ООД по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Бондарева Елена Сергеевна

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poslednee.docx20.69 КБ
Office presentation icon Презентация к ООД1.98 МБ

Предварительный просмотр:

                               Тема: «Путешествие в осенний лес».

Цели: - активизировать  словарь по данной теме;

            - развитие связной речи;

            - упражнять детей в составление слова;

            - развивать у детей координацию движений с речью;

            - учить подбирать  слова – действия к названиям, синонимы к глаголам;

             - учить составлять рассказы  об осени с опорой на картинку;

             - развивать внимание, память, мышление;

             - учить детей эмоционально воспринимать стихи.

Развивающая среда: листья деревьев, карточки со слогами, карточки с цифрами, мячик. Раздаточный материал к речевой ирге «Рассели по домикам».

Предшествующая работа.

  1. Разучивание стихотворений.
  2. Беседа по теме: «Осень».
  3. Рассматривание иллюстраций. Наблюдение.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Я вам  предлагаю послушать загадку и вы поймёте о чём пойдёт  речь.

     Если на деревьях листья пожелтели

     Если в край далёкий птицы улетели

     Если небо хмурое

     Если дождик льётся

     Это время года ( осенью) зовётся.

- Правильно!

Слайд №2.

- А почему вы так решили, что это время года осень? А может быть лето?

- Как вы можете описать картинку?

 - Назовите осенние месяцы?

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель. И сейчас я предлагаю отправиться  вам в осенний, сказочный лес. И посмотреть,  что происходит на лесной полянке.

Слайд №3.

      Ну, что ж, ребятки собирайтесь

      В путь дорогу  отправляйтесь.

      Путь дорога не легка

Дети: да, да, да.

      Едем, едем на машине                   Дворики счищают капли

      Нажимаем на педаль,                    Вправо, влево. Чистота.

      Газ включаем, выключаем,          Мы – шофёры хоть куда.

     Смотрим пристально вдаль.

   

Воспитатель. Ну ка давайте покажем ка мы поедем. ( под музыку )

Слайд №4.

         Воспитатель. А вот и наша остановка. Но чтобы попасть в осенний лес нужно сказать следующие слова: «Я на ножке покручусь и в осеннем лесу окажусь».

Слайд №5.

Вот мы и в лесу (развитие речевого дыхания).

Давайте все вместе скажем: Ах, какая чудесная поляна!

- Ах, какой чистый воздух!

- Ах, как красиво!

Воспитатель. Дети, на лесной поляне нас ждёт много заданий. И вот первое, чтобы его выполнить надо сесть за столы. Он называется «Подними цифру», я буду говорить вам предложение, а вы слушаете, подсчитываете количество слов и поднимаете цифру, будьте очень внимательны.

Слайд №6. (читаю текст со слайда под музыку)

Игра «Подними цифру».

-А вот и следующее задание, которое называется «Осенние песенки язычка», подходите ко мне, встаньте в круг. И давайте споем.

Слайд №7. (под музыку)

Воспитатель. Молодцы, хорошо, чётко спели песенку язычка.

Ой, ребята у нас на полянке появился грибок и он приготовил для вас задание, которое называется-составь слово, проходите за столы.

Слайд №8. (дети выполняют задание под музыку)

Воспитатель. Молодцы и с этим заданием вы справились. Предлагаю нам немножечко отдохнуть, особенно отдохнуть нашим глазкам, подходите ко мне и давай те посмотрим на экран, будем следить за листиком.

Слайд №9-12 (зрительная гимнастика)

Отдохнули наши глазки, а я предлагаю продолжить, следующее наше задание, рассели слова по домикам, будьте очень внимательны.

Слайд №13.

Воспитатель. Ребята, осенью чаще дует ветер, и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад, и он подарил мне вот этот волшебный мячик, давайте  в круг станем «Мяч волшебный и осенний будет в руки к вам скакать и вопросы задавать. А в замен раздавать.

       Игра: « Скажи ласково»

Лист, зонт, туча, дождь, лужа, ветер, лес, дерево, заяц, волк, кошка, стол.

Ребята, а скажите, как называется явление в природе, когда опадают листья.

