Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО "Коммуникация", "Чтение художественной литературы" в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Камалова Римма Николаевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО "Коммуникация", "Чтение художественной литературы" в старшей группе на основе норвежской народной сказки "Пирог".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_st.gruppa_no10.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 100 «ЖАР-ПТИЦА»

 г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО «Коммуникация», «Чтение

художественной литературы» в старшей группе

   «Расколдуем сказку»

(на основе норвежской народной сказки «Пирог»)

 

подготовила воспитатель

Камалова Римма Николаевна

г. Набережные Челны, 2013

Цель: закреплять у детей умение связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя.

Задачи:

  • развивать у детей умение подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы);
  • упражнять дошкольников в образовании названий детенышей животных в единственном и множественном числах;
  • закреплять правильное произношение звуков с и з; учить дифференцировать эти звуки на слух, произносить их протяжно и с разной силой голоса;
  • закреплять знание пословиц;
  • закреплять умение выразительно читать наизусть стихотворения;
  • закреплять знания детей об особенностях литературного жанра: загадки.

Методы и приёмы: вопросы, рассказы детей, дидактические игры, пальчиковые упражнения, чтение стихотворений, разгадывание загадок.

Словарь: улыбка, свинья, кошка, собака, корова, лошадь, кролик, курица – цыпленок, овца – ягненок, свинья – поросенок, лошадь – жеребенок,  корова – теленок, медведь – медвежонок, пингвин – пингвиненок, слон – слоненок, собака – щенок, тигр – тигренок, кошка – котенок, верблюд – верблюжонок, олень - олененок; пословицы: «Трусливому зайке и пенек – волк», «Один за всех, и все – за одного», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Долог день до вечера, когда делать нечего», «Как аукнется, так и откликнется»; низко, близко, пол, нашел, храбрец, конец.

Предварительная работа: 

  • рассматривание картинок, иллюстраций с изображением животных;
  • чтение норвежской народной сказки «Пирог»;
  • загадки, игры;
  • повторение стихотворений А.Барто «Игрушки»;
  • знакомство с пословицами.

Норвежская народная сказка «Пирог»

Жила-была женщина, и было у нее семеро детей, мал мала меньше. Вот как-то раз решила она побаловать их: взяла пригоршню муки, свежего молока, масла, яиц и замесила тесто. Стал пирог поджариваться, и так вкусно запахло, что все семеро ребят прибежали и ну просить:

       - Матушка, дай пирожка! - говорит один.

       - Матушка, дорогая, дай пирожка! - пристает другой.

       - Матушка, дорогая, милая, дай пирожка! - хнычет третий.

       - Матушка, дорогая, милая, родненькая, дай пирожка! - просит четвертый.

       - Матушка, дорогая, милая, родненькая, расхорошая, дай пирожка! - ноет пятый.

       - Матушка, дорогая, милая, родненькая, расхорошая, распрекрасная, дай пирожка! - умоляет шестой.

       - Матушка, дорогая, милая, родненькая, расхорошая распрекрасная, золотая, дай пирожка! - вопит седьмой.

       - Подождите, детки, - говорит мать. - Вот испечется пирог, станет пышным да румяным - разрежу его на части, всем вам дам по куску и дедушку не забуду.

       Как услышал это пирог, испугался.

       "Ну, - думает, - конец мне пришел! Надо бежать отсюда, покуда цел".

       Хотел он со сковороды спрыгнуть, да не удалось, только на другой бок упал. Пропекся еще немного, собрался с силами, скок на пол - да и к двери! День был жаркий, дверь стояла открытой - он на крылечко, оттуда вниз по ступенькам и покатился, как колесо, прямо по дороге.

       Бросилась женщина за ним следом, со сковородой в одной руке и с поварешкой в другой, дети - за ней, а сзади дедушка заковылял.

       - Эй! Подожди-ка! Стой! Лови его! Держи! - кричали все наперебой.

       Но пирог все катился и катился и вскоре был уже так далеко, что и видно его не стало.

       Так катился он, пока не повстречал человека.

       - Добрый день, пирог! - сказал человек.

       - Добрый день, человек-дровосек! - ответил пирог.

       - Милый пирог, не катись так быстро, подожди немножко - дай я тебя съем! - говорит человек. А пирог ему в ответ:

       - Убежал я от хозяйки-хлопотуньи, от деда-непоседы, от семерых крикунов и от тебя, человек-дровосек, тоже убегу! - и покатился дальше.

       Навстречу ему курица.

       - Добрый день, пирог! - сказала курица.

       - Добрый день, курица-умница! - ответил пирог.

