Комплексное занятие по развитию речи.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Цели:

Коррекционно-образовательные

·         Учить образовывать множественное число существительных

·         Формировать умение дифференцировать звуки [Ы] [И]  изолированно, в слогах и словах.

·         Учить употреблять сложносочинённые предложения.

 

Коррекционно-развивающие

·         Закрепить знания и представления детей о зимующих птицах

·         Закреплять у детей навык составления простых предложений с предлогами на, под, за ,с, перед в сочетании с соответствующими падежными формами существительных.

·         Развивать звуко - слоговой анализ слов

·         Развивать дыхание и голос

·         Развивать фонематические процессы

·         Закреплять понятия «гласный, мягкий согласный, твёрдый согласный звуки, слог, предложение»

·         Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику

Коррекционно-воспитательные

·         Воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

Коррекционно-образовательные

  • Учить образовывать множественное число существительных
  • Формировать умение дифференцировать звуки [Ы] [И]  изолированно, в слогах и словах.
  • Учить употреблять сложносочинённые предложения.

Коррекционно-развивающие

  • Закрепить знания и представления детей о зимующих птицах
  • Закреплять у детей навык составления простых предложений с предлогами на, под, за ,с, перед в сочетании с соответствующими падежными формами существительных.
  • Развивать звуко - слоговой анализ слов
  • Развивать дыхание и голос
  • Развивать фонематические процессы
  • Закреплять понятия «гласный, мягкий согласный, твёрдый согласный звуки, слог, предложение»
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику

Коррекционно-воспитательные

  • Воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Оборудование:

Демонстрационный материал:  две кормушки, карточки с изображением птиц (воробей, ворона, синица, сорока, голубь, снегирь, дятел, клест, сова), снежинки, карточки с артикуляцией звуков, «снежный ком», слоговые карточки.

Раздаточный материал: , карточки с изображением птиц(воробьи, вороны, синицы, сороки, голуби, снегири, дятлы, клесты, совы), карточки со схемой для сравнения, изображения птиц в натуральную величину, раздаточный материал для фонетического анализа (звуковые коробочки).

Ход занятия:

Логопед: Дети сегодня меня встретил почтальон и передал мне письмо с нашим адресом: детский сад «Теремок» старшая группа, «Гномики» от Снеговика.

Чтение письма:

Здравствуйте дети! Этой зимой дети слепили меня в парке. Здесь очень красиво, как в сказке. Но сегодня с самого утра повсюду слышен птичий гомон. Все птицы поссорились. Они не могут поделить кормушки, которые развесили люди осенью. Я не знаю, что мне делать и как их помирить. Помогите мне, пожалуйста! С уважением, Снеговик.

Л.: Ну что поможем снеговику  разобраться, в чём дело?

Дети: Да!

Л.: Ну что ж, Давайте отправимся в парк. Но на улице холодно. Давайте, оденемся потеплей( имитация одевания шапки, варежек, курточек и штанов). Что бы попасть нам в парк, нужно пройти по тропинкам. А тропинки это не простые. Кто пойдёт не по правильной тропинке, тот провалиться в сугроб. Для того что бы узнать её нужно определить, сколько слогов в вашем имени и после этого пройти по дорожке на которой  столько же полосок (дети определяют количество слогов и проходят).

Л.: Ну вот мы с вами и в парке. Слышите, как спорят птицы? А каких птиц  вы слышите?

Д.: - Ворона

     - Сова

     - Дятел

     -Воробьи

Л.: А вот и наши птицы ( на кормушках карточки обозначающие слова с выделенными н. с. к. слова и в конце слова красный кружок с артикуляцией звука завешанный снежинками). Давайте подуем и определим из-за чего поссорились птицы (артикуляция звуков [И] [Ы] ). Из-за последнего звука в слове.

Л.:  Давайте определим, что это за звуки. (анализ звуков)

Дети перечисляют.

 Л.:   Возьмите себе по 2 картинки с птицами и садитесь за стол.

Л.:  У меня тоже есть птицы: сороки и клесты. Давайте определим где в этих словах находятся звуки [И] [Ы] (в конце слова)? А сколько слогов в слове клесты (сороки)? В каком слоге находится звук [И] [Ы]? (ТЫ   КИ).  

ФОНЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОГОВ   ТЫ    КИ. ВЫКЛАДЫВАНИЕ СХЕМ ЭТИХ СЛОГОВ.

