Звуки [С] - [З], [С’] - [З’]. Свистящие согласные звуки
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Симакова Мария Васильевна

Цели: формирование представления о свистящих согласных и различение звуков внутри этой группы по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости и способу произнесения; развитие связной речи, памяти, мышления, внимания; предупреждение возможных ошибок в письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi._5-_6_let._gruppa_1._06.04.2020.docx982.92 КБ

Предварительный просмотр:

Звуки [С] - [З], [С’] - [З’].

Свистящие согласные звуки

Цели: формирование представления о свистящих согласных и различение звуков внутри этой группы по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости и способу произнесения; развитие связной речи, памяти, мышления, внимания; предупреждение возможных ошибок в письменной речи.

Ход занятия

История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую Сову.

Прощаясь с игрушками, доктор-зебра посоветовал им сходить в тир и объяснил, как к нему пройти. «Свистящие стрелы», — прочитала Мудрая Сова, когда они подошли к тиру. «Почему ваш тир так называется?» — поинтересовался Ёжик у хозяина-суслика. На это суслик с гордостью ответил, что в его тире все стрелы во время полёта издают свистящие звуки. Красные стрелы летят со звуком [С],  синие — со звуком [С’],  зелёные — с [З], а розовые — с [З’].

Разумеется, игрушки решили задержаться в тире. А пока они выбирают себе стрелы, давайте поговорим о свистящих звуках.

Воспитатель знакомит детей с понятием «свистящие согласные».

Работа с рисунком (с. 42).

Игрушки уже готовы к стрельбе. Нам необходимо определить с каким звуком полетят их стрелы. Для этого надо только определить, какой свистящий звук слышится в названии цвета стрелы. У ежика стрела роЗового цвета, слышим звук ([З]). В названии каких мишеней (т.е. картинок для стрельбы) слышится звук [З]. (Зонт, ваза и т.д.). У Суслика стрела полетит со звуком ( [З’]). Потому что у суслика зелёные стрелы, а в слове зелёный есть звук [З’]. Аналогично выявляются звуки [С’], [С] и соответствующие им мишени.

Физкультминутка.

ЗАЙКА

     Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,                                   Отдохнул, теперь вставай,                 Лапкой, лапкой постучи, постучи.                                    Прыгать снова начинай!

        Ты на травку упади, упади,        Быстро к ёлочке беги

        Полежи и отдохни, отдохни.        И скорей назад скачи.

(Дети выполняют движения зайчика.)

Игра 1. Замена звуков [С] - [З], [С’] - [З’] в слогах и словах.

Скажите со звуком [С] вместо [З], а с [З] вместо [С]:  СА, ЗО, ЗЫ, СУ, ЗЭ, СНА, ИЗЫ, ЗЛЭ, СВО; ро-са, Ли-за, суп, соя, За-хар, змей, забор, слой.

Скажите со звуком [С’] вместо [З’], а [З’] вместо [С’]: СЁ, ЗЕ, СЯ, ЗИ, СЮ; АЗЯ, ЭСЕ, УЗЮ, ВСЯ, ВЗЮ, ИСИ; Си-ма, зев, бу-си-на.

Игра 2. Восполнение слогового состава слов.

Добавьте слог СА или ЗА в конце слова: иа(за), голо(са), гро_ так_, сле_ , зано_, берё_.

Скажите со слогом СА или ЗА в начале слова: _ ни (сани), _ мок (замок), _ша, _пах, _ д, _ дик, _ втрак.

Добавьте слог СЫ или ЗЫ в конце слова: водола _, анана_, моро _, подно _, воло _, парово_, поло_, арбу_, какту_, расска_, зака_, фо-ку _, серви _, бу _, га _, гру _, компа _.

Добавьте слог СИ или ЗИ в конце слова: прине _, приве _, отве отне _, заве_, зане_, гу _, гря _, ло _, кара _, ма_.

Определение одинаковых слогов в словах (рис. на с. 43).

Назовите пары слов и определите одинаковые слом: таткСИ—караСИ, рюкЗАК—каЗАК, касСЕта—СЕмечки, корЗИна—миЗИнец, пылеСОС—СОСка.

Подбор слов к схемам (рис. на с. 43).

Объясните, что обозначает каждая схема. (Первая схема обозначает, что слово начинается со звука [С] и тд.). Определите с помощью схем, кото из этих детей зовут Зоя (дети указывают на девочку, нарисованную под второй схемой), Зина (девочка под четвёртой схемой), Света (под первой схемой), Настя (под последней схемой), Костя (под предпоследней схемой) и Серёжа (под третьей схемой).

Работа в прописях (с. 19).

Подведение итогов занятия. Отличия звуки [С] и [З],  [С'] и [З']. Про какой из этих звуков можно сказать: согласный, глухой, мягкий; согласный, звонкий, твёрдый; согласный, звонкий, мягкий; согласный, глухой, твёрдый.

1. Куда попали наши путешественники? Определи, с каким свистящим звуком ([С], [З], [С’], [З’]) полетит стрела, если её цвет краСный, роЗовый, Зелёный, Синий. В какие мишени будет стрелять каждый участник состязания лучников?



       Обведи по контуру буквы З и С, прочитай слоги.

Соедини синей или зелёной линией буквы З и С с гласными буквами.

Угадай, какие буквы спрятались. Дорисуй эти буквы. б.

Из каких букв составлен узор? Назови буквы правильно!

 Выбери цвета и обведи буквы, каждый раз называя их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема занятия: «Звуки [К] - [Кь]. Твердые и мягкие согласные звуки».

Конспект занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст по программе 1- ой подготовительной группы)....

Занятие по обучению детей грамоте «В стране звуков [ж]-[з], [ж]-[ш]. Шипящих согласных звуков»

Задачи: - продолжать учить сопоставлять звуки; - дать понятие о шипящих звуках; - продолжать учить называть слова с данными звуками в разных позициях; - формировать быструю реакцию на слово, учить...

Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы.

Образование согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки. Способы их определения. Схемы....

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], стр.59

Конспект НОД по подготовке обучению грамоте Тема: Многозначные слова. Согласный звук к  (к’), буква «К». Введение понятия «глухой согласный звук»[27], стр.53 [27], с...