Конспект организованной образовательной деятельности «Как спасаются звери от стужи зимой» (для детей с тяжелыми нарушениями речи)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Мучкаева Ирина Валерьевна

Данный конспект  формирует  лексико-грамматические  средства языка  в различных приемах ( играх, упражнениях) в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_kak_spasayutsya_zveri_ot_stuzhi_zimoy.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  организованной образовательной деятельности

«Как спасаются звери от стужи зимой»

(для детей с тяжелыми нарушениями речи)

Подготовила: Мучкаева Ирина Валерьевна, учитель-логопед

Образовательные области:  «Речевое развитие».

Форма проведения ООД: подгрупповое занятие.

Тема: «Как спасаются звери от стужи зимой».

Цель – дать  представление  о том, как зимуют дикие звери (заяц, волк,  белка, лиса, медведь).
Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания детей о зиме,
  • пополнять словарь детей новыми понятиями на тему «звери зимой»,
  • совершенствовать навыки в  образовании сущ. с  уменьшительно - ласкательных суффиксами,
  • учить образовывать уменьшительно-ласкательные названия детёнышей животных, соотносить названия детёнышей животных в единственном и множественном числе;

Коррекционно – развивающие:

  • развивать словесно-логическое мышление посредством отгадывания загадок,
  • закреплять умения классифицировать предметы по существенным признакам, на основе игры «4 лишний»,
  • развивать зрительное восприятие посредством выполнения заданий.

Коррекционно – воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к животным, доброжелательное отношение к ним,
  • развивать умение внимательно слушать педагога.

Оборудование: сюжетные  картинки (зима, зимний лес), предметные картинки

(животные, жилища у животных), мяч.

Ход.

I Организационный момент

Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята!

Отгадайте загадку:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Дети: зимой

Учитель-логопед: Какое сейчас время года?

Дети: зима

II Основная часть

Учитель-логопед: Мы сегодня с вами отправимся  в зимний лес. В этом лесу можно встретить много разных животных, отгадайте каких, слушайте внимательно:
Это что за шалунишка,
Рвёт с еловой ветки шишку,
Семена в ней выгрызает,
Шелуху на снег бросает
? Белка.
Дети: белка
Учитель-логопед: 

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
 Лиса.
Дети: лиса.
Учитель-логопед: 

Чей тоскливый вой
Слышится зимой
? Волк.
Дети: волк

Учитель-логопед: 
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы —
Уши больше головы
? Заяц.
Дети: заяц

Учитель-логопед:
Кто пчелиный любит мёд,
Лапу кто зимой сосёт?
Медведь.

Дети: медведь
Учитель-логопед: Молодцы! Все загадки отгадали про зверей! Ребята, зимой холодно всем и  зверятам  в лесу. Что же помогает им согреться?
Дети: шкура, мех, шуба, пух и т.д.
Учитель-логопед: У лисы и белки какого цвета шубки?
Дети: рыжие.
(Педагог  демонстрирует детям картинки летнего периода).
Учитель-логопед: А у зайца и волка  какого цвета шубки?
Дети: серые.
Учитель-логопед: У медведя  какого цвета шубка?
Дети: коричневая.

Учитель-логопед: Молодцы! Это было летом, а зимой, произошла вот какая история.
Встретились как-то под ёлкой в морозный день белка и заяц (
педагог  рассказывает историю и выкладывает изображения животных на доске).
Белка говорит: «Здравствуй, ты кто такой?»
- Я – заяц. А ты кто такая?
- А я белка. А почему ты стал другого цвета? Я тебя совсем не узнала.
Заяц говорит: «Я поменял свою серую шубку на белую, теперь меня на снегу не видно, лиса пройдет мимо, не заметит. А ты, белка, почему стала другого цвета?
- Я тоже к зиме приготовилась. Летом я была рыжая, меня в листве деревьев не было видно. А зимой деревья голые, серые, вот я и поменяла свою шубку на серую, теперь меня среди веточек не видно, куница не заметит.
Учитель-логопед: Ребята, все зверята, поменяли летние шубки на зимние, а зимние шубки теплее, пушистее, теперь зверята не замёрзнут.