   Л.: Обратите внимание, что согласный перед звуком [и] мягкий. Какое правило, мы знаем про звук [и]?

Д.: Перед звуком [и] все согласные мягкие.

 Л.: Правильно. А сейчас давайте возьмём «волшебный снежный ком» , который твёрдые  согласные превращает в мягкие и наоборот.

Игра «Неправильное эхо»

ТИ-ТЫ       ПЫ-ПИ       ХИ-ХЫ       КИ-КЫ       ТЫ-ТИ       ПИ-ПЫ       ХЫ-ХИ       КЫ-КИ

Снова сели за столы

Л.: А теперь вы определите, какие звуки в названии ваших птиц, количество слогов и рассадите их по кормушкам. В кормушках по 2 этажа. На первом этаже должны находиться птицы в названии которых 3 слога. а на втором 2 слога. Поэтому сначала определите сколько слогов в названии птиц, затем какой звук в конце слова , а потом уже посадите своих птиц в нужную кормушку на нужный этаж.

Дети расставляют картинки.

Л.: Посмотрите, сколько птиц в наших кормушках. Мы их помирили. Теперь они не будут ссориться и у каждой птицы есть своё место.

 Давайте расскажем,  какие же к нам птицы прилетели:                                                                                                

Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

На каждое название птицы загибают по одному пальцу

Всем хватило зёрнышек.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки

Л.: Как вы думаете, какое настроение было у птиц, когда они поссорились? Изобразите. А теперь какое у них настроение? Изобразите.

А сейчас давайте немного разомнёмся!

Физ. минутка

Летели две птички,

изображают полет птичек, делая взмахи обеими руками

Собой невелички

опускают правую руку к полу на высоту 15–20 см

Как они летели?

Руки в стороны, изображают полет птиц

Все люди глядели.

Поднимают головы кверху, над глазами – козырек из ладошек

Как они садились?

Приседают

Все люди дивились.

Мимика удивления, втянув голову в плечи

Л.: Посмотрите, у нас на шкафу сидят  птицы и все сидят не по одной, а по две.

Д.:

  • Воробей с вороной
  • Синица с сорокой
  • Воробей за голубем
  • Снегирь под синицей
  • Дятел возле клеста
  • Сова перед снегирём
  • Ворона с дятлом

Л.:  Посмотрите и скажите в чём их отличие. А подскажет вам, на что обратить внимание карточка (схемы).

Сравнение по опорным схемам:

  • Воробей маленький, а ворона большая.
  • У синицы хвост короткий, а у сороки длинный.
  • Голубь тяжёлый, а воробей лёгкий.
  • У снегиря грудка красная, а у синицы жёлтая
  • У дятла клюв  тонкий и прямой, а у клеста широкий и искривлённый
  • У совы большие глаза, а у снегиря маленькие
  • Сова живёт в лесу, а ворона в городе
  • Ворона каркает, а воробей чирикает

Л.: Ну вот, дети, мы и птиц помирили и узнали их получше. Я думаю, что Снеговик будет доволен. А теперь нам пора возвращаться в наш детский сад. Давайте тихонько встанем и тихонько, чтобы не распугать птиц, скажем им до свиданья.

Д.:  До свиданья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе "Волшебная водичка"

Знакомство детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); уточнение значения её для всего живого; развитие любознательности, мышления и речи детей; введение в активный словарь детей слова: ж...

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ЛЕПКЕ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «КОЛОБОК» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Программные задачи: способствовать развитию речевой речи ребенка, развивать мелкую моторику рук, воспитывать внимание, стимулировать фантазию, проявлять творческие способности....

Конспект комплексного занятия по развитию речи в средней группе с ТНР по р.н.с. «Колобок» Тема занятия: Путешествие по станциям

Путешествие по станциям: учить по деталям определять и находить целое и общие признаки в живых объектах (заяц,волк,медведь,лиса); уточнить знание русских народных сказок....

Занятие комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: "Путешествие в страну сказок"

Цель: Формирование у детей умения осмысленно работать над собственным произношением....

Комплексное занятие по развитию речи с элементами бумажной пластики (старший дошкольный возраст). план-конспект занятия (средняя группа)

Комплексное занятие по развитию речи с элементами бумажной пластики (старший дошкольный возраст). «Сказочное путешествие».Цель: 1. расширить глагольный словарь;  2. закрепит...