Конспекты занятий
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Пачкова Лариса Александровна

Занятия по развитию речи по лексической тесе "Транспорт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ines.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

Январь, 2-я неделя

Занятие 1

Тема «Транспорт».

Коррекционно-образовательные цели. Расширение и закрепление представлений  о  транспорте. Уточнение, расширение и активизация словаря но теме «Транспорт» (транспорт, машина, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, фургон, корабль, кузов, руль, кабина, пассажир, остановка, шофер, водитель; ехать, плыть, лететь, везти, перевозить, управлять, тормозить, останавливаться; грузовой, пассажирский). Совершенствование навыка слогового  анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи  с движением.

Оборудование.  Магнитная  доска, детали грузовой  машины, игра  «Найди место» (игровое поле и плоскостные изображения транспорта), плоскостные изображения двух гаражей, тетрадь № 1 по числу детей, контейнер с карандашами, картинки, содержащие в названиях звук [ж]; контейнер с ватными палочками, контейнер  для использованных инструментов.

                                                   Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед встречает детей с контейнером в руках, организует приветствие, предлагает взять из контейнера детали игрушечной грузовой машины.

Пройдите к доске и соберите из деталей, которые вы взяли, грузовую машину.

Дети  собирают машину и комментируют свои  действия.

(У  меня красный кузов.     А у меня оранжевая  кабина.    У меня серые колеса. У меня синий руль.)

Молодцы. Вы не только собрали машину, но и правильно назвали ее части. Пройдите к столу, садитесь. Сегодня мы с вами начнем разговор о транспорте, о том, для чего он нужен.

Логопед закрывает магнитную доску тканью.

2. Игра «Найди место». 

Логопед помещает на наборное полотно игровое поле, на котором с помощью «липучек» будут крепиться изображения транспорта. На игровом поле изображены небо, море, железная дорога и шоссе, идущее вдоль моря. На столе логопед раскладывает плоскостные изображения транспорта, снабженные «липучками»

Выберите по одной картинке, найдите ей место на игровом поле и составьте предложение о том, где едет ваш транспорт.

(Самолет летит высоко в небе.    Корабль плывет в море.   Поезд несется по рельсам.   Легковая машина едет по шоссе.)

Хорошо. Вы правильно разместили картинки и составили красивые предложения. А теперь я добавлю еще несколько картинок. Что это?

Логопед прикрепляет картинки на игровое поле, дети называют их

(Грузовая машина, поезд метро, самосвал, фургон, троллейбус, маршрутное такси, автобус.)

Вот как много транспорта на нашей картине. Обратите внимание, какой это разный транспорт, Некоторые из этих машин перевозят людей. Это пассажирский транспорт. Другие машины перевозят грузы. Это грузовой транспорт. Посмотрите внимательно на картину и перечислите пассажирский транспорт.(Самолет, корабль, поезд, автобус, троллейбус, маршрутное такси, легковая машина.)

Теперь перечислите грузовой транспорт.

(Грузовик, самосвал, фургон.)

Правильно. Кроме того, грузовыми могут быть и поезд  и самолет, и корабль.

3. Игра  «Поставь в гараж». 

Логопед помещает на наборное полотно под игровое поле плоскостные изображения двух гаражей, убирает с игрового поля самолет, корабль, поезд.

А теперь давайте расставим транспорт по гаражам. В желтый гараж вы поставите машины, в названиях которых по два слога, а в синий гараж — машины, в названиях которых по три слога. Прикрепляйте машину и проговаривайте ее название по слогам.

Дети выполняют задание, четко проговаривая названия по слогам.

4.  Работа в тетради № 1. 

Откройте тетради. Посмотрите на правую страницу. Что вы видите? (Это паровоз  и легковая машина.)

Послушайте мою загадку.

За дымком.

За свистком

Братья бегают бегам.

(Это поезд. У него есть свисток, вагоны бегут друг за  другом, а из трубы у паровоза идет дым.)

Верно. Возьмите простой карандаш и обведите изображение паровоза по контуру, а потом раскрасьте его.

5. Физкультурная пауза «Машины». 

Дети двигаются из одного конца группы в другой, держа  в руках воображаемый руль.

Делают разворот, двигаются в противоположную  сторону,

На улице нашей

Машину, машины.

Машину малютки,

Машины большие. 

Спешат грузовые,

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как  будто  живые.

Когда  все  «машины   проехали»   один из

детей  -  пешеход  - переходит   улицу   и произносит   эти  слова.

 - Эй, машины, полный ход,

Я -  примерный пешеход:

Торопиться не люблю.

 Нам  дорогу уступлю.

