Фронтальная ОД по произношению и обучению грамоте в подготовительной группе.
учебно-методический материал по развитию речи на тему

 

Тема: Звук [о ].

Цель: познакомить детей с гласным звуком  [о ].

Задачи:

- закрепить умение детей выделять гласные звуки в слове;

- закрепить умение детей проводить  звуко – слоговой анализ двусложных слов;

- продолжать развивать фонематический слух;

- Развивать внимание, мышление, память.

Оборудование: картинки – азбучки, карточки, фишки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publ_sots_set_office_word_2.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Фронтальная НОД по произношению и обучению грамоте

в подготовительной группе.

Составила учитель – логопед Сидорова М.И.

Тема: Звук [о ].

Цель: познакомить детей с гласным звуком  [о ].

Задачи:

- закрепить умение детей выделять гласные звуки в слове;

- закрепить умение детей проводить  звуко – слоговой анализ двусложных слов;

- продолжать развивать фонематический слух;

- Развивать внимание, мышление, память.

Оборудование: картинки – азбучки, карточки, фишки.

Ход НОД:

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы.
  3. Основная часть.

1) Определение первого звука в словах.

- Показываю картинку.

- Это что? Назовите одним словом. (Это обувь).

- В слове обувь назовите первый звук. Как вы полагаете, звук  [о ] – гласный или согласный? Почему вы так считаете? (Звук  [о]  - гласный, потому что при его произнесении воздух во рту не встречает преграду. Он поётся и тянется, произносится с голосом)

- Как мы с вами обозначаем гласный звук? (Гласный звук обозначаем красным цветом.)

Так же разбираем слова: отдых, осы, отпуск.

Характеристика гласного звука.

- Кто сможет полностью рассказать про гласный звук [ о]? (Звук  [о ] – гласный, потому что воздух во рту не встречает преграду. Он поётся и тянется, произносится с голосом. Гласный звук обозначаем красным цветом.)

На доске предметные картинки. Названия большинства картинок начинаются со звука  [ о ], другие несколько картинок начинаются с другого звука.

- Назовите картинки, названия которых начинаются со звука [ о ]. (окунь, обруч, озеро, овцы, окна)

2)определение звука [о ] в конце слова.

- Я назову вам слово, а вы определите, какой последний звук в этом слове? Слова: серебро, хорошо, пальто.

3)Дидактическая игра «Много – один».

- Я назову вам несколько предметов, а вы назовите один такой же предмет:(Определить звук в конце слова)

Кольца – (кольцо)

Зёрна – зерно,

Стёкла – стекло

Сёдла – седло

Вёдра – ведро

Окна – окно

Крылья- крыло

Перья – перо

Колёса – колесо

4) Определение звука [ о] в середине слов . Соответствующие картинки расположены на доске. 

5) Развитие фонематического слуха.

- Я назову два звука вместе, слитно, а вы произнесите отдельно первый и второй звуки:

АО – а, о.(УО, ОУ, АО, УА, ОА, АУ, УА)

6) Физкультминутка

Как живёшь?

Руки вперёд, большие пальцы вверх.

А плывёшь?

Движениями обеих рук изображают плавание.

Как бежишь?

Бег на месте.

Вдаль глядишь?

Ладонь ко лбу.

Ждёшь обед?

Руку под щёку.

Машешь в след?

Помахать поднятой рукой.

Утром спишь?

Две ладони под щёку.

И шалишь?

Хлопок двумя ладонями.

6)Игра «Доскажи словечко»

- Я вам сейчас загадаю загадку, а отгадайте её и добавьте нужное слово. (отгадки после детей повторяю сама громко, обращаю внимание детей на то, что при написании этих слов в начале пишется буква о, поэтому слова произносим . выделяя первый звук  [ о]. Это служит профилактикой правописания безударной буквы о в начале слова)

Летом в огороде – свежие, зелёные,

А зимою в бочке – жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас?...(огурцы)

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Пасётся весь день.

Кто же это?...(олень)

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу – ка в карманчик

Бывший …(одуванчик)

Хоть  совсем не хрупкий

Я спрятался в скорлупку.

Заглянешь в серединку –

Увидишь сердцевинку.

Из плодов он крепче всех,

Называется …(орех)

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нём,

Хоть кругом и красота?

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться –

Два могучие крыла

У хозяина…(орла)

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног,

Вот и весь я - …(осьминог)

7) Звуко – слоговой анализ слова ПИЛОТ.

 ПИЛОТ –это слово,  обозначаем длинной чертой.

В слове ПИЛОТ два слога, обозначаем двумя короткими чертами.

В слове ПИЛОТ первый звук ПИ. В слове ПИЛОТ второй звук ЛОТ.

В первом слоге ПИ первый звук [ пь ] – согласный мягкий, потому что воздух во рту встречает преграду, произносится с шумом . Согласный мягкий обозначаем зелёным цветом.

В первом слоге ПИ второй звук [ и ]- гласный звук, потому что воздух во рту не встречает преграду, произносится с голосом. Гласный звук обозначаем красным цветом.

Во втором слоге ЛОТ первый звук  [ л ] – согласный твёрдый, потому что воздух во рту не встречает преграду, он произносится с голосом и шумом. Согласный твёрдый звук  обозначаем синим цветом.

Во втором звуке ЛОТ второй звук  [ о ] – гласный звук, потому что воздух во рту не встречает преграду, он поётся и тянется, произносится с голосом. Гласный звук обозначаем красным цветом.

Во втором звуке ЛОТ третий звук  [ т] – Согласный твёрдый, потому что воздух во рту встречает преграду. Он не поётся и не тянется, произносится с шумом. Согласный твёрдый обозначаем синим цветом.

8) Составление предложений с коротким словом  (союзом) О с опорой на предметные картинки.

На листе А 4 схема предложения из трёх слов. Над чертой, обозначающей первое слово в предложении картинка книги. Над чертой, обозначающей второе слово  - союз О. Над чертой, обозначающей третье слово – картинка кошки.

- Составьте предложение по данной схеме. (Книга о кошке.0

- Назовите первое (второе, третье) слово в предложении. (Кошка)

9) Итог .

- Что вам понравилось?   Что не понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ё»

1.     Знакомство с буквой Ё.2.     Воспроизведение слоговых рядов.3.     Выделение начальной буквы Ё в словах.4.     Ро...

Методическая разработка фронтального открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие в страну знаний»

Обучение звуковому  анализу и синтезу слов; развитие графомоторных навыков и зрительного внимания....

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква М".

Знакомство с буквой М. Характеристика звука. Игры со звуками....

План-конспект фронтальной логопедической ОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме "Звуки П , П* и буква П"

​​План-конспектфронтальной логопедической ОДпо обучению грамотев подготовительной группе компенсирующей направленностипо теме  "Звуки П, П* и буква П"...