образовательные ситуации развития речи посредством пересказа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Целью данной игры является развитие речевого творчества средством придумывания сказок по аналогии, творческий рассказ на основе воображения.

Игра для детей старшего возраста/ подготовительной группы.

Дети проигрывают 6 ситуаций с усложнениями, вспоминая прочитанные сказки и по их примеру и структуре создают новые, выступая, таким образом, в роли режиссера/сценариста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obrazovat_sit_lepbuk.ppt2.16 МБ
Microsoft Office document icon obrazovatelnye_situatsi.doc44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательная ситуация №1 Цель: Развитие речевого творчества средством придумывания сказок по аналогии Вид рассказа: творческий рассказ на основе воображения Метод: игровые технологии (лэпбук) Развитие речевого творчества

Слайд 2

Щука Золотая рыбка Царевна лягушка Кот в сапогах ? 1 ? 1 ? 1 ? 2 ? 2 ? 2 1

Слайд 3

Сказка «По щучьему велению» «Сказка о рыбаке и рыбке» Встреча героев Рыбалка Золотая щука 3 общих желания Конец! ? ? ? ?

Слайд 4

Подземное царство Элли Подводное царство Небесное царство Рыба клоун Рыба шар Осьминог (проблемы) Посейдон Нептун Свой вариант Конец 1 2 3 1 2 3

Слайд 5

Встреча героев Сказка «Пинокио» Сказка «Буратино и золотой ключик» Общий друзья Общий враг Кот-барабас Лиса-карабас Свой вариант Конец 1 2 3



Предварительный просмотр:

Вид: творческий рассказ на основе воображения

Возраст: старший дошкольный/подготовительная группа  

Метод: игровые технологии (лэпбук)

Образовательная ситуация №1 «Сказочный переполох: подмена героя» 

Цель: Развитие речевого творчества средством придумывания сказок по аналогии

Вид рассказа: творческий рассказ на основе воображения
Метод: игровые технологии (лэпбук)

Ход:

–Ребята, вы любите сказки? А вы знаете, что в сказках часто происходят необъяснимые вещи? На этот раз в мире сказок произошло очередное волшебство. Я предлагаю вам сыграть в одну игру, чтобы разобраться, что же произошло в мире сказок. Игра называется «Сказочный переполох: подмена героя»

Воспитатель выкладывает перед детьми лэпбук и объясняет правила:

– Ребята, перед вами лежит волшебная книга сказок, которую нужно заполнить, чтобы разобраться в сказочном переполохе. В этой игре представлены известные нам с вами сказки, но в них произошло нечто странное – в них подменили героя! Чтобы нам навести порядок в сказочной стране, нужно сыграть в игру – рассказать известную всем сказку только с новым героем.

Воспитатель достает волшебный мешочек:

– Для игры нам понадобиться волшебный мешочек, который поможет разобраться в этом сказочной переполохе. Вытаскивая каждый раз «цифру» из мешочка, мы будем открывать все новый и новый конверт, и рассказывать сказку. Давайте начнем?

Один из вариантов развития игры:

– Итак, начнем игру! Чтобы выбрать конверт обратимся за помощью к мешочку.

Дети вытаскивают из мешочка «цифру 1» и открывают соответствующий конверт с названием сказки – «Царевна Лягушка».

– Ребята, нам досталась сказка «Царевна Лягушка». Помните ли вы эту сказку?

Давайте вспомним, как она начиналась…

Воспитатель с детьми рассказывают начало сказки:

***

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.

Позвал однажды царь сыновей и говорит им:

— Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!

— За кого же нам, батюшка, посвататься?

— А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь.

Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили.

***

– А вот и сказочный переполох! Стрела Ивана Царевича попала совсем не к Царевне Лягушке. Ее заменил другой герой! Кто же он? Попросим мешочек нам помочь.

Дети снова вытаскивают из мешочка «цифру 1» и открывают конверт с именем нового героя – Золотая рыбка.

– Как же продолжится сказка, если стрела Ивана Царевича попала в озеро к золотой рыбке? Давайте мы с вами вспомним, из какой сказки Золотая рыбка? Что она делала в этой сказке? Она исполняла желания. А что делала Царевна Лягушка в своей сказке? Она выполняла задания, порученные Иваном Царевичем. Что же измениться в сказке, если в ней подменили героя? Что будет делать Золотая рыбка?

Образовательная ситуация №2 «Сказочный переполох» 

Цель: Развитие речевого творчества средством

Вид рассказа: творческий рассказ на основе воображения
Метод: игровые технологии (лэпбук)

Ход:

– Ребята, мы с вами играли в одну интересную игру недавно, вы помните? Хотите сыграть еще раз? На это раз в мире сказок произошло нечто интересное:  разные персонажи оказались в одной сказке! Как вы думаете, что интересного может произойти если Рыбак и Емеля встретятся?

Воспитатель выкладывает перед детьми лэпбук и объясняет правила:

  • Ребята, перед вами лежит волшебная книга сказок, которую нужно заполнить, чтобы разобраться в сказочном переполохе. В ходе игры нам предстоит узнать какие общие три желания могут загадать Рыбак и Емеля «золотой щуке». Для этого нам нужно вспомнить сказки. И ответить на вопросы:
  • «Какие желания загадывал Старик золотой рыбке?»
  • «Какие желания загадывал Емеля Щуке?»
  • «Где могли встретиться наши герои?»
  • «Где они рыбачили?»

