Коммуникативная деятельность ( чувашский язык)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Алексеева Валентина Валериановна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по чувашскому языку. Тема "Лес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_obucheniyu_chuvashskomu_yazyku.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной школе группе.

Коммуникативная деятельность «обучение чувашскому языку»

Форма организации: игра-путешествие.

Лексическая тема: «Лес»

Программное содержание:

образовательные задачи:

  • ввести новые слова: пăши, шупка, чее, хаяр;
  • закрепить слова: хыр, вĕрене, йăмра, чăрăш, хурăн, пилеш, шĕшкĕ, акăш, тăмана, çерçи, улатакка;
  • продолжать учить детей составлению предложений из 3-4 и более слов;
  • продолжать закреплять умение составлять рассказы о животных из 8-12 предложений;
  • закреплять умение определять звук в конце слова и придумывать новое слово на данный звук;

развивающие задачи:

  • развивать  способность самостоятельно  рассуждать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умения и навыки аудирования и говорения в игровых и учебных ситуациях.

воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к изучению родного языка;
  • воспитывать культуру взаимодействия детей друг с другом и взрослыми в ходе занятия;
  • воспитывать бережное отношение  к природе родного края.

Интеграция: познание, безопасность, двигательная деятельность, здоровье

Материал:

  • модели по обучению рассказыванию (авт. Т.А.Ткаченко);
  • иллюстративный материал: модель леса, иллюстрации с изображением деревьев, птиц;
  • ТСО.

Предшествующая работа:

лексические темы, согласно перспективному планированию, дидактические игры в свободной деятельности, включение элементов чувашской речи в повседневную жизнь ребенка, рассматривание  иллюстраций по теме, обучение связному рассказыванию по картине на русском языке.

Ход :

Дети свободно играют в группе. Стук в дверь. Входит мальчик, одетый в костюм почтальона.

П: Ырă кун пултăр , ачасем!

Д:  Ырă кун пултăр!

П: Эпĕ сирĕн вали вăрманти чĕрчунсечен çыру илсе килтĕм. Илĕр тархасшăн.

В: Тавтапуç.

П: Тархасшăн, сывă пулăр. ( почтальон уходит).

В: Ачасем, çиру вулаппăр-и? Вулатпăр. Итлĕр, тархасшăн.

Воспитатель читает письмо:

«Ачасем, эпир сире вăрмана чĕнетпер, Халĕ вăрманта питĕ илемлĕ, йываçсем çинче симĕс  çулçасем тухнă, курăк симĕс. Кайăксем юрă юрлаççĕ. Вăрманта сывлăш уçă, таса. Эпир сире вăрманти  илеме курма чĕнетпĕр.

 Вăрманти  чĕрчунсем».

Ачасем, сирĕн  вăрманти илеме  кайса курас килет-и? -  Курас килет.

Вăрмана каятпăр-и? -  Каятпăр!

Атьăр вăрмана пуйăспа каятпăр.

(Раздается звук приближающегося поезда)

Акă пуйăс та çитрĕ. Ларăр пуйăс  çине. Вырнаçса лартăр-и?  (обращает внимание на посадку детей).

(пауза, звук поезда с постепенным угасанием)

Сире кичем ан пултар тесе, эпе тупмалли юмахсем калатап. Тимле итлер.

  1. Шура юр ирелет

      Сесенхир черелет,

      Ешел курак усет,

      Вал хасан пулать-ши? (суркунне)

  1. Пелет тарах

Херле самха чупать (хевел)

  1. Касхине варанать,

Кантарла саварать.

Вал менле кайак? (тамана)

  1. Сулла та симес,

Хелле те симес (чараш)

  1.  Сулла симес,

Хелле сара (йывас)

  1. Хура тукмак –

Шале – шак-шак (   )

  1. Урала ура-утаман (упа)

Ачасем, эпир вармана ситремер  (раздается пение птиц, воспитатель подводит детей к макету леса).

Итлер-ха, кайаксем менле юрлассе. Илемле, хитре весен юррисем (пауза, звук приглушается, оставаясь фоном). Арина, кала-ха, хале  султалакан менле вахаче? – Суркунне. – Суркунне варманта илемле-и? – Варманта йывас нумай е сахал? Йывассем синче мен тухна? – Курак мен тесле? – Варманта менле черчунсем пуранассе?

Ачасем, атьар аса илетпер, варманта менле ятла йывассем усессе? (педагог переходит к мольберту).

Ку мен ятла йывас? Чараш мен тесле? (индивидуальная работа по иллюстрациям с изображением деревьев, с тем, чтобы дети могли слушать и произносить название дерева в различных словосочетаниях и предложениях).

Ачасем, атьар вайа вылятпар. Кунталла киллер-ха. Сетел синчен перер укерчек илер. Тархасшан. Хале Оля,  ыйт ачасенчен, менле йывас тураче санра (воспитатель  направляет  детей на диалог друг с другом, контролирует  правильность  речи и звуковых произношений).

 Маттур, ачасем. Лайах вылярамар. Кунта киллер-ха. Атьяр аса илетпер,  варманта менле кайаксем пуранассе (закрепление названий птиц на чувашском языке и использованием различных  форм построения предложений и словосочетаний)?

Маттур, ачасем!

Ачасем, пахар-ха кунталла. Ку мен? Ку кашкар. Кашкар хаяр – злой, свирепый, сердитый волк. Кашкар менле? Кашкар хаяр (индивидуальные и хоровые ответы). По аналогии вводятся слова: паши, шупка, чее.

Маттур, ачасем. Пирен кайма та вахат ситре.  Атьяр черчунсемпе  сывпуллашатпар.

Раздается звук  поезда.

Ака пуйас та ситре. Ларар пуйас сине. Каятпар ача садне (дети садятся в импровизированный поезд).

Сире кичем ан пултар тесе, эпе сиренпе вайа выляшан. Вайя «Весе-вес самахсем» ятла.  («Цепочка слов»).

Ситремерте. Ачасем сире варманта  килешре-и? атьар черчунсене тав туса  весем синчен  калав  таватпар. Ларар, тархасшен, пуканесем сине.  Сак модельсем тарах черчунсем синчен каклав таватпар (2-3 рассказа).

Маттур ачасем.

Тепер вайа вылятпар. «Переводчики». Самахсене вырасларан чавашла, чавашларан  вырасла кусаратпар (дидактическая игра на закрепление новых слов).

Маттур ачасем, лайах вылярамар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная деятельность по чувашскому языку

Конспект непосредственной образовательной деятельности по чувашскому языку. Тема "Школа"...

Сценарий праздника "Любимая Чувашская земля" на чувашском языке

Тĕллевсем: ачасене Тӑван ҫӗр-шыва юратма,Чӑваш енпе мухтанма, тӑван чӗлхене, культурине аталантарасси; ачасем Чӑваш Республики ҫинчен мӗн пӗлнине ҫирӗплетесси; туслӑха упрама, пӗр-пӗрне пулӑ...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми по обучению чувашскому языку. Тема: «В весеннем лесу».

Совместная деятельность педагога с детьми подготовительной группы по обучению чуваскому языку...