конспект НОД детей старшей группы компенсирующей направленности "Горевали две синицы..."
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Кривоносова Екатерина Андреевна

Конспект Непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы компенсирующей направленности  "Горевали две синицы..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorevali_dve_sinitsy.docx32.46 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите текст]

Конспект занятия по теме: «Горевали две синицы…» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Выполнил:
Федорова Е. А.,
воспитатель
ГБДОУ №2


Цель: формирование лексико-грамматического строя речи и развитие связного высказывания на основе использования загадок и игровых ситуаций.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • расширить представления детей о зимующих птицах;
  • совершенствовать навыки связной речи;
  • закреплять навыки словообразования и словоизменения (согласование существительных с числительными, образование относительных прилагательных, образование притяжательных прилагательных);
  • обучать падежному управлению существительных в родительном, творительном, винительном падежах;
  • учить подбирать и находить слова – родственники.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать навыки координации речи с движениями;
  • развивать физиологическое дыхание;
  • развивать общие речевые навыки;
  • развивать память, внимание и ассоциативное мышление;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе и животному миру.

Предварительная работа:

  • чтение рассказов поговорок, пословиц о птицах;
  • обогащения словаря по теме: «Зимующие птицы»;
  • разучивание пальчиковой гимнастики;
  • формирование навыков словоизменения (согласование существительных с числительными).

Материалы и оборудование:

  • проектор, экран
  • ноутбук
  • мультимедийный образовательный продукт «Зимующие птицы»
  • предметные картинки с изображением различных птиц;
  • дидактическая игра «Чья голова? Чьё ухо? Чей хвост?»;
  • панно «Лесная поляна»;
  • разрезные картинки с изображением птиц;
  • вылепленные плоскостные силуэты птиц;
  • краски;
  • салфетки для рук;
  • салфетки

Используемые технологии:

  • здоровье сберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, речь с движением);
  • технология игрового обучения.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Давайте поздороваемся с вами

Каждый новый день надо начинать с хорошего настроения, а что бы настроение было хорошим и веселым давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как к нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем доброго утра и радостного настроения.

Ребята, сегодня по дороге в детский сад я видела много птиц они пели мне на разные голоса, и я запуталась помоги те мне узнать каких же птиц я встретила по дороге! (слайд№4)

2. Основная часть

Ребята, посмотрите кто к нам сегодня пришел в гости.

Старик-Зимовик: Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть, меня зовут Старик-Зимовик. Помогите мне, пожалуйста, разгадать загадку. (Слайд №3)

Загадка: «Грудка ярче, чем заря, у кого?

Старик-Зимовик: ребята, какая у снегиря грудка?

Старик-Зимовик: Верно, Снегирь красногрудый. Ребята, я знаю сказку о том, как снегири стали красногрудыми. Вы хотите послушать сказку?

«Сказка о том, как снегири красногрудыми стали». (слайд №5)

Было это давно, когда снегири были похожи на обычных воробьев. Перышки их были серо-голубые. Однажды, морозным зимним днем снегири поспорили о том, что лучше – лето или зима. Все снегири говорили, что летом лучше, летом много корма. И только самый молодой снегирь говорил, что лучше зимой. Зимой, говорит молодой снегирь тоже много корма, только его поискать надо. Зимой хоть и холодно, но, если перелетать с места на место не замерзнешь. С наступлением зимы отправляемся мы путешествовать. В лесу ягодки рябины с бузиной ищем, в поле зернышки щавеля, лебеды да репейника лакомимся. К жилью человека подлетаем поближе.

Люди для птиц кормушки готовят, а в них кладут: семечки, крошки хлеба, а для синичек даже кусочек сала подвешивают. Поэтому зимой жить лучше, говорит молодой снегирь. И все снегири согласились с ним.

Разговор птиц услышал Дед мороз. Подошел он к молодому снегирю и говорит: «Молодец!» За смелость твою и красноречие награжу всех снегирей красивым нарядом. Будете вы теперь не просто серыми птичками, а красногрудыми снегирями, с гордостью носите красный нагрудник, по нему вас теперь каждый узнает. Сказал так Дед Мороз, стукнул своим посохом, смотрят снегири, а на них надеты красивые, красные нагрудники –подарок деда Мороза. С тех пор стали снегири красногрудыми!

Старик-Зимовик: Понравилась вам сказка? В какое время года прилетают снегири?

Старик-Зимовик: Каких еще птиц мы можем видеть зимой?

Старик-Зимовик: Ребята, какие это птицы если они с нами зимуют? Игра угадай по голосу (слайд №6 – 11) нажать на звездочку, при правильном ответе звучат аплодисменты, при не правильном – барабанная дробь.

Старик-Зимовик: Ребята, я принес вам картинки, но они по дороге разлетелись, вы поможете мне их собрать?

Упражнение: «Разрезные картинки»

Старик - зимовик: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.

Пальчиковая гимнастика:

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело,

(дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

Мы расскажем (трут ладонь о ладонь)

Клест, синица, воробей (поочередно сгибают пальцы начиная с большого)

Галка и сорока, дятел в пестрых перышках складывают пальцы «щепотью», стучат по столу).

