НОД "В Тридевятом царстве"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Чумакова Елена Валерьевна

Образовательная деятельность по речевому развитию детей старшей группы. Тема: "Сочинение лимериков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_limeriki_na_konkurs.docx77.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                           детский сад  № 21 "Колосок"                                                                                                                                                                          муниципальное образование  Приморско-Ахтарский район

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

«В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ…»

http://chity.net/uploads/posts/2014-06/1403263079_besplatnye-chit-kody-na-igru-tridevjatoe-carstvo.jpg

                                                  Разработала воспитатель

 Чумакова Елена Валерьевна

ст. Приазовская

2018 г.

Цель: Познакомить детей с моделью составления лимерика, формировать умение составлять рифмованные стихотворения –лимерики в стиле небылиц.

Задачи:

Образовательные:

   - учить детей находить рифмующие между собой слова;

   - учить применять в речи образные выражения, сравнения;                                                      

   - обогащать словарный запас за счет рифмованных слов;

   -упражнять детей самостоятельно подбирать рифмованные слова;

   -закреплять умение детей составлять рифмованные строчки по заданному   словосочетанию;

  -познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании  рифмованных текстов в стиле небылицы;

 -формировать умение создавать варианты рифмованных текстов.

Развиваюшие:

- развивать монологическую речь;

- развивать умение подбирать рифму;

- развивать логическое мышление, воображение;

-развивать умение строить связные высказывания типа рассуждений;

-развивать коммуникативные способности детей, умение работать парами, договариваться и принимать общее решение.

Воспитательные:

- воспитывать способность чувствительность художественную выразительность слова, его точность, образность;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помогать;

- повышать эмоциональный настрой у детей, уверенность в себе;

- воспитывать любовь к родному языку.

Словарная работа:                                                                                            

-активизация словаря;                                                                                                  

-закрепление понятия «рифма»;                                                                                  

-подбор существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

Предварительная работа: Дидактические игры: «Складные картинки», «Склад-несклад», «Отгадывание загадок», «Чистоговорки» «Придумай рифмованные сточки», «Составь рифму», «Чужое слово», «Дразнилка»

Развивающая среда: Мультимедийная установка, письмо, дидактическая игра «складные картинки», мяч, кольца Луллия, модель составления лимериков, часы «Рифмы», карточки – признаки, картинки – предметы.

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.

Актуальность данной темы обусловлена следующими факторами: значимостью использования поэтического творчества в части лимериков для эффективности усвоения грамматических явлений, обогащения лексического запаса детей. Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов возможно начинать уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы - игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности.

                           

Ход образовательной деятельности

Этапы

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

  1. Организационный этап

Введение в ситуацию

Задача: мотивировать детей на включение в деятельность.

Воспитатель обращается к детям:

- Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам, чтобы подарить тепло своих ладошек и поздороваться с вами ладошками.

Мне ладошки протяни

Своё имя назови!

Ребята, посмотрите нам пришло письмо.

 «Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Царь. Прошу вас о помощи.

- В тридевятом царстве,

В далёком государстве,

Дочка царская живёт

День и ночь всё слёзы льёт.

Я велел издать указ,

Чтобы, каждый, кто желает

И от слёз лекарство знает,

Во дворец пусть поспешит

И царевну рассмешит!»

Ребята поможем Царю, рассмешим царевну?

- Ребята, что произошло в тридевятом царстве?

-  Какой указ издал царь?

- Ребята, а вы хотите развеселить царевну? (А можем мы как-то можем помочь царю?).

- А как вы думаете, можно ли отправиться в путешествие в сказку, не выходя из детского сада?

- На чем можно отправиться в путешествие в наше сказочное путешествие?

Дети называют свои имена.

Ответы детей:

- Там дочка царская день и ночь слёзы льёт.

- Кто хочет рассмешить принцессу, во дворец пусть поспешит.

- Да, если путешествие сказочное.

Ответы детей.

  1. Основной этап

Актуализация речевых умений детей: подбирать рифмованные слова.

Задача: развивать умение подбирать рифму;

упражнять детей в подборе картинок с изображениями предметов, названия которых рифмуются.

Задача: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в их создании.

Задача: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в их создании.

- Ребята, у меня есть облачка, которые нужно превратить в волшебные, и они перенесут нас в тридевятое царство, далёкое государство. Но прежде, нужно выполнить задание.

У многих сказочных персонажей есть прозвища, которые звучат похоже. Например, Муха-Цокотуха. Какие вы ещё знаете?

 Прозвище-рифму назови и облачко получи!

-Молодцы ребята! А теперь отправляемся в путешествие на волшебных облачках.

- Усаживайтесь удобнее, держитесь крепче, чтобы не упасть. Закрыли глазки и полетели.