                                             Я. Тайц

      6. Игра  «Помоги Незнайке» 

Логопед предлагает детям сесть, затем выставляет предметные картинки, открывает изображение грузовика,  ставит рядом с ним изображение Незнайки.

Незнайка собирается на дачу. Помогите ему собрать и погрузить в грузовик те вещи, в названиях которых есть звук [ж].

Прикрепляйте картинку и начинайте ответ со слов я погружу в машину…

(Я погружу в машину ножницы.   Я погружу в машину одежду.   Я погружу в машину бумажник.   Я погружу в машину лыжный костюм.)

Молодцы. Незнайка благодарит вас за помощь.

7. Упражнение «Моторчик». 

Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает им сделать упражнение «Моторчик» с помощью ватных палочек. Упражнение выполняется 3-4 раза. Затем дети произносят слоги дра, дры, дрэ, дро,  дру и слова  с ними, слегка  помогая себе ватными  палочками.

8. Упражнение «Ехали медведи…» 

Послушайте отрывок из знакомой вам сказки  К. И.  Чукотского «Тараканище» и постарайтесь запомнить все названия транспорта, которые прозвучат в этом отрывке.        

Ехали медведи        

На велосипеде.        

А за ними кот

Задом наперед.

А за ним комарики

На воздушном шарике,

А за ними раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле.

 Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике.

Жаба на метле.

(Велосипед, автомобиль, трамвайчик.)

Верно. Какое из этих слов начинается со звука [т]?  (Трамвайчик.)

А в каких словах есть звук [м]?  (Автомобиль, трамвайчик.)

Отлично. Похлопайте себе.

9. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Логопед убирает картонки со словами и предлагает детям рассказать, о чем они говорили на занятии, в  какие игры играли. Он положительно оценивает деятельность детей.

Январь, 2-я неделя

Занятие 2

Тема «Звук и буква Аа.»

Коррекционно-образовательные задачи: Формирование умения находить букву среди других букв алфавита.

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие фонематических представлений, зрительного слухового внимания, общей и тонкой моторики.

Оборудование: Палочки. Пластилин, пластмассовые магнитные буквы, предметные картинки, рабочая тетрадь, цветные карандаши, контейнер с песком, лист красного картона, влажные салфетки.

                                        Ход занятия:

1. Организационный момент

Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Сначала сядут те, у кого название картинки начинается со звука «И», потом те, у кого название картинки начинается со звука «У», а теперь те ,у кого название картинки начинаются со звука «О» и наконец те, у кого название картинки начинается со звука «А». Назовите картинки со звуком «А»-(аист, арбуз, автобус, автомат).

\Сегодня мы с вами познакомимся с буквой Аа, которая обозначает этот звук.

2. Рассказывание двухстишия.

Посмотрите на картинку и послушайте стихотворение.

Алик с Алочкой дружил,

Алле астры подарил

Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука «А» (Алик, Аллочка, астры)

Какие ещё слова со звуком «А» вы помните?(арбуз, атака, ананас, африка)

     Вспомните имена, которые начинаются  с этого звука.( Аня, Алиса, Алёша, Алина, Аделина, Антонина, Алёнушка...)

Молодцы! А что вы можете сказать про этот звук.( Он гласный, мы его можем петь, мы обозначаем его красным кружком)

3. Упражнение «Лесенка.»

Давайте споём звук «А», как будто наш голос поднимается, а потом опускается по лесенке.

4. Знакомство с буквой «А»

Это большая буква «А»  сколько необходимо палочек  чтобы её построить (три)

Обратите внимание на то, что две палочки длинные, а одна короткая, возьмите из коробки палочки и сложите большую букву «А». Какую букву вы сложили?

(Это буква «А»)

А вот это маленькая буква «а». Она состоит из полукруга и изогнутой палочки.. Возьмите пластилин и попробуйте слепить маленькую букву «а». Какую букву вы слепили? (маленькую букву «а»)

Теперь откройте буквари. В верхнем левом углу страницы написаны две буквы. Какие это буквы? ( Большая и маленькая буква «а»)

Обратите внимание они красного цвета, потому, что они обозначают гласный звук. И тоже называются гласными.. Видите под ними красный кружок? Это кружок, которым мы обозначаем звук «А». Посмотрите на картинку в нижней части страницы и найдите на ней все буквы «Аа».Покажите их. Поверните страницу. Что вы видите? (Большую букву из палочек и маленькую из пластелина)

А ещё вы видите картинки. Назовите их. (Аист, астра)

А вот эти большие ворота называются аркой, а музыкальный инструмент - арфой. Постарайтесь запомнить эти слова. Давайте произнесём их вместе.(Арка, арфа)

С какого звука начинаются эти слова. (со звука «А»)

5.Физкультурная пауза. Упражнение «Живой конструктор»

А теперь я хочу предложить вам очень интересное задание. Оно называется «Живой конструктор» Сейчас два мальчика лягут на ковёр, а девочка подскажет , как это сделать правильно, а потом ляжет как перекладинка у буквы. Какая буква получилась? А теперь поднимитесь, встаньте на ковёр, потянитесь на носочках вверх, подняв руки. Сделайте вдох. Расслабьтесь, опуститесь на всю ступню, уроните руки, сделайте выдох.

