«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Дончук Лариса Георгиевна

1.      Цели занятия: Уточнить и расширить знания о частях тела человека посредством практической деятельности, способствовать созданию эмоциональной комфортности детей.

2.      Задачи занятия: Активизировать номинативный словарь, словарь прилагательных; упражнять в образовании   уменьшительно-ласкательной формы существительных; упражнять в использовании в речи сложноподчиненных предложений с союзом «а»; способствовать развитию концентрации внимания, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, словесно-логического мышления, тактильной памяти, мелкой моторики рук; воспитывать уважение друг к другу, самостоятельность при выполнении задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_lora.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

Описание занятия

  1. Тип занятия: Занятие по изучению нового материала. Последующее занятие способствует закреплению и систематизации знаний.
  2. Цели занятия: Уточнить и расширить знания о частях тела человека посредством практической деятельности, способствовать созданию эмоциональной комфортности детей.
  3. Задачи занятия: Активизировать номинативный словарь, словарь прилагательных; упражнять в образовании   уменьшительно-ласкательной формы существительных; упражнять в использовании в речи сложноподчиненных предложений с союзом «а»; способствовать развитию концентрации внимания, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, словесно-логического мышления, тактильной памяти, мелкой моторики рук; воспитывать уважение друг к другу, самостоятельность при выполнении задания.
  4. Краткое описание хода занятия.

Инициация

Метод создания эмоциональной комфортности «Назови ласково»

Участники встают в круг, и передавая мяч друг другу, называют себя ласково. Затем педагог предлагает каждому ребенку выбрать «смайлик» отражающий его настроение и отношение к совместной деятельности.

Вхождение или погружение в тему

Учитель-дефектолог представляет проблемную ситуацию с помощью игрушки «Незнайка». Цель формируется детьми с помощью педагога.

Интерактивная лекция

Метод совместной пробно-поисковой деятельности с вовлечением в процесс всех органов чувств «Юные исследователи»

Учитель-дефектолог предлагает детям определить «помощников», которые помогают человеку видеть, слышать, чувствовать предметы в окружающем нас мире. Пробно-поисковая деятельность предполагает участие слухового, зрительного, тактильного и кинестетического анализатора.

Метод  активизации тактильных функций «Чудесный мешочек»

Дети на ощупь определяют геометрические формы в мешочке.

Метод  активизации слуховых функций «Будь внимательным»

Учитель-дефектолог предлагает хлопнуть в ладоши, если дети услышат части тела.

Физическая разминка

«Части тела»

Проработка содержания темы

Метод  отработки нового материала в форме опровержения предлагаемой гипотезы «Найди ошибку»

Педагог предлагает детям проверить правильность предлагаемой гипотезы.

Метод  представления полученного коллективного результата в качестве продукта предъявляемого себе и другим  «Собери портрет»

Детям предлагаются разрезанные части в зависимости от их  уровня развития. Выполняется коллективная работа по составлению портрета Незнайки.

Метод релаксации  «Эмоции удовлетворения и удовольствия»

Учитель-дефектолог проводит тренинг, посредством которого дошкольники получают положительные эмоции, снимают эмоциональную усталость.

Подведение итогов

Метод  рефлексии «Настроение»

Подведение итогов занятия. Выбор детьми «смайликов» и соответствие их выбору в начале и конце занятия. Каждый ребенок дает оценку своему настроению.

  1. Знания, умения, навыки, качества, которые приобретут воспитанники в ходе занятия

В ходе занятия дошкольники приобретут знания о частях тела человека, умения в образовании грамматических форм языка, умение оценивать себя в практической деятельности, навык опытно-исследовательской деятельности, навык в собирании целого из частей.

  1. Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс

Личностные универсальные учебные действия – действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности ребенка.

