Методическая разработка по развитию речи с использованием ИКТ на тему "Профессии"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Самуйлова Елена Эдуардовна

Расширение и уточнение представлений и знаний о разных профессиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель:

      Расширение и уточнение представлений, знаний о разных профессиях.


Задачи:


1. Образовательные: Расширять представление о профессиях людей, учить называть профессии по месту работы или роду занятия. Уточнять и расширять словарный запас по данной теме. Совершенствовать    навыки построения сложного предложения. Развивать речевую активность,   диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).

 2. Развивающие: Развивать общую, артикуляционную, мелкую моторику, мимическую мускулатуру, дыхание. Упражнять в образовании имен существительных множественного числа родительного падежа. Развивать связную речь,  внимание, логическое мышление, память.

3. Воспитательные: Воспитывать самоконтроль за речью. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. Формировать познавательный интерес, желание добиваться успеха собственным трудом. Воспитывать умение работать в коллективе.

 

Предварительная работа: 

  рассматривание картинок  с разными профессиями, разучивание артикуляционной гимнастики, составление слогов.

   

  Оборудование.  Предметные картинки (учитель, врач, строитель, повар, пожарник, учитель, парикмахер, портной, полицейский, маляр).

Контуры людей разных профессий, простой карандаш.


                                   

                                                       

                                             

                                           

                                           

                                                   

                                         

                                                         

                                                   

 1. Организационный момент

 /Установление эмоционального контакта/

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера!

- Улыбнитесь друг другу. Назовите каждый по очереди свое имя ласково, так как вас называет мама.


2. Артикуляционная гимнастика. 

Все ребята по порядку утром делают зарядку.

Язычок наш тоже хочет на детишек быть похожим.

Раз – мы песенку запели.

Два – уселись на качели.

Три – на лошади скакали.

На четыре – поболтали.

Пять – по зубкам постучали.

Шесть – мы в «часики» играли.

Семь – лаками словно кошка.

Восемь – спела нам гармошка.

Девять – сделали грибок.

Десять – ротик на замок.

3. Основная часть. Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее пользу людям. Что такое профессия? Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессий очень много.

4. Пальчиковая гимнастика «Почтальон»

Что принес нам почтальон? Поднимают плечики. 

С толстой сумкой ходит он. Показывают сумку.

Перевод, журнал, газету, Загибают по одному пальчику.

В бандероли две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

 Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городу «Профессий», для того чтобы ещё больше узнать о профессиях. А, на чем мы с вами будем путешествовать,  вы узнаете, если отгадаете загадку:                                                                                   Железные избушки прицеплены друг к дружке,

             Одна из них с трубой, ведет всех за собой.   /поезд/.

- Правильно! Мы поедем на поезде.

- Кто управляет поездом? /машинист/

  Кто еще работает на поезде? /проводник/

- Молодцы! Занимаем свои места и отправляемся в путь!

 5. Развитие дыхания.

- Прислушайтесь. Впереди слышится гудок поезда. /произнесение слога на одном выдохе ТУ-ТУ-ТУ/

6.Развитие мимической мускулатуры.

- А теперь посмотрите в окно, направо. Солнышко так ярко светит нам прямо в глаза. Зажмурьте свои глазки.  Посмотрите налево. Прохожие нам улыбаются. Давайте им тоже улыбнемся. Помашем им рукой.

     7. Отгадывание загадок с опорой на картинки.

- Ребята, мы попали на станцию Загадок. Надо отгадать загадки о профессиях. Презентация.

На столе лежат картинки, на которых изображены предметы к той или иной профессии. Дети находят, кому для работы какие предметы, атрибуты необходимы и для чего.

Выполнить задание и составить предложения.

7. Игра «Назови по картинкам людей, которых профессий много».

Врач – много врачей,  учитель – много учителей…

8. Игра «Что лишнее?».

Развитие речевого слуха. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения).

Определите, что лишнее из названных мною предметов, объясните, почему этот предмет  лишний?

Врачу нужны: бинты, вата, шприц, кастрюля.

Повару нужны: кастрюли, сковорода, руль, половник.

Водителю нужны: шприц, машина, руль, насос.

Портному нужны: ножницы, молоток, мел, иголка.

Дворнику нужны: лопата, ножницы, молоток, метла, лом.

Шоферу нужны: машина, колеса, иголка, бензин.

