Конспект занятия на тему "Посуда"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Юденкова Ульяна Сергеевна

"Посуда"

Цели:

- формировать обобщающее понятие «посуда»;

- уточнить с детьми название посуды;

- уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; закрепить понимание назначения посуды.

Задачи:

- образовывать существительные родительного падежа, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных;

- учить суффиксальному способу образования существительных;

- учить использовать существительные множественного числа в родительном падеже;

- активизировать словарь по данной теме.

Ход:

ВоспитательОтгадайте загадку:

Я рукотворнаязвучащая,

Воды не боюсь,

Для еды гожусь,

А ударь - разобьюсь.

ДетиПосуда.

Воспитатель: - МолодцыребятаА почему посуда названа «рукотворной»?

Дети: - Потому что посуда сделана руками человека.

Воспитатель- Как вы понимаете выражение «воды не боюсь»?

Дети: Значитпосуду можно мыть и с ней ничего не случитсяА еще в нее можноналивать жидкости.

Воспитатель- Что значит «годится для еды»?

Дети- Значитв посуде можно готовить пищуее используют для еды и питьявней можно хранить продукты.

Воспитатель- Ребятакак вы думаетепочему о посуде говоритсячто она«звучащая»?

Дети- Потому что если стучать по нейто она будет издавать разные звуки.

Дидактическая игра «Звучащая посуда»

Воспитатель- Давайте послушаем и отгадаемпосуда из какого материала будетзвучать.

Воспитатель за ширмой извлекает различные звукизвон стакановстукметаллической ложки о ковшикдребезжание фарфоровых чашекстук деревянныхложек.

Воспитатель: - Как вы думаете, почему такой разный звук?

Дети: - Потому что посуда сделана из разных материалов.

Воспитатель: - Так из каких же материалов делают посуду?

Дети: - Из стекла, фарфора, хрусталя, дерева, глины, металла.

Игра «Какая бывает посуда?»

- Назовите предметы посуды, которые сделаны из дерева? Посуда сделана из дерева, значит, она какая? (Деревянная.) (Аналогично: из пластмассы, фарфора, стекла, металла и т.д.)

Беседа о посуде

- Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож)

- В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, противень и т.п.)

- Как называется эта посуда? (Кухонная)

- Какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница и т.п.)

- Как называется эта посуда? (Чайная)

- А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)? (Столовая)

- Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка, селёдочница и т.д.)

Воспитатель: - Посудой люди пользовались с древних времён. Сначала она была деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая, фарфоровая посуда. Появились сервизы.

Игра «Какой, какая, какое»

На столике расставлена посуда из различных материалов.

- Бокал из стекла, какой? – стеклянный бокал.

- Ложка из дерева, какая? – деревянная ложка.

- Тарелка из пластмассы, какая? – пластмассовая тарелка.

- Кувшин из глины, какой? – глиняный кувшин.

- Сковорода из чугуна, какая? – чугунная сковорода.

- Тарелка из картона, какая? – картонная тарелка.

- Самовар из железа, какой? – железный самовар.

- Ковш из металла, какой? – металлический ковш.

- Блюдо из серебра, какое? – серебряное блюдо.


 

Пальчиковую гимнастика «Мамины помощники»

Раз, два, три, четыре, (удары кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики, начиная с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили, (загибают пальчики, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. (удары кулачками друг о друга)


 

Воспитатель: - А как нужно относиться к посуде?

Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадает труд человека, который её делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем её основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают убирают в шкаф.

Физминутка

Мы тарелки дружно мыли

Вот так. Вот так. (Дети имитируют мытье посуды)

А потом их вытирали и на полку убирали.

Вот так. Вот так. (Тянутся на носочках, подняв руки вверх)

А потом мы отдыхали,

дружно, весело плясали. (Пляшут под музыку)

Перемыли всю посуду, посуда стала чистая, так и хочется назвать ее ласково.

Игра с мячом «Назови ласково»

Цель: Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Чашка-чашечка, ложка-ложечка и т.д.

Воспитатель: - Для чего нужна посуда? Ответы детей.

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей:


 

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке

Или в грязном ручейке.


 

К счастью, помогает всюду

Нам различная посуда:

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.


 

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд-

Варят, жарят и пекут!


 

Игра "Как называется посуда для…"

- Хлеба – хлебница - Конфет - конфетница

- Селедки – селедочница - Салата - салатница

- Сухарей – сухарница - Масла - масленка

- Молока - молочник - Соли - солонка

- Сахара - сахарница

Загадывание загадок.

- Среди ложек я полковник.

И зовут меня… (Половник)

- Суп, салат, пюре, котлеты

Подают всегда в … (Тарелке)

- А на чай и простоквашу

Подставляй, дружочек, … (Чашку)

- На плите — кастрюль начальник.

Толстый, длинноносый… (Чайник)

- По моей тарелке лодочка плывёт.

Лодочку с едою отправляю в рот. (Ложка)

- Будет вкусная еда

С золотою коркою,

Если пользуешься ты…

Верно,... (сковородкою).

Воспитатель: - Вспомните, какая бывает посуда, как ее используют?

- Посуда, в которой готовят пищу, она нужна на кухне – называется кухонная посуда.

- Посуда, которой пользуются во время обеда за столом – столовая посуда.

- Посуда для того, чтобы пить чай называется – чайная.

Итог:

- Молодцы, ребята, хорошо поработали!

- Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали?

- Что вам понравилось?

- А что вызвало у вас затруднение?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

"Посуда"

Цели:

- формировать обобщающее понятие «посуда»;

- уточнить с детьми название посуды;

- уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; закрепить понимание назначения посуды.

Задачи:

- образовывать существительные родительного падежа, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных;

- учить суффиксальному способу образования существительных;

- учить использовать существительные множественного числа в родительном падеже;

- активизировать словарь по данной теме.

Ход:

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Я рукотворная, звучащая,

Воды не боюсь,

Для еды гожусь,

А ударь - разобьюсь.

Дети: - Посуда.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! А почему посуда названа «рукотворной»?

Дети: - Потому что посуда сделана руками человека.

Воспитатель: - Как вы понимаете выражение «воды не боюсь»?

Дети: - Значит, посуду можно мыть и с ней ничего не случится. А еще в нее можноналивать жидкости.

Воспитатель: - Что значит «годится для еды»?

Дети: - Значит, в посуде можно готовить пищу, ее используют для еды и питья, вней можно хранить продукты.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, почему о посуде говорится, что она«звучащая»?

Дети: - Потому что если стучать по ней, то она будет издавать разные звуки.

Дидактическая игра «Звучащая посуда»

Воспитатель: - Давайте послушаем и отгадаем, посуда из какого материала будетзвучать.

Воспитатель за ширмой извлекает различные звуки: звон стаканов, стукметаллической ложки о ковшик, дребезжание фарфоровых чашек, стук деревянныхложек.

Воспитатель: - Как вы думаете, почему такой разный звук?

Дети: - Потому что посуда сделана из разных материалов.

Воспитатель: - Так из каких же материалов делают посуду?

Дети: - Из стекла, фарфора, хрусталя, дерева, глины, металла.

Игра «Какая бывает посуда?»

- Назовите предметы посуды, которые сделаны из дерева? Посуда сделана из дерева, значит, она какая? (Деревянная.) (Аналогично: из пластмассы, фарфора, стекла, металла и т.д.)

Беседа о посуде

- Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож)

- В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, противень и т.п.)

- Как называется эта посуда? (Кухонная)

- Какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница и т.п.)

- Как называется эта посуда? (Чайная)

- А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)? (Столовая)

- Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка, селёдочница и т.д.)

Воспитатель: - Посудой люди пользовались с древних времён. Сначала она была деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая, фарфоровая посуда. Появились сервизы.

Игра «Какой, какая, какое»

На столике расставлена посуда из различных материалов.

- Бокал из стекла, какой? – стеклянный бокал.

- Ложка из дерева, какая? – деревянная ложка.

- Тарелка из пластмассы, какая? – пластмассовая тарелка.

- Кувшин из глины, какой? – глиняный кувшин.

- Сковорода из чугуна, какая? – чугунная сковорода.

- Тарелка из картона, какая? – картонная тарелка.

- Самовар из железа, какой? – железный самовар.

- Ковш из металла, какой? – металлический ковш.

- Блюдо из серебра, какое? – серебряное блюдо.


Пальчиковую гимнастика «Мамины помощники»

Раз, два, три, четыре, (удары кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики, начиная с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили, (загибают пальчики, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. (удары кулачками друг о друга)


Воспитатель: - А как нужно относиться к посуде?

Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадает труд человека, который её делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем её основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают убирают в шкаф.

Физминутка

Мы тарелки дружно мыли

Вот так. Вот так. (Дети имитируют мытье посуды)

А потом их вытирали и на полку убирали.

Вот так. Вот так. (Тянутся на носочках, подняв руки вверх)

А потом мы отдыхали,

дружно, весело плясали. (Пляшут под музыку)

Перемыли всю посуду, посуда стала чистая, так и хочется назвать ее ласково.

Игра с мячом «Назови ласково»

Цель: - Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Чашка-чашечка, ложка-ложечка и т.д.

Воспитатель: - Для чего нужна посуда? Ответы детей.

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей:


Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке

Или в грязном ручейке.


К счастью, помогает всюду

Нам различная посуда:

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.


Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд-

Варят, жарят и пекут!


Игра "Как называется посуда для…"

- Хлеба – хлебница - Конфет - конфетница

- Селедки – селедочница - Салата - салатница

- Сухарей – сухарница - Масла - масленка

- Молока - молочник - Соли - солонка

- Сахара - сахарница

Загадывание загадок.

- Среди ложек я полковник.

И зовут меня… (Половник)

- Суп, салат, пюре, котлеты

Подают всегда в … (Тарелке)

- А на чай и простоквашу

Подставляй, дружочек, … (Чашку)

- На плите — кастрюль начальник.

Толстый, длинноносый… (Чайник)

- По моей тарелке лодочка плывёт.

Лодочку с едою отправляю в рот. (Ложка)

- Будет вкусная еда

С золотою коркою,

Если пользуешься ты…

Верно,... (сковородкою).

Воспитатель: - Вспомните, какая бывает посуда, как ее используют?

- Посуда, в которой готовят пищу, она нужна на кухне – называется кухонная посуда.

- Посуда, которой пользуются во время обеда за столом – столовая посуда.

- Посуда для того, чтобы пить чай называется – чайная.

Итог:

- Молодцы, ребята, хорошо поработали!

- Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали?

- Что вам понравилось?

- А что вызвало у вас затруднение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...