Результативные действия – целеполагание, как постановка цели на основе того, что известно детям, и того, что еще не известно; оценки – выделения и осознания детьми того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные действия – умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; владение речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Подробный конспект образовательного мероприятия

Организационная информация

Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО, должность)

Дончук Лариса Георгиевна, учитель-дефектолог

Образовательное учреждение

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа №11 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области

Структурное подразделение «Детский сад «Надежда»

Республика/край

Россия, Самарская область

Город/поселение

город Новокуйбышевск

Предмет

Коррекционная педагогика

Раздел парциальной программы для детей с задержкой психического развития «Подготовка детей к школе» (под редакцией С.Г.Шевченко) «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»

Класс,  профиль класса/ коллектив/ группа

Подготовительная к школе группа для детей с задержкой психического развития

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

«Части тела человека»

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

         -

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Занятие по изучению нового материала. Последующее занятие способствует закреплению и систематизации знаний.

Краткая характеристика класса /коллектива/группы

Фронтальное занятие по «Ознакомлению с окружающим миром и развитию речи» проводится с подгруппой дошкольников 6-7 лет с задержкой психического развития. Данная подгруппа воспитанников в составе 8 человек имеет заключение ПМПК: Задержка психического развития церебрально-органического генеза. ОНР III уровня. Последствия перинатальной патологии центральной нервной системы с признаками гипертензии. 6 детей подгруппы имеют отягощенные диагнозы: Гидроцефальный синдром. ММД. Дизартрия. У 1 ребенка: Синдром расторможенности. Дефицит активности внимания. Данная подгруппа детей характеризуется особенностями развития познавательной и эмоционально-волевой сферы: трудности в усвоении знаний и навыков  у старших дошкольников данной категории обусловлены недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем познавательной активности, так и недоразвитием отдельных психических процессов – восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями общей и мелкой моторики, низкой работоспособностью.

Цели урока/ занятия/ мероприятия

Уточнить и расширить знания о частях тела человека посредством практической деятельности, способствовать созданию эмоциональной комфортности детей.

Задачи урока/ занятия/ мероприятия

Активизировать номинативный словарь, словарь прилагательных; упражнять в образовании   уменьшительно-ласкательной формы существительных; упражнять в использовании в речи сложноподчиненных предложений с союзом «а»; способствовать развитию концентрации внимания, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, словесно-логического мышления, тактильной памяти, мелкой моторики рук; воспитывать уважение друг к другу, самостоятельность при выполнении задания.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия

В ходе занятия дошкольники приобретут знания о частях тела человека, умения в образовании грамматических форм языка, умение оценивать себя в практической деятельности, навык опытно-исследовательской деятельности, навык в собирании целого из частей.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия).

Личностные универсальные учебные действия – действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности ребенка.

Результативные действия – целеполагание, как постановка цели на основе того, что известно детям, и того, что еще не известно; оценки – выделения и осознания детьми того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные действия – умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; владение речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Необходимое оборудование и материалы

Оборудование: ширма, два непрозрачных мешочка из ткани, мяч, муляж лимона, флаконы с духами и лекарственным средством, банка с горячей, теплой и холодной водой, стакан с кислой, соленой и сладкой водой, игрушка Незнайка, объемные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)

Демонстрационный материал: картинки с изображением частей тела человека, панно с фотографиями детей группы

Раздаточный материал: «смайлики» , портрет Незнайки, разрезанный на 8 частей (по прямым и фигурным линиям), три конверта с написанными именами детей.

Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия

Этап урока/занятия/мероприятия

Время, продолжительность этапа

Подробное описание АМО

( активные методы обучения)

Описание действий участников образовательного процесса

Обоснование отсутствия этапа/АМО на этапе (если такое существует)

Инициация

Метод создания эмоциональной комфортности «Назови ласково»

Цель: создать дружеские доверительные отношения между педагогом и воспитанниками, которые освобождают участников от скованности, чувства неуверенности.

Участники: учитель-дефектолог, воспитанники

Время проведения:

Необходимые материалы: мяч, панно с фотографиями детей данной группы, «смайлики»

Проведение: Участники встают в круг, и передавая мяч друг другу, называют себя ласково. Затем педагог предлагает каждому ребенку выбрать «смайлик» отражающий его настроение и отношение к совместной деятельности.