Аудиозапись песни «Облака-белогривые лошадки».

- Царь гостей своих встречает:

«Здравствуйте, гости дорогие!

Развеселить царь просит дочь,

Слышать плачь ее невмочь».

Аудиозапись: слышен плачь принцессы.

- Ребята, как же быть, как царевну рассмешить?

Посмотрите, кажется в замке висят волшебные часы! Давайте с ними поиграем. Может царевне понравится игра, она и развеселится.

 Сначала рассмотрим часы - есть стрелки, они могут вращаться в разные стороны, на них изображены предметы, давайте назовем их, вслушайтесь, как звучат эти слова.

Как звучат эти слова? Они не одинаковые, а похожи по звучанию. Как называются слова, похожие по звучанию?

- Вспомните пожалуйста, что такое рифма.

- «Рифма – это когда слова в конце стихотворных строчек заканчиваются одинаково».

Предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко»

В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала -…(шишка).

Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке …(каша).

В огороде вырос лук,

На грядке ползал майский …(жук).

Не пришлась Яге корона,

Унесла её …(ворона).

Всю сметану слизал кот,

Вытирал он лапой…(рот).

Клоун снял смешную кепку,

Посадил дед в сказке…(репку).

Увидала мышка корку-

Утащила её в …(норку).

Детки бегали, скакали

И под вечер все …(устали).

На большой зелёной ветке

Сидят белочкины… (детки).

Молодцы ребята!

Физминутка «Ветер по морю гуляет»

Аудиозапись: слышен плачь принцессы.

- Не удалось нам рассмешить царевну. Ребята, чтобы нам такое смешное придумать, чтоб развеселить царевну?

А вы знаете, что такое небылица?

- Молодцы, ребята, вы правы, небылица, это вымысел, и мы очень любим придумывать разные небылицы. Ребята, а небылицы, это коротенькие стихи, а кто мне подскажет, без чего нельзя написать стихотворение?

Правильно, без рифмы нельзя написать стихи.

Ребята сейчас мы посмотрим умеете ли вы находить слова в рифму.

Дид. игра «Складные картинки»

(К игре подбираются парные картинки, названия которых рифмуются. Дети должны собрать все пары.) «Хорошо, а сможете ли вы найти рифму к словам на слух». Воспитатель называет слово и бросает мяч ребенку, он отвечает рифмой и передает мяч другому ребенку.

Слова - кошка – ладошка, картошка, брошка, и т. д.

бежали-звали, лежали;

пшеничный-яичный;

широко –далеко.

А сейчас, мы попробуем составить рифмованные предложения сравнения. Дети подходят к кольцам Луллия, выбирают объект о котором будут рассказывать, находят слово в рифму и картинку обозначающую признак предмета (используются ранее при мнемотехнике)

 Жила –была печка горячая, как свечка.

Жила –была печка тяжелая, как свечка. (несколько сравнений).

Ребята у нас получаются очень смешно, мы придумали то, что на самом деле быть не может – нелепицу.

Рифму мы уже подбирать умеем. Поэтому мы можем составить смешное стихотворение – небылицу и рассмешить нашу царевну.

А стихи написанные в жанре нелепицы, это и есть лимерик.

А еще есть город в Ирландии, который называется Лимерик. Как вы думаете, есть какая-то связь между этим городом и этими стихами?

- Какая?

- Вы правы. Стихи-лимерики были придуманы в городе Лимерике. Поэтому они так и называются. Это веселые стихи и люди в городе тоже очень веселые, никогда не грустят и придумывают все новые и новые стихотворения.

А ведь лимерики не только забавны, но и очень просты. Мы можем даже сами их сочинить - свои собственные. Хотите сочинить свои лимерики и развеселить принцессу? Лимерик сочини-Царевну рассмеши!

- Ребята, давайте подойдем к экрану и попробуем сочинить небылицу, чтобы рассмешить царевну. И поможет нам в этом таблица (схема).

1. Стихотворение - лимерик будем составлять из пяти строчек.

2. Первая и вторая строчки рифмуются между собой. Что значит рифмуются? (Последние слова звучат складно).

3. Третья и четвертая строчка рифмуются между собой.

1 строчку начинаем со слов « Жил – был …». Давайте выберем героя (или объект) о ком будем составлять лимерик.

2 строчка. Какой он? Похож на кого (на что)?

3 строчка. Надо подобрать его «дела». Что делал?

4 строчка. Где он еще что-то делал? Нужна рифма, чтобы получилось складно.

5 строчка. Что мы можем сказать о герое? (Вывод). 

Лимерик состоит из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом:

Первые две строчки рифмуются между собой.

Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.

Пятая содержит вывод и не рифмуется.

