Развитие коммуникативных способностей детей через обучение рассказыванию при помощи сюжетных картинок
консультация по развитию речи

Здебская Марина Васильевна

Использование серий сюжетных картин, объединенных общим сюжетом -  является одним из средств развития связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие коммуникативных способностей детей через обучение рассказыванию при помощи сюжетных картинок»

 Связная речь – это такие развёрнутые высказывания, которые позволяют человеку последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей.

    Одним из средств развития связной речи являются серии сюжетных картин. Использование серий сюжетных картин, объединенных общим сюжетом, способствует формированию у детей умений развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующее его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина и конец.

    К моменту  поступления в школу у малыша должна быть хорошо развита связная речь. Будущий ученик должен:

- хорошо владеть диалогической и монологической формами речи , уметь  отвечать на вопросы и задавать их;

-уметь самостоятельно пересказывать литературный текст , делая это выразительно , последовательно, без повторов;

-уметь составлять рассказы о предметах (можно по плану, предложенному взрослым), называя , к какой группе относится предмет, из чего он сделан. для чего нужен , как выглядит и т. д;

- уметь составлять рассказы по картинке или серии сюжетных картинок;

- уметь составлять  небольшие рассказы , описывая события , которые с ним произошли; полезно придумывать фантастические рассказы и сказки- это поможет развить творческое мышление и совершенствовать связную речь.

    Первоначальный этап развития связной речи – составление одного предложения по картинке. Только убедившись , что ребенок научился  составлять грамматически правильное сложное предложение по картинке, используя наводящие вопросы взрослого , предложите ему новый этап работы- составление рассказа по серии картинок.

         Рассказывание  по сюжетным картинам проводится сначала по вопросам, затем в совместном рассказывании со взрослым, а после этого и самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают обучение разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения.

     При  работе  я  придерживаюсь определенного порядка:

-рассматриваю с ребенком все рисунки;

- составляем  по каждой картинке несколько грамматически правильно построенных предложений, используя наводящие вопросы;

- глядя на картинки, повторяем  с ребенком все предложения , последовательно составляя из них рассказ;

-предлагаю ребенку еще раз повторить получившийся рассказ , обращая внимание на то ,чтобы предложения были составлены грамматически верно , без повторов.

  Благодаря этой работе речь малыша станет красивой и связной , обогатится его словарный запас.

Рассматривание сюжетных картин преследует тройную цель:

  • упражнение способности к наблюдению;
  • поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения);
  • развитие языка ребенка.

          Занятия с детьми по сюжетным картинкам принадлежит в методике развития речи детей первенствующее место. При выборе сюжетных картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сложным.

  Сюжетная картина является важным средством наглядности, как в

дошкольном, так и в школьном возрасте. В Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Т. Ефремовой дано определение сюжетного изображения: «сюжетное  изображение – это изображение каких-  либо действий и действующих лиц, связанных определенной ситуацией».

  В зависимости от возраста детям предлагаются серии разной сложности. В 3-4 года – серию из двух картинок, в 4-5 лет – серию из трех-четырех картинок, в 5-6 лет – серию из 5 картинок. Однако в каждом конкретном случае надо учитывать индивидуальные возможности ребенка.  В процессе работы по обучению детей рассказыванию по картине и по серии  сюжетных картин происходит развитие связной речи, мышления, воображения,

наблюдательности, пространственной ориентации; решаются воспитательные

задачи: дети учатся выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае  затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно их   исправлять.

С помощью серийных картинок я учу  передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа.

Ребёнку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом пересказа, позволяют точно передать сюжет, не сбиваясь, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение, и вместе они соединяются в связный рассказ.

Когда ребёнок научится свободно рассказывать по готовым сериям картинок, ему предлагают самому выложить в нужной последовательности серию из трёх – четырёх картинок, а затем составить рассказ по данной серии. Сюжет рассказа должен быть понятным и близким ребёнку, в качестве действующих лиц должны выступать дети или любимые сказочные герои: Буратино, Чебурашка, Незнайка и др.

Методы и приемы обучения дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин

           В работе с детьми при обучении рассказыванию по серии сюжетных картин применяются ряд методов и приемов обучения.

   

  Наглядные методы. Картины являются наглядными объектами обучения, дети рассматривают их как в процессе занятий, так и в повседневной жизни. Рассматривание картин является опосредованным наглядным методом и применяется и для вторичного ознакомления с объектом, и закрепления полученных во время наблюдения знаний, и формирования связной речи.

Словесные методы.   При рассматривании серий сюжетных картин используется метод беседы.

Практические методы – обучить детей на практике применять полученные знания, помогать усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. Практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра – универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи.

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное).

     Прием – это элемент метода. В настоящее время методика развития речи, как и общая дидактика, не располагает устойчивой классификацией приемов. Прежде всего, их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на словесные, наглядные, игровые.

  Приемы работы по сериям сюжетных картинок:

1.Взрослый дает по картинкам образец рассказа, а ребенок повторяет этот

рассказ.

2.Ребенок самостоятельно рассказывает о том, что нарисовано на картинках,

придумывает название рассказу.

3.Взрослый дает начало рассказу, а ребенок заканчивает его или может

повторить весь рассказ.

4.Взрослый размещает на наборном полотне серию сюжетных картинок.

Ребенок рассматривает их. Взрослый знакомит ребенка с их содержанием, затем повторяет рассказ, а ребенок находит и показывает соответствующую картинку.

После этого ребенок самостоятельно рассказывает по картинкам.

5.Взрослый читает рассказ, сам раскладывает картинки. После этого

предлагает самостоятельно разложить картинки в нужной последовательности и

повторить рассказ. В случае затруднения можно помочь наводящими вопросами.

6.На наборном полотне расставлена серия сюжетных картинок. Взрослый

задает наводящие вопросы по содержанию, помогая осмыслить его и установить  причинно-следственные связи.

7.Ребенку раздают картинки одной серии в любой последовательности.

Взрослый дает план рассказа, по которому ребенок раскладывает картинки в

нужной последовательности и составляет рассказ по картинкам.

8.Ребенку раздают серию картинок для установления их последовательности.

Взрослый начинает рассказ по первой картинке, ребенок должен продолжить по своим картинкам.

9.Ребенок получает серию картинок. Его задача – подобрать в нужном

порядке картинки и передать содержание каждой. Так ребенок составляет целый  рассказ.

10.Составив рассказ по серии картинок, ребенок придумывает его название.

Затем дополняет рассказ предыдущим и последующим событием.

  Исходя из этого, можно сделать вывод, что обучение детей рассказыванию по серии сюжетных картин следует начинать с младшего дошкольного возраста проходя путь от простого к более сложному
         Составление рассказов по картинкам способствует уточнению значений известных ребенку слов и усвоению новых. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования. В ходе работы над рассказами по серии картинок дети овладевают навыками диалогической речи. Серии картинок помогают ребенку разобраться в последовательности событий. Если в начале занятия я  посредством вопросов направляю  внимание ребенка на процесс развертывания действия, то затем ребенок сам научается выделять основные моменты в содержании рассказа.

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №46 компенсирующего вида»

«Формирование фонематического восприятия у детей имеющих специфические образовательные потребности»

                                               Выполнила: учитель- логопед

Чернышова Е.А.

Киселевский ГО  2015

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Развитие речи, её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя - одна из главных задач обучения дошкольников.  Как известно, дети к 5 годам имеют навык восприятия интонации взрослого и передают её в своей речи на простейшем уровне. Дети с речевыми нарушениями в основном подражают. У таких детей при чтении стихотворений, работе на занятиях, при общении со взрослыми и сверстниками часто проявляется выраженный речевой дефект.                  Развитие речи детей осуществляется при разных видах деятельности. Педагогический процесс предполагает введение широкого круга познавательных  задач в области языковой действительности (именно об этом писали в свое время Д.Б. Эльконин, О.М.  Дьяченко, Н.С. Варенцова, Ф.А. Сохин, О.С.Ушакова и др.).                                                                  Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и средней школе. В исследованиях Г.И. Щукиной, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева и др. доказано что успешность обучения в школе зависит от целого ряда условий и в частности, от уровня развития как общих способностей, от которых зависит успех и индивидуальное своеобразие деятельности (В.С. Мерлин), так и частных способностей определенной направленности, в том числе и коммуникативных (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Л.С. Выгодский и др.). [3; с. 3].

Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к развитию речи, когда одновременно решаются разные задачи: фонетические, фонематические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.

Возраст 4 -5 лет характеризуется началом анализа звуковой стороны устной речи. Звуковая культура и знаковая действительность сопряжены с овладением детьми определенными грамматическими правилами, особенностями русского языка, некоторыми элементами орфографии.

Педагогическая работа по  развитию фонематического восприятия детей

Все чаще в старшей и подготовительной к школе группе детского сада у детей встречается диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). Это системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура и звуконаполняемость слов, в речи присутствуют аграмматизмы. У детей бедный словарный запас, с преобладанием существительных и глаголов. Страдает связная речь. А также наблюдаются отклонения в развитии моторики как общие, так и артикуляционной. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка – дошкольника. С помощью развлекательных моментов поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умение.

Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Цель данных игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, с-щ, л-р, правильно выделять во фразах нужные слова.

Например, игры:

Игра «Кто лучше слушает? »

Логопед вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной друг к другу и дает задание: «Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь только тогда, когда услышит слова со звуком Ш. какой звук? А, Катя будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук Ж». Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов.

На седьмом году жизни звукопроизношение детей мало, чем отличается от произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая подвижность артикулярного аппарата или отклонения в его строении (например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов произношения. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных логопедических упражнениях. Особое внимание педагог уделяет выработке у детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать на слух произношении звуки, близкие по звучанию или произнесению: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие. При этом необходимо следить за тем, чтобы дети четко и правильно произносили изолированные звуки.

Цель данных игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний.

Игра «Какой звук есть во всех словах?

Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук Ш. затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – Ж; чайник, ключ, очки –Ч; щетка, ящик, щавель – Щ; коса, усы, нос – С; селедка, Сима, лось – СЬ; коза, замок, зуб – З; зима, зеркало вазелин -ЗЬ; цветок, яйцо, курица –Ц; лодка, стул, лампа –Л; липа, лес, соль – ЛЬ; рыба, ковер, крыло – Р; рис, крепость, букварь – РЬ.

Логопед следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

Игры с использованием наглядности.

При изучении звуков необходимо давать их характеристику – описание артикуляционных и акустических свойств. Для детей это абсолютные, не видимые понятия. Поэтому необходима зрительная опора в виде графических схем, символов, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить звуки и наглядно их увидеть

Отдельно хотелось бы остановиться на играх для развития мелкой моторики рук. Уникальность этих игр, на наш взгляд, состоит в том, что в них обычные бытовые предметы превращаются в увлекательные и полезные игрушки. Для детей это одновременно и процесс обучения, и возможность соприкоснуться с чудесными превращениями знакомых вещей: бутылочные пробки – «лыжи»- могут мчаться по «снежной» дорожке, в пельменнице живут непоседливые пчелы, звери в зоопарке спрятались по клеткам – решеткам для раковины. Действия, выполняемые ребенком в игре, сопровождаются четверостишиями или короткими стихотворениями. В результате игра становится более эмоциональной. А для родителей эти игры – просто клад. Во-первых, для них не нужен сложный инвентарь: все есть под рукой. Во-вторых, родителям не надо серьезно готовиться и тратить драгоценное свободное время не на игру, а на подготовку к ней. В-третьих, для этих игр не нужны большие помещения – вы разместитесь даже на кухонном столе.

Задача педагогов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаю несколько игр на развитие мелкой моторики:

• Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте ребенку самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.

• Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая: «у сосны, у пихты, елки очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник».

• Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно – и двумя одновременно, говоря

«В зоопарке мы бродили,

к каждой клетке подходили

и смотрели всех подряд:

медвежат, волчат, бобрят».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Развитие коммуникативных способностей детей через интеграцию различных видов деятельности»

Целью проекта является повышение речевой активности  и коммуникативных способностей детей через организацию игровой, художественно-творческой деятельности и познавательно-речевого развития....

Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность.

Стендовый доклад о развитии коммуникативных способностей детей в раннем возрасте....

Развитие творческих способностей детей при обучении рассказыванию и связной речи

Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза».Программное содержание: Учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее содержание, отвечать на вопросы. Учить детей составлять...

Презентация "Развитие коммуникативных способностей детей через использование инновационной технологии ТРИЗ"

Основной целью проекта является создание комплекса мероприятий в образовательной деятельности по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование инновационно...

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе организации сюжетно-ролевой игры.

В данной работе представлена сюжетно-ролевая игра «Театр», способствующая творческому перевоплощению в образ героев, формирующая способность сопереживать вместе с героями....

Развитие коммуникативных способностей детей через сюжетно-ролевые игры краеведческого содержания

В статье обосновывается возможность и необходимость развития коммуникативных способностей детей через сюжетно-ролевые игры краеведческого содержания. Даются практические советы для реализации поставле...