Оценка результата: «смайлик» с хорошим настроением – цель достигнута, безразличное и грустное выражение  - цель достигнута частично (нет отказа от деятельности) вследствие особенностей развития эмоционально-волевой сферы.

Учитель-дефектолог: У меня в руках мяч, который поможет нам, настроится на взаимодействие друг с другом. Назовите свои имена ласково, а я назову себя по имени отчеству.

Дети передают мяч друг другу, называя свои имена в уменьшительно-ласкательном значении.

Учитель-дефектолог: Выберите «смайлики», которые показывают ваше настроение и настрой на работу. А теперь, каждый из вас должен поместить  «смайлик» на панно под своей фотографией.

Панно переворачивается после выполнения действий детей.

Вхождение или погружение в тему

Метод постановки проблемы «Помоги Незнайке»

Цель: определить цель занятия посредством проблемной ситуации

Участники: учитель-дефектолог, воспитанники

Время проведения:

Необходимые материалы: игрушка «Незнайка»

Проведение: Учитель-дефектолог представляет проблемную ситуацию с помощью игрушки «Незнайка». Цель формируется детьми с помощью педагога.

Примечание: Дошкольники с ЗПР не могут самостоятельно формулировать цель, вследствие недостаточной сформированности мыслительной деятельности.

Учитель-дефектолог (использование игрушки «Незнайки»): Я думаю, что для меня самый важный помощник – это нос. Вот я болел, и нос у меня был заложен. Я не мог выбрать духи Кнопочке. А вы как считаете?

Дети высказывают свое мнение.

Учитель-дефектолог: Вот мы сейчас и выясним.

Формирование ожиданий учеников/воспитанников/обучающихся

-

-

-

Применение данного метода в работе с дошкольниками с ЗПР является недоступным, вследствие недостаточной сформированности мыслительной деятельности.

Интерактивная лекция

Метод совместной пробно-поисковой деятельности с вовлечением в процесс всех органов чувств «Юные исследователи»

Цель: сориентировать дошкольников в теме, обеспечить активность мыслительной деятельности детей в процессе получения знаний на основе практического опыта.

Участники: учитель-дефектолог, воспитанники

Время проведения:

Необходимые материалы: ширма, 2 непрозрачных мешочка из ткани, мяч, муляж лимона, флаконы с духами и лекарственным средством, банка с горячей, теплой и холодной водой, стакан с кислой, соленой и сладкой водой.

Проведение: Учитель-дефектолог предлагает детям определить «помощников», которые помогают человеку видеть, слышать, чувствовать предметы в окружающем нас мире. Пробно-поисковая деятельность предполагает участие слухового, зрительного и кинестетического анализатора – дети ощупывают предметы в мешочке и описывают его, с помощью вопросов дефектолога. Дошкольники, посредством исследования предметов, при участии органов обоняния – приобретают знания о значимых и важных частях тела человека.

Примечание: Оценка данного метода происходит в ходе применения методов активизации слуховых и тактильных функций.

Метод  активизации тактильных функций «Чудесный мешочек»

Цель: способствовать активизации познавательного интереса у детей, создать условия для коррекции внимания, тактильной памяти на основе использования знаний дошкольников.

Участники: учитель-дефектолог, воспитанники

Время проведения:

Необходимый материал: непрозрачный мешочек из ткани, объемные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)

Проведение: Учитель-дефектолог предлагает детям на ощупь определить геометрические формы в мешочке.

Примечание: применение дозированной помощи со стороны взрослого в зависимости от особенностей и психофизических возможностей детей с ЗПР.

Метод  активизации слуховых функций «Будь внимательным»

Цель: способствовать активизации познавательного интереса у детей, создать условия для коррекции внимания, слухового восприятия на основе использования знаний дошкольников.

Участники: учитель-дефектолог, воспитанники

Время проведения:

Словесный материал: голова, уши, хвост, лапы, сердце, глаза, правая рука, клюв.