  • А теперь давайте с вами проанализируем, какие общие 3 желания могут загадать Емеля и Рыбак.

Образовательная ситуация №3 «Сказочный переполох» 

Цель: Развитие речевого творчества средством

Вид рассказа: творческий рассказ на основе воображения
Метод: игровые технологии (лэпбук)

Ход:

– Ребята, вы помните мы с вами читали сказку «Волшебник изумрудного города»? Давайте вспомним, что там произошло.

(Воспитатель  с детьми вспоминаем сюжет и персонажей сказки и плавно переходит к игре).

        Дети вытаскивают из волшебного мешочка карточку, где написан царство  в который попадает Элли (Подводное царство). Затем, дети анализируют, какие 3 персонажа могли встретится на ее пути и какие у них были проблемы.

        Далее, дети заново обращаются к волшебному мешочку, выбирая волшебника, к которому они идут: 1) Посейдон; 2) Нептун; 3) Свой вариант.

        Далее, дети самостоятельно развивают события игры, с выбранными ими героями.

Образовательная ситуация №4 «Сказочный переполох» 

Цель: Развитие речевого творчества средством

Вид рассказа: творческий рассказ на основе воображения
Метод: игровая технология.

Ход:

– Ребята, всем вам хорошо известны такие сказки как: «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят». Давайте с вами вспомним героев этих сказок и их характер.

(Воспитатель вспоминает какой характер был главных героев сказок и плавно переходит к игре).

– Каждая сказка - это столкновение характерных героев. А что произойдет, если характер одного из героев измениться? Попробуйте по-новому рассказать старые известные сказки с учетом нового характера:
Колобок — жестокий и коварный;
Машенька — глупая и плаксивая;
Волк — добрый и заботливый.

Далее дети рассказывают сказки с новыми характерами героев, полностью изменив сюжет.

Образовательная ситуация №5 «Сказочный переполох» 

Цель: Развитие речевого творчества средством

Вид рассказа: творческий рассказ на основе воображения
Метод: игровые технологии (лэпбук).

Ход:

Ребята, вы помните мы с вами читали сказку «Буратино и золотой ключик»? Вы знаете еще какую-нибудь похожую сказку? (ответ детей)
Верно, «Пинокио».

Далее воспитатель задает ряд вопросов, чтобы освежить память детей:

  • Что было общего между Буратино и Пинокио?
  • Откуда они появились на свет?
  • Какие у них были враги?
  • Какой у них был характер?
  • Кто у них был в помощниках?

Давайте с вами представим, где Буратино и Пинокио могли бы встретиться?

        Дети самостоятельно придумывают ситуацию, при которой Буратино и Пинокио могли бы встретиться. Далее дети так же самостоятельно придумывают, с какими персонажими главные герои могли бы подружиться. Затем дети при помощи волшебного мешочка выбирают, против какого отрицательного героя, могли бы сражаться Пинокио, Буратино и их общие друзья: 1) Кот-барабас; 2) Лиса-карабас; 3) свой вариант.

Далее дети самостоятельно продумывают как закончится наш сказочный переполох.

Образовательная ситуация №6 «Сказочный переполох» 

Цель: Развитие речевого творчества средством

Вид рассказа: творческий рассказ на основе воображения
Метод: игровая технология.

Ход:

Дети, теперь мы с вами стали профессиональными режиссерами. Давайте теперь создадим свою собственную сказку. Как вы считаете, что для этого нам понадобиться?

  • Название сказки.
  • Положительные и отрицательные герои.
  • Сюжет сказки.
  • Конфликтная ситуация.
  • Развязка.
  • Конец.

Дети самостоятельно придумывают существующего или вымышленного героя. Каждый ребенок должен придумать историю своего героя (Кто он? Откуда он?).

Далее дети совместно придумывают, где могли бы встретиться их герои и при каких обстоятельствах. Какая  общая проблема и какой общий отрицательный герой их объединяет. Затем дети продумывают общий план действий, как они собираются бороться с общим злодеем. Далее дети подводят сказку, к подобранному ими концу.

После того, как дети полностью самостоятельно сочинили сказку, под контролем воспитателя, дети могут сделать постановку.

В этой игре воспитатель выступает в роли ведущего. Координирует их, не дает сбиться с сюжета  или уйти от поставленной темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие. Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области развитие речи Тема: Пересказ рассказа «Лесной голосок» (по Г. Скребицкому) для детей старшей возрастной группы.

Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Задачи:1. Формирование целенаправленного восприятия и анализа те...

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи посредством художественной литературой. Тема: «Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок». (Пересказ от лица героев сказки). (два занятия)

1) Обучать детей связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.   2) Формировать связную монологическ...

Организованная образовательная деятельность: Развитие речи Тема: Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)

создание условия для развития умения детей  составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм...

Развитие речи посредством пересказа, рассказа

Структура занятия по обучению перессказу литературных произведений. Структура занятий по обучению рассказыванию по сюжетной картинке....

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»

Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...