       - Милый пирог, не катись так быстро, подожди немножко - дай я тебя съем! - говорит курица. А пирог ей в ответ:

       - Убежал я от хозяйки-хлопотуньи, от деда-непоседы, от семерых крикунов, от человека-дровосека и от тебя, курица-умница, тоже убегу! - и снова покатился, как колесо, по дороге.

       Тут повстречал он петуха.

       - Добрый день, пирог! - сказал петух.

       - Добрый день, петушок-гребешок! - ответил пирог.

       - Милый пирог, не катись так быстро, подожди немножко - дай я тебя съем! - говорит петух.

       - Убежал я от хозяйки-хлопотуньи, от деда-непоседы, от семерых крикунов, от человека-дровосека, от курицы-умницы и от тебя, петушка-гребешка, тоже убегу! - сказал пирог и покатился еще быстрее.

       Так катился он долго-долго, пока не повстречал утку.

       - Добрый день, пирог! - сказала утка.

       - Добрый день, утка-малютка! - ответил пирог.

       - Милый пирог, не катись так быстро, подожди немножко - дай я тебя съем! - говорит утка.

       - Убежал я от хозяйки-хлопотуньи, от деда-непоседы, от семерых крикунов, от человека-дровосека, от курицы-умницы, от петушка-гребешка и от тебя, утка-малютка, тоже убегу! - сказал пирог и покатился дальше.

       Долго-долго катился он, смотрит - навстречу ему гусыня.

       - Добрый день, пирог! - сказала гусыня.

       - Добрый день, гусыня-разиня, - ответил пирог.

       - Милый пирог, не катись так быстро, подожди немножко - дай я тебя съем! - говорит гусыня.

       - Убежал я от хозяйки-хлопотуньи, от деда-непоседы, от семерых крикунов, от человека-дровосека, от курицы-умницы, от петушка-гребешка, от утки-малютки и от тебя, гусыня-разиня, тоже убегу! - сказал пирог и покатился прочь.

       Так снова катился он долго-долго, пока не встретил гусака.

       - Добрый день, пирог! - сказал гусак.

       - Добрый день, гусак-простак! - ответил пирог.

       - Милый пирог, не катись так быстро, подожди немножко - дай я тебя съем! - говорит гусак. А пирог опять в ответ:

       - Убежал я от хозяйки-хлопотуньи, от деда-непоседы, от семерых крикунов, от человека-дровосека, от курицы-умницы, от петушка-гребешка, от утки-малютки, от гусыни-разини и от тебя, гусак-простак, тоже убегу! - и покатился еще быстрее.

       Снова долго-долго катился он, а навстречу ему - свинья.

       - Добрый день, пирог! - сказала свинья.

       - Добрый день, свинка-щетинка! - ответил пирог и собрался было покатиться дальше. Но тут свинья сказала:

       - Подожди немножко, дай полюбоваться на тебя. Не торопись, скоро лес... Пойдем через лес вдвоем - не так страшно будет.

       Вот пошли они дальше вдвоем. Шли, шли, и дошли до ручья. Свинье ничего не стоило переплыть через ручей, а пирог не мог сам перебраться на другой берег.

       - Садись ко мне на пятачок, - говорит свинья, - я тебя перенесу. А то промокнешь - всю красоту свою потеряешь!

       Послушался пирог - и скок свинье на пятачок! А та - ам-ам! - и проглотила его.

       Пирога не стало, и сказке тут конец.

Оборудование: изображения персонажей сказки: человек, курица, петух, утка, гусыня, гусак, свинья – с обратной стороны элементы пазла с изображением из сказки «Колобок»; изображения животных; изображения игрушек: мяч, зайка, мишка, бычок,  грузовик, кукла.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

                                          В виде полукруга,

                                          На лице она живет.

То куда-то вдруг уйдет,

  То внезапно возвратится.

Грусть-тоска ее боится.

                                          Что это? (Улыбка)

Воспитатель: Правильно. Подарим друг другу улыбку.

Воспитатель: Ребята, вспомните, чем отличается сказка от рассказа и стихотворения. (В стихотворении есть ритм, в рассказе говорится о том, что может быть на самом деле, а в сказке говорится о том, чего не бывает, в ней есть волшебство, говорящие животные, ожившие предметы) Кто сочиняет сказки? (Писатели-сказочники, народ)

На Земле живут разные народы. Все они говорят на разных языках, и у каждого народа есть свои любимые сказки, которые передаются от родителей к детям. Некоторые сказки у разных народов очень похожи. Посмотрите и назовите эти сказки (Русская народная сказка «Теремок» и украинская народная сказка «Рукавичка»).

