводный мир» |
№ | Месяц | Неделя | Тема недели | Организация Доминантного дня | Итоговое мероприятие (форма) |
9 | Май | 1 | День Победы. | По плану музыкального руководителя. | Утренник, посвященный празднику «День Победы» |
2 | Насекомые | Четверг | Викторина в форме игры «Что? Где? Когда?» | ||
3 | Школьные принадлежности | Пятница | Экскурсия в школу. | ||
4 | Лето | Четверг | Изобразительная деятельность «Здравствуй лето!» |
3.1 Организация предметно-развивающей среды
Оборудование центра экспериментирования
- приборы-помощники: увеличительное стекла, песочные часы, компас, магниты, лупы;
- природный материал: камни, ракушки, песок, шишки, птичьи перья,
- спил и листья деревьев, мох, семена и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани,
- пластмассы, дерева, пробки и т. д.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы,
- деревянные палочки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука,соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи и др.
Примерное содержание центра занимательной математики в группе:
- Разнообразные игры на развитие сенсорных чувств в соответствии с возрастом и развитием детей. Разнообразные игры на формирование элементарных математических представлений по количеству и счету, величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и времени.
- Разнообразный счетный, наглядный материал: плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы- матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д.
- Занимательный материал математического содержания: задачи-шутки, головоломки, ребусы, игр на нахождение сходства и различия и др.; математические загадки, считалки;
Развивающие игры: шахматы, шашки, т.п.; часы-конструктор, весы; игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами. Природный и «бросовый» материал.
Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги. Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны.
Таким образом, соблюдая все принципы построения развивающей предметно-пространственной среды, создаются условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечение максимального комфортного состояния ребенка и его развития.
3.2 Методическое обеспечение образовательной области
«Познавательное развитие» добавить из литературы в группе
1. «Детство» - примерная образовательная программа дошкольного образования. Под. Ред. Т.И. Бабаевой, Санкт-Петербург Детство - Пресс 2014.
2. О.В.Дыбина «Ознакомление с природным и социальным окружением» М. Мозаика-синтез 2015
3. И.А.Помораева, В.А.Позина «Формирование элементарных математических представлений» М. Мозаика-синтез 2015
4. Н.Ф.Губанова «Развитие игровой деятельности» М. Мозаика-синтез 2015
5. А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада» Воронеж Т.Ц. Учитель 2008г
6. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» С.-П. Детство-Пресс 2002
7. Т.А.Шорыгин Серия книг «Беседы о том, кто, где живёт, о пространстве и времени, о профессиях» М.Сфера 2011
8.Н.В.Нищева «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду» С-П Детство-Пресс 2007
Приложение
Диагностика детей подготовительной группы по разделу программы "Познавательное развитие"
Методика 1. «Чего не хватает на этих рисунках?»
Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рисунках. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.
Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.
Оценка результатов*
10 баллов - ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек,
назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.
8—9 баллов - время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от
26 сек до 30 сек.
6—7 баллов - время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 сек до 35 сек.
4—5 баллов - время поиска всех недостающих предметов составило от 36 сек до 40 сек.
2—3 балла - время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах
от 41 сек до 45 сек.
0—1 балл - время поиска всех недостающих деталей составило в целом
больше чем 45 сек.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8—9 баллов — высокий.
4—7 баллов — средний.
2—3 балла — низкий.
0—1 балл — очень низкий.
Методика 2. «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунке и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Оценка результатов:
10 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
8—9 баллов — ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 сек до 30 сек.
6—7 баллов — ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 сек до 40 сек.
4—5 баллов — ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 сек до 50 сек.
2—3 балла — ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 сек до 60 сек.
0—1 балл — за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8—9 баллов — высокий.
4—7 баллов — средний.
2—3 балла — низкий.
Методика 3. «Чем залатать коврик?»
Цель этой методики — определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике применяются картинки, представленные на рисунке. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек.
8—9 баллов — ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 сек. до 30 сек.
6—7 баллов — ребенок затратил на выполнение задания от 31 сек до 40 сек.
4—5 баллов — ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 сек до 50 сек.
2—3 балла — время работы ребенка над заданием заняло от 51 сек до 60 сек.
0-1 балл — ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8—9 баллов — высокий.
4—7 баллов — средний.
2—3 балла — низкий.
0—1 балл — очень низкий.
Методика 4. «Запомни и расставь точки»
С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на рисунке. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:
- Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках 5, местах, где ты видел эти точки на карточках»
Далее ребенку последовательно, на 1—2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 20) за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Оценка результатов
Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.
8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.
6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.
4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.
0-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8—9 баллов — высокий.
6—7 баллов — средний.
4—5 баллов — низкий.
0—3 балла — очень низкий.
Методика 5. «Придумай рассказ»
Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 мин, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.
Оценка результатов
Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:
- Скорость придумывания рассказа.
- Необычность, оригинальность сюжета рассказа.
- Разнообразие образов, используемых в рассказе.
- Проработанность и детализация образов, представленных в рассказе.
- Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе.
По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для выводов об этом используются следующие критерии.
По первому признаку рассказ получает 2 балла в том случае, если ребенку удалось придумать данный рассказ в течение не более, чем 30 сек. 1 балл рассказу ставится тогда, когда на придумывание его ушло от 30 сек до 1 мин. 0 баллов по данному признаку рассказ получает, если за минуту ребенок так и не смог ничего придумать.
Необычность, оригинальность сюжета рассказа (второй признак) оценивается так. Если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал, то его рассказ по данному признаку получает 0 баллов. Если ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя, то рассказ получает 1 балл. Наконец, если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален, то он получает 2 балла.
По критерию «разнообразие образов, используемых в рассказе» (третий признак) рассказ получает 0 баллов, если в нем с начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, например только о единственном персонаже (событии, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа. В 1 балл по разнообразию используемых образов рассказ оценивается в том случае, если в нем встречается два-три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон. Наконец, оценку в 2 балла рассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеется четыре и более персонажа (вещи, события), которые в свою очередь характеризуются рассказчиком с разных сторон.
Оценка проработанности и детализации образов в рассказе (четвертый признак) производится следующим способом. Если персонажи (события, вещи и т. п.) в рассказе только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются, то по данному признаку рассказ оценивается в 0 баллов. Если, кроме названия, указываются еще один или два признака, то рассказу ставится оценка в 1 балл. Если же объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками, то он получает оценку 2 балла.
Впечатлительность и эмоциональность образов в рассказе (пятый признак) оценивается так. Если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика, то рассказ оценивается в 0 баллов. Если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ, то он получает 1 балл. Наконец, если и сам рассказ, и его передачи рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями, то рассказ получает высшую оценку — 2 балла.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8—9 баллов — высокий.
4—7 баллов — средний.
2—3 балла — низкий.
0—1 балл — очень низкий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)
Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию (интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие . «
Мероприятие с использованием палочек Кюизенера, направленное на развитие логического мышления и математических способностей детей 6-7 лет....