Сапожнику нужны: иголка, нитки, пила, швейная машина.

Маляру нужны: краска, кисть, тарелка, банка.

Учителю нужны: тетради, кукла, ручки, карандаши.

9. Физкультминутка  «Лётчик».  

Быть шофером хорошо,

Бегут по кругу, крутят руль.

А летчиком - лучше.

Я бы  в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Бегут,  расставив руки, как крылья.

Наливаю в бак бензин.

Остановились, наклонили воображаемый

сосуд.

Завожу пропеллер.

Круговые движения рук.

В небеса, мотор, вези.

Чтобы птицы пели.

Вновь бегут, расставив крылья.

10. Д/ игра “ Подбери слово ”.

Воспитатель предлагает детям взять со стола картинки, назвать человек какой профессии на них изображен, и подобрать к нему слова определения.
Летчик какой ? – храбрый, смелый.
Учитель какой ? – умный, добрый.
Водитель какой ? – внимательный, осторожный, . . .
Незнайка врач какой ? – злой, страшный. Дети его поправляют врач – добрый, заботливый.

11. Игра «Исправь ошибки»

Воспитатель: «Послушай внимательно, исправишь обязательно!»

Водитель управляет самолетом.  (Пилот управляет самолетом)

Тракторист учит детей. (Учитель учит детей)

Повар приготовил вкусный зуб. (Повар приготовил вкусный суп)

К больному пришел грач. (К больному пришёл врач)

Садовник поливает цветы из линейки. (Садовник поливает цветы из лейки)

Водитель сидит за кулем. (Водитель сидит за рулем)

12.Игра «Кому принадлежит фраза?»

- Как вас подстричь? А челку покороче? (Парикмахеру)

- Дети, здравствуйте! Начинаем урок чтения. Откройте учебники на 45 странице. (Учителю)

Несите кирпич, цемент.(Строителю)

У вас болит горло? Откройте шире рот и скажите: А-а-а. (Врачу)

Сколько вам взвесить конфет? С вас 50 рублей! (Продавцу)

13. Д/ игра “ Кем хочешь быть ? ”
Дети рассказывают, кем они хотят быть, составляют простые предложения с союзом –или-.
Я хочу быть учителем или врачом.
Я хочу быть продавцом или поваром.
  

14. Работа в тетрадях.  Штриховка одежды людей разных профессий.

15.Итог. Наше путешествие в город «Профессий» закончилось. Давайте вспомним все о чем мы сегодня разговаривали.

-Сегодня мы вспомнили так много профессий, как вы думаете, какая профессия самая важная.

 Что было бы, если бы не было врачей?

Что было бы, если не было учителей?

Что было бы, если не было строителей, пожарных художников…

А кем хотите стать вы когда вырастите и почему?

             

               

 Твоё признание.

Строитель нам построит дом,

И мы в нем дружно заведем.

    Костюм нарядный, выходной

    Искусно нам сошьет портной.

Даст книги нам библиотекарь.

Хлеб испечет в пекарне пекарь.

    Учитель выучит всему.

     Научит грамоте, письму.

Письмо доставит почтальон,

А повар сварит нам бульон.

     Я думаю, ты подрастешь

     И дело по душе найдешь.

Похвала детей .

Использованная литература: 

1.Смирнова Л. Н. Воспитательия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: Пособие для Воспитательов, дефектологов и воспитателей. — М.: «Мозаика-Синтез», 2004. — 80 .

2.Н.Э.Теремкова Воспитательические домашние задания для детей5-7 лет с ОНР.

3.Сеть Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи с использованием презентации

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием презентации «Домашние животные и их детёныши»....

Методическая разработка по развитию речи с использованием ТРИЗ - технологий в подготовительной группе на тему «Гуси-лебеди»

Цель: обучение детей творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ.Задачи:Учить узнавать сказочных героев.Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёд...

Методические разработки по развитию речи с использованием инновационных методов

Введение.Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. Развитие речи самым...

Методическая разработка по развитию речи с использованием информационно – коммуникативных технологий Тема: рассматривание картины Исаака Ильича Левитана «Март»

Методическая разработкавоспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речис использованием информационно – коммуникативных технологий      Тема...

Методические разработки по развитию речи с использованием инновационных методов

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использоватьв качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ педагога с незнач...