  6. Работа в тетради.

Сегодня вы получаете новые тетради в которых будите учиться писать буквы. Какую букву вы видите?(Это буква «Аа») Какой карандаш вам нужен, чтобы её раскрасить? (красный) Почему? (это гласная буква) Возьмите красный карандаш и раскрасьте большую букву «А», а потом обведите и раскрасьте маленькую букву «а».

7. Игровое упражнение «Волшебная буква»

Опустите ладони в песок, поищите, что в нём спрятано? (это лист картона) Это не простой лист картона, а волшебный, давайте достанем его и стряхнём с него песок. Что вы видите? ( это буква «А»)

8.Организация окончания занятия.

Расскажите, чем вы занимались на занятии? Что вы узнали нового?

Январь, 2-я неделя

Занятие 3

Тема «Транспорт»

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Транспорт». Совершенствование навыка составления описательного рассказа по заранее составленному плану. Автоматизация правильного произношения шипящих звуков. Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа.

Коррекционно-развивающие цели.  Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Оборудование. Магнитная доска, пазлы «Транспорт» (8 частей), предметные картинки с изображениями транспорта, контейнер с ватными  палочками, контейнер для использованных инструментов,  влажные гигиенические салфетки, плоскостные изображения грузовиков, предметные картинки со звуками [ш], [ж] в названиях.

Ход  занятия

1. Организационный момент.

Посмотрите на картинки. Сначала сядет тот, у кого название машины начинается со звука [а]. Затем сядут те, у кого названия машин начинаются со звука [т]. А с какого звука начинается название твоей машины, … ? (Слово грузовик начинается со звука [г])

Верно. Садись.

2.        Пазлы «Транспорт». 

Теперь у вас по две одинаковых картинки. Назовите, что на них изображено.

(Два автобуса.)  (Два троллейбуса.) (Два такси.)  (Два самосвала.)

Обратите внимание, слово таксы не изменилось. Самосвал два самосвала. Троллейбус — два троллейбуса. Такси — два такси. Слово такси никогда не изменяется.  Мы говорим: «Ехать на такси. Выйти из такси.  Подойти к такси».

3.        Беседа по картинке «Грузовой транспорт». 

Посмотрите на изображения грузового транспорта. Давайте назовем картинки. Что вы видите?

(Самосвал, цистерну, грузовик, фургон, рефрижератор, платформу.)

Разделите названия машин на слоги. Положите на каждую машину столько фишек, сколько в слове слогов.

4.        Упражнение «Заведи мотор». 

        Логопед приглашает детей к зеркалу. Дети протирают руки влажными гигиеническими салфетками. Логопед  предлагает детям  «превратиться в  машины»  и  «завести моторы». Дети пытаются вызвать вибрацию кончика языка одним касанием ватной палочки.

5.        Упражнение «Теплоход». 

6. Игра «Разноцветные  машины». 

А сейчас я предлагаю вам стать грузчиками. Посмотрите на картинки. В желтый грузовик нужно погрузить все предметы со звуком [ж] в названиях, а в красный — со звуком [ш]. Я надеюсь, вы будете правильно произносить эти звуки  в  словах.

Дети выполняют задание, раскладывают картинки, произнося их названия.

7. Составление рассказов о транспорте по заранее составленному плану. Развитие связной речи.

Теперь давайте сочиним рассказы о машинах по плану, который вы составили. Сначала назовите транспорт, потом скажите, грузовой он или пассажирский, для чего он нужен. Опишите его внешний вид, расскажите, какой он.

(Это самосвал. Самосвал — грузовой транспорт. На нем перевозят песок, землю, гравий. У самосвала большой оранжевый кузов, красная кабина, широкие черные колеса. Кузов у него автоматический, сам сваливает груз. У самосвала просторная кабина. В кабине есть руль, панель управления, кресло для водителя и пассажира.)

Аналогично составляют рассказы все дети. Логопед предлагает им оценить работу друг друга  и выбрать лучшего рассказчика.

8.        Окончание занятия. Оценка работы детей

Логопед подводит итог занятия, предлагает детям назвать понравившиеся игры, оценивает их работу. За хорошую работу дети помучают маленькие модели  машинок.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...