Учитель-логопед: Не только звери готовятся к зиме, и люди тоже зимой надевают теплую одежду, чтобы не замерзнут (перечислите теплую одежду у людей). Зачем людям одежда?

Дети: чтобы не замерзнуть.

Учитель-логопед: Да, и животных и людей есть  шуба (животные не могут снять ее с себя, а люди снимают, когда приходят домой).
Учитель-логопед: Давайте превратимся с вами в зверей. Ребята «превращаются» в разных лесных зверей: белка, заяц, волк, лиса, медведь, и имитируют движения этих животных.

Учитель-логопед: Какие вы молодцы! Как хорошо вы можете имитировать зверей! Садитесь.

Учитель-логопед: А теперь закроите глаза, я уберу картинку, какой картинки не стало? 

медведь, белка, лиса, заяц (убирает по выбору педагога)

Дети: отвечают

Учитель-логопед: Но в лесу дует сильная метель, чтобы нам не замёрзнуть, давайте поиграем в игру «Скажи ласково» (с мячиком) (снег – снежок,  снежинка,  лес, заяц, белка, лиса).
Учитель-логопед: Ребята, но иногда зимой бывают такие сильные метели, вьюги, снегопады, что и шубки не спасают зверят, хочется в домике спрятаться. Ребята, вас зверята попросили спрятать их в свои домики (д/игра «Спрячьте нас в наши домики»).
Учитель-логопед: На доске  педагог  прикрепляет: нору, заросли, логово, берлогу, дупло. Дети прячут зверей в свои домики.
Учитель-логопед: Куда спрячем лису?
Дети:  В нору.

Учитель-логопед: Куда спрячем зайца?

Дети:  В кусты.
Учитель-логопед: Куда спрячем волка?
Дети:  В логово.
Учитель-логопед: Куда спрячем медведя?
Дети:  В берлогу.

Учитель-логопед: Куда спрячем белку?

Дети:  В дупло.
Учитель-логопед: Вот молодцы, ребята, спасли всех зверят. Все до весны доживут, перенесут и холод и стужу. А весной у всех зверей детёныши появятся. Угадайте, у кого какие? У белки кто?...
Дети: бельчата.
Учитель-логопед: У лисы?...

Дети:  лисята.
Учитель-логопед: п- У зайца?...

Дети: зайчата.
Учитель-логопед: У медведя?...
Дети: медвежата.
Учитель-логопед: У волка?...
Дети: волчата.
Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Правильно угадали у кого какие детёныши! Ребята, скажите, какие шубки у зверей зимой?
Дети: тёплые, пушистые.
Учитель-логопед: У зайца летом шубка какая?
Дети:серая.
Учитель-логопед: А зимой?

Дети: белая.

Учитель-логопед: Правильно! А летом у белки,  какая шубка?
Дети:  рыжая.

Учитель-логопед: А зимой?
Дети:  серая.

Учитель-логопед: Правильно, молодцы!

Учитель-логопед: На сегодня наше путешествие заканчивается, на следующем занятии мы продолжим наше путешествие по зимнему лесу.
III итог

Учитель-логопед: Ребята, где мы сегодня побывали?

Учитель-логопед: Назовите животных, которые живут в зимнем лесу?

Список использованной литературы:

  1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. — 240 с.
  2. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОН Р.— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007.- 704 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «К школе – готовы!».

Формирование знаний детей о школе, закрепление названий и назначения учебных принадлежностей; обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связ...

«Как Ослик уважение искал» Совместная деятельность родителей с детьми в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

laquo;Как Ослик уважение искал»Совместная деятельность родителей с детьми в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Рабочая программа коррекционно – образовательной деятельности подготовительной к школе группы компенсирующей направленности, для детей с тяжелым нарушением речи

Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии являетсяодним из приоритетных направлений в области образования. В логопедииактуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекциинарушен...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) (подгрупповая работа) "Весёлая ферма" по теме "Домашние животные"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) (подгрупповая работа) "Весёлая ферма" по ...