Конспект НОД по развитию речи и грамота
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бугибаева Лаура Исаевна
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе. Итоговое занятие по развитию речи «Весна-красна»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novoe_nod_mart_2020.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе.

                   Итоговое занятие по развитию речи  «Весна-красна»

Тип ОД: обобщающее.

Направление: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.

Форма организации: фронтальная, подгрупповая.

Форма проведения: тематическое занятие

Цель: показать знания и умения детей, полученные на занятиях по развитию речи в течении года.

 

Задачи  приоритетной образовательной области:

  • Учить детей составлять короткий рассказ, используя метод мнемотехники, передавая интонационную выразительность.
  • Продолжить формировать умение отвечать на вопросы по тексту полными предложениями.
  • Способствовать обогащению словарного запаса; 
  • Активизировать словарь по теме; 
  • Воспитывать любовь к художественному слову;
  • уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной;
  • закрепить приметы весны, названия весенних месяцев;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

Задачи интегрируемых областей:

          Образовательные:

уточнить словарь по теме «Весна», закрепить приметы весны, названия весенних месяцев;

совершенствовать грамматический строй речи при образовании прилагательных; закрепление умения подбирать слова-родственники,

закреплять умение составлять предложения и пересказывать по картинкам;

- учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные).

 - составлять и читать слово.

Развивающие:

развивать диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление, память; развивать инициативу и самостоятельность.

развивать умение выражать эмоции с помощью голоса, мимики и жестов.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе;

формировать навык сотрудничества;

Предпосылки учебной деятельности:

Формировать навыки учебной  деятельности, умение слушать указания и пояснения воспитателя, отвечать на вопросы, одновременно начинать и прекращать действия, не мешая друг другу.

Игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори»; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательная, продуктивная.

Методическое обеспечение:

Демонстрационный материал: макет  облака, солнышко. Группа оформлена по теме, мяч ,мнемо-таблица , игрушка (солнышко),корзина с игрушками (мяч, машина, кукла).

Раздаточный материал; мнемо-карточки для каждого ребенка, пеналы .

Приемы руководства деятельностью детей:

Для постановки целей и мотивации деятельности: создание игровой ситуаций.

Для активации деятельности детей в процессе НОД: сюрпризный момент.

Для организации практической деятельности: Рассказ воспитателя

о сне ,отгадывание детьми, выполнять задачи злого,волшебника разбор слова «Весна» .

Приемы поддержания интереса у детей: игровая ситуация, игровые упражнения, физминутка, мнемотехники

Словарная работа: перистые, проталинка, шелковистая ,душистая .• Рефлексия: подведение итогов на каждом этапе.

Этапы деятельности

Содержание

Организационный этап

1.Коммуникативная игра

«Здравствуй солнце»

2.Сюрпризный момент.

   

3 Упражнение на                

       дыхание

. Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся с гостями  (Дети стоят в кругу и здороваются).  Давайте вспомним правила. Напомните их мне

1ребенок: Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2 ребенок: Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

- Сегодня мне приснился сказочный сон, но то, что в нем происходило, было запутанно. Я вам сейчас расскажу,  а вы помогите разгадать сон. Представьте себе красавицу, волшебницу,  в ее волосы вплетены листья, подснежники. Взмахнет она волшебной палочкой и тает снег, распускаются листья. Интересно, кто же эта красавица, волшебница?

Дети: Весна.

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Спасибо, что помогли разгадать мой сон. Вы, конечно, догадались, что речь  сегодня пойдет о весне.   А как  называются  весенние месяцы?

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: А сейчас  давайте    придумаем    предложения про весну,

каждое предложение должно начинаться со слова «весной».

Весной  солнце светит     ярче,  теплее.

 Весной солнце яркое, лучистое, теплое, ласковое.

 Весной облака легкие, перистые, пушистые.

 Весной  на крышах  домов  тают  сосульки.  

 Весной    на  деревьях  появляются  зелёные  листики.  

 Весной появляются первый цветы.

 Весной на проталинах расцветают подснежники, мать-и-мачеха.

 Весной трава молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая.  

 Весной  животные   просыпаются  после  зимней  спячки.

 Весной  зайчик,  белочка  меняют  свои  шубки.  

 Весной   с   юга прилетают птицы.  

Весной люди снимают  шубы  и   надевают легкую одежду.

Весной прилетают перелетные птицы: грачи, ласточки, скворцы.  

-   Молодцы, ребята, много придумали красивых предложений.

Воспитатель: Посмотрите, какая красота наступает вокруг с приходом  весны. Какая же весна? Опишите ее.

Дети: Молодая, теплая, зеленая, солнечная, душистая.

Воспитатель: Ребята, что случилось с солнышком? Как мы можем ему помочь? (В центре комнаты стоит мольберт, на котором расположено солнце, закрытое тучами

Воспитатель: Давайте подуем на тучки.

Дыхательная гимнастика

Тучки освобождают солнышко, оно с одним лучиком.

Воспитатель: Солнышко какое? (грустное)

Почему солнышко грустное?  Потому что она потеряла лучики. Злой волшебник его заколдовал и разбросал в разные стороны. Ребята мы должны найти лучики и расколдовать. Значит должны выполнять все задания злого волшебника

II. Организационно - поисковый этап.

1.Игра с мячом

2.Игровое упражнен «Игра назови слова-действия»

3.Игровое упражнение

Составление рассказа по мнемо-таблице

1 Лучик Ребенок Я нашел лучик на столе. Первое задание надо называть слова предметы, признаки, действия.

