Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО "Коммуникация", "Чтение художественной литературы" в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО "Коммуникация", "Чтение художественной литературы" в старшей группе на основе норвежской народной сказки "Пирог".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_st.gruppa_no10.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 100 «ЖАР-ПТИЦА»
г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО «Коммуникация», «Чтение
художественной литературы» в старшей группе
«Расколдуем сказку»
(на основе норвежской народной сказки «Пирог»)
подготовила воспитатель
Камалова Римма Николаевна
г. Набережные Челны, 2013
Цель: закреплять у детей умение связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя.
Задачи:
- развивать у детей умение подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы);
- упражнять дошкольников в образовании названий детенышей животных в единственном и множественном числах;
- закреплять правильное произношение звуков с и з; учить дифференцировать эти звуки на слух, произносить их протяжно и с разной силой голоса;
- закреплять знание пословиц;
- закреплять умение выразительно читать наизусть стихотворения;
- закреплять знания детей об особенностях литературного жанра: загадки.
Методы и приёмы: вопросы, рассказы детей, дидактические игры, пальчиковые упражнения, чтение стихотворений, разгадывание загадок.
Словарь: улыбка, свинья, кошка, собака, корова, лошадь, кролик, курица – цыпленок, овца – ягненок, свинья – поросенок, лошадь – жеребенок, корова – теленок, медведь – медвежонок, пингвин – пингвиненок, слон – слоненок, собака – щенок, тигр – тигренок, кошка – котенок, верблюд – верблюжонок, олень - олененок; пословицы: «Трусливому зайке и пенек – волк», «Один за всех, и все – за одного», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Долог день до вечера, когда делать нечего», «Как аукнется, так и откликнется»; низко, близко, пол, нашел, храбрец, конец.
Предварительная работа:
- рассматривание картинок, иллюстраций с изображением животных;
- чтение норвежской народной сказки «Пирог»;
- загадки, игры;
- повторение стихотворений А.Барто «Игрушки»;
- знакомство с пословицами.
Норвежская народная сказка «Пирог»
Жила-была женщина, и было у нее семеро детей, мал мала меньше. Вот как-то раз решила она побаловать их: взяла пригоршню муки, свежего молока, масла, яиц и замесила тесто. Стал пирог поджариваться, и так вкусно запахло, что все семеро ребят прибежали и ну просить:
- Матушка, дай пирожка! - говорит один.
- Матушка, дорогая, дай пирожка! - пристает другой.
- Матушка, дорогая, милая, дай пирожка! - хнычет третий.
- Матушка, дорогая, милая, родненькая, дай пирожка! - просит четвертый.
- Матушка, дорогая, милая, родненькая, расхорошая, дай пирожка! - ноет пятый.
- Матушка, дорогая, милая, родненькая, расхорошая, распрекрасная, дай пирожка! - умоляет шестой.
- Матушка, дорогая, милая, родненькая, расхорошая распрекрасная, золотая, дай пирожка! - вопит седьмой.
- Подождите, детки, - говорит мать. - Вот испечется пирог, станет пышным да румяным - разрежу его на части, всем вам дам по куску и дедушку не забуду.
Как услышал это пирог, испугался.
"Ну, - думает, - конец мне пришел! Надо бежать отсюда, покуда цел".
Хотел он со сковороды спрыгнуть, да не удалось, только на другой бок упал. Пропекся еще немного, собрался с силами, скок на пол - да и к двери! День был жаркий, дверь стояла открытой - он на крылечко, оттуда вниз по ступенькам и покатился, как колесо, прямо по дороге.
Бросилась женщина за ним следом, со сковородой в одной руке и с поварешкой в другой, дети - за ней, а сзади дедушка заковылял.
- Эй! Подожди-ка! Стой! Лови его! Держи! - кричали все наперебой.
Но пирог все катился и катился и вскоре был уже так далеко, что и видно его не стало.
Так катился он, пока не повстречал человека.
- Добрый день, пирог! - сказал человек.
- Добрый день, человек-дровосек! - ответил пирог.
- Милый пирог, не катись так быстро, подожди немножко - дай я тебя съем! - говорит человек. А пирог ему в ответ:
- Убежал я от хозяйки-хлопотуньи, от деда-непоседы, от семерых крикунов и от тебя, человек-дровосек, тоже убегу! - и покатился дальше.
Навстречу ему курица.
- Добрый день, пирог! - сказала курица.
- Добрый день, курица-умница! - ответил пирог.
