Конспект занятия "Звук и буква С. Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Алена Валерьевна Чегодаева

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по лексической теме "Зима", знакомство со звуком С, буквой С.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Звук и буква С. Зима.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

- формировать и расширять у детей «семантическое поле» слов-глаголов;

Коррекционно-развивающие:

- автоматизировать у детей звук С в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля;

- развивать дыхание и голос;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- уточнять и расширять слова через формирование семантического поля слова «снег» и развитие валентности слов;

- развивать навыки словоизменения;

Коррекционно- воспитательная:

- обучать детей правильному поведению на ледяной горке.

Оборудование: таблица акустико-артикуляционного образа звука [С], цветные фишки, искусственная ёлочка; ёлочные шары из бумаги с предметными картинками, пластиковые снежинки.

Ход занятия

  1. Организационный момент

- К какому времени года относятся слова: снег, санки, снежинки, снеговик? (Зима)

II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

  1. Общее расслабление.

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем…

  1. Развитие общей моторики. Выполнение действий по  тексту.

Рано утром на полянке

Веселятся две снежинки

Левой ножкой: топ, топ!

Правой ножкой: топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет выше всех?

  1. Развитие мелкой моторики. «Снежок»

Раз, два, три, четыре

Загибают пальчики начиная с большого.

Мы с тобой снежок слепили.

Лепят, меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень гладкий.

Показывает круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий.

Грозят пальчиком.

  1. Развитие мимических мышц.

Найдите  «Мы умеем улыбаться. Мы умеем удивляться. Мы умеем сердиться. Мы умеем огорчаться».

  1. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

- для челюсти: «Улыбочка»;

- для языка: «Почистим нижние зубки», «Сердитая киска»;

- для губ: высунули язык «лопаточкой» и сдули снежинки со своего стола.

  1. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
  1. Объявление темы занятия.

Сегодня мы поговорим о снеге, о словах-родственниках к слову «снег» и при этом будем правильно произносить звук С.

  1. Акустико-артикуляционный образ звука.

- Проверьте, как у вас работают губы и язык:

- губы улыбаются;

- кончик языка находится за нижними зубами;

- язык, как «сердитая киска» (боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам; передняя часть спинки языка поднимается к верхним бугорочкам и образует с ним щель;

- по середине языка идёт сильная, холодная, воздушная струя;

- горлышко молчит.

- Звук «С» - согласный, твердый, глухой, свистящий.

  1. Развитие фонематического слуха.

Перед детьми выставляется макет ёлочки. Дети украшают ёлочку картинками, в которых встречается звук «С» в начале слова.

- Разделим слова на слоги. Каким способом?

Картинки: сани, совок, сом, сова, самокат.

Ребенок называет слово, украшает этой картинкой ёлочку и делит слово на слоги.

  1. Соотношение звука с буквой.

«С» - как серп рисуем с вами.

«С» - свернулся сом с усами.

На снегу подковы след.

«С» - сверкает силуэт.

5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях.

- Ребята, посмотрите у нас под ёлкой лежит «снежный» ком. Поиграем с ним?

- Я буду называть первый слог, а кому я кину «снежный ком» - второй слог.

- Добавь слог СА: ли…(са), ро…(са), плак…(са), о…(са).

- Добавь слог СЫ: бу…(сы), ко…(сы), у…(сы), ве…(сы), ча…(сы).

- Молодцы! Присаживайтесь за столы. Проанализируем звуки в слогах СА, СЫ.

                       Составление схем слогов:

- Ребята, у слова «снег» есть слова-родственники, которые образовались от слова снег:

- Маленькая частичка снега? (Снежинка).

- Снег, слепленный в ком, как называется? (Снежный).

- Как называется явление природы, когда снег сыплется с неба большими хлопьями и быстро? (Снегопад).

- Как называется фигура, слепленная из снега? (Снеговик).

- Как называется девочка из сказки, которую слепили Дед и Баба из снега? (Снегурочка).

- Как называется птица, которая прилетает с первым снегом? (Снегирь).

- Составим предложения с этими словами.

                Дети слепили снеговика.

                На березе сидит снегирь.

                С неба падают снежинки.

  1. Физкультминутка «Снежинка».

Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Взмахи руками.

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном

Кружиться.

И землю устилаете

Блестящим серебром.

Присесть.

  1. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

- Игра: «А что вчера».

                Сегодня снег блестит, а вчера …

                Сегодня снег падает, а вчера…

                Сегодня снег сверкает, а вчера …

                Сегодня снег тает, а вчера …

                Сегодня снег хрустит, а вчера …

                Сегодня снег идёт, а вчера …

- А сейчас вспомните слова действия, которые выполнял снег в игре: «А что вчера». Украсьте ёлочку снежинками при назывании каждого слова.

- Со снежинками ёлочке будет тепло зимой.

  1. Итог занятия и оценка деятельности детей.

- Какой звук мы учились говорить правильно?

- О каком времени года мы сегодня говорили? Вспомните действия, которые относятся к слову снег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Идет зима аукает" для детей среднего возраста в рамках тематической недели "Проводы зимы"

Цель: Закрепить знания детей о зиме, ее явлениях, изменениях в природе, узнавать эти изменения в природе, узнавать их в музыке, загадках. Определять настроение музыки, характеры передаваемых образов. ...

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ЗИМА, ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ЗИМА, ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...

Звуки [В], [Вь]. Буква В. Зимующие птицы

Знакомство со звуками В и Вь, расширение словаря по теме "Зимующие птицы"...

Конспект занятия по развитию речи "Зима. Зимующие птицы с использованием пересказа рассказа Н. Сазоновой "Теплая кормушка"

Данный материал могут использовать воспитатери речевых групп для детей подготовительного возраста....

Методическая разработка. Конспект открытого занятия. Речевая группа. "Зима. Зимующие птицы"

Методическая разработка. Конспект открытого занятия. Речевая группа. "Зима. Зимующие птицы"...