Стук в дверь. На пороге – посылка. Воспитатель открывает посылку и обнаруживает там письмо и карточки с изображением персонажей сказки «Пирог».

Письмо:

«Здравствуйте, ребята!

Пишет вам волшебник Путалка. Никто кроме вас мне не поможет. Поэтому я пишу вам. Завтра в моей стране праздник. И я хотел подарить своим жителям сказку. Но случилось так, что я снова все напутал, а потом и вовсе забыл. Помню я только, что сказка эта называлась «Пирог».

Ребята, пока я вспоминал, я сделал много ошибок, напутал слова. И поэтому ничего не могу вспомнить, все заколдовано.

Помогите мне расколдовать сказку, разобраться в словах и вспомнить волшебные заклинания.

Высылаю вам фотографии моих заколдованных друзей».

Воспитатель просит детей вспомнить сказку, дети начинают рассказывать. При названии персонажей, они должны выполнить задание (расколдовать персонажа).

1. Человек-дровосек

Задание «Загадки»»

Воспитатель: Чтобы расколдовать человека-дровосека, нам нужно отгадать загадки.

             1.  У меня есть пятачок,

Вместо хвостика – крючок,

В луже я лежать люблю

И похрюкивать: «Хрю, хрю!»

                                                          (свинья)

             2.   Хоть и бархатные лапки,

                   Но зовут меня «царапкой»,

                   Мышек ловко я ловлю,

                   Молоко из блюдца пью.

                                    (кошка)

3.   Я хозяину служу,

Дом хозяйский сторожу.

Я рычу и громко лаю,

И чужих я прогоняю.

                                   (собака)

4.  И сметану и кефир,

Молоко и вкусный сыр,

Чтобы были мы здоровы,

Даст нам пёстрая…

                                  (корова)

  1. Кто я, догадайтесь сами.

Я везу зимою сани,

Что легко скользят по снегу,

Летом я везу телегу.

                                  (лошадь)

  1. Комочек пуха – длинное ухо

Прыгает ловко, любит морковку.

                                          (кролик)

Воспитатель: Как вы догадались кто это? Как можно назвать этих животных одним словом? Правильно, с первым заданием вы справились, можно открыть фотографию человека-дровосека (с обратной стороны – элемент пазла).

Воспитатель приглашает второго ребенка продолжить сказку.

2. Курица-умница

Задание «Назови детеныша» 

Воспитатель: Посмотрите на изображения животных, вы должны назвать их детенышей.

Воспитатель: Открываем фотографию курицы (с обратной стороны элемент пазла).

Воспитатель приглашает  ребенка продолжить сказку.

3. Петушок-гребешок

Игра «Комары и осы»

Воспитатель: Комары летают и звенят ззз, а осы ползают около банки с вареньем и поют свою песенку ссс. Когда увидите комара, вы начинаете петь вместе  с ним и помахивать «крылышками». А когда увидите осу, покажите, как она ползает и произнесите ее «песню». (Дети должны перебирать пальцами, имитируя движения осы). 

Воспитатель: Открываем фотографию петуха (с обратной стороны элемент пазла).

Воспитатель приглашает  ребенка продолжить сказку.

 4. Утка-малютка

Воспитатель: Ребята, перед вами игрушки. Вспомните стихотворения о них. Ребята рассказывают стихотворения А. Барто «Игрушки».

Воспитатель: Назовите автора стихотворений про игрушки. (Агния Барто)

Воспитатель показывает игрушку черепашки.

Воспитатель: Ребята, есть ли у А.Барто стихотворение про черепашонка? (Нет) Но мы с вами знаем другое стихотворение.

Физкультминутка

Стихотворение «Черепашонок»

Жил один черепашонок

Очень медленный ребенок.

В понедельник он проснулся,

А во вторник потянулся.

В среду тапочки надел,

А в четверг обед свой съел.

В пятницу пошел гулять,

А в субботу сел читать,

В воскресенье он устал –

И неделю всю проспал.



(Трут глаза.)

(Тянутся.)

(«Надевают тапочки».)

(«Едят».)

(Маршируют.)

(«Держат в руках книгу».)

(Наклоняются, опустив руки.)

(«Спят», покачиваясь.)

Воспитатель: Открываем фотографию утки (с обратной стороны элемент пазла).

Воспитатель приглашает  ребенка продолжить сказку.

5. Гусыня-разиня

Задание  «Продолжи пословицу»

Воспитатель: Волшебник Путалка так все напутал, что растерял все пословицы. Давайте поможем ему. Я буду говорить начало пословицы, а вы продолжите и закончите ее.

