Предметно-пространственная среда-как средство сенсорного и речевого развития
консультация по развитию речи (младшая группа)

Иванова  Галина Петровна

Предметно-пространственная среда в нашей группе для сенсорного и речевого развития-выступление на ГМО

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Выступление на ГМО педагогов г.Нефтекамск

«Развивающая предметно-пространственная среда как средство сенсорного и речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

МАДОУ детский сад № 7

Воспитатель:

Иванова.Г.П.

     Речевое и сенсорное развитие ребёнка в младшем возрасте неразрывно связаны. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук способствуют формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, снижает психологическое напряжение. Развитие процессов восприятия, ощущения у детей значительно обогащает мышление. Процесс ознакомления ребёнка с сенсорными эталонами происходит постепенно в соответствии с закономерностями младшего возраста.

Чтобы правильно организовать развивающую среду мы должны определить задачи, которые мы ставим для развития сенсорного и речевого развития:

Задачи работы:

- развитие словаря ребёнка;

- развитие связной речи

- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения);

- развитие мелкой моторики;

- знакомство с художественной

 - ознакомление детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов;

- восприятие музыкальных инструментов, звучание родной речи.

-закрепление умения выделять цвет, форму, величину, как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам; величине, форме, цвету.

-совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;

-  -обогащение чувственного опыта детей и умение фиксировать его в речи; -развитие разных способов обследования предметов;

- совершенствование восприятия, активное включение всех органов чувств.

Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в нашей группе выделяются центры организации определенного вида деятельности.

В центре сенсорного развития у нас имеются: шнуровки, разнообразные вкладыши, дидактические игры, крупная мозаика объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры такие как: «Подарок гномику», «Найди геометрическую фигуру соответствующего цвета», «подбери заплатку» В этой игре мы закрепляем как форму предметов, так и цвет . Столик с изображением дорог, средний транспорт; макеты, деревьев, светофор.

При наполнении речевого уголка мы постарались отразить все направления работы по развитию речи.

В нашей группе для развития словаря детей имеются

- наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам, дидактические речевые игры

-картотека игр и игры для развития грамматического строя;

-сюжетные картинки для работы над фразой, наборы картинок для группировки по лексическим темам «домашние животные», «дикие животные», «животные с детенышами», «птицы», и т.д., предметы обихода, предметы и композиции для составления рассказов, мнемосхемы, картотеки стихов, загадок, пословиц, поговорок;

- пособия на развитие дыхания, комплексы артикуляционной гимнастики.

У нас в центре развития речи конечно же есть книги с твердыми листами, что и в 1 младшей;

Книги с обычной листовой структурой;

эстампы на темы русских народных сказок.

Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.

 Прослушивание сказки помогает развить фантазию и воображение.

Прослушивание любой вымышленной истории развивает речь.

У детей формируется фонематический слух, который является непременным условием для правильного восприятия речи.

В нашей группе есть пособия на развитие мелкой моторики, комплексы пальчиковой гимнастики.

 Игры со шнурованием развивают:

- сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук

- пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

-способствуют развитию речи;

-развивают творческие способности;

развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки.

Дети с удовольствием играют с сенсомоторными дорожками(фото)

Это методика пальчиковых шагов. Шагаем пальчиками по дорожкам в разных направлениях: вперед-назад, разными пальцами, работает так же и кисть руки. На первый взгляд, кажется, все просто. На самом деле, у нас у всех хорошо развита правая часть полушария, а вот левая не очень. Все упражнения надо проделывать и правой, и левой рукой. Что совсем не просто!

Наши дети очень любят игры с прищепками. (Фото)Игры с прищепками для детей относятся к модульной гимнастике, которая подразумевает занятия с предметами, которые сами по себе не разбираются, но из них можно делать другие вещи. С помощью такой гимнастики укрепляется и развивается кисть и два пальца руки, которые в последующем будут активно задействованы в письме. 

Развитие рисования как замещающей деятельности является основой для развития письменной речи. Рисунок, составляя единство с речевым сопровождением, превращается со временем в речевое повествование уже без опоры на сам рисунок. Речь и рисование принадлежат к одним и тем же уровням деятельности мозга – первая и вторая сигнальная системы. В нашей группе дети активно пользуются всеми художественными средствами- карандаши, краски, тесто для лепки, трафареты, печати. Они рисуют и лепят длинные и короткие колбаски, изготавливают большие и маленькие тарелочки, яблочки, колобки, печенье.

 В центре экологии мы используем следующие приёмы для развития мелкой моторики рук:

-массаж пальцев и кистей рук с помощью природного материала, шишек, гороха, бобов, орехов;

- рисование на крупе;

-рисование песком;

- перебирание и сортировка круп и семян (рис, горох, фасоль и др.);

- Различные игры с природным материалом;

-лепка из теста;

- игры с кинетическим песком.

В центре физкультуры в процессе развития двигательной активности, дети закрепляют знания о величине предмета. Дети обожают играть с мячами разного размера, ходить по коротким и длинным дорожкам со следами, перешагивать через широкие и узкие ручейки, играть с цветными ленточками.

    Развивающая предметно-пространственная среда нашей группы   обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-пространственная среда как средство сенсорного развития детей четвертого года жизни

В данной статье рассматривается влияние педметно-пространственнаой среды на развития детей четвертого года жизни. Правильно организованная развивающая среда представляет собой систему условий, которая...

Развивающая предметно-пространственная среда как средство сенсорного развития детей раннего возраста.

Удалова Светлана Александровна воспитатель МДОУ "Детский сад"Солнышко" № 6 г.Семенов Нижегородской области....

Создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды как средство успешного развития речи детей дошкольного возраста.

В пустых стенах ребенок не заговорит… Е. И. Тихеева[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16890255","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"417","width":"480"}}]]...

Создание оптимальной предметно-пространственной развивающей среды как средство успешного развития речи детей дошкольного возраста.

Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности....

статья «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Статья предназначена для музыкальных руководителей МДОУ, содержит разнообразный музыкальный материал с учетом требований, предъявляемых к работе с детьми разной возрастной категории по музыкально...

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...

Предметно-пространственная развивающая среда как средство эмоционального развития детей раннего возраста.

Тематика эмоционального развития детей очень актуальна. Анализ педагогической литературы позволил определить противоречие между методическим обеспечением эмоционального развития детей раннего возраста...