Дети. Листопад.

(Раздаю листья детям в руки).

Слайд №14. (музыка после стиха)

-Какими цветами раскрасила осень листья деревьев? (Красным, жёлтым, багряным, коричневым и т.д.)

- Подберите много – много слов, чтобы рассказать о листьях, какие они.

(Красивые,  большие,  маленькие,  легкие,  разные,  прозрачные, красочные, осенние, цветные, разноцветные, пестрые, веселые, радостные, сказочные, волшебные и  т. д)

Воспитатель. А сейчас мы с вами превратимся в волшебные листочки.

      Мы листики осенние                  Ветер снова побежал

      На ветках мы сидели.                 И листочки все поднял.

      Дунул ветер – полетели            Закружились, полетели

      Мы летели, мы летели               И на землю тихо сели.

      И на землю тихо сели

Танец под музыку на слайде №14.

Воспитатель.

- Соберём прекрасный  букет из осенних листьев и поставим в вазу, Пусть он радует нас своей волшебной красотой.

Воспитатель. Нам, дети, пора возвращаться в группу. Вспомним волшебные  слова: «Я на ножке покручусь и в своей группе окажусь».

Итог занятия.

- Что понравилось на занятии?

Похвала  каждого ребёнка. Слайд №15.

Самоанализ.

Дата: 28.11.2016.

28. 11. 2016г. Мною проведено ООД с детьми старшей группы №8 по развитию речи, на тему: «Путешествие в осенний лес».

Целью ООД являлось следующее: - активизировать  словарь по данной теме;

            - развитие связной речи;

            - развитие мелкой моторики;

            - упражнять детей в образовании разных форм глаголов;

            - развивать у детей координацию движений с речью;

            - учить подбирать  слова – действия к названиям, синонимы к глаголам;

             - учить составлять рассказы  об осени с опорой на картину;

             - развивать внимание, память, мышление;

             - учить детей эмоционально воспринимать стихи.

1. Предварительная работа.

При подготовке к занятию мною была проведена следующая работа:

- подготовлен конспект;

- продумано использование наглядного, раздаточного материала;

- разучивание стихотворений;

- беседа по теме: «Осень»;

- рассматривание иллюстраций;

- наблюдения на прогулке за изменениями в природе.

2. Ход ООД.

Игровые

- сюрпризность;

- создание игровой ситуации;

- воображаемая ситуация.

Словесные

- разговор, беседа;

- вопросы;

- использование художественного слова;

- напоминание, пояснение;

- обучение правильной артикуляции;

- педагогическая оценка.

Практические

- выполнение лого ритмики, гимнастики на развитие речевого дыхания;

- использование дидактических игр.

Наглядные

- использование ИКТ, наглядная презентация.

- иллюстрационный материал.

         Методические приемы

- постановка задачи, вводная беседа;

- беседа о ходе выполнения действий, объяснения, вопросы к детям;

- использование ИКТ;

- дидактические игры «Составь слово», «Скажи дасково», речевая игра «Рассели по домикам»;

- упражнение «Найди цифру».

Мною отмечен хороший эмоциональный настрой детей, так как я постаралась заинтересовать и привлечь внимание с помощью создания воображаемой ситуации в начале ООД и поддерживать интерес в течение всего занятия с помощью различных игровых и дидактических упражнений.

Не удалось уложиться в указанное время, так как был пропущено упражнение «Опиши картину».

В ходе ООД мною были использованы:

-  физминутка «Едем-едем на машине», танец  с осенними листиками;

- гимнастика на развитие речевого дыхания, логоритмика на звук «Р» и «л»;

- зрительная гимнастика.

При подготовке к следующему ООД надо учесть чередование упражнений и дидактических игр, которые выполняются сообща или индивидуально (за столами), чтобы было максимально комфортно для детей.

Итог ООД.

При подведение итога мы с детьми поговорили о том, кому, что понравилось. Таким образом, в результате проведения ООД поставленная цель была достигнута частично, так как выбранная мной форма организации занятия  была не достаточно эффективной и динамичной.

Я старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

Бондарева Е.С.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...