- Милый пирог, не катись так быстро, подожди немножко - дай я тебя съем! - говорит курица. А пирог ей в ответ:
- Убежал я от хозяйки-хлопотуньи, от деда-непоседы, от семерых крикунов, от человека-дровосека и от тебя, курица-умница, тоже убегу! - и снова покатился, как колесо, по дороге.
Тут повстречал он петуха.
- Добрый день, пирог! - сказал петух.
- Добрый день, петушок-гребешок! - ответил пирог.
- Милый пирог, не катись так быстро, подожди немножко - дай я тебя съем! - говорит петух.
- Убежал я от хозяйки-хлопотуньи, от деда-непоседы, от семерых крикунов, от человека-дровосека, от курицы-умницы и от тебя, петушка-гребешка, тоже убегу! - сказал пирог и покатился еще быстрее.
Так катился он долго-долго, пока не повстречал утку.
- Добрый день, пирог! - сказала утка.
- Добрый день, утка-малютка! - ответил пирог.
- Милый пирог, не катись так быстро, подожди немножко - дай я тебя съем! - говорит утка.
- Убежал я от хозяйки-хлопотуньи, от деда-непоседы, от семерых крикунов, от человека-дровосека, от курицы-умницы, от петушка-гребешка и от тебя, утка-малютка, тоже убегу! - сказал пирог и покатился дальше.
Долго-долго катился он, смотрит - навстречу ему гусыня.
- Добрый день, пирог! - сказала гусыня.
- Добрый день, гусыня-разиня, - ответил пирог.
- Милый пирог, не катись так быстро, подожди немножко - дай я тебя съем! - говорит гусыня.
- Убежал я от хозяйки-хлопотуньи, от деда-непоседы, от семерых крикунов, от человека-дровосека, от курицы-умницы, от петушка-гребешка, от утки-малютки и от тебя, гусыня-разиня, тоже убегу! - сказал пирог и покатился прочь.
Так снова катился он долго-долго, пока не встретил гусака.
- Добрый день, пирог! - сказал гусак.
- Добрый день, гусак-простак! - ответил пирог.
- Милый пирог, не катись так быстро, подожди немножко - дай я тебя съем! - говорит гусак. А пирог опять в ответ:
- Убежал я от хозяйки-хлопотуньи, от деда-непоседы, от семерых крикунов, от человека-дровосека, от курицы-умницы, от петушка-гребешка, от утки-малютки, от гусыни-разини и от тебя, гусак-простак, тоже убегу! - и покатился еще быстрее.
Снова долго-долго катился он, а навстречу ему - свинья.
- Добрый день, пирог! - сказала свинья.
- Добрый день, свинка-щетинка! - ответил пирог и собрался было покатиться дальше. Но тут свинья сказала:
- Подожди немножко, дай полюбоваться на тебя. Не торопись, скоро лес... Пойдем через лес вдвоем - не так страшно будет.
Вот пошли они дальше вдвоем. Шли, шли, и дошли до ручья. Свинье ничего не стоило переплыть через ручей, а пирог не мог сам перебраться на другой берег.
- Садись ко мне на пятачок, - говорит свинья, - я тебя перенесу. А то промокнешь - всю красоту свою потеряешь!
Послушался пирог - и скок свинье на пятачок! А та - ам-ам! - и проглотила его.
Пирога не стало, и сказке тут конец.
Оборудование: изображения персонажей сказки: человек, курица, петух, утка, гусыня, гусак, свинья – с обратной стороны элементы пазла с изображением из сказки «Колобок»; изображения животных; изображения игрушек: мяч, зайка, мишка, бычок, грузовик, кукла.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Есть у радости подруга
В виде полукруга,
На лице она живет.
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится.
Что это? (Улыбка)
Воспитатель: Правильно. Подарим друг другу улыбку.
Воспитатель: Ребята, вспомните, чем отличается сказка от рассказа и стихотворения. (В стихотворении есть ритм, в рассказе говорится о том, что может быть на самом деле, а в сказке говорится о том, чего не бывает, в ней есть волшебство, говорящие животные, ожившие предметы) Кто сочиняет сказки? (Писатели-сказочники, народ)
На Земле живут разные народы. Все они говорят на разных языках, и у каждого народа есть свои любимые сказки, которые передаются от родителей к детям. Некоторые сказки у разных народов очень похожи. Посмотрите и назовите эти сказки (Русская народная сказка «Теремок» и украинская народная сказка «Рукавичка»).
Стук в дверь. На пороге – посылка. Воспитатель открывает посылку и обнаруживает там письмо и карточки с изображением персонажей сказки «Пирог».