Посмотрите в домике на самом верхнем этаже №1 живет объект о котором мы будем рассказывать (это первая строчка стих.)

На втором этаже стоят знаки которые говорят о том какой этот герой, его признаки, на что или кого похож он (вторая строчка)

Помните, что первая и вторая строчка рифмуются

На третьем этаже стоят знаки, где он жил, что делал (третья строчка стих)

На четвертом этаже с кем общался наш герой (четвертая строчка стих)

А теперь рифмуются третья и четвертая строчка

А почему здесь нет пятой строчки (правильно – это домик рифмы, а пятая строчка не рифмуются, это вывод из стих.)

Жила – была рыжая кошка

Мокрая, как ладошка.

В поле за мышкой бежала,

А потом с щенком играла.

Вот какая озорная кошка.

Ребята а еще можно изменить стих. Если мы изменим его начало «Жила – была» на «Если бы …, но не…":

Если бы была рыжая кошка

Была мокрая, как ладошка.

В поле за мышкой она не бежала,

А потом с щенком не играла.

Должна высохнуть рыжая кошка

А теперь попробуем изменить начало стиха на «Что было бы, если бы.»

Что было бы, если бы…

Рыжая кошка

Была Мокрая, как ладошка.

В поле за мышкой она не бежала,

А потом с щенком не играла.

Пусть всегда будет сухая кошка.

Давайте вместе прочитаем.

Лягушка-Квакушка, Лисичка-Сестричка, Зайчик-Побегайчик, Волчок-Серый Бочок.

Заканчивается музыка, дети открывают глаза.

Дети стоят перед нарисованным замком.

Ответы детей.

-Называются рифмой. Дети подбирают рифму.

 Рак-мак, кот-крот-енот, мишка-шишка-пышка, рубашка-черепашка...

Ответы детей.

- Небылица - это то, чего на самом деле не бывает и это смешно.

Ответы детей.

-Без рифмы.

Ответы детей.

- Наверное, лимерики очень любят в Лимерике.

Ответы детей

Совместная деятельность детей и педагогов

Дети подбирают соответствующие картинки, придумывают стихи о кошке.

Воспитатель напоминает, что стихотворение нужно начинать с слов «Жила – была»

III. Заключительный этап

Рефлексивный компонент

- Вот какое веселое стихотворение у нас получилось.

Слышен смех принцессы.

- Какое у вас настроение? Почему? Как мы развеселили царевну. А вы бы хотели научить своих друзей сочинять небылицы?

-  Чтобы радость всегда была у нас в душе, давайте будем всегда стараться себя веселить - слушать, читать веселые рассказы и стихи и давайте сами будем их сочинять!

Ребята, мы с вам помогли Царю рассмешить царевну, а теперь нам пора возвращаться в детский сад на наших волшебных облачках.

Ответы детей.

- Потому что очень весело слушать и сочинять лимерики.

Список литературных источников

1. Э. Лир «Лимерики»

2. Л. Салимова «Лимерики»  Издательство: «Яуза-Пресс» 2007 г.

3. Книга Лимериков Перевод с английского Алексея Меллера, Юрия Насимовича,  Москва – 1991

4. Аверина Кристина «Мнемотаблицы».

 

Электронные ресурсы:

http://www.maam.ru

https://nsportal.ru/

https://multiurok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускное представление в подготовительной логопедической группе "Приключения Вовки в Тридевятом царстве"

Выпускное представление подготовлено и проведено совместно с музыкальным руководителем. В подготовке костюмов, атрибутов и декораций принимали участие педагоги группы и родители....

Выпускной праздник в детском саду "Вовка в тридевятом царстве"

Менее двух месяцев остается до проведения в детском саду выпускного праздника. Данный материал подготовлен для проведения праздника в старше-подготовительной группе детского сада в количестве 15 ...

"Тридевятое царство"

Сценарий выпускного бала для детей подготовительной группы " Тридевятое царство", по мотивам мультфильма "Вовка в Тридевятом царстве"....

Конспект занятия по математике в старшей группе "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве"

Занятие  - путешествие по мативам русских народных сказок. Решение обучающих и развивающих задач по математике детей старшего дошкольного возраста. На пути детям встречаются Царь, Царевна, ...

"Вовка в Тридевятом царстве"

Сегодня мы собрались на день науки. Чтобы стать ученым надо много знать, много учиться и много трудиться.К большому терпенью Придет и уменье. Они нам удачу несут, И в жизни, поэтому вме...

"Вовка в тридевятом царстве" Сценарий выпуска в школу для детей подготовительной группы

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию сценарий выпуска в школу, построенный на основе любимого  мультфильма детей нескольких поколений. Роли Вовки и Царя исполняли воспитатели, а роль Двои...