подгрупповое логопедическое занятие
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Пачкова Лариса Александровна

Первое и третье занятие по развитию речи по Нищевой. Март месяц 2 неделя . Тема "Наша Родина - Россия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mart_2_nedelya.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

МАРТ

                                  2 неделя

     Занятие 1

Тема «Наша родина - Россия»

Коррекционно-образовательные цели: Углубление представлений о России. Расширение и уточнение словаря по теме. Совершенствование навыка чтения.

Коррекционно-развивающие  цели: Развитие связной речи, фонематических представлений, тонкой и общей моторики, выразительности движения, творческого воображения.

Оборудование: Гимн России. Герб России. Картинка  «Москва столица нашей родины». Текст стихотворения - И.С.Никитина «Русь»

                               Ход занятия

  1. Организационный момент.

Сегодня у нас состоится очень важный разговор. Мы будем говорить о нашей великой и прекрасной родине- России. Это карта России. Послушайте пьесу русского композитора Юрия Чичкова «Ромашковая Русь» Послушайте стихи о России.

Под большим шатром

Голубых небес-

Вижу –даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше тёмных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям в моря

Реки катятся

И лежат пути

Во все стороны

Широко, ты Русь

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

По седым морям

Из далёких стран

На поклон к тебе

Корабли идут

И поля цветут,

И леса шумят

И лежат в земле

Груды золота

И во всех концах света белого

Про тебя идёт

Слава громкая

Уж и есть за что,

Русь могучая

Полюбить тебя

Назвать матерью

Россия нарисована необъятной, могучей, великой и красивой. Как называет её поэт в конце стихотворения (поэт назвал её матерью) И мы должны любить свою родину как мать.

  1. Упражнение «Это важное слово»

Велика и необьятна Россия. Много в ней городов, рек и озёр.Есть в России горы, её берега омывают разные моря

Что такое Россия (так называется наша страна)

Москва ( столица нашей родины)

Дон  (река в России)

Енисей  (река в России)

Нева  (река в России)

Байкал (самое глубокое озеро)

С какой буквы начинается слово Россия (Р)

Вторая буква в слове Москва (О)

С какий буквы начинается слово Дон (Д)

Третья буква в слове ЕНИСЕЙ  (И)

Какая первая буква в слове Нева. (Н)

Вторая буква в слове Байкал(А)

Получилось слово РОДИНА,

3.Чтение рассказа К.Д.Ушинский  «Наше отечество»

Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

  1. Беседа по прочитанному.

Как начинается рассказ? Как называет автор свою родину? Почему мы зовём родину Отечеством? Почему мы зовём её родиной? Как заканчивается рассказ?

  1. Коллективное составление плана рассказа.

С чего вы начнёте рассказ? ( как автор называет родину)

О чём расскажите дальше? (расскажем почему родина называется Отечеством)

Как вы продолжите рассказ (объясним, почему родину мы называем матерью)

Как вы закончите рассказ (мы объясним, почему у человека одна родина)                                   

5.Подвижное упражнение «Берёза»

Дети выходят на ковер, встают в круг и выполняют движения с речью.

Береза моя березонька,                   Идут по кругу, взявшись за руки

Береза моя белая,

Береза кудрявая.

Стоишь ты, березонька,        Останавливаются, поднимают руки, тянутся вверх

Посередь долинушки,

На тебе, березонька,                       Опускают руки

Листья зеленые,

Под тобой, березонька,                     Медленно приседают

Трава шелковая.

7. Повторное чтение рассказа.

8. Пауза для подготовки детей.

9.Пересказ текста детьми.

10 Окончание занятия. Оценка работы детей

                                  МАРТ

                                  2 неделя

     Занятие 3

Тема «Наша родина - Россия»

Коррекционно-образовательные цели: Систематизировать представлений о России. Активизация и актуализация словаря по теме.  Совершенствование грамматического строя речи ( образование и употребление имён прилагательных в сравнительной степени)

Совершенствование синтаксического строя речи (составление предложений с противопоставлением).