Письмо:
«Здравствуйте, ребята!
Пишет вам волшебник Путалка. Никто кроме вас мне не поможет. Поэтому я пишу вам. Завтра в моей стране праздник. И я хотел подарить своим жителям сказку. Но случилось так, что я снова все напутал, а потом и вовсе забыл. Помню я только, что сказка эта называлась «Пирог».
Ребята, пока я вспоминал, я сделал много ошибок, напутал слова. И поэтому ничего не могу вспомнить, все заколдовано.
Помогите мне расколдовать сказку, разобраться в словах и вспомнить волшебные заклинания.
Высылаю вам фотографии моих заколдованных друзей».
Воспитатель просит детей вспомнить сказку, дети начинают рассказывать. При названии персонажей, они должны выполнить задание (расколдовать персонажа).
1. Человек-дровосек
Задание «Загадки»»
Воспитатель: Чтобы расколдовать человека-дровосека, нам нужно отгадать загадки.
1. У меня есть пятачок,
Вместо хвостика – крючок,
В луже я лежать люблю
И похрюкивать: «Хрю, хрю!»
(свинья)
2. Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня «царапкой»,
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью.
(кошка)
3. Я хозяину служу,
Дом хозяйский сторожу.
Я рычу и громко лаю,
И чужих я прогоняю.
(собака)
4. И сметану и кефир,
Молоко и вкусный сыр,
Чтобы были мы здоровы,
Даст нам пёстрая…
(корова)
- Кто я, догадайтесь сами.
Я везу зимою сани,
Что легко скользят по снегу,
Летом я везу телегу.
(лошадь)
- Комочек пуха – длинное ухо
Прыгает ловко, любит морковку.
(кролик)
Воспитатель: Как вы догадались кто это? Как можно назвать этих животных одним словом? Правильно, с первым заданием вы справились, можно открыть фотографию человека-дровосека (с обратной стороны – элемент пазла).
Воспитатель приглашает второго ребенка продолжить сказку.
2. Курица-умница
Задание «Назови детеныша»
Воспитатель: Посмотрите на изображения животных, вы должны назвать их детенышей.
Воспитатель: Открываем фотографию курицы (с обратной стороны элемент пазла).
Воспитатель приглашает ребенка продолжить сказку.
3. Петушок-гребешок
Игра «Комары и осы»
Воспитатель: Комары летают и звенят ззз, а осы ползают около банки с вареньем и поют свою песенку ссс. Когда увидите комара, вы начинаете петь вместе с ним и помахивать «крылышками». А когда увидите осу, покажите, как она ползает и произнесите ее «песню». (Дети должны перебирать пальцами, имитируя движения осы).
Воспитатель: Открываем фотографию петуха (с обратной стороны элемент пазла).
Воспитатель приглашает ребенка продолжить сказку.
4. Утка-малютка
Воспитатель: Ребята, перед вами игрушки. Вспомните стихотворения о них. Ребята рассказывают стихотворения А. Барто «Игрушки».
Воспитатель: Назовите автора стихотворений про игрушки. (Агния Барто)
Воспитатель показывает игрушку черепашки.
Воспитатель: Ребята, есть ли у А.Барто стихотворение про черепашонка? (Нет) Но мы с вами знаем другое стихотворение.
Физкультминутка
Стихотворение «Черепашонок»
Жил один черепашонок Очень медленный ребенок. В понедельник он проснулся, А во вторник потянулся. В среду тапочки надел, А в четверг обед свой съел. В пятницу пошел гулять, А в субботу сел читать, В воскресенье он устал – И неделю всю проспал. | (Трут глаза.) (Тянутся.) («Надевают тапочки».) («Едят».) (Маршируют.) («Держат в руках книгу».) (Наклоняются, опустив руки.) («Спят», покачиваясь.) |
Воспитатель: Открываем фотографию утки (с обратной стороны элемент пазла).
Воспитатель приглашает ребенка продолжить сказку.
5. Гусыня-разиня
Задание «Продолжи пословицу»
Воспитатель: Волшебник Путалка так все напутал, что растерял все пословицы. Давайте поможем ему. Я буду говорить начало пословицы, а вы продолжите и закончите ее.
1. Трусливому зайке 2. Один – за всех, 3. Без труда 4. Долог день до вечера, 5. Как аукнется, | и пенек – волк. и все – за одного. не выловишь и рыбку из пруда. если делать нечего. так и откликнется. |
Воспитатель: Открываем фотографию гусыни (с обратной стороны элемент пазла).