Всем хватило зернышек. (стучат пальцами перебором по столу)

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю поиграть в другую игру «четвертый лишний» (слайд №17, 18) нажимаешь на правильный ответ, картинка исчезает.

  • Дятел, голубь, ворона, ласточка. (ласточка)
  • Петух, снегирь, клест, сорока. (петух)
  • Сорока, снегирь, свиристель, ворона. (ворона)

Молодцы, ребята, отлично справились с заданием.

Упражнение «Мягкий – твердый (слайд №27) нажимаешь на картинку птичка опускается в свой домик.

Дидактическая игра «Найди домик» (Слайд №19 – 21)

Дидактическая игра «Скажи одним словом» (упражнять в образовании сложных прилагательных)

Дети становятся в круг. Педагог произносит словосочетание и дает образец образования прилагательного. Затем просит изменить словосочетание по предложенному образцу.

у сороки белые бока, поэтому ее называют

у синицы желтая грудь

  • у снегиря красная грудь
  • у дятла красная голова
  • у ворона черные крылья
  • у дятла острый клюв
  • у совы большая голова
  • у свиристели звонкий голос
  • у сороки длинный хвост

Воспитатель: Какие ребята вы все молодцы!

Речь с движением:

Горевали две синицы:

- Чем же будем мы кормиться? (руки на голове) Ведь кругом белым – бело, все тропинки замело. (Поворот вокруг себя)

Позабыли вы синицы, что ваш друг живет в станице (грозят указательным пальцем)

Вот мой дом (руки домиком над головой)

Мое окно (руки перпендикулярны полу перед лицом)

Там отборное зерно. Прилетайте поскорей, приглашайте снегирей. (бег на носочках по кругу, руки в сторону).

Ребята, подул сильный ветер и поднялась такая вьюга что перемешался весь корм, приготовленный для птиц. Если мы не покормим птиц они останутся голодными. Давайте вспомним и разложим корм по кормушкам для птиц. Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями! Вы теперь очень много знаете о птицах, о их окрасе, образе жизни, питании. Помните мы с вами на предыдущем занятии лепили из соленого теста птиц, но так и не успели их одеть в красивые, яркие наряды, давайте сейчас возьмем краски, кисточки и раскрасим наши поделки. (дети раскрашивают поделки)

Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием, а теперь расскажите мне у кого какая птичка получилась и чем она питается.

(ответы детей)

Ребята, у вас было домашнее заданий изготовить дома с родителями кормушку так давайте сейчас в наши кормушки положим угощения для птиц и во время прогулки развесим наши кормушки на участке.

(дети проговаривают для какой птицы какое угощение)

Прилетели птички к нам во двор, заводили птички с нами разговор. Воробей чирикал, зернышки искал, каркала ворона, голубь ворковал. Тиникала синица и снегирь свистел, свиристель на ветке тоже песню пел. Голодно зимою нашим бедным птицам, мало зерен, крошек, трудно прокормиться. Мы кормушку смастерили, на березе прикрепили, чтоб зимующие птицы легче зиму пережили. (слайд №13 – 16) нажимаешь на картинку при правильном ответе звучат аплодисменты, при неправильном – барабанная дробь.

3. Заключительная часть

Старик – Зимовик: Молодцы ребята! Вот и пора мне возвращаться в зимний лес. Теперь я буду спокоен! Наши друзья, птицы они не замерзнут зимой от холода и не будут голодать. Я предлагаю улыбнуться друг другу и пожелать хорошие и добрые слова. Все сегодня молодцы, вот вам от меня зимние гостинцы! До свидания, ребята!


Список использованных ресурсов.

Литература.

  • Е. Н. Анашкина «300 вопросов и ответов о птицах» Издательство «Академия развития» 1998г. Н. В. Ёлкина «1000 загадок» Издательство «Академия развития» 1998г.
  • Н. В. Ёлкина «1000 загадок» Издательство «Академия развития» 1998г.
  • Л. М. Потапова «Детям о природе: экология в играх» Издательство Академия развития» 1998г.
  • Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?»  Издательство «ГНОМ и Д» 2000г.

Интернет.

  • Запись стихотворение и вступление: голос Федоровой Е.А., запись сказки – мужской голос
  • Голоса птиц Аудиозаписи
  • Отрывок из видео
  • Картинки  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"

Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....

КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ПО ТЕМЕ: «ОВОЩИ»

Конспект занятия для детей с ОНР шестого года жизни. Предназначен для развития связной речи и актуализации словаря по теме "Овощи"....

Конспект итогового занятия по развитию речи на тему "День Защитника Отечества" для детей старшей группы компенсирующей направленности

Данный конспект НОД по развитию речи на тему "День защитника Отечества" предназначен для детей старшей группы компенсирующей направленности(ЗПР/ЗПРР), но возможно его применение и в логопедических гру...

Конспект НОД детей старшей группы компенсирующей направленности по развитию речи на тему: « Рассматривание сюжетной картины «Осенний день в лесу» и составление рассказов по ней»

              Конспект непрерывной образовательной  деятельности детей старшей  группы компенсирующей направленности по развитию речи на тему: ...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...