Конспект занятия по ЗКР
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Мельникова Анна Сергеевна

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи "В гости к Старичку-Лесовичку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_gr.no9_.docx137.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи "В гости к Старичку-Лесовичку"

Программное содержание:

Учить правильной постановке языка при произношении звуков [c] и [с’];

учить подбирать родственные (однокоренные) слова;

закрепить умение четко произносить звуки [c] и [с’] в чистоговорках, слогах и словах;

закрепить умение находить место звуков в заданных словах;

закрепить навыки артикуляционной гимнастики;

воспитывать умение работать в коллективе, выдержку;

закрепить название зимующих птиц.

Оборудование:

Раздаточный материал: карточки, фломастеры, снежинки.

Демонстрационный материал: птицы – синица, снегирь, сорока, клест, белка. Старичок – Лесовичок, следы птиц, конверт с заданиями, корзина с заданием, красивая коробочка с заданием, елка с карточками, мольберт с изображением Старичка-Лесовичка.

Ход занятия.

Логопед:

- Дети, сегодня у нас занятие по звуковой культуре речи. Мы будем продолжать работать со звуком, а вот с каким, вы должны догадаться сами. Послушайте скороговорку и определите, какой звук в ней выделяется.

«ВЕЗЁТ СЕНЯ С САНЕЙ СОНЮ НА САНЯХ».

Дети:

– Звуки [c] и [с’];

Логопед:

– Повторите скороговорку (3 – 4 ребенка)

Раздается стук в дверь. Воспитатель заносит письмо.

Логопед:

– Вот так да, письмо. Что же написано на конверте? Адрес. Кому это письмо отправлено. Кто назовет адрес нашего детского сада?

Дети: называют адрес.

Логопед: - Правильно назвали. И здесь написан тот же адрес. Значит нам. От кого оно? От Старичка – Лесовичка. Давайте прочитаем, что там написано.

«Здравствуйте дети. Пишет вам Старичок – Лесовичок. У меня в лесу очень много разных птиц. И среди них есть сорока – белобока. Она рассказала мне о вас много интересного. А самое главное она поведала мне. Что вы умные и сообразительные. Поэтому приглашаю вас к себе в гости, в зимний лес. Чтобы узнать, правду ли мне сказала сорока. Дорогу ко мне вы найдете по - зимним следам. Но пойти ко мне смогут только те дети, кто придумает слова, в названии которого есть звуки [c] и [с’]. Счастливого вам пути. Ваш друг Старичок – Лесовичок».

Дети придумывают слова с заданными звуками.

Логопед:

– Молодцы. Ну что, в путь? Смотрите, что это?

Дети:

– Это следы птицы – синицы. Они нам дорогу показывают.

Логопед:

– Хорошо, на какой звук начинается слово синица?

Дети: - на звук [с’].

Логопед: -

Подскажите песенку синицы.

Дети:

- Синь – синь – синь.

Логопед:

– Хорошо. А сейчас девочки, мальчики, вместе пойдемте по этим следам. Идти нужно осторожно на носочках.

Дети идут по следам синицы.

Логопед:

- Вот и закончились следы. А вот и синица сидит, корзину караулит. Посмотрим, что в ней. Это задание от Старичка – Лесовичка. – «Моя знакомая белочка спрятала осенью орешки, а сейчас ищет. Помогите белке».

Артикуляционная гимнастика.

1. Увидела орешек – удивилась: - «Какой большой» Губы вытянуть вперед, не закрывая зубы. Удерживать их в таком положении 5 – 10 сек. Упражнения вырабатывает движении губ, укрепляет мышцы губ, развивает их подвижность;

2. А потом обрадовалась, - улыбнулась. Улыбнуться, открывая зубы. Удерживать в таком положении 5 – 10 сек. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, обнажая передние и верхние передние зубы, укрепляя мышцы губ, способствуют их подвижности.

3. Сорвала орешек и спрятала его за щеку.

Рот закрыт. Надавить языком на внутреннюю сторону щеки так, чтобы появился «орешек». С начало правую затем левую щеки. Упражнение развивает произвольное движение языка и щек.

Повторить 3 раза.

Логопед:

- Молодцы помогли белочке. Смотрите еще чьи – то следы.

Дети:

-Это следы снегиря, на звук [c].

Логопед:

- Пропойте песню снегиря.

Дети:

- Сью – сью – сью.

(тихо, громко, нормально).

Логопед:

– Пойдемте по следам снегиря.

Дети идут по следам снегиря слегка, покачиваясь.

Логопед:

- А вот и сам снегирь сидит. Крылья снегом припорошило, летать не может. Поможем снегирю.

Дыхательное упражнение «Снегирь»

Сел на ветку снегирь: - Дети взмахивают кистями рук.

Ф – ф, ф – ф. - Коротко, активно выдыхают.

На него упал снежок - Ударяют кончиками пальцев одной руки по ладони второй.

Ф – Ф, Ф – Ф. - коротко со средним упором выдыхают.

Ветерок, подуй слегка - Качают поднятыми руками над головой.

Ф – Ф, Ф – Ф. - Коротко легко выдыхают.

Отряхни нам снегиря - Стряхивают кисти рук.

Ф – Ф – Ф – Ф – Ф. - Продолжительный выдох.

(Упражнения вырабатывает правильный выдох различной силы).

Отряхнули снегиря. Задышал он, закрутил головой.

(Стоя, спина и шея прямые. При повороте головы вправо – вдох носом. При возврате в и. п. выдох ртом. То же влево). Повторите 3 раза.

Подышал снегирь расправил крылья и полетел, только крыльями воздух рассек. –С – С – С – С – С. Все вместе.

Логопед: -Конверт остался. Что же в нем? Задание от Старичка –Лесовичка. «На моей лесной красавице елке висят карточки со словами, в которых есть звук [c] и [с’]. Определите место этим звукам в словах.

Работа по карточкам.

Логопед:

- Молодцы. Хорошо справились с заданием. А вот еще следы. Как вы думаете, чьи они?

Дети:

- Это следы сороки. Звук [c] в начале слова.

Логопед: – Пойдемте по следам.

(легкими прыжками со следа на след)

А вот и сорока сидит, коробочку караулит. Посмотрим, что в ней.

«Повторите слоги правильно»

Са – со – су – сы

Ис – ус – ас – эс

«Назовите лишний слог»

Ас – ос – уз – ыс.

Ос – яс – ис – юш.

Ша – се – су – си.

Се – зе – сю – си.

«Спойте сорочью песенку»

Дети: – Стрек – стрек – стрек.

Логопед:

- Молодцы. Вот ведь сорока – белобока совсем нас заговорила – застрекотала. А нам надо к Старичку – Лесовичку идти. Давайте посмотрим, чьи следы поведут нас дальше?

Смотрите. Что это за птица, как она называется?

Дети:

– Эти следы оставил клест. Звук [c] в середине слова.

Логопед:

– Пойдемте по следам.

(хождение по следам на полусогнутых в коленях ногах)

А вот и клест сидит.

 Он в конверте принес задание. Что же там написано?

Подобрать однокоренные слова к слову снег. (снежинка, снеговик,

Снегурочка, снегопад, снегирь, снежок, снежки).

-Молодцы.

«Добавьте слова в стихотворение».

Тихо-тихо, как во сне

Падает на землю ……(снег).

С неба все скользят пушинки

Серебристые ……(снежинки)

На поляны, на лужок

Тихо сыплется…(снежок)

Вот веселье для ребят

Все сильнее …(снегопад)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в… (снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился …(снеговик)

Рядом снежная фигурка

Это девочка …(Снегурка)

На снегу–то, посмотри,

С красной грудкой ...(снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Падают на землю…(снег).

Логопед: - Какие слова вы добавили?

Дети: – Снег, снежинки, снежок, снегопад, снеговик, снегурка, снегири.

Логопед: – На какое слово все они похожи?

Дети: - На слово «снег».

Логопед: – На какой звук начинается эти слова?

Дети: - На звук [c].

Логопед: - Правильно, и однокоренные слова назвали, и слова правильно добавили. Вот еще следы. И еще одно задание.

«Проговорите чистоговорку»

СА – СА – СА хлопки

Синее небеса колечки

Се – се – се хлопки

Солнце в высоте лучики

Сты – сты – сты хлопки

Прилетели к нам клесты гребешок

Повторить 2 – 3 раза

Логопед:

–Молодцы, хорошо справились с заданием. Только вот следы птиц закончились. Куда же нам дальше идти?

(за мольбертом раздается звон колокольчика)

Логопед: -Слышите? Что же это такое?

Дети: -Это колокольчик звенит.

Логопед: -А в какой стороне. И, как, по-вашему, зачем он там звенит.

Дети: -Это, наверное, Старичок – Лесовичок нам знак подает, в какую сторону идти надо.

Логопед: - Пойдемте на звук колокольчика.

Дети подходят к мольберту. На мольберте портрет Старичка – Лесовичка, рядом лежит снежинки и записка.

«Мой знакомый художник нарисовал мой портрет. Но мне он не очень нравится. Мне бы хотелось, чтобы вы украсили его снежинками. Пожалуйста, украсьте мой портрет»

Дети выполняют задание.

Логопед: -Красиво украсили портрет Старичка – Лесовичка. Очень хорошо получилась. А здесь еще одно задание.

«Спасибо за мой портрет. У меня к вам еще одна просьба. Тот же художник прислал мне волшебные листы с точками. Если соединить все точки, то получиться рисунок. А вот какой вы уже узнаете сами. Помогите мне, пожалуйста. Рисовать можно только теми цветами фломастера, в названии которых есть звуки [с] и [с’]»

Дети садятся за стол и обводят точки фломастером

Логопед: - Что у вас получилось?

Дети: - Снеговики, но здесь не все нарисовано.

Логопед: - Давайте дорисуем снеговикам предметы, в названии которых есть звук [с].

Дети выполняют задание и рассказывают. Что они дорисовали: нос, волосы, ресницы, снежинки, сугроб, снег, солнце.

Логопед: - Вот сколько снеговиков получилось.

Здесь еще одно послание от Старичка – Лесовичка. (корзина с письмом)

«Спасибо вам, дети. За вашу доброту и отзывчивость. Мне очень понравилось. Что вы такие добрые. Сообразительные и умные. Я убедился, что сорока – белобока меня не обманула. Вы доказали мне свою смекалку. А больше всего мне понравилось, что вы работали вместе и сообща. За это я посылаю вам в подарок свои сладкие снежки. Ешьте. Поправляйтесь. Да ума набирайтесь. До скорого свидания в моем сказочном лесу.

«Старичок – Лесовичок»

Логопед: - Вот и закончилась наша прогулка в волшебном лесу Старичка – Лесовичка. Скажите, что мы делали на нашей прогулке?

Дети:

- Добавляем родственные слова, в стихотворении начинающиеся на звук «С»

- Помогали белки искать орешки.

- Помогли снегирю стряхнуть снег с крыльев.

- Находим звук «С» в словах.

- Повторяли слоги со звуком «С»

-Искали лишний слог.

-Украсили портрет Старичка – Лесовичка.

-Дорисовали рисунок со снеговиком.

Логопед:

- Вот как хорошо и интересно мы погуляли по зимнему лесу. Пора возвращаться в детский сад. До свидания, лес. До свидания, Старичок – Лесовичок. До скорой встречи.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...