Воспитатель приглашает ребенка продолжить сказку.
6. Гусак-простак
Задание «Найди нужное слово»
Воспитатель читает стихотворение, дети должны закончить предложение, вставив нужные по смыслу слова.
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру "Hаоборот"
Скажу я слово "Высоко",
А ты ответишь: … ("низко").
Скажу я слово "Далеко",
А ты ответишь: ... ("близко").
Скажу я слово "Потолок",
А ты ответишь: ... ("пол").
Скажу я слово "Потерял".
И скажешь ты: ... ("нашёл").
Скажу тебе я слово "Трус",
Ответишь ты: ... ("храбрец").
Теперь "Hачало" я скажу, -
Hу, отвечай: ... ("конец")!
Воспитатель: Открываем фотографию гусака (с обратной стороны элемент пазла).
Воспитатель приглашает ребенка закончить сказку.
7. Свинья-щетинка
Задание «Собери пазл»
Воспитатель: Ребята, мы выполнили все задания и открыли все элементы пазла. Теперь нам осталось только собрать его в одну картинку.
Воспитатель приглашает собрать пазл тех детей, которые на протяжении всего занятия были менее активными. Затем просит назвать, что изображено на картинке.
Воспитатель: Ребята, мы рассказывали норвежскую сказку «Пирог», а получили в итоге что-то совсем мне непонятное. Что это? (Это русская народная сказка «Колобок»).
Воспитатель: Как же связана сказка «Колобок» со сказкой «Пирог»? (В сказках главные герои убежали из дома, оба были выпечкой, колобок и пирог были очень хвастливыми; и в той, и в другой сказке колобку и пирогу встретились животные; концовки сказок одинаковые: колобка и пирог обманули, первого съела лиса, второго – свинья).
Воспитатель: Ребята, подождите, здесь еще записка….
«Ребята, если у вас все получилось и вы расколдовали сказку, напишите мне волшебные заклинания, чтобы я снова ничего не забыл и не напутал».
Воспитатель: Давайте вспомним, какие задания мы выполняли, чтобы расколдовать сказку. Я все подробно запишу и вместе с картинкой, которая у нас получилась отправлю Путалке. (Сначала нам надо было вспомнить сказку «Пирог». Каждый герой сказки, который встречался пирогу на пути, предлагал нам задание. Человек-дровосек загадывал загадки, курица-умница показывала нам фотографии животных, а мы называли их детенышей. Петушок-гребешок предложил нам поиграть в игру «Комары и осы», утка-малютка попросила нас вспомнить стихотворения А. Барто «Игрушки», с гусыней-разиней мы вспомнили пословицы, а гусак-простак дал нам задание «Найди нужное слово», в котором мы вставляли правильные слова. Свинья-щетинка предложила задание собрать пазл, и получилась картинка из сказки «Колобок»).
Список использованной литературы
1. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-6 лет. Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / О.С. Ушакова. – М.: Вентана-Граф, 2008. - 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по ОО «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», в первой младшей группе на тему «Теремок»
Цель: Продолжить знакомство с обитателями животного мира.Оборудование: матрёшка-сказка «Теремок» ( настольный театр). Задачи:Образовательные: продолжить знакомство детей с обитателями л...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по "Коммуникация" (чтение художественной литературы) в младшей группе. "В гостях у бабушки"
Программное содержание:- закрепить знания о домашних животных, их детенышах; дать знания о корме для животных;- закрепить знание геометрических фигур;- развивать внимание...
Конспект открытого занятия во 2 младшей группе. Непосредственно образовательная деятельность (интеграция областей Чтение художественной литературы, художественное творчество (лепка)). Стихотворение В. Хорола «Зайчик». Морковка для зайчика.
Интегрированное занятие в младшей группе...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по области «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество» на тему «Сентябрь» с детьми старшего дошкольного возраста.
Конспект непосредственно - образовательной деятельностипо области «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество» на тему «Сентябрь»с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшей группы на тему: «Ознакомление с художественной литературой: заучивание наизусть стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине».
В помощь воспитателю детского сада. Конспект оформлен в соответствии с требованиями по методике развития детской речи....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой детей старшей группы по теме "Песенки Винни-Пуха" в рамках реализации проекта "Неделя книг Бориса Заходера"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой детей старшей группы по теме «Песенки Винни - Пуха» в рамках реализации проекта «Неделя книг Бор...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе "Матроскин и Печкин в гостях у ребят"
Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста, с элементами театрализованной деятельности. Направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на литературные произведения писателе...