План - конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Чтение художественной литературы: Сказка С. Аксакова. « Аленький цветочек».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Рафикова Эльмира Тихфятовна

Рафикова Эльмира Тихфятовна

Воспитатель

Детский сад «Солнышко» с.  Борское

 

 

 

 

Номинация: Методическая разработка (сценарии мероприятий и разработки уроков по творчеству С. Т. Аксакова)

 

 План - конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному  развитию  в  старшей группе

Чтение художественной литературы: Сказка С. Аксакова.

« Аленький цветочек».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Борское, 2017

 

 

 

Тема: «Аленький цветочек».

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое  развитие»,  «Социально - коммуникативное развитие»;

Направление развития: «Познавательное развитие».

Цель занятия: поддерживать интерес детей к художественной литературе, воспитывать любовь к русскому народному устному творчеству.

Задачи:

ОО «Художественно – эстетическое развитие»

                  1.Продолжать учить детей рисовать сказочные цветы.

                   2.Формировать умения работать акварельными красками.

                   3. Развивать чувство цвета.

                   4.  Развивать творческое рисование

ОО «Физическое развитие»

      5. Развивать зрительное и слуховое восприятие, общую моторику, мелкую           моторику пальцев рук.

ОО «Познавательное развитие»

           6.Развивать внимание, воображение, память, мышление

          7.Усовершенствовать в развитие речи  понимать различные средства выразительности; эпитеты, сравнения.

         8. Уметь оценивать героев; добрая, нежная, красивая, злые, завистливые, учить выражать своё отношение к тексту.

        9.Повторять с детьми структурные части любой сказки: зачин, волшебные действия, волшебные предметы, концовка.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

10.Формировать положительную  мотивацию к занятиям.

11.Развивать навыки работы в команде, умение слушать высказывания и предположения товарищей

 

Методы и приемы:

Словесные: беседа о С.Т. Аксакове, рассматривание иллюстраций по сказке.

Практические: показ (рисования нетрадиционным способом); показ слайдов; художественное слово - загадывание загадки,  показ иллюстраций по сказке, вопросы к детям.

Наглядные:  образец рисунка «Цветочек аленький»;  иллюстрации  слайдов – картинок  с изображением  по сказке «Аленький цветочек».

Материалы, инструменты, оборудование: проектор, слайды с изображением сказки,  образец рисунка цветка,  мольберт,  ½ альбомного листа тонированной бумаги, палитра с алой гуашью, салфетки.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации

Двигательная

Физкультминутка.

Игровая

 Игра на внимание «Да или нет».

Познавательно-исследовательская

Рассматривание слайдов с изображением сказки.

Коммуникативная

Беседа о С.Т. Аксакове.

Чтение художественной литературы

Чтение сказки «Аленький цветочек»

Продуктивная

 

Рисование «Цветочек аленький».

 

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность

воспитанников

Ожидаемые

результаты

1

2

3

4

1

Воспитатель предлагает послушать. Звучит волшебная, завораживающая музыка.

Воспитатель задает вопросы:

 Понравилась вам эта музыка? А какое настроение она у вас вызывает?

( Загадочное, волшебное, ожидание чуда.)

Вспомните, какую мы с вами недавно читали сказку. ( « Аленький цветочек».)

 

Дети слушают музыкальное произведение, отвечают на вопросы.

 

Узнают новое музыкальное произведение. Развивают музыкальные способности.

2

Воспитатель предлагает вопрос:

  Как узнать, что речь идёт не о стихотворении, не о рассказе, а о сказке? Какими словами начинаются сказки? (« Жили-были, « В некотором царстве, в некотором государстве».) Предлагает  вспомнить, какими словами начинается наша сказка. Начало сказки называется « зачин». А какими словами заканчивается  сказка? (« И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» или « Стали они жить – поживать и детей наживать».)  « концовка» русских сказок.

 

 

Вспоминают, отвечают

Появляется интерес и мотивация. Повторяют структурные части любой сказки новое о произведениях

3

Воспитатель предлагает вспомнить,   какие волшебные превращения могут происходить в русских сказках? ( Лебедь превращается в царевну, царевна в лягушку добрый молодец - в сокола, чудище лохматое - в прекрасного царевича.)

 

Вспоминают, думают, рассуждают

Развивают воображение

4

Воспитатель предлагает подумать и рассказать.

Какие волшебные предметы помогают героям русских сказок победить добро? ( Волшебный меч - кладенец , скатерть самобранка, дудочка- самогудочка и т.д )

Думают, рассуждают

Развивают память

5

Воспитатель предлагает вспомнить прочитанную сказку  «Аленький цветочек» и ответить на вопрос:  какие были волшебные предметы? ( Волшебное письмо, огненные слова, которые писало чудовище, перстень, блюдечко с яблочком, аленький цветочек.)