Коррекционно-развивающие цели :Развитие диалогической речи, речевого слуха,  артикуляционной, тонкой моторики и выразительности движений, координации речи с движением

Оборудование:

Предметные картинки по теме. Цветовые сигналы разных цветов по числу детей, карточки со словами, карточки со звуковыми схемами, резиновый мяч среднего размера.

                  Ход занятия

  1. Организационный момент. Пословицы и поговорки о родине.

Сегодня у нас заключительное занятие по теме «Наша родина – Россия» и начнём мы его с пословиц и поговорок.

Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Одна у человека мать, одна у него и родина.

У народа один дом – Родина.

Нет сына без отчизны.

Родина – всем матерям мать.

Родина – мать, чужбина – мачеха.

Береги Родину, как зеницу ока.

Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.

  1. Упражнение «Сравни и расскажи»

Мы свами говорили о том, что Россия велика, необъятна, много в ней гор, полей, рек, лесов. Рассмотрите и сравните объекты изображённые на картинках.

(Берёза выше рябины, а рябина ниже берёзы.Дуб толще берёзы, а берёза тоньше дуба. Река шире ручья, а ручей уже реки. Море глубже реки, а река мельче моря.)

  1. Упражнение «Синий-зелёный»

Сегодня мы будем различать звуки Л-Ль. Я буду называть слова, а вы будите поднимать флажки, синий если в слове звук -Л и зелёный если звук –Ль (поля, холмы, сёла, люди, столица, великая, большая, любимая …)

  1. Упражнение «Подбери схему»

Прочитайте слова: горы, пик, край. Подберите звуковую схему к каждому слову.

5 Подвижное упражнение «Береза»

Дети выходят на ковер, встают в круг и выполняют движения с речью.

Береза моя березонька,             Идут по кругу, взявшись за руки

     Береза моя белая,

     Береза кудрявая.

     Стоишь ты, березонька,            Останавливаются, поднимают руки,

тянутся вверх

Посередь долинушки,

     На тебе, березонька,                Опускают руки

     Листья зеленые,

     Под тобой, березонька,            Медленно приседают

     Трава шелковая.

6 Игра с мячом «Семейка слов»

Давайте образуем слова из одной семейки со словом Родина.

Ваша  мама вас… (родила)

Каким словом можно назвать папу и маму? (родители)

А каким словом ты назовешь родных дядю и тетю? (родственники)

 Какой брат у тебя есть?(родной)

 А кто живет в нашей стране? (народ)

Какую песню мы пели? (народную)

Как по -другому можно назвать ключ, бьющий из под земли? (родник)

Перечислите все слова из одной семейки со словом Родина . Вот какая большая семья получилась! И вы теперь знаете, что Родина – это та земля, где мы родились, где живет наш народ. Родина – родная земля.

7. Игра с мячом «Венок из слов»

Россия какая? (великая, красивая, родная…)

Что ещё красивое в России? (реки, моря, озёра, горы, поля, луга, леса…)

Какие горы? (высокие, снежные, белые)

Что ещё высокое? (Тополя, дуб, кедр..)

Какая берёза? (русская, белоствольная, кудрявая, зелёная)

8. Игра «Закончи предложение»

На карте розовым цветом обозначена -…моя Родина

Я очень люблю мою  Родину

Сегодня мы говорили… о моей Родине

Я горжусь… моей  Родиной.

9. Упражнение «Составь схему предложения».

 Ребята, послушайте предложение и составьте его схему.

Березу считают символом России.

Сколько слов в этом предложении? (Четыре). Почему вы так обозначили последнее слово? (Это название страны, поэтому пишется с заглавной буквы и на схеме обозначается таким значком). Какое второе (третье) слово по счету?

10. Рассказывание стихотворения В Гусева «Я – русский человек»

Я – русский человек,, и русская природа

     Любезна мне, и я ее пою.

     Я – русский человек, сын своего народа

     И с гордостью гляжу на Родину свою.

11.Окончание занятия. Оценка работы детей.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».

Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми 6-7-летнего возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи....