Познавательно-экспериментальная деятельность по теме «Воздух-невидимка»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Золотова Юлия Евгеньевна

Познавательно-экспериментальная деятельность по теме "Воздух-невидимка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Золотова Ю.Е.

Познавательно-экспериментальная деятельность по теме

«Воздух-невидимка»

Содержание методической разработки предназначено для детей старшего дошкольного возраста.

Цель НОД: Углублять и систематизировать представления детей о воздухе, как одном из главных факторов, необходимых для существования жизни на земле.

1. Образовательные задачи: Расширять представления детей о свойствах и роли воздуха в окружающем мире. Показать, где и в каком виде существует воздух в окружающей среде.

2. Развивающие задачи: Развивать мышление, умение устанавливать

причинно-следственные связи между природными явлениями;

развивать собственный познавательный опыт, умение сравнивать, обобщать и делать выводы.

3. Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к исследовательской

деятельности.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

 - Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

- Доброе утро! – солнцу и птицам.

- Доброе утро! – улыбчивым лицам.

Пусть каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

На столе стоит вентилятор и сундучок. На экране изображение фиксиков (презентация).

Фиксики: Здравствуйте ребята. Я Нолик.

- А я Симка. Какая на улице жара, правда? Ой, а что это у вас?

Дети: Вентилятор.

Нолик: А для чего он нужен?  А как он работает?

Опыт 1.

Воспитатель: Давайте включим его и посмотрим, что будет. (Включают

вентилятор).

Воспитатель: Что вы чувствуете, ребята?

Дети: Ветер.

- А можем мы сами сделать ветер? Как?

 Достает из сундука бумажные веера. Предлагает детям передать их друг другу и помахать перед лицом.

Воспитатель: Что вы чувствуете? Как мы получили ветер?

(Ответы детей).

Вывод: Веер и вентилятор создают движение воздуха. Воздух движется.

На столе лежат карточки с изображением свойств воздуха. Ребята выбирают одну (со стрелками) и вешают на доску.

- А чем пахнет воздух? (Ответы детей).

Воспитатель достает апельсин.

- Мы с вами почувствовали запах апельсина издалека. Почему так получилось?

Вывод: воздух движется и переносит запахи.

Опыт 2.

Симка: А можно ли потрогать воздух?

Воспитатель: Как вы думаете ребята? (Ответы детей). Давайте попробуем потрогать его руками. Получается?

Достает из сундука полиэтиленовые пакетики для каждого ребенка.

- Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Каким стал пакет? Что в нем?

Дети: Воздух.

- Мы его видим? Значит он какой?

Дети: Невидимый.

Дети выбирают карточку и вешают на доску.

- Потрогайте пакет, какой он на ощупь? А по форме?

Симка: Воздух принимает форму того сосуда, в котором находится.

- С помощью каких предметов мы можем почувствовать, что воздух упругий?

Дети: Мяч, шарик.

Воспитатель достает мяч надутый и пустой.

- Мячи одинаковые? Попробуем кинуть мячами об пол (один прыгает,

второй нет).

Нолик: Если в мяче много воздуха, то он хорошо прыгает.

Дети находят карточку (с мячом) и вешают на доску.

Дыхательная гимнастика

Фиксик: Ребята, а чем мы дышим? С помощью чего?

Ответы детей.

Воспитатель: Всем нам нужен для дыхания воздух. Мы его вдыхаем и выдыхаем

Вывод: Воздух находится везде. Вешаем карточку (заполненную точечками).

На стола для детей приготовлены стаканы с водой и соломинки

- Давайте с вами поиграем. Возьмем соломинки и подуем в них. Вдох будем делать носом. Что выходит из соломинки?

Ответы детей.

 - Кто выдыхал, дул в соломинку сильно, у того и буря в стакане получилась сильнее.

Опыт 4.

Симка: (Показывает стакан с водой и пустой стакан) Ребята, скажите, что в этих стаканах?

Дети: В одном вода, а в другом ничего, пусто.

Воспитатель: Предлагаю провести опыт и посмотреть, пустой ли второй стакан.

Предлагает одному ребенку достать из сундука стаканы и раздать остальным по одному.

Дети встают вокруг стола с тазиком воды.

Воспитатель опускает стакан вертикально в тазик.

- Почему вода не заполняет стакан?

Дети: Что-то ей мешает?

Воспитатель: Да, ребята, в стакане есть воздух, он и не пускает внутрь воду.

Ребята повторяют опыт со стаканом.

Воспитатель: Ребята, а теперь повторим опыт: опустим стакан в воду и немножко его наклоним. Что увидели?

Дети: В воде видны пузырьки.

Воспитатель. Откуда они взялись? (Ответы детей). Это воздух выходит из стакана.

Воспитатель. А почему мы не видим воздух в стакане?

Дети: Он невидимый.

- Предлагаю поиграть в игру «Парашютист». Посмотрите, какой большой кусок ткани у нас есть. Она какая? (Легкая, прозрачная) Что можно сшить из такой ткани? (Ответы детей) А еще из легкой, но очень прочной ткани делают парашюты.

Как называются люди, которые прыгают с парашютом?

 Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух.

Воспитатель предлагает всем детям встать в круг и взяться за края ткани.

Дружно все мы стали в круг

Будем делать парашют

Друг за другом мы идем

Парашют в руках несем

Руку все мы поднимаем

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют,

Легким воздухом надут.

Итог.

Нолик: Как же у вас интересно, ребята! Мне очень понравилась буря в стакане, которую вы устроили!

Симка: А что интересного вы узнали сегодня о воздухе?

Дети рассказывают о свойствах воздуха по карточкам на доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности на тему: «Воздух – невидимка» в подготовительной к школе группе

Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности                 на тему:  «Воздух – невидимка»...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по теме «Воздух - невидимка» средняя группа

Задачи:  Дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе, познакомить с его свойствами и способами его обнаружения. Закрепить значение воздуха в жизни человека и других живых орга...

Конспект организованной образовательной деятельности по теме "Воздух-невидимка".

Конспект занятия по исследовательско-экспериментальной деятельности для детей старшей возрастной группы....