конспект занятия
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Байдикова Галина Михайловна

"Жили -были дед и баба".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ded_i_baba.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

                                детский сад № 11

                                         Конспект Н О Д

                ( По познавательному развитию в старшей группе.)

                           « Жили –Были дед да баба».

                            Разработал: воспитатель Байдикова Г.М.

                                           

        

                                        Острогожск 2015г.

Цель: познакомить детей с традиционно- бытовой культурой русского народа:  избой, домашней утварью, орудиями труда, одеждой.

Задачи: познакомить с устным народным творчеством, загадками, пословицами, с устройством русской избы.

Развивать чувство любознательности, память, зрительное и эстетическое восприятие.

 Воспитывать любовь к русскому фольклору.

Предварительная работа: экскурсии в местный краеведческий музей, занятия в горнице в детском саду.

Приоритетные образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социализация.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Оборудование: комната, оборудованная под «горницу», обставленная мебелью, утварью, образами, рушниками.

Активизация словаря: сруб, ухват, печь, картофель в лупянках, образа, решето, квашня.

                    Ход НОД

Дети входят в избу, рассаживаются на скамейки ,расставленные вдоль стен.

Воспитатель: «Жили- были дед да баба…».Так начинаются многие русские сказки .А как они жили? В каких домах? Почему Русь называли деревянной? Какие вещи их окружали?

Дед и баба, и вообще русские крестьяне жили в избах. Это старинное название деревенского дома. Избы ещё называли срубами, потому что их рубили- строили топорами из дерева. Без топора в хозяйстве никак нельзя. Вот и уважил народ топор, сложив про него загадки.

  1. «Кланяется, кланяется , придёт домой- растянется».
  2. «В лес  идёт- домой глядит, домой идёт- в лес глядит».

Россия- страна лесная, деревом богатая. Вот и строили из дерева и дома, и столы, и лавки, и полки для посуды; орудия труда и прочие вещи. Крестьяне любили порядок, и всё в доме ( включая и людей ) : стояло, знало своё место.

Справа от входа в избе помещалась печь. «Дом без печки- нежилой дом»-говорили в народе. Печку называли «кормилицей –матушкой».Она и в самом деле, кормила людей: в ней пекли хлеб, варили щи, кашу, картошку в лупянках (мундире). От жарко натопленной печки становилось в доме тепло и уютно, даже в самую лютую зимнюю стужу.

Загадки про печь :

1. «Шуба в избе , рукав на улице».

 2. «Толстая Федора, наедается не скоро. Но, зато когда сыта, от Федоры теплота».

3. Мать –толста, Дочь- красна, Сын- бес, долетел до небес».

 4. «Бабушка седа- бела, зимой всем мила, а как лето наступает, про бабушку забывают.» Возле печки в русском доме всегда стояли большие чугуны и горшки. Почему чугунок так называется, потому что он чугунный, из прочного металла сделан. А для чего он нужен? Варить щи, картошку, каши. Голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей не вытащить из раскалённой печи. Это делали с помощью ухвата.

Загадки: 1. «Рогат, да не бык,

        Хватает, да не сыт,

        Людям отдаёт,

        Сам на отдых идёт! (Ухват).

  1. «Железный конь, скачет в огонь!» «Кочерга».

Кочерга нужна, чтобы ворошить угли в печке, чтобы она жарче горела. Ребята, а вы знаете, что печки бывают разные: и голландки и буржуйки. Но они просто отапливали жилище, а вот русская печь- особенная. У простого народа к печи было почтительное отношение. Нельзя было, например, даже ссориться, ругаться в доме, а то печь услышит. Русская печь была участницей многих обрядов, сопровождающих  человека от рождения до самой смерти. Где-то тут, возле печки, верили в народе, обитает « он»- дух, охраняющий благополучие дома и живущих в нём людей. Духа так и называли-  « Запечник » , « Доможил », « Домовой».

Напротив печки, наискосок от неё, место «Красного угла». «Красный»-значит, красивый( красная девица», «красное солнышко»).Красный угол -самое чистое, светлое и нарядное место во всём  доме. Здесь на особой полочке- Божнице( где Боги стоят)- у верующих крестьян, всегда стояли иконы.(Изображения Бога и почитаемых Святых).Их называли Образами. Входя в дом, гость обязательно снимал шапку, и крестился на Образа, а затем, кланялся и приветствовал хозяев. Этим гость показывал, что пришёл с добром и худого не замышляет. «Доброму гостю особая честь». Гостя приглашали «откушать хлеба –соли» и сажали на самое почётное место у икон, рядом с хозяином. По русскому обычаю стол в избе должен стоять в красном углу, ведь еду- хлеб наш насущный, человеку посылает Бог, а стол- его ладонь. Когда семья собиралась за столом, все чинно, спокойно, ели не торопясь. А если какой-нибудь ребёнок вёл себя неспокойно, то получал в наказание деревянной ложкой по лбу. Ребята , самое главное  на столе- это хлеб. Хлеб выпекали раньше в русской печке. Давным-давно в 10 веке появился кислый ржаной хлеб, который готовился на квасно-тестяной закваске, который стал национальным хлебом.

Как же пекли хлеб в старину? Прежде чем замесить тесто, просеивали муку через сито или решетом, затем в большом глиняном горшке или  деревянной кадке- квашне замешивали тесто ставили кадку в тёплое место, чтобы оно поднялось и выходилось, тогда хлеб получался пышным и мягким.

Загадка: « Сидела баба на печи,

        На калёном кирпиче,

        Не смогла стерпеть,

        Начала пыхтеть».

Чтобы тесто лучше поднималось , его накрывали чистым полотенцем. В печь сажали  хлеб на деревянной лопате. С её же помощью, готовый хлеб и вынимали и клали на чистое полотенце, разосланное на столе. А чтобы корочка была хрустящей, ещё горячий хлеб, слегка смачивали водой и покрывали льняным полотенцем.

Вот и хлеб готов, отведайте гости дорогие!

(Угощают детей караваем ).

Пословицы про хлеб:

  1. «Хлеб всему голова».
  2. « Без хлеба- нет обеда».
  3. « Ржаной хлебушко- калачам дедушка».
  4. «Не уродится рожь- по миру пойдёшь».
  5. « Гречневая каша- матушка наша, а хлебец ржаной- нам отец родной».

Далее под  фонограмму русской народной песни дети рисуют русскую печь .

Выставка и анализ детских рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...