 

Думают и вспоминают

Развивают мышление

6

Воспитатель предлагает физкультминутку

Посажу я зёрнышко в маленький горшок, (Ребёнок садится на корточки)

Вырастет из зёрнышка тонкий стебелёк,

(Тихо встаёт руки верх)

А потом листочки,

(Руки в стороны, вперёд, поочерёдно)

А потом цветочки.

(Руки перед грудью,  ладошки сложены и постепенно раскрываются)

Играют

Улучшается настроение

7

Воспитатель предлагает вопросы по сказке

Кто главные герои сказки?

Какой был купец? ( Добрый, любил своих дочерью.)

Что сказала отцу старшая дочь?

А что средняя?

Что попросила у отца меньшая дочь?

Какая она была? ( Добрая, нежная, любящая.)

А каким был чудовище?(Страшным, но добрым, верным.)

Он был счастлив или нет? Что же произошло с чудовищем, когда меньшая дочка не вернулась в положенный срок?

А что же произошло потом? ( Он превратился в прекрасного принца.) Как заканчиваются все русские народные сказки? ( Хорошо; добро побеждает зло.)

 

Рассуждают, отвечают на вопросы

Узнают новое о сказке

8

Предлагает  придумать и нарисовать сказочный цветок. Подумать, как  сказочный цветок будет выглядеть. У него может быть необычный цветок с лепестками, стебель может быть прямой или волнистый, листья различной величины и формы. И обязательно изобразите сияние цветка, как – будто вокруг него светит солнышко. Воспитатель предлагает детям передать сияние аленького цветка с помощью акварельной краски, подумать, какого цвета краску они будут использовать для передачи сияния цветка. В процессе работы педагог обращает внимание на то, что сияние как солнечные лучи, расходятся от цветка в разные стороны.

Воспитатель мотивирует детей тем, что все работы пойдут на выставку и на показ детям средней группы.

Рисуют, придумывают

Выставка работ в группе и показ детям средней группы работ.

9

Воспитатель предлагает шкатулку, а в ней сюрприз (смайлики) каждый ребенок выбирает смайлик, который понравился по настроению.

Играют, выбирают

Настроение  веселое.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alenkiy_tsvetok_konspekt.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Рафикова Эльмира Тихфятовна

Воспитатель

Детский сад «Солнышко» с.  Борское

Номинация: Методическая разработка (сценарии мероприятий и разработки уроков по творчеству С. Т. Аксакова)

 План - конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному  развитию  в  старшей группе

Чтение художественной литературы: Сказка С. Аксакова.

« Аленький цветочек».

Борское, 2017

Тема: «Аленький цветочек».

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое  развитие»,  «Социально - коммуникативное развитие»;

Направление развития: «Познавательное развитие».

Цель занятия: поддерживать интерес детей к художественной литературе, воспитывать любовь к русскому народному устному творчеству.

Задачи:

ОО «Художественно – эстетическое развитие» 

                  1.Продолжать учить детей рисовать сказочные цветы.

                   2.Формировать умения работать акварельными красками.

                   3. Развивать чувство цвета.

                   4.  Развивать творческое рисование

ОО «Физическое развитие»

      5. Развивать зрительное и слуховое восприятие, общую моторику, мелкую           моторику пальцев рук.

ОО «Познавательное развитие»

           6.Развивать внимание, воображение, память, мышление

          7.Усовершенствовать в развитие речи  понимать различные средства выразительности; эпитеты, сравнения.

         8. Уметь оценивать героев; добрая, нежная, красивая, злые, завистливые, учить выражать своё отношение к тексту.

        9.Повторять с детьми структурные части любой сказки: зачин, волшебные действия, волшебные предметы, концовка.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

10.Формировать положительную  мотивацию к занятиям.

11.Развивать навыки работы в команде, умение слушать высказывания и предположения товарищей

 

Методы и приемы:

Словесные: беседа о С.Т. Аксакове, рассматривание иллюстраций по сказке.

Практические: показ (рисования нетрадиционным способом); показ слайдов; художественное слово - загадывание загадки,  показ иллюстраций по сказке, вопросы к детям.

Наглядные:  образец рисунка «Цветочек аленький»;  иллюстрации  слайдов – картинок  с изображением  по сказке «Аленький цветочек».

