Конспект НОД по образовательной области "Познание": "Образ Бабушки-Яги"
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) на тему

Рзаева Ирма Анатольевна

Уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственно- образовательной деятельности по образовательной области «Познание»: «Образ Бабушки- Яги». Конспект составлен в соответствии с ФГТ, актуален в связи с личностно- ориентированной моделью образования. Дети знакомятся с национальной русской  ценностью  - образом Бабушки- Яги, учатся на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей, дифференцировать поступки сказочных героев и давать им моральную оценку. Интеграция образовательных областей позволяет сочетать  разнообразные виды деятельности- дети рисуют портрет Бабушки-Яги, танцуют и поют частушки, играют в игры, изображают эмоциональные состояния сказочного персонажа, рассматривают иллюстрации к сказкам, картины художников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_na_sayt_obraz_baby_yagi.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Конспект

                               непосредственной  образовательной деятельности

                                      по образовательной  области познание              

                                                       старшая группа

                                                 Тема: «Образ  Бабы-Яги»

Вид игровой обучающей ситуации (ИОС):  проблемная ситуация.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество»,  «Чтение художественной литературы».

Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально-художественная, двигательная.

Программные задачи:

«Познание».

  • Познакомить с национальной русской ценностью – образом Бабы-Яги.
  • Развивать познавательный интерес к сказочным персонажам.
  • Знакомить с русскими  народными сказками, в которых сказочные персонажи выступают в роли «учительницы», «советчицы».
  •  Способствовать усвоению и пониманию пословиц о добре.

«Коммуникация».

  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
  • Воспитывать культуру речевого общения.
  • Обогащать словарный запас детей: «ягать», «ковёр-самолёт», «меч-кладенец», «сапоги-скороходы».
  • Упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояниях (весёлый-грустный).

«Социализация».

  • Продолжать  формировать умение на примере сказочных  персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей.
  • Формировать умение дифференцировать поступки сказочных персонажей и давать им моральную оценку.

 «Художественное творчество».

  • Формировать умение находить различные средства  выразительности для передачи эмоционального состояния образа.
  • Подводить к образному выражению содержания.
  • Способствовать эмоциональной оценке своих работ и рисунков сверстников, созданию радостной атмосферы при восприятии рисунков.

 «Чтение художественной литературы».

  • Развивать умение выделять сюжет и основную идею произведения.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением сказочного персонажа с целью отображения образа Бабы- Яги в рисунках детей.

Форма проведения ИОС: игра-беседа

Материалы: ноутбук, магнитофон, слайды: иллюстрации сказочного образа к русским народным сказкам образа Бабы- Яги.

Раздаточный материал:

-листы белой бумаги 20 x 30 см;

-краски акварельные;

-вода в стаканчиках;

-кисти;

-салфетки.

Предварительная работа:

1.Чтение  русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Кощей – Бессмертный и Елена-  

    Краса»,  «Царевна- Лягушка», «Финист – Ясный сокол», «Сестрица Алёнушка и братец  

    Иванушка»   и др.

2. Дидактические игры «Путешествие  в сказку».

3. Беседы  «Моя любимая сказка», «Мой самый любимый сказочный персонаж».

4. Рассматривание в групповой библиотеке иллюстрированного материала с изображением  

   Бабы-Яги.

5. Игры-драматизации  с куклами в повседневной жизни.

6. Ознакомление детей с мудрыми пословицами и поговорками.

7. Посещение в музее прогимназии выставки «Игрушки наших родителей».

            8.Участие в развлечении «В гостях у сказки»».

        Описание игровой обучающей ситуации

I. Самостоятельная игровая деятельность детей.

Воспитатель (обращается к детям, играющим в куклы):

Ребята, я смотрю, вы так интересно играете в куклы? А как называется ваша игра?  

(Интересуюсь названиями кукол, их именами).

А почему у вас кто-то плачет? (поисковая деятельность детей).

(Дети находят на полке куклу Бабы- Яги)

Ребята, посмотрите, да  это же Баба-Яга плачет! Как же её успокоить, что нужно сделать?

(дети успокаивают, предлагают варианты решения ситуации)

Правильно ребята  можно спросить Бабу-Ягу что у неё случилось и помочь её горю.

Спросите что произошло?

(дети спрашивают у Бабы- Яги, она рассказывает им свою проблему)

Баба- Яга: Здравствуйте деточки, сладенькие, вкусненькие!

Воспитатель: Ой, не пугай детей Баба- Яга! Лучше расскажи, что у тебя случилось?

Баба- Яга: В этом то вся и моя проблема. Не могу я по-другому общаться с людьми, вот они меня и бояться, злой называют, недоброй, а мне обидно я ведь совсем в душе ни такая, понимаете.

Помогите мне, пожалуйста, разобраться в своих поступках, что я делаю не так.

Воспитатель: Ну что ребята поможем Бабушке- Яге? (ответы детей)

Слушай и запоминай, мы постараемся с ребятами помочь твоей проблеме, посмотришь на себя со стороны и тогда поймёшь, что ты делаешь не так.

Хотите ребята, помочь, показать какая Баба-Яга бывает?

                                                        II. Рассказ-беседа.

Воспитатель: Дети, а вы знаете, почему Бабушку-Ягу так зовут?

Название  «Баба- Яга»  произошло от древнего слова «ягать», то есть кричать, ругаться. Ребята, а какие поступки чаще всего совершает Баба- Яга? (ответы детей)

Правильно злые, недобрые, вредные, плохие. Хотите показать злую Бабу-Ягу, она кричит: «у-у-у», топает ногами, клацает зубами, хмурит брови, руками машет, прыгает  (дети выполняют движения и жесты- тренинг эмоций).

Воспитатель: Ребята, хотите подразнить Бабу-Ягу, поиграть с ней в игру, которая так и называется «Бабка-Ёжка».

                             III. Физкультминутка «Бабка-Ёжка»

                                (подвижная игра «Бабка-Ёжка»)

Воспитатель: Дети, вам понравилась злая Баба-Яга?

А тебе Бабушка-Яга понравились твои плохие поступки?

Баба- Яга: Ой, нет что-то очень некрасиво смотрится это со стороны. Надо срочно поступать по-другому.

Воспитатель: А ведь Бабушка –Яга не всегда была злой, она была доброй, добрая дарительница, учительница её называли. Яга- дарительница принимала героя, иногда испытывала его и вручала ему чудесного огнедышащего коня, богатые дары, чудесные предметы (сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, меч- кладенец и многие другие предметы).

Ребята, а в каких сказках встречается образ Бабы-Яги? (ответы детей)

(«Гуси-лебеди», «Кащей- Бессмертный и Елена –Краса», «Царевна-Лягушка», «Финист-Ясный сокол», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка и др.)

Послушайте отрывки из сказок, где Бабушка- Яга выступает в роли учительницы, советчицы («Царевна-Лягушка», «Кащей- Бессмертный и Елена –Краса»).

(воспитатель читает отрывки из сказок, демонстрируются слайды из сказок)

Воспитатель: Теперь вам понятно, почему Бабу-Ягу называли учительница, дарительница? Почему?

(ответы детей)

Ребята, пожилые, мудрые люди всегда говорят: «Добро век не забудется».

-А как вы понимаете эту мудрую пословицу? (ответы детей)

-А как Бабушка-Яга понимает?

Баба- Яга: Ой, ежели ко мне с добром, так я же и баньку истоплю, и накормлю, и спать уложу, и совета доброго скажу. Это с виду я такая злая, а в душе я добрая!

Воспитатель: Ребята, хотите изобразить веселую Бабушку-Ягу, чтобы ей было приятно? (ответы детей)

                                                      Динамическая пауза. 

                                     Тренинг эмоций:  «Весёлая Баба-Яга»

                     (дети изображают с помощью мимики весёлую Бабу-Ягу)

Воспитатель: Хотите дети  потанцевать с Бабушкой-Ягой?

Баба- Яга: Ой,  и я хочу танцевать, а ещё лучше я буду петь веселые частушки, а вы танцевать, всем тогда будет весело!

/звучат частушки и мультфильма «Летучий корабль» /

Воспитатель: Ребята, а как можно ласково назвать Бабу-Ягу? (Бабулечка-Ягулечка)

Посмотрите, я  вам предлагаю посмотреть на картинки с изображением Бабы-Яги и определить, какое настроение на картинках (сердитое, весёлое, грустное).

Какое настроение Бабы-Яги   вам больше всего понравилось? И почему? (ответы детей)

                                   IV. Подготовка детей к продуктивной деятельности.

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами видели Бабушку-Ягу  в разных эмоциональных состояниях - весёлую и грустную, добрую и злую. Какая вам понравилась больше всего? (ответы детей)  Какой ты, Бабушка-Яга хочешь быть?

Баба- Яга: Конечно же, доброй, весёлой, а ещё я знаю, вы умеете хорошо рисовать,  и я хочу попросить вас ребята нарисовать мне мой портрет на память.

Воспитатель:  Нарисуете портрет Бабушке-Яге? (ответы детей) 

                                            IV. Продуктивная деятельность детей

Рисование портрета Бабы-Яги. На доске изображены разные   виды носов (ровные, с горбинкой, прямые, курносые), бровей (дугой, прямые, изогнутые, треугольником),  губ (улыбаются, грустные). Предлагается силуэт, дети рисуют черты лица, изображая эмоции.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие черты лица можно нарисовать на портрете, вам нужно выбрать и изобразить ту Бабушку-Ягу, какая вам больше всего нравится.

                                           V. Открытый выход из деятельности.

Воспитатель:  Ребята, художники, когда рисовали свои портреты, то   выставляли их на выставках,  или дарили людям, с которых рисовали портрет. А вы что будете делать с такими красивыми портретами? (ответы детей) 

                                               VII. Рефлексия.

Дети, если вы решили подарить портрет Бабушке-Яге, то можно подарить его  и объяснить,  почему вы нарисовали ту или иную Бабушку-Ягу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фрагмента занятия театрализованного кружка на тему "Образ бабушки" для детей старшего дошкольного возраста"

Занятие театрализованного кружка проводилось для слушателей курсов повышения квалификации (воспитателей с учительским образованием). С детьми заранее не репетировалось. Была проведена предварительная ...

КонспектНОД

Конспект НОД "Дары Осени"...

КонспектНОД по развитию речи во 2 младшей группе "Испорченное настроение"

Учить детей определять не только свое личное состояние, но и состояние окружающих людей....

Познание ФЭМП старшая группа. КонспектНОД "Спасатели, вперёд!"

Закреплять умение делить целое на две равные части, совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 6...

КонспектНОД в младшей группе Тема: «Путешествие на лесную полянку» Воспитатель Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

КонспектНОД в младшей группеТема: «Путешествие на лесную полянку» Воспитатель Койносова Е.С.МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин...

КонспектНОД в младшей группе Тема: «Путешествие на лесную полянку»

КонспектНОД в младшей группеТема: «Путешествие на лесную полянку»...

КонспектНОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"".

Програмное содержание, Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ сказки "У страха глаза велики"...