Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области "Коммуникация"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Диброва Татьяна Николаевна

Непосредственно - образовательная деятельность по образовательной области "Коммуникация". Тема: "Идет волшебница Зима". Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы; Познание; Социализация; Художественное творчество. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_k_konkursu_-_idet_volshebnica_zima.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности  по образовательной области «Коммуникация»

подготовительная к школе группа

Тема: «Идет волшебница Зима»

 Интеграция: Чтение художественной литературы, Познание,  Музыка, Безопасность, Здоровье, Социализация.

 

 Задачи:

Образовательные:

  1. подвести к пониманию художественного образа,  учить подбирать определения по теме зима;
  2. помочь почувствовать красоту и выразительность языка;
  3. продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему;
  4. формировать представления о вьюге, метели, через проведение простейшего опыта.

Развивающие:

Развивать:

  1. творческие способности, фантазию  и мыслительную деятельность  в  придумывании сказки

Воспитательные:

Воспитывать:

  1.  эстетические чувства через художественное слово.

Материал:  вагончик, паровозики, стаканчики, трубочки, пенопласт, клей, салфетки, кисти,

Словарная работа: активизировать словарь детей словами: «белокожа», «светлолица», «седая хозяйка», «царица».  

Индивидуальная работа: учить отвечать на вопросы распространенными предложениями.

Методы и приемы:

Словесные: беседа, вопросы, пояснения, составление рассказов.

Наглядно-демонстрационные: ватман с аппликацией, ватман с паровозиком, ИКТ.

Практические : аппликация, опытно – экспериментальная.

Ход занятия:

Приветствие: Дети заходят в группу, встают в круг.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Подарим улыбки друг другу.

Воспитатель: Меня зовут, Татьяна  Николаевна, я  буду сегодня  с вами заниматься и хочу  познакомиться.  

- Тебя как зовут? Скажи ласково. (Меня зовут Дашенька и т.д.)

Воспитатель: Здравствуйте, милые дети, вы прекрасней всех на свете!

Вот таких замечательных, любознательных, веселых ребят  я приглашаю со мной  поиграть.

Воспитатель:  Ребята, занятие сегодня будет сказочное,  и начнем мы его со сказочной загадки:

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом,  

Все покрыла серебром!

- О какой царице говорится в загадке?

Дети: О зиме.

Воспитатель: Почему Зиму называют царицей?

Дети: Она царствует три месяца, она главная зимой.

Воспитатель: Подходят  Зиме такие слова:  «белокожа», «светлолица»? Почему?

Дети: Да.

Воспитатель:  На чем прилетела к нам Зима?

Дети: На тройке.

Воспитатель: Что за скакуны в этой тройке?

Дети:  Зимние месяцы - Декабрь, Январь, Февраль.

Воспитатель: Да, ребята, это зимние месяцы.

- Каким  серебром покрыла царица Зима землю?

Дети: Снегом.

Воспитатель:

Послушайте еще загадку:

Кто, угадай – ка, седая хозяйка,

Тряхнет перинки, над землей пушинки?

Дети: Зима.

Воспитатель: Почему, Зиму, называют седой хозяйкой?

Дети: Кругом все бело.

Воспитатель: Что за перинки трясет Зима?

Дети:  Тучи.

Воспитатель: Что за пушинки вылетают из них?

Дети: Снежинки.

Воспитатель: Я начала наше занятие с загадок, в которых есть красивые – образные выражения (царица, белокожа, светлолица, седая хозяйка). Такие выражения используются для того, чтобы точно выразить свою мысль, украсить нашу речь. Их часто используют в сказках,  и сегодня я вас приглашаю в путешествие в «Зимнюю сказку».

Игра «Логическая цепочка».

Воспитатель: Для того чтобы попасть в зимнюю сказку нужен сказочный транспорт. Я предлагаю вам создать необычный поезд, все вагончики которого последовательно соединены между собой. Первым к паровозу я ставлю вагончик с тучей, потому что небо зимой часто покрыто тучами, оно пасмурное. (Дальше дети выставят вагончики друг за другом, объясняя свой выбор)

Воспитатель: Вот мы и  приехали в зимний лес. Лес выглядит сказочно, деревья укутаны снегом. Давайте попробуем, подобрать красивые слова для сказочного зимнего леса.