«Игра с мячом»

(красивая, теплая, пахучая, долгожданная, цветущая, ранняя и т. д.)

- Молодцы, ребята, вы вспомнили и назвали красивые слова (определения).

2 Лучик Я нашел лучик рядом с игрушками Второе задание

 - А теперь вспомните и назовите слова-действия.

- Что можно делать весной? (сажать цветы, сеять семена, слушать пение птиц, мастерить скворечник и т. д.).

-Вы назвали слова… (действия).

3 Лучик Я нашла лучик возле животных,3 задание  Предлагаю детям присесть, отдохнуть немного, и пользуясь мнемотаблицей помочь составить красивый рассказ.

«Пришла весна». 

Наступила  весна.   Весной  день  длиннее,    а ночь   короче.   Небо  голубое   и  идёт  тёплый  весенний дождь.   Весной  на  деревьях  распускаются  листочки. Птицы  возвращаются  из  тёплых  стран,  строят  гнёзда  и  высиживают  птенцов.  Снег  становится  тёмным, рыхлым, тает  и  по  земле  бегут  ручьи.  На  земле  появляются проталины,  а  прямо  из   под  снега  расцветают  подснежники  -  первые  вестники  весны.

Воспитатель: Много забот у людей весной: вскапывают землю, сеют в клумбы семена цветов, сажают рассаду, в грядки сеют семена овощей. Весна – щедрое на радость время года. Любуйся красотой, слушай пение птиц и наслаждайся чудными майскими запахами.

Ребята давайте отдохнем впереди  много есть трудных заданий

 4. Физкультминутка

5Игровое упражнение «Назови ласково»

6 Игровое упражнение

«Игра раздели слова на слоги»

7 Звуковой анализ слова

8 Игровое упражнение «Солнышко какое?»

Физкультминутка

Как весна с зимою  повстречались,     (повороты в стороны, руки на поясе)

Как зима с веною распрощались,         (машут друг другу руками)

Как весна ручьями разливалась,           (лодочка, руки вправо, влево),

Как весна цветами распускалась,           (присесть на корточки)

Как вставало утром солнце красное,      (руки вверх, к центру круга)

Как светило людям оно ласково,

Как весну мы славим за ее дела,

Слава ей, что она пришла 

5 Лучик Я нашел лучик ….. Игра «Назови ласково»

Ручей… ручеек, лёд… льдинка, лист… листочек, трава…травка, травушка, пень… пенек, цветок… цветочек, лес… лесок, луг… лужок, река… речка.. реченька, солнце… солнышко, лужа… лужица, проталина… проталинка, почка…почечка, дерево… деревце, капля- капелька и т.д.

6ЛучикЯ нашла лучик под столом. «Игра раздели слова на слоги» 

(Корзина с игрушками: мяч ,кукла, машина) -Ребята посмотрите что лежат в корзине? (Мяч,кукла,машина)

- А как назвать эти предметы одним словом? (Игрушки)

-На что мы делим слова? (Слоги)

-Как можно определить сколько слогов в слове?

-Сколько слогов в слове мяч? Определи первый звук в слове мяч

-Сколько слогов в слове кукла? Определи последний звук в слове кукла.

-Сколько слогов в слове машина ?

7 лучик .Я нашел лучик под диваном.  

-  Ребята о каком времени года мы говорим ? (О весне)

 -Давайте выполним звуковой анализ слова ВЕСНА.

- Ребята, кто помнит, из чего состоят слова? (из звуков).

- А какие звуки вы знаете? (гласные, согласные).

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

 (В слове ВЕСНА пять звуков).

- Сколько гласных в слове? (Е, А).

- Сколько согласных? (три согласных звука – В, С, Н).

- Зарисуйте звуковую схему этого слова? (Один ребенок выполняет у доски)

- А теперь определим ударение в нашем слове, произнесем его. Где стоит ударение? На каком слоге? На каком звуке?

Значит ударный гласный звук  а.

ВЕСНА

- Ребята, чем отличаются звуки и буквы?

(Буквы – мы видим, читаем, пишем.

Звуки – слышим, произносим).

- Молодцы, вы верно выполнили все  задания,и расколдовали солнышко. Посмотрите солнышко-то улыбается, радуется потому что мы собрали все лучики. А давайте-ка ребята сделаем вот так каждый из вас подержит ее в руках и скажет какое оно.

Игра «Солнышко какое? ».

Солнышко  желтое, круглое,  ласковое,  веселое, озорное, лучистое,

теплое,  яркое,  жаркое, золотое…

III. Рефлексия:

Воспитатель: Ребята что было особенно трудно? Что мы не знали где и куда разбросал лучики злой волшебник . Но мы нашли преодолели все трудности

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи и грамоте в средней группе "Знатоки родного языка"

Выявить уровень знаний детей, совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа....

Конспект ООД по развитию речи и грамоте в старшей группе "Знатоки родного языка"

Конспект итогового занятия по развитию речи и грамоте "Знатоки родного языка"...

Конспект занятия по развитию речи и грамоте в старшей -разновозрастной группе (5-7 лет)

Тема: «Гласный звук «Ы», буква «Ы».                     Подготовила: воспитатель- Щетинина Ирина Вик...

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи, обучению грамоте и ФЭМП на тему: «Загадки Феи Сказок» для детей подготовительной группы

Коннспект интегрированного занятия с использованием загадок по теме самообразования: «РОЛЬ ЗАГАДКИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА»....

КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ)

Тема: «Звуки «М – Мь» и буква М».Задачи: содействовать  умению  различать на слух звуки «М и Мь», произносить слова и словосочетания,  формиров...