Проведение: Учитель-дефектолог предлагает хлопнуть в ладоши, если дети услышат части тела.

Примечание: применение дозированной помощи со стороны взрослого в зависимости от особенностей и психофизических возможностей детей с ЗПР.

Физическая разминка

«Части тела»

Цель: переключить деятельность детей, снять усталость.

Словесный материал:

Живут мальчики – веселые пальчики.

Озорные ножки ходят по дорожке.

Шея крутит головою,

Повторяйте все за мною.

Вправо, влево оборотик,

Покажите мне животик.

Наше тело подтянулось

И вперед слегка нагнулось.

Как березонька стройна

Стала ровною спина.

А теперь все подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Для проведения игры «Отгадай предмет» педагог использует 2 непрозрачных мешочков из ткани. В одном из них спрятан мяч, а во втором муляж лимона.

Учитель-дефектолог: Вам нужно по описанию догадаться, какие предметы спрятаны в этих мешочках. Для этого мне нужен помощник, который поможет рассказать о предмете.

Выходит один ребенок и опускает руку в мешочек, ощупывает предмет (мяч) и отвечает ан вопросы педагога.

Учитель-дефектолог: Этот предмет живой или неживой? Этот предмет относится к игрушкам или посуде? Какой он по форме (по цвету)? Назови этот предмет одним словом. Как можно играть с этой игрушкой? 

Выходит второй ребенок, опускает руку в мешочек, ощупывает предмет (муляж лимона) и отвечает ан вопросы педагога.

Учитель-дефектолог: Этот предмет живой или неживой? Какой он по вкусу? Назови этот предмет одним словом. Какой сок получается из этого фрукта?

Учитель-дефектолог: Ребята, что помогло вам правильно ответить на мои вопросы? С помощью каких «помощников» вы узнали предмет? Итак, у нас есть с вами «помощники», которые нужны человеку – это глаза (выставляется картинка), которые помогают видеть…

Дети: Видеть.

Учитель-дефектолог: Это уши (выставляется картинка), которые помогают …

Дети: Слышать.

Для проведения игры «Узнай по запаху» педагог использует 2 флакона с запахом духов и лекарственным средством.

Учитель-дефектолог: Закройте глаза. Угадайте по запаху, что это? (подносит флакон с духами к носу каждого ребенка). Что вы почувствовали?

Дети: Так пахнут духи.

Учитель-дефектолог: Еще раз закройте глаза. Угадайте по запаху что это? (подносит флакон с лекарством к носу каждого ребенка). Что вы почувствовали?

Дети: Так пахнет лекарство.

Учитель-дефектолог Как пахнет лекарство? Как пахнут духи? Что помогло вам отгадать эти предметы?

Дети отвечают на вопросы педагога.

Для проведения игры «Узнай на вкус» педагог использует 3 стакана с соленой, кислой и сладкой водой.

Педагог вызывает несколько детей. Каждый определяет из своего стакана вкус воды.

Учитель-дефектолог: Какой «помощник» помог узнать вкус воды в стакане?

Дети: Язык.

Учитель-дефектолог: А зачем еще нужен рот, язык? (выставляется картинка)

Дети отвечают на вопросы педагога.

Учитель-дефектолог: Следующий «помощник» - это руки? (выставляется картинка) Чем чувствуют руки?

Дети: Кожей.

Учитель-дефектолог: Какая у нас кожа?

Дети: теплая, гладкая, нежная, розовая…

Учитель-дефектолог: Кожей человек определяет температуру. А сейчас вы узнаете, какой температуры вода в банке.

Педагог из-за ширмы выставляет 2 банки с горячей и холодной водой. Каждый ребенок определяет температуру воды в банках, опуская туда руку.

Учитель-дефектолог: Кожа нам помогла узнать температуру. А еще, кожей на руках мы можем определить форму предметов.

Для проведения игры «Чудесный мешочек» педагог помещает в мешочек объемные геометрические формы.

Учитель-дефектолог: В моем мешочке разные геометрические фигуры, а какие я вам нарисую в воздухе, а вы отгадаете.

Педагог рисует в воздухе овал, круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. Дети называют фигуры.

Учитель-дефектолог: У кого самые догадливые руки? Нащупайте фигуру в мешочке и назовите ее.

Дети подходят к педагогу и определяют фигуру на ощупь.

Учитель-дефектолог: Какие «помощники» помогли нам узнать предмет (опора на картинки).

Учитель-дефектолог: Хлопните в ладоши, когда услышите части тела человека.

Выполнение действий детьми.

Выполнение действий детьми.

Проработка содержания темы

Метод  отработки нового материала в форме опровержения предлагаемой гипотезы «Найди ошибку»

Цель: способствовать активизации познавательного интереса у детей, создать условия для коррекции словесно-логического мышления на основе использования знаний дошкольников.

Участники: учитель-дефектолог, воспитанники

Время проведения:

Словесный материал: «Тело человека покрыто шерстью. Глаза нужны, чтобы по запаху определить предмет. Человек мычит. Человек дышит глазами. У человека две лапы».

Проведение: Педагог предлагает детям проверить правильность предлагаемой гипотезы.

Примечание: применение дозированной помощи со стороны взрослого в зависимости от особенностей и психофизических возможностей детей с ЗПР.

Метод  представления полученного коллективного результата в качестве продукта предъявляемого себе и другим  «Собери портрет»

Цель: способствовать активизации познавательного интереса у детей, создать условия для коррекции словесно-логического мышления, целостного восприятия на основе опыта деятельности детей; осуществить индивидуально-дифференцированный подход, создать ситуацию успеха.

Участники: учитель-дефектолог, воспитанники

Время проведения:

Необходимый материал: портрет Незнайки, разрезанный на 8 частей (по прямым и фигурным линиям), три конверта с написанными именами детей.

Проведение: Педагог предлагает детям разрезанные части в зависимости от их  уровня развития. Выполняется коллективная работа по составлению портрета Незнайки.

Примечание: Дошкольникам со средним уровнем развития предлагаются разрезанные части по фигурным линиям, с критическим уровнем развития – разрезанные части по прямым линиям.

Метод релаксации  «Эмоции удовлетворения и удовольствия»

Цель: снять усталость, напряжение

Участники: учитель-дефектолог, воспитанники

Время проведения:

Словесный материал: «После тяжелой и трудной работы можно отдохнуть. Здесь тепло, хорошо. Какие вы все-таки молодцы! Хорошо работали, помогали друг другу, никто не подвел. Покажите, какие вы молодцы (большим пальцем руки). Пожмите друг другу руку в знак благодарности».

Проведение: Учитель-дефектолог проводит тренинг, посредством которого дошкольники получают положительные эмоции, снимают эмоциональную усталость.

Учитель-дефектолог предлагает воспитанникам поиграть в игру «Найди ошибку».

Учитель-дефектолог: Сейчас я посмотрю, кто из вас самый внимательный. Попробуйте найти ошибку в моих предложениях.

Дети устанавливают логические связи в предлагаемых фразах. В речи используют сложноподчиненные предложения с союзом «а» (Человек не мычит, а говорит…..).

Педагог предлагает детям собрать картинку.

Учитель-дефектолог: На конвертах написаны ваши имена. Найдите свой конверт. Достаньте любую часть из конверта.

Дети выполняют задание.

Учитель-дефектолог: Давайте сложим все части вместе и посмотрим, что или кто у нас получится.

Дети выполняют задание, называют, кто получился.

Дети берут стулья и садятся в круг лицом друг к другу. Педагог проводит тренинг.

Подведение итогов

Метод  рефлексии «Настроение»

Цель: оценить эмоциональную комфортность в ходе совместной деятельности, найти пути решения улучшения взаимодействия взрослого и детей, отследить соответствие результатов с намеченными целями в начале деятельности.

Участники: учитель-дефектолог, воспитанники

Время проведения:

Необходимый материал: игрушка Незнайка, «смайлики», панно с фотографиями детей группы.

Проведение: Подведение итогов занятия. Выбор детьми «смайликов» и соответствие их выбору в начале и конце занятия. Каждый ребенок дает оценку своему настроению.

Примечание: Не все дети с ЗПР могут дать адекватную оценку своей деятельности. В данном случае итог может подвести учитель-дефектолог.

Учитель-дефектолог: Незнайка считает, что главный помощник это нос, а вы как считаете?

Дети высказывают свое мнение.

Учитель-дефектолог: Да, вы правы, каждый «помощник» нужен и важен для человека.

А теперь выберите себе подходящие «смайлики».

Педагог и дети оценивают эмоциональную комфортность, сравнивая на панно «смайлики» выбранные в начале и конце занятия.

Домашнее задание (если имеется)

-

-

-

-

Дополнительная информация

Результативность урока/занятия/мероприятия,  его методическая ценность (возможность использования урока или мероприятия другими учителями)

Предлагаемое занятие, его структура, позволяет добиться положительных результатов не только в коррекции высших психических функций, волевых качеств у детей с ЗПР, но и способствует развитию и сохранению их психического здоровья. Данное занятие может быть использовано учителями-дефектологами, психологами, воспитателями специальных дошкольных учреждений, а также родителями детей  с особыми нуждами.

Какие АМО, используемые на уроке/занятии/мероприятии, являются авторскими (Перечислите, пожалуйста, названия методов)

Метод создания эмоциональной комфортности «Назови ласково», метод постановки проблемы «Помоги Незнайке», метод совместной пробно-поисковой деятельности с вовлечением в процесс всех органов чувств «Юные исследователи», метод  активизации тактильных функций «Чудесный мешочек», метод  активизации слуховых функций «Будь внимательным», метод  отработки нового материала в форме опровержения предлагаемой гипотезы «Найди ошибку», метод  представления полученного коллективного результата в качестве продукта предъявляемого себе и другим  «Собери портрет»

Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия/мероприятия

Полученные результаты занятия: достаточная концентрация внимания, способность к переключению с одного вида деятельности на другой, определение причинно-следственных связей, логическое выстраивание речевого высказывания, образование правильной грамматической и синтаксической формы языка (существительные в уменьшительно-ласкательной форме, сложноподчиненные предложения с союзом «а»), выполнение аналитико-синтетической деятельности, правильный выбор объектов с учетом развития тактильной памяти, осуществление контроля и оценки процесса и результатов деятельности, достижение эмоциональной устойчивости у дошкольников с ЗПР.

Примечание: Учитывая особенности развития дошкольников с ЗПР в ходе коррекционно-образовательного процесса, не всегда удается достичь положительных результатов у всех участников деятельности. Применение индивидуального и дифференцированного подхода, правильное дозирование материала позволяет повысить динамику показателей усвоения и применения знаний, умений и навыков у детей данной категории.

Анализ и оценка  учителем/преподавателем апробации урока/занятия/мероприятия построенного на основе технологии модерации и с применением АМО

Цели и задачи реализованы. Занятие выдержано по времени (в соответствии с требованиями САНПИН). Структура занятия построена таким образом, что позволяет интегрировать несколько образовательных областей («Познание», «Коммуникация», «Социализация») для наибольшей эффективности коррекционно-образовательного процесса. Применение учителем-дефектологом АМО в коррекционно-образовательном процессе, практическая деятельность с включением в работу всех анализаторов, способствовало наиболее эффективному усвоению нового материала, поддержанию интереса на протяжении всего занятия, повышению работоспособности, улучшению концентрации и переключаемости внимания. Эмоциональный, доброжелательный тон педагога, используемый им принцип индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку, вызвал ответный эмоциональный отклик у детей. В конце занятия дефектолог дает дифференцированную оценку каждого ребенка. К анализу и самоанализу привлекались и сами дети.

Занятие способствовало эмоциональной устойчивости, коррекции у детей психических процессов и эмоционально-волевой сферы, формированию у детей с ЗПР самоуважения, самоконтроля и стимулированию позитивной самооценки.

Указание приложений к уроку/занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

-

Обоснование целесообразности использования  АМО и технологии модерации  для  выполнения целей и задач урока/занятия/мероприятия (Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования АМО и технологии модерации)

Применение АМО в коррекционно-образовательном процессе необходимо и целесообразно с учетом специфики развития детей с ЗПР. Эффективность применения АМО заключается в том, чтобы поддерживать интерес на протяжении всего занятия, повысить работоспособность, улучшить способность переключаемости внимания. Практическая деятельность с включением в работу всех анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный, кинестетический) способствует активизации детей на занятии и лучшему усвоению нового материала. Организация и проведение методов активизации слуховых и тактильных функций, позволяет осуществить коррекцию внимания, восприятия, тактильной памяти. Метод опровержения гипотез необходим для коррекции мыслительной деятельности детей с ЗПР. Развитие эмоционально-волевой сферы достигается посредством внедрения методов создания эмоциональной комфортности и рефлексии. Внутренняя структура АМО подразумевает использование учителем-дефектологом коррекционных приемов и средств.

Одними из дополнительных образовательных эффектов, которые планируется достичь за счет использования АМО в ходе данного занятия – это целеполагание как постановка задачи на основе решения проблемы, а также социальная адаптация дошкольников с особыми образовательными потребностями – приобретая знания, умения и навыки ребенок с ЗПР успешно интегрируется в социальную среду.

Использованная литература, источников информации.

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  3. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1,2. Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2005.
  4. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., Просвещение, 1982.
  5. Худенко Е.Д., Мельникова Т.С., Шаховская С.Н. Как научить ребенка думать и говорить. – М., 1993.

Интернет – ресурсы

http://www.ukrdeti.com

Примечания автора/ов

Аннотация занятия

 

  1. Название Конкурса «Современный детский сад»

  1. Тема занятия: «Части тела человека»

  1. Предмет: Коррекционная педагогика. Раздел парциальной программы для детей с задержкой психического развития «Подготовка детей к школе» (под редакцией С.Г.Шевченко) «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»

  1. Группа: Подготовительная к школе группа для детей с задержкой психического развития

  1. Автор(ы) занятия/руководитель творческого коллектива (ФИО, должность):

       Дончук Лариса Георгиевна, учитель-дефектолог

Образовательное учреждение: Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области

            основная общеобразовательная школа №11 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области

            Структурное подразделение «Детский сад «Надежда»

  1. Республика / край: Россия, Самарская область

  1. Город / поселение: город Новокуйбышевск

  1. Краткое описание:  В ходе занятия дошкольники приобретут знания о частях тела человека, умения в образовании грамматических форм языка, умение оценивать себя в практической деятельности, навык опытно-исследовательской деятельности, навык в собирании целого из частей. Структура занятия позволяет интегрировать несколько образовательных областей («Познание», «Коммуникация», «Социализация») для наибольшей эффективности коррекционно-образовательного процесса. Применение АМО в коррекционно-образовательном процессе, практическая деятельность с включением в работу всех анализаторов, способствует наиболее эффективному усвоению нового материала, поддержанию интереса на протяжении всего занятия, повышению работоспособности, улучшению концентрации и переключаемости внимания. Занятие способствует созданию эмоциональной устойчивости, развитию волевых усилий, адекватной самооценки как один из факторов успешной адаптации детей данной категории в социуме.

Ключевые слова: части тела, настроение, игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи "Елочка елка лесной аромат".

На занятии дети учатся отгадывать загадки, знакомятся с хвойными деревьями: елью, сосной и кедром. Учатся составлять рассказ по схеме. Играют в малоподвижную игру "Были бы у елочки ножки" и пальчикову...

Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы".

Конспект подгруппового коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьмь подготовительной группы имеющими задержку психологического развития на тему: "Домашние птицы"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей 5-6 лет с задержкой психического развития "Фрукты"

Конспект занятия  по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (для детей 5-6 лет с ЗПР)...

Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»

Открытое  занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»...