Материалы, инструменты, оборудование: проектор, слайды с изображением сказки,  образец рисунка цветка,  мольберт,  ½ альбомного листа тонированной бумаги, палитра с алой гуашью, салфетки.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации

Двигательная

Физкультминутка.

Игровая

 Игра на внимание «Да или нет».

Познавательно-исследовательская

Рассматривание слайдов с изображением сказки.

Коммуникативная

Беседа о С.Т. Аксакове.

Чтение художественной литературы

Чтение сказки «Аленький цветочек»

Продуктивная

Рисование «Цветочек аленький».

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность

воспитанников

Ожидаемые

результаты

1

2

3

4

1

Воспитатель предлагает послушать. Звучит волшебная, завораживающая музыка.

Воспитатель задает вопросы:

 Понравилась вам эта музыка? А какое настроение она у вас вызывает?

( Загадочное, волшебное, ожидание чуда.)

Вспомните, какую мы с вами недавно читали сказку. ( « Аленький цветочек».) 

Дети слушают музыкальное произведение, отвечают на вопросы.

Узнают новое музыкальное произведение. Развивают музыкальные способности.

2

Воспитатель предлагает вопрос:

  Как узнать, что речь идёт не о стихотворении, не о рассказе, а о сказке? Какими словами начинаются сказки? (« Жили-были, « В некотором царстве, в некотором государстве».) Предлагает  вспомнить, какими словами начинается наша сказка. Начало сказки называется « зачин». А какими словами заканчивается  сказка? (« И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» или « Стали они жить – поживать и детей наживать».)  « концовка» русских сказок.

Вспоминают, отвечают

Появляется интерес и мотивация. Повторяют структурные части любой сказки новое о произведениях

3

Воспитатель предлагает вспомнить,   какие волшебные превращения могут происходить в русских сказках? ( Лебедь превращается в царевну, царевна в лягушку добрый молодец - в сокола, чудище лохматое - в прекрасного царевича.)

Вспоминают, думают, рассуждают

Развивают воображение

4

Воспитатель предлагает подумать и рассказать.

Какие волшебные предметы помогают героям русских сказок победить добро? ( Волшебный меч - кладенец , скатерть самобранка, дудочка- самогудочка и т.д )

Думают, рассуждают

Развивают память

5

Воспитатель предлагает вспомнить прочитанную сказку  «Аленький цветочек» и ответить на вопрос:  какие были волшебные предметы? ( Волшебное письмо, огненные слова, которые писало чудовище, перстень, блюдечко с яблочком, аленький цветочек.)

Думают и вспоминают

Развивают мышление

6

Воспитатель предлагает физкультминутку

Посажу я зёрнышко в маленький горшок, (Ребёнок садится на корточки)

Вырастет из зёрнышка тонкий стебелёк,

(Тихо встаёт руки верх)

А потом листочки,

(Руки в стороны, вперёд, поочерёдно)

А потом цветочки.

(Руки перед грудью,  ладошки сложены и постепенно раскрываются)

Играют

Улучшается настроение

7

Воспитатель предлагает вопросы по сказке

Кто главные герои сказки?

Какой был купец? ( Добрый, любил своих дочерью.)

Что сказала отцу старшая дочь?

А что средняя?

Что попросила у отца меньшая дочь?

Какая она была? ( Добрая, нежная, любящая.)

А каким был чудовище?(Страшным, но добрым, верным.)

Он был счастлив или нет? Что же произошло с чудовищем, когда меньшая дочка не вернулась в положенный срок?

А что же произошло потом? ( Он превратился в прекрасного принца.) Как заканчиваются все русские народные сказки? ( Хорошо; добро побеждает зло.)

Рассуждают, отвечают на вопросы

Узнают новое о сказке

8

Предлагает  придумать и нарисовать сказочный цветок. Подумать, как  сказочный цветок будет выглядеть. У него может быть необычный цветок с лепестками, стебель может быть прямой или волнистый, листья различной величины и формы. И обязательно изобразите сияние цветка, как – будто вокруг него светит солнышко. Воспитатель предлагает детям передать сияние аленького цветка с помощью акварельной краски, подумать, какого цвета краску они будут использовать для передачи сияния цветка. В процессе работы педагог обращает внимание на то, что сияние как солнечные лучи, расходятся от цветка в разные стороны.

Воспитатель мотивирует детей тем, что все работы пойдут на выставку и на показ детям средней группы.

Рисуют, придумывают

Выставка работ в группе и показ детям средней группы работ.

9

Воспитатель предлагает шкатулку, а в ней сюрприз (смайлики) каждый ребенок выбирает смайлик, который понравился по настроению.

Играют, выбирают

Настроение  веселое.