занятие
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

ГАБИДУЛЛИНА АЛЬФИЯ НАСИМОВНА

рассказ сказки четыре желания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chetyre_zhelaniya.3docx.docx350.35 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Тема: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотехники

Область: речевое развитие        

Цель: Развитие монологической речи дошкольников старшего возраста посредством пересказа рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотехники

 

Задачи:

  1. Образовательные:

- учить пересказывать рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания» с использованием мнемотехники

-Совершенствовать диалогическую форму речи.

- Учить определять на слух, звук, находящийся в начале и в конце слова

2. Развивающие: Развивать память, мышление, фонематический слух.

3. Воспитательные: Воспитывать представления детей о себе, как о члене коллектива.

Оборудование/ материалы/ инвентарь:

Демонстрационный материал: Конверт, мнемотаблица к рассказу К. Д. Ушинского «Четыре желания»,  рассказ К.Д. Ушинского « Четыре желания», загадки о временах года.

Раздаточный  материал: нет

Этапы организации образовательной деятельности

Время

Содержание взаимодействия воспитателя с детьми

Примечания

I.Ориентировка в деятельности

  1. Мотивация

2.Определение цели

3.Определение необходимых действий

II. Исполнительский этап

1.Чтение рассказа

2. Беседа по содержанию рассказа

3.Физ. минутка

4.Повторное чтение рассказа

5. Пересказ рассказа детьми с опорой на мнемотаблицу

6. Игра «Назови  звук в отгадке»

 

III. Завершающий этап

  1. Беседа по достижению цели

2 мин

20 мин

1-2 мин

 Ребята, почтальон принес конверт, от королевы Природы, она написала нам письмо, в котором говорит, о том, что злая колдунья заняла  место в замке королевы Природы и если мы не поможем справиться с заданиями Злюки, после зимы не наступит весна. А вот и сами задания. Для того чтобы с ними справится, нам нужно вспомнить все о временах года, в помощь нам, королева Природа отправила рассказ К.Д. Ушинского « Четыре желания», если мы хорошо его запомним, то будем знать все о временах года. А чтобы нам было легче его запомнить, к рассказу она приложила вот такие картинки. Поможем королеве? С чего мы начнем?

- Хорошо, сейчас я прочитаю рассказ,  садитесь на стульчики, ребята.

(Текст рассказа в приложении 1)

- Какие времена года описывает автор в рассказе?

-Назовите, в какой последовательности автор описывает времена года.

- Как звали мальчика?

- Можно ли сказать каким он был по характеру?

- А предположить, сколько ему было лет?

-Почему вы так думаете?

-Каким был папа Мити?

- Почему папу можно назвать мудрым?

- Почему автор назвал рассказ «Четыре желания»?

-Чем занимался мальчик зимой?

-Опишите, каким приходил Митя домой после катания на санках.

-Чем занимался Митя весной?

- А летом?

- Осенью?

-Можно ли сказать об этом рассказе поговоркой – У природы нет плохой погоды?

- Почему вы считаете что можно?

-Молодцы, а сейчас немного отдохнем

На орех взобрался Мишка- (Имитация движений – показать, как медведь  карабкается на дерево)
С ветки даль ему видна. (
Ладонь поставить как козырек ко лбу )

Смотрит на холмы и крыши: (Соединить руки над головой -  крыша)
Не идёт ли к нам весна? (Поднять плечи, выразить  удивление)
За деревней, за долиной, где прозрачен небосвод, (Повороты головы вправо и влево)
Клин  увидев журавлиный, (
Махи прямыми руками в стороны)

закричал: «Весна идёт!» (Руки вверх)

Отдохнули, хорошо, поскорей бы весна!

Ну, ничего, скоро мы справимся со всеми заданиями, и она сможет наступить, ребята посмотрите на картинки, Злюка их перепутала, сейчас я еще раз прочитаю рассказ, что бы вы смогли разложить их по порядку.

Ну, вот и пришло время воспользоваться картинками - подсказками от королевы природы, разложили их в нужной последовательности?

( Мнемотаблица в приложении 2)

- После такого рассказа, думаю, мы можем приступить к заданию Злюки, вы готовы, ребята?

Наступили  холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

 - Миша, назови первый  звук в слове.

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю

Движения полна,

Зовут меня… Алиса, назовите  последний звук.

Мне тепла для вас не жалко,

С юга я пришло с жарой.

Принесло цветы, рыбалку,

Комаров, звенящий рой,

Землянику в кузовке

И купание в реке.

- Вероника,  назовите первый и последний звук в слове.

Пусто в поле, дождь идет.

Ветерок скрывает листья.

С севера туман ползет,

Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг

Чуть крылом касаясь сосен.

Догадайся, милый друг,

Что за время года? - …

- Даша, назовите первый звук в слове.

- Вот и закончились все задания Злюки, сейчас я запишу отгадки на листок и отправлю их в замок королевы Природы. Придется Злюке покинуть замок.

- Смогли мы помочь королеве Природы?

- Что для этого мы делали?

Как хорошо, что нас много – смогли бы вы справиться с этими заданиями так же быстро по одному?

-Что вам понравилось больше всего?

- Что наступит после весны?

Думаю,  королева Природы останется довольна вами.

Дети садятся на стульчики и слушают рассказ.

Отвечают на вопросы

Шагают на месте

Выполняют движения руками изображая разные стили плавания

Шагают на месте

Дети рассмотрива -ют картинки, объясняют их значение.  

Пересказыва -  ют по цепочке, с опорой на мнемотаблицу, предлагаю по желанию, пересказать рассказ одному ребенку полностью.

Дети отгадывают загадки и называют первый или последний звук в отгадке

Дети отвечают на вопросы

Приложение 1.

Константин Дмитриевич Ушинский

«Четыре желания»

 

      Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

 

- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

 

- Запиши твоё желание в мою карманную книжку, - сказал отец.

 

Митя записал.

 

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

 

- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

 

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

 

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

 

- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

 

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

 

Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

 

- Осень лучше всех времён года!

 

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Приложение 2

Мнемотаблица к рассказу Константин Дмитриевич Ушинский

«Четыре желания»

 

image4.jpeg

image4.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Планирование занятий педагога - психолога. Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.

Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.ДатаNТема и  Название встречиЦельСодержаниеМатериал и оборудованиесентябрь1Консультация для родителе...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...