1. Трусливому зайке

2. Один – за всех,

3. Без труда

4. Долог день до вечера,

5. Как аукнется,

и пенек – волк.

и все – за одного.

не выловишь и рыбку из пруда.

если делать нечего.

так и откликнется.

 Воспитатель: Открываем фотографию гусыни (с обратной стороны элемент пазла).

Воспитатель приглашает  ребенка продолжить сказку.

6. Гусак-простак

Задание «Найди нужное слово»

Воспитатель читает стихотворение, дети должны закончить предложение, вставив нужные по смыслу слова.

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру "Hаоборот"

Скажу я слово "Высоко",

А ты ответишь: … ("низко").

Скажу я слово "Далеко",

А ты ответишь: ... ("близко").

Скажу я слово "Потолок",

А ты ответишь: ... ("пол").

Скажу я слово "Потерял".

И скажешь ты: ... ("нашёл").

Скажу тебе я слово "Трус",

Ответишь ты: ... ("храбрец").

Теперь "Hачало" я скажу, -

Hу, отвечай:  ... ("конец")!

Воспитатель: Открываем фотографию гусака (с обратной стороны элемент пазла).

Воспитатель приглашает  ребенка закончить сказку.

7. Свинья-щетинка

Задание «Собери пазл»

Воспитатель: Ребята, мы выполнили все задания и открыли все элементы пазла. Теперь нам осталось только собрать его в одну картинку.

Воспитатель приглашает собрать пазл тех детей, которые на протяжении всего занятия были менее активными. Затем просит назвать, что изображено на картинке.

Воспитатель: Ребята, мы рассказывали норвежскую сказку «Пирог», а получили в итоге что-то совсем мне непонятное. Что это? (Это русская народная сказка «Колобок»).

Воспитатель: Как же связана сказка «Колобок» со сказкой «Пирог»? (В сказках главные герои  убежали из дома, оба были выпечкой, колобок и пирог были очень хвастливыми; и в той, и в другой сказке колобку и пирогу встретились животные; концовки сказок одинаковые: колобка и пирог обманули, первого съела лиса, второго – свинья).

Воспитатель: Ребята, подождите, здесь еще записка….

«Ребята, если у вас все получилось и вы расколдовали сказку, напишите мне волшебные заклинания, чтобы я снова ничего не забыл и не напутал».

Воспитатель: Давайте вспомним, какие задания мы выполняли, чтобы расколдовать сказку. Я все подробно запишу и вместе с картинкой, которая у нас получилась отправлю Путалке. (Сначала нам надо было вспомнить сказку «Пирог». Каждый герой сказки, который встречался пирогу на пути, предлагал нам задание. Человек-дровосек загадывал загадки, курица-умница показывала нам фотографии животных, а мы называли их детенышей. Петушок-гребешок предложил нам поиграть в игру «Комары и осы», утка-малютка попросила нас вспомнить стихотворения А. Барто «Игрушки», с гусыней-разиней мы вспомнили пословицы, а гусак-простак дал нам задание «Найди нужное слово», в котором мы вставляли правильные слова. Свинья-щетинка предложила задание собрать пазл, и получилась картинка из сказки «Колобок»).

Список использованной литературы

1. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-6 лет. Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / О.С. Ушакова. – М.: Вентана-Граф, 2008. - 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по ОО «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», в первой младшей группе на тему «Теремок»

Цель: Продолжить знакомство с обитателями животного мира.Оборудование: матрёшка-сказка «Теремок» ( настольный театр). Задачи:Образовательные: продолжить знакомство детей с обитателями л...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по "Коммуникация" (чтение художественной литературы) в младшей группе. "В гостях у бабушки"

Программное содержание:-  закрепить знания о домашних животных, их детенышах; дать знания о корме для  животных;-  закрепить знание геометрических фигур;-  развивать внимание...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по области «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество» на тему «Сентябрь» с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно - образовательной деятельностипо области «Чтение художественной литературы»  и «Художественное творчество» на тему «Сентябрь»с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой детей старшей группы по теме "Песенки Винни-Пуха" в рамках реализации проекта "Неделя книг Бориса Заходера"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой детей старшей группы по теме «Песенки Винни - Пуха» в рамках реализации проекта «Неделя книг Бор...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе "Матроскин и Печкин в гостях у ребят"

Комплексное занятие для детей старшего дошкольного возраста, с элементами театрализованной деятельности. Направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на литературные произведения писателе...