Дети: Спящий, дремучий, густой, неподвижный, сказочный, волшебный, таинственный, суровый, величественный.

Воспитатель: Какой снег в лесу?

Дети: Снег в лесу пушистый, серебристый, искристый, блестящий, мягкий.

Воспитатель: Как выглядят деревья зимой?

Дети: Деревья окутаны снегом, тихие, задумчивые, замерзшие.

Воспитатель: Как падают снежинки?

Дети: Тихо кружатся в воздухе, падают хлопьями.

Воспитатель: Что  укрывает лес белым покрывалом?

Дети: Вьюга, метель, пурга, буран.

Воспитатель: Что такое снегопад?

Дети: Это когда падает снег.

Воспитатель: Как можно снегопад назвать по- другому?

Дети: Вьюга, метель, пурга, буран.

Воспитатель: Когда бывает метель, вьюга, буран, пурга?

Дети: Когда дует сильный ветер.

Опытно-экспериментальная деятельность

Воспитатель: Давайте, попробуем изобразить снегопад,  метель, вьюгу. Воспитатель: Возьмите в руки стаканчики. Дуем медленно, тихо -  это идет снегопад;  дуем сильно, ветер сильный  – это  метель, буран, вьюга.

Воспитатель: Молодцы, у всех получилось. А сейчас присаживайтесь на стульчики.

Составление рассказа по картине «Зима»

Воспитатель: Теперь, давайте, придумаем сказку по этой картине. Ребята, послушайте, сначала сказку  расскажу я. «Зима – волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее невиданными нарядами. Великолепен  вид зимнего леса. Деревья, кусты опушились блестящим инеем,  по которым скользят солнечные лучи, осыпая все холодным блеском серебра. В лесу светло и тихо, воздух мягок. Вся земля покрыта сияющим,  белым,  мягким снегом. Воздух морозный и звонкий, так и хочется гулять в этом волшебном лесу»

Воспитатель: А теперь вы попробуйте, рассказать свою сказку.

План рассказа:

  1. Назовите приметы зимы в лесу.
  2. Какая погода бывает зимой?
  3. За что вы любите зиму?

(Слушаются рассказы 3-4 детей).

Воспитатель: Какие, молодцы, придумали интересные, рассказы о зимнем, сказочном лесе. Волшебнице Зиме,  я думаю,  они понравились. Физкультминутка:

Давай  дружок, смелей дружок

Кати по снегу свой снежок. (Дети идут друг за другом , изображая что катят снежок)

Он превратится в снежный ком

И станет ком снеговиком (Показываем)

Его улыбка так светла

Два глаза, шляпа, нос, метла.(Показываем).  Садятся на стульчики.

Воспитатель: Волшебница Зима, не успевает украсить лесную полянку. Она просит вас помочь ей. Давайте, поможем Зимушке, украсить полянку. Украшать будем белыми салфетками. Берем салфетку, отрываем от неё кусочек и наклеиваем на землю, деревья. Можно скатать комочек и наклеить его. Работать будем все вместе. ( Работа детей)

Воспитатель: Вот какая красивая полянка у нас получилась, помогли мы Зимушке.

Заключение:

Воспитатель: Дети, о чем мы с вами сегодня говорили?.

Что вам особенно запомнилось?

Чтобы вы рассказали  дома  о самом интересном?

(Ответы детей).

Воспитатель: А еще волшебница  Зима  прислала нам   снежинки. Они разного цвета Она дарит белые снежинки детям, которые справились со всеми заданиями, ни разу не ошиблись; голубые тем детям,  которые немного ошибались, а синие тем, кому было трудно.

Дети   выбирают  снежинки, объясняя свой выбор.

 

Воспитатель: Дети, я очень довольна вами, говорю вам спасибо, мне было приятно с вами заниматься. Я хочу рассказать стихотворение русского поэта  Ивана Никитина «Встреча зимы», вы его будете в дальнейшем разучивать.

Здравствуй, гостья – зима! Просим милости к нам

Песни севера петь по лесам и степям.

Есть раздолье у нас – где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам и ковры расстилай.

Нам не стать привыкать; - пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь на морозе горит!