Перспективный план кружка «Речецветик» по развитию речи посредством ознакомления детей с художественной литературой младшая группа №9 (3-4 года)
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Дегтярева Галина Михайловна

Актуальность.

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды….

Но слова — речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛУШКА» г.ВОЛГОДОНСКА

(МБДОУ ДС «Золушка» г.Волгодонска)

                                                      УТВЕРЖДАЮ:

                                                       Заведующий МБДОУ ДС

                                                      «Золушка» г.Волгодонска

                                              ________________Ю.С.Лямина

                                      Приказ №_____ от «___»_____.2020

Перспективный план кружка

«Речецветик»

по развитию речи посредством ознакомления детей

с художественной литературой

младшая группа №9 (3-4 года)

Воспитатель:

1 категории

Г.М. Дегтярева

г. Волгодонск

«Развитие речи детей посредством ознакомления с художественной литературой»

Актуальность.

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды….

Но слова — речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».

Красноречие было в чести во все времена. В разных странах во время высочайших взлётов культуры народов появлялась наука о мастерстве речи, общения, убеждения словом. Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Цель не в том, чтобы ребенок  знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения дошкольников считаю развитие речевой активности детей через сказки.

ЦЕЛЬ:

Развитие  речевой  активности у детей младшего дошкольного возраста  через ознакомление с художественной литературой.

ЗАДАЧИ:

1.Развивать речевую активность у детей.

2. Способствовать общему совершенствованию речи ребенка, активизировать

словарь, воспитывать интерес к живому слову.

3. Развивать у детей память,  коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи.

4. Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения.

Работа с родителями

1.Помощь родителей в подборе художественных произведений.

2.Чтение сказок с родителями дома.

3. Оказание помощи в подготовке атрибутов к сказкам.

4. Рисунки родителей для создания книги « Наши любимые книги».

Консультация «Сказка в жизни ребенка».

2. Консультация «Читаем всей семьей»

Привлечение родителей к подготовке кукольного спектакля «Репка»

Привлечение родителей к подготовке кукольного спектакля «Колобок»

Консультация «Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики.»

3.Консультация «Значение развития речевого дыхания для развития речи воспитанников».

Родительское собрание «Развитие речи младших дошкольников».

Ожидаемые результаты.

1.Проект, направленный на развитие речи детей, приведет к компетентной, нравственно – здоровой, социально адаптированной личности.

2.Создание книги « Наши любимые произведения».

Реализация проекта будет способствовать:

расширению словарного запаса и формированию связного высказывания;

— привития любви к людям, книгам, окружающему миру;

— социально – эмоциональному развитию детей;

— включению родителей в педагогический процесс.

Перспективный план кружка «Речецветик»

Месяц

Тема занятия

Цель

Содержание

Сентябрь

1. Цикл стихотворений А. Б. «Игрушки».

Цель: вызвать желание выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения.

Формировать положительное отношение к поэзии.

Рассматривание яркой книги.

Рассказ детей о том, какая игрушка.

Рассказывание стихотворений А. Барто.

2. «Веселый колобок» (художественная литература).

Цель: вовлекать детей в ролевой диалог во время рассказывания знакомой сказки. Закрепить

правила речевого поведения во время знакомства. Вводить первые навыки придумывания

содержания сказки с новыми героями. (Что случилось бы, если колобок встретил белку?).

Развивающая игра «Разноцветный сундучок» - обучение детей навыкам согласования существительных и прилагательных.

Октябрь

1. Малые фольклорные формы. Загадки, потешки.

Уточнить представления о загадках.

Познакомить с жанром потешки.

Исполнение знакомых потешек «Водичка», «Петушок».

Заучивание наизусть потешки «Котик».

2. Чтение стихотворений о животных.

Цель: учить эмоционально воспринимать стихи, чувствовать ритм стихотворной речи.

Слушание стихов о животных.

Рассказывание стихотворений совместно с воспитателем.

Рассказывание стихотворения о еже, сопровождая показом движений в соответствии с текстом.

Ноябрь

1. Сказка К. Чуковского  «Цыпленок».

Учить подбирать определения к заданному слову, находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях; пополнять словарь эмоционально-оценочной лексикой.

Упражнение  «Подбор определений к заданному слову».

Разыгрывание этюдов  «Как цыпленок важничал, когда гулял по двору», «Как мама-курица заботилась о сыночке, оберегала его», «Как напал на курицу злой кот», Как мама-курица приласкала цыпленка».

2. Русская народная сказка  «Теремок».

Учить эмоционально воспринимать содержание сказки; запоминать действующих лиц и последовательность действий при помощи метода моделирования.

Игра в сказку с помощью игрушек; разыгрывание диалогов. Дети делают свои теремки. На листах с изображением домика дети самостоятельно дорисовывают двери, обозначают на рисунках каждого из персонажей.

Декабрь

1. Сказка К. Чуковского «Мойдодыр».

Учить осознавать тему, содержание поэтического произведения; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.

Проговаривание потешки «Водичка, водичка».

Игра «Закончи высказывание».

2. Стихотворение Е. Трутневой «С Новым годом!».

Учить выражать свои впечатления от новогоднего праздника в связанных высказываниях.

При рассказывании стих-я наизусть передавать интонацией радость, торжество.

Беседа о празднике по картине. Рассказ стих-я по очереди.

Повторение стихотворения хором в хороводе.

Январь

1. Чтение стихотворений о детях.

Продолжать учить эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов.

Слушание стихов о детях.

Выполнение интонационного упражнения «Пальчик потерялся.».

Рассказывание наизусть данного стих-я.

Февраль

1. Русская народная сказка «Маша и медведь».

Учить эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации.

Разыгрывание эпизода «Сборы медведя в путь»,  «Мишка несет короб бабушке и дедушке»

2.Малые фольклорные формы. Загадки, потешки.

Продолжать знакомить с потешками. Учить запоминать и выразительно рассказывать потешку.

Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Чтение потешек «Расти , коса до пояса»

Отгадывание загадок о животных.

Март

1. Стихотворение Я. Акима «Мама».

Вызывать радостный эмоциональный настрой.

Помочь выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность.

Беседа о празднике «8 Марта».

Рассказывание стих-я о маме.

Рисование солнышка для мамы.

Исполнение песни маме.

2. Чтение р-н сказки «Лиса, заяц и петух».

Познакомить детей со сказкой, на примере героев показать ,как члены семьи заботятся друг о друге.

Схематичное изображение сказки на листе бумаги с помощью воспитателя.

Повторение диалогов по содержанию сказки.

Апрель

1. Ознакомление с русской народной сказкой «Козлятки и волк».

Учить интонационно передавать характеры персонажей при воспроизведении их песенок; активизировать глагольную лексику, составлять связные высказывания на заданную тему, используя структурно-логическую схему.

Повторение песенки голосом козы и волка.

Игра  «Закончи предложение».

Игра в сказку в шапочках под музыкальное сопровождение сказки.

2. Русская народная сказка «Снегурушка и лиса».

Ознакомление детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса». Развитие речи: ответы на вопросы по содержанию сказки (грамматика и словарь). Использование интонационных средств для передачи отношения к персонажу сказки.

Слушание сказки в музыкальном сопровождении.

Проигрывание отдельных эпизодов сказки с помощью игрушек настольного театра.

Май

  1. Потешки-заклички, поговорки, считалки.

Познакомить со значением и содержанием потешек-закличек.

Учить выразительно, ритмично рассказывать потешки.

Хороводная игра «Солнышко, солнышко!»

Загадывание загадок.

Игра в догонялки с проговариванием считалки.

  1. Рассказ в стихах «Неприятный случай», сказка «Как лечили петуха» А. Крылова, рассказ М. Пришвина «Еж»

Учить воспринимать языковые и художественные особенности поэтического текста.

Чтение рассказ М. Пришвина «Еж».

Чтение рассказа в стихах «Неприятный случай».

Чтение «Как лечили петуха» А. Крылова.

Речевая игра «Я начну, а ты закончи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одарёнными детьми по развитию речи и ознакомление с художественной литературой.

Создать условия для её увлечения, вовлекать её в коллективные пересказывания, сочинение рассказов, находить рифму для стихов. Обеспечить возможность творческой словесной реализации. Привлекать родител...

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» в младшей группе на 2017 – 2018 учебный год

Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми составлено для реализации парциальной программы О.С.Ушаковой «Развитие речи дошкольников».Основными задачами программы явля...

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» в подготовительной группе на 2017 – 2018 учебный год

Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми составлено для реализации парциальной программы О.С.Ушаковой «Развитие речи дошкольников».Основными задачами программы явля...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в младшей группе Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в младшей группеТема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК»Подготовила: Краснокутская Т.А. Ц...


 

Комментарии

Пущук Оксана Владимировна

Нашла полезную информацию.