Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе. Коммуникация. Тема: « Заклички как жанр детского фольклора »
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Медведева Наталья Николаевна

Познакомить детей с новым фольклорным жанром, расширить их представления о  народной жизни.  Научить использовать заклички.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_sayt_zaklichki_kak_zhanr_detskogo_folklora.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе. Коммуникация.

Тема: « Заклички- как жанр детского фольклора »

Задачи: Познакомить детей с новым фольклорным жанром, расширить их представления о

                народной жизни.  Научить использовать заклички.      

Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы.

Области :  познание,  социализация,  коммуникация,  безопасность,  чтение художественной литературы, здоровье, физическая культура.

Оборудование: иллюстрации русской избы.

Словарная работа: закличка, народное произведение.

Ход:

- Ребята, слышали ли вы когда-нибудь слово «закличка»? Нет? Ну, что ж, тогда я расскажу вам , что это такое, и не только расскажу, но и научу вас произносить закличку.

Слово «закличка» происходит от слова «кликать», то ест «звать», «громко кричать». Появились заклички очень-очень давно. Кто сочинил их - неизвестно. Но, видимо, они так понравились людям, люди так поверили в них, что стали передавать их от одного человека к другому, от родителей к детям. Так они и сохранились до нашего времени.

- Ребята, давайте вспомним с вами , кто пишет стихи. ( поэт)

- Да, стихи пишет поэт. Написав стихотворение, поэт подписывает его своим именем. И тогда, когда мы знаем имя поэта, мы говорим: « Это стихи А.Пушкина».

- Ребята, заклички тоже небольшие стихотворения. Но имени человека, который первый придумал эти стихи, мы не знаем. И тогда мы говорим, что сочиняли их многие люди: один сказал одно, другой к этому что-то добавил, а третий изменил сказанное, и получилось замечательное стихотворение.

- Итак, ребята, заклички – это короткие стихотворные приговорки, просьбы, например, к дождику, чтобы он шел тогда, когда он нужен; к солнышку, чтобы теплее грело; к мышке, чтобы дала дитятке новый зуб. И так далее. И мне кажется, что вы их знаете. Вот послушайте одну из них.

Божья коровка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба.

Вспомнили? Скажите, какую закличку о божьей коровке вы еще знаете.

Божья коровка,

Улети на небо-

Там твои детки

Кушают конфетки.

Физкультминутка.

Вокруг себя покружились и в божьих коровок превратились.

Божьи коровки, покажите ваши головки, носики и ротики,

Ручки, ножки и животики.

Божьи коровки, поверните направо головки.

Божьи коровки, поверните налево головки.

Ножками притопните, крылышками хлопните.

Мы вокруг себя покружились

И в мальчиков и девочек превратились.

Друг другу повернулись и дружно улыбнулись.

- Чаще всего заклички произносят весной и летом, когда тепло, когда дети и взрослые много времени проводят на улице, когда оживает вся природа, когда люди верят в то, что их просьба обязательно сбудется.

-Лето для русского человека очень важное время года. Его недаром назвали «припасиха», потому что летом делали запасы на зиму, припасали мед, варили варенье, выращивали овощи, ждали когда созреет рож, пшеница. Все заклички, которые произносились летом – это заклички – просьбы о будущем урожае, о том, чтобы он был обильным, чтобы зимою не голодать, чтобы можно было полакомиться чем-то вкусным. Обращались к пчелам, чтобы они мед дали:

Рой, гуди,                                 Яры пчелки гудут,

В поле иди,                              В поле идут,

С полей иди,                            С поля идут-

Медок неси!                            Медок домой несут.

Обращались к репе, чтобы она выросла большой и сладкой:

Матушка – репка,

Уродилась крепка…

К середине лета дозревал хлеб. Люди готовились убирать урожай. Нужно было сберечь каждое зернышко, чтобы зимой в избе был вкусный  хлеб и сдобные пироги. Во время уборки урожая нельзя лениться, надо спешить, надо работать много и быстро, чтобы успеть  все сделать до дождей, иначе сильные  дожди погубят урожай. В это время и взрослые, и дети, произносят закличку, просили:

Не иди , дождик, где косят,

А иди, где просят.

Не иди, дождик, где жнут,

А иди, где ждут.

А вот еще одна закличка, в которой люди просили дождик повременить, не лить в сенокос и в жатву:

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка-

Колоколнышка!

В конце занятия предложить детям поиграть в народные игры:

«Горелки»

Играющие  выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки.

Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

И раз, и два, и три.

Последняя пара беги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Экологическая тропа"

Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (видеть, описывать), за птицами. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, делание и умение оказывать ей помощь....

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме:" Цирковое представление ( счет в пределах 7)". Образовательная область "Познание" ФЭМП.

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: " "Цирковое представление" ( счет в пределах 7).Образовательная область "Познание" ФЭМП.Подготовила и провела...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: Путешествие в страну «Геометрических фигур».

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: Путешествие в страну «Геометрических фигур». Образовательная область "Познание" ФЭМП.Подготовила и прове...

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе. Коммуникация.Тема: Чтение стихотворений об осени.

Научить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений.Развивать творческое воображение, выразительность речи у детей...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Внедрение фольклора в современный воспитательно - образовательный процесс»

Формирование представлений детей о русских народных традициях, обычаях. Продолжать знакомить с русским народным фольклором, сказками. Расширять знания